Как не загнать себя на курсах профпереподготовки: 7 советов для самых серьезно настроенных

Новые знания — это круто. Но ко всему нужно подходить с умом. Студентка курса «Коммерческий редактор/копирайтер» Валерия Маркова рассказала, как сохранить здоровье себе и близким во время курсов профпереподготовки.

Обучение в онлайн-университете: профессия «Коммерческий редактор/копирайтер»

Освоение новой профессии это не только открывающиеся возможности и бабочки в животе от предвкушения, но и вызов нашему обычному состоянию. Даже если курс нравится, организму приходится нарушать привычный образ жизни: от чего-то отказываться, искать время для нового занятия, переживать о результатах и выдерживать критику. Еще быть готовым к шквалу новой информации, которая лезет из вебинаров, полезных ссылок с лонгридами на 30 минут и ссылок «на тему» внутри тех первых ссылок -можно испугаться и не выдержать кажущейся необъятности материала. В общем, постепенно не осознавая начинаешь стрессовать. Если заранее это учесть, то все проделанное пойдет только на пользу. Если же пустить ситуацию на самотек, можно не добиться желаемого результата или вообще не дотянуть до диплома.

Немного предыстории и почему моя статья может пригодится другим желающим обучиться новой специализации. Я присоединилась к курсу Нетологии «Коммерческий редактор/копирайтер» на неделю позже старта. Когда я открыла свой личный кабинет и увидела, что уже просрочила два дедлайна на домашние задания, и меня ждет два блока с одиннадцатью не пройденными лекциями, а к ним еще и дополнительные материалы, меня охватила паника. Сразу скажу, что редактурой или профессиональным написанием текста я раньше не занималась, для меня это реально граунд зеро.

Первые четыре-пять дней я почти без перерыва сидела за компьютером и поглощала материал, параллельно думала над первыми заданиями. Когда наконец со всем справилась, я себя чувствовала зомби, переевшего мозгов, и от профессии коммерческого редактора меня начало подташнивать.

Отдохнув, я поняла, что дело не в коммерческом редакторе, а в моем неумении погружаться в новую сферу. Исходя из своего опыта поделюсь советами, как избежать перегрева нервной системы и заодно компьютера, — он вам необходим на протяжении всего курса, да и в дальнейшем.

Совет 1. Расставьте приоритеты и разберитесь с компромиссами заранее

Когда мы сильно заняты, каждое решение должно тщательно проверяться на полезность. Соглашаясь на что-то новое, не всегда осознаешь, что придется отказаться от чего-то старого и начать говорить «нет» определенным вещам и даже людям. К этому надо быть готовым заранее, и расставить приоритеты на такой период времени.

Например, составьте список вещей, без которых вы точно не проживете в здравом уме больше двух недель. Как правило, когда осознаешь, что времени нет совсем, эти вещи первыми всплывают в голове: «а как же моя игра на гитаре по вторникам в семь?» Их можно выделить в категорию приоритетных.

Скорее всего, придется договариваться с самим собой. Можно прямо в форме диалога и приводя убедительные доводы: «В следующие четыре месяца нам придется реже ходить в спортзал или можно пожертвовать посиделками в кафе с подружками и вместо этого сходит еще раз на йогу». У каждого свои зоны, в которых можно искать компромиссы. Если у вас дети, заранее подумайте, чем их занять или с кем оставить на время вебинаров или подготовки домашек.

Еще составьте примерный план по дням недели со всеми необходимыми мероприятиями. Так вы наглядно убедитесь, на что хватает времени и где можно что-то поменять в расписании, а что, наоборот, бескомпромиссно зафиксировано в планах и придется смириться.

В Нетологии большинство работ выполняют в Google Docs, поэтому настройте Google Calendar, который в него встроен: функция напоминания о предстоящих делах поможет не засидеться забыв о времени.

Совет 2. Никакого «творческого» беспорядка и раздражителей

Сюда относится не только беспорядок на рабочем месте, но и все, что мы ежедневно терпим, не отдавая себе в этом отчет. Это могут быть дурные привычки, определенные действия или условия, с которыми мы смирились — теперь они часть нашей жизни.

Дэвид Рок, бизнес-консультант и основатель Института Нейролидерства в книге «Мозг. Инструкция по применению: как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок» предлагает воспринимать свои сознательные размышления ценным ресурсом, который нужно экономить: «Когда мы пытаемся не отвлекаться на посторонние вещи, это истощает нашу ментальную энергию. Ее нехватку можно компенсировать за счет высокой мотивации, но это возможно лишь в случае, если такое истощение носит мягкий характер».

Составьте список всех раздражителей, от которых при наличии выбора вы бы отказались. Возможно, вас напрягает забитая письмами почта, медленный компьютер или невозможность спокойно пообедать никуда не дергаясь — таких токсичных мелочей может оказаться много, и все вместе они потихоньку доводят. Не надо их недооценивать: чем меньше вы сопротивляетесь раздражающим факторам — тем меньше решений вы принимаете и тем больше у вас остается ментальной энергии на выполнение сложной умственной работы, такой как изучение нового материала и выполнение объёмных заданий. Это особенно важно в периоды сильных нагрузок, таких как совмещение работы и учебы.

