Как не бросить обучение: 3 главных совета и 7 книжных рекомендаций
Путь к новым знаниям может быть тернистым даже сейчас, в эпоху, когда образование доступно почти каждому. Согласно исследованию российского рынка EdTech, проведённого Нетологией, в 2021 году почти 18 миллионов совершеннолетних россиян имели дело с онлайн-курсами. При этом часто студенты бросают прохождение даже оплаченной образовательной программы.
Коллеги из EdMarket дали советы, как дойти до конца обучения, и рассказали о книгах, которые помогут поддержать мотивацию, развить концентрацию и сохранять дисциплину на этом пути.
Редакция Медиа Нетологии
Запланировать обучение
Зачастую онлайн-курсы выбирают студенты, у которых богатый опыт очного обучения. Им хорошо знакомы его правила и ритм, а вот насчёт онлайна могут быть предубеждения или заблуждения.
Например, раз компьютер и телефон всегда под рукой, значит, можно включиться в любой момент и в любых обстоятельствах. А на деле оказывается, что осмысленное обучение требует времени. Но обычно корень проблемы не в том, чтобы выделить время, а в том, чтобы выбрать, на что именно его выделить. И вписать это в календарь, трезво оценив количество и объём других будничных задач.
Чтобы запланировать обучение наверняка, важно внести в календарь время для:
- посещения занятий онлайн-курса;
- выполнения практики и подготовки домашних заданий;
- общения с одногруппниками или ментором/куратором/тьютором.
Строгое планирование времени на вебинары, просмотр уроков в записи и выполнение заданий позволят встроить обучение в свой график таким образом, чтобы вместо него не растворяться в рутине. А чтобы в отведённое для занятий время не отвлекаться на другие задачи, можно попробовать, например, включить фоновую музыку.
Так поступает писатель Эдвард Хэлловэлл, автор книги «Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что», который во время работы над книгами слушает классику. «Я уверен, — пишет Эдвард, — что музыка занимает ту часть моего мозга, которая в противном случае реагировала бы на отвлекающие факторы».
В своей книге Хэлловэлл — психиатр, всемирно известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности) и автор нескольких бестселлеров The New York Times — предлагает понятный план по борьбе с отсутствием концентрации, основанный на многолетнем опыте. Он рассматривает основные причины потери фокуса и объясняет, как развить навык сосредотачиваться.
Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что
Интересная идея тайм-менеджмента представлена в книге постоянного автора The Washington Post Бриджит Шульте «Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота». Автор говорит, что человеку сложно почувствовать свободное время, когда он делит день на маленькие слоты: 10 минут на чтение книги, 5 минут на завтрак, 7 минут на прогулку, 10 минут на игры с детьми. А вместе с этим выполняет ещё какие-то задачи. Например, присутствует на онлайн-встрече и параллельно решает важный рабочий вопрос в соседнем чате.
Шульте пишет: «Вы не можете управлять временем. Время — величина постоянная. В неделе всегда было, есть и будет 168 часов. Единственное, что вы можете делать, — это выбирать для себя какое-либо занятие и делать его вовремя».
Поэтому важно, кроме планирования учебного времени, описать свою рутину и запланировать необходимое количество времени на решение обязательных регулярных задач. В этом смысле самое полезное чтение для того, чтобы стать более организованным, — ежедневник. Конечно, ответственное ведение ежедневника тоже требует времени, но это действительно может помочь снизить уровень хаоса в нашем быстро меняющемся мире и повысить личную эффективность.
Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота
При этом во время планирования стоит уделять внимание и тому, что что-то может пойти не по плану или что прокрастинация всё-таки подавит силу воли. Писательница Гретхен Рубин в книге «Счастлива дома. Семья, близость, гармония» придумала для себя мини-проект «Страдать по 15 минут в день», чтобы закончить незавершённые дела, которые тянут энергию.
Рубин решила ежедневно посвящать 15 минут делам, которые постоянно откладывала в долгий ящик. Так, она начала устанавливать таймер и «страдать» в специально отведённое для этого время. Благодаря чему, например, оформила семейные фотоальбомы — и перестала мучиться угрызениями совести, что давно не может это сделать.
Поэтому чтобы найти время на обучение, стоит просто попробовать запланировать время на обучение, найти свои способы концентрации внимания и взять за привычку использовать таймер.
Счастлива дома. Семья, близость, гармония
Сегодня lifelong learning, то есть непрерывное обучение длиною в жизнь, стало необходимым принципом для всех, кто хочет успевать за стремительным миром. Привычка учиться — это инвестиция в своё развитие. В статье »10 шагов по формированию полезного навыка учиться» специалисты EdMarket рассказали, как естественным образом внедрить обучение в свою повседневную жизнь.
Чтобы воспитать в себе полезную привычку, необходимо:
разобраться, почему она так важна и как повлияет на жизнь;
составить график ежедневных задач и найти слоты для практики;
разобраться, что запускает полезное для формирования привычки действие — или сформировать этот катализатор;
подобрать удобные трекеры привычки и регулярно их заполнять;
по максимуму сократить количество препятствий на пути полезного действия;
подкрепить привычку в стадии формирования к той, которая уже сформирована;
тренировать новую привычку в часы активности мозга и в хорошем настроении;
тренировать не более двух привычек одновременно, лучше — связанных друг с другом;
позволить привычке прижиться и при необходимости снижать свой норматив;
сформировать круг единомышленников — людей, которые тренируют похожую или ту же привычку.
Действовать, а не оставаться пассивным слушателем
В учебных чатах часто можно увидеть студентов-активистов. Они начинают с представления себя, ищут точки общих интересов — «о, давайте пообщаемся, я делаю курс по психологии» или «кто ещё из Питера?» — и задают уточняющие вопросы, пишут о впечатлениях от занятий, начинают делиться полезными ссылками, а к концу обучения уже активно помогают кураторам отвечать на вопросы одногруппников.
Такие студенты больше действуют и благодаря этому глубже, чем пассивные ученики, погружаются в тему обучения. Они смелее откликаются на стажировочные вакансии, инициируют мастермайнды или дополнительные активности, делятся конспектами. А значит, к концу обучения набирают больше часов практики, больше опыта, больше смелости перед будущими собеседованиями.
Социолог, журналист, штатный автор The New Yorker Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» говорит, что эксперта