Составьте этот список заранее, особенно обратите внимание на те раздражители, которые напрямую зависят от вас. Постарайтесь избавиться от большинства из них до начала интенсивного периода.

Совет 3. Изучайте материал по-порядку и не хватайтесь за все сразу

Если так же как и я вы присоединились к курсу с опозданием либо из-за нехватки времени у вас скопилось несколько блоков лекций, не надо садиться и подряд слушать все лекции. Еще ошибочнее начинать с последнего блока, потому что «дедлайн на него скоро истекает, и я еще успею».

Дэвид Рок советует не складировать разнородную информацию в голове, а сразу использовать мозг для взаимодействия с ней. Воспринимайте это как строительство дома: прыгая с темы на тему и не пройдя все стадии изучения материала, не получится выстроить прочный фундамент знаний, и вся структура развалится при первом дуновении ветра как соломенный домик.

Чтобы не было сумбура в голове и стресса из-за постоянных метаний, придерживайтесь схемы: прослушал лекцию освоил сопутствующий материал выполнил задание перешел к следующему блоку. Так вы погрузитесь в конкретную тему, подробно ее изучите и сварившись достаточно в новой информации, произведете на свет хорошее домашнее задание.

Совет 4. Воспринимайте задания как игру, а не как угрозу

В конце каждого блока даются домашние задания по новому материалу. Волнение и отторжение — иногда первая реакция на новизну: ведь можно не справиться с заданиями, получить критику в ответ, да и вообще мы этим никогда не занимались, — откуда брать ресурсы? При таком мышлении творческий потенциал нашего сознания сворачивается в клубок и теряет способность к самовыражению. Любая собственная идея встречается потоком самокритики и не получает развития.

В таких ситуациях лучше слегка отстраниться от задания, переведя внутреннее состояние в режим игры или вызова в позитивном ключе.

Нейролог Эми Арнстен из Йельского Университета выяснила, что химическими веществами, отвечающими за наши реакции и возбуждения можно управлять самим ментально. Состояние игры разбудит головной мозг, активирует префронтальную кору. Усмиренный страх поможет достичь нужного уровня сосредоточенности на задании, создавая подстегивающее состояние легкого азарта.

В психологии этот прием еще называется переоценка: если не меняется ситуация, нужно менять свое отношение к ней. Да, звучит в духе «да прибудет с вами дзен», но даже для ученых это факт: нейролог Колумбийского университета Кевин Окснер сделал вывод, что меняя отношение к ситуации, например, через юмор и позитивное восприятие можно сознательно управлять лимбической системой, отвечающей за эмоциональное и инстинктивное поведение, снижать или повышать ее активность.

Чтобы не пасовать перед заданием на курсе, сосредоточьтесь на его полезности как для своего будущего в плане финансов и самореализации, так и получения возможности конструктивной оценки и советов. Становится понятно, что в таком случае проигрышного варианта просто не предполагается.

Совет 5. Избегайте информационной перегрузки

Пожалуй, самое сложное для выполнения при обучении новой специальности и одновременно главная причина стресса. Вы открываете дверь в новый мир, из которой на вас начинает валиться все, что она сдерживала долгое время: сайты, блоги, подписки, целые сообщества, свой сленг и приколы, «крутые эксперты». Чтобы не сойти с ума периодически придется закрывать эту дверь — теперь она уже никуда не денется, и упорядочивать то, что вывалилось в один заход.

Стресс во время информационной перегрузки вызывает пониженная способность мозга переварить полученную информацию и то, что мы не даем ей выкристаллизоваться в системе собственного мышления. Попросту говоря, оформить свою идею о ней. Если информация не осмысливается, то она только грузит и еще больше замедляет работу мозга. Создается порочный круг: информация валится, но ее не воспринимают, она создает шум и в итоге демотивирует еще больше.

В личном кабинете Нетологии есть доступ к лекциям и презентациям, но несмотря на это обязательно выпишите себе ключевые моменты, чтобы разгрузить мозг от лишней активности. Когда во время вебинара записываете основные тезисы, рядом помечайте, на какой минуте лектор их озвучил — так в дальнейшем вы легко вернетесь к нужному моменту лекции.

Однажды я так зависла в блоге Текстерры с их лонгридами, открывая одну ссылку за другой, пока ни я ни компьютер больше не могли обрабатывать такое количество информации за раз. Не делайте так — разделите статьи на блоки по темам и дайте им имена в закладках. После того как сохранили в закладках, закройте все ссылки. Теперь вы их не потеряете, но угнетать своим количеством в браузере они вас не будут, и вы сможете спокойно изучать каждую тему по мере необходимости.

Совет 6. Откажитесь от мультитаскинга, используйте чанкинг

Звучит радикально, ведь почти в каждом объявлении о работе многозадачность стоит на первой строчке. Но с усложнением всех аспектов нашей жизни приходится развивать новый вид мышления и отношения к работе. Один из таких полезных скиллов — Чанкинг, от английского «chunk» — кусок. На самом деле, ничего нового в нем нет. В когнитивной психологии этот прием используют для улучшения памяти, в том числе и у больных Альцгеймером. Если коротко, информацию разделяют на куски, чтобы лучше усваивать.

В организации повседневной жизни этот метод описывает Тони Роббинс — предприниматель и коуч по бизнес и личностному развитию.

Согласно AIS (American Institute of stress), основной источник стресса — чувство безысходности от огромного числа дел, с которыми с виду нереально справиться. Человек себя чувствуем маленьким зверьком крутящим большое колесо. Тони Роббинс считает, что вместо составления длинного списка дел, от одного взгляда на который уже испытываешь стресс, лучше все дела разделить по категориям: личная жизнь, работа, финансы, здоровье и так далее. Во-первых, так видно какие дела выполнимы вместе и превращаются в одно дело. Во-вторых, в таких категориях дела обретают более глобальный смысл и вдохновляют, а не висят над душой — мы учимся сдвигать фокус с мелких тривиальных заданий на масштабный результат в будущем.

Приведу пример. Допустим, в вашем длинном списке дел стоит «позвонить подруге спросить, как дела, пока она совсем не забыла про мое существование» и «выяснить отношения с любимым человеком». Объединив их в категорию «отношения», фокус смещается с самих заданий на более глобальную задачу: «уделять дорогим людям больше внимания». С таким фокусом вам могут прийти куда более интересные идеи в голову, чем обычное позвонить/переговорить. Этот способ не решит все проблемы и не подойдет во всех случаях, но поможет взглянуть на жизнь с новой перспективы.

Кстати, можно разделить дела также на категории: дома — вне дома, на компьютере — по телефону и для каждой выделить время или определенный день.

Дэвид Рок пошел еще дальше — он предлагает разделять работу не по тематическому принципу, а по характеру мозговой деятельности. Воспользуемся его советом:

Сначала выполните все творческие задания с разных проектов, потом переключитесь на другие типы работы, например, переговоры-встречи и напоследок оставьте рутину, так как на нее требуется меньше всего ментальной энергии. Переключаясь с более энергоемкой мыслительной деятельности на менее энергоемкую мы даем мозгу отдохнуть.

Совет 7. Ничегонеделание в режиме офлайна — часть продуктивного процесса

Мне тяжело далось это осознание, хоть я и пришла к нему интуитивно. А позже, работая над этой статьей я получила подтверждение в книге Тео Компернолле. Согласно Компернолле, чтобы использовать все способности нашего мозга, нужно балансировать возбужденность префронтальной коры. Я уже писала, что ее небольшая стимуляция способна добавить драйва в решение новых задач, но на этой фазе нам надо, наоборот, ее успокоить. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Путем активации других отделов головного мозга — передать им эстафетную палочку. Достаточно отвлечься на прогулку или сходить в спортзал: кислород и глюкоза устремляются к двигательной области коры. Можно помедитировать или просто сконцентрироваться на звуках вокруг нас или послушать музыку — тогда активируются области, отвечающие за восприятие сенсорной информации. Возможно, здесь нет ничего нового, но Компернолле подчеркивает, что полезно осознавать, почему это работает.
  2. Самый главный момент. Включение запоминающей функций мозга невозможно без полного отключения от внешнего мира и любой информации. Это значит, что в свободное от учебы время, не стоит переключаться на проверку почты и соцсетей, а надо просто повитать в облаках. Если постоянно метаться от одной задачи к другой, временная рабочая память переполняется, и новая информация навсегда вытесняет старую. Поэтому нужен перерыв, чтобы информация успела перейти из статуса необдуманной в усвоенную и заархивированную в долговременной памяти.

Компеноле: «Наш мыслящий и архивирующий мозг соперничают друг с другом за один и тот же процессор. Следовательно, чем меньше загружен ваш мыслящий мозг, тем больше возможностей у архивирующего мозга перерыть свои архивы, найти полезную информацию и неторопливо поиграть с идеями». Вот такой медленный компьютер у нас в голове, винить себя, как видите, нет смысла.

Для максимальной продуктивности важно мозг хорошо подготовить — засеять семена, насытить информацией, обдумать ее и переработать в спокойном режиме. Тогда вы сами удивитесь своим сумасшедшим и порой странным идеями — хотя именно такие и приводят к прорывным инновациям.

По своему опыту могу сказать, что никогда не приступала к заданиям сразу после вебинаров и прочтения материалов — мозг банально сопротивлялся и требовал отвлечения. Сначала я воспринимала это как неумение концентрироваться и отсутствие дисциплины, но позже поняла, что он старается как лучше для меня.

В заключение процитирую слова Дэвида Рока из упомянутой раньше книги: «Переоценка собственного опыта — мощный способ обуздания внутренних источников стресса. Пользуйтесь им, когда вас тревожат собственные мыслительные возможности; достаточно сказать себе: Ясно, все дело в мозге. Как ни странно долгие исследования ученых сводятся к такому простому выводу — достаточно относиться к себе проще и смотреть шире и с улыбкой на происходящее с нами. Да прибудет с нами дзен.

А как вы избегаете перегрузки в напряженные периоды?

Читать еще: «Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям»

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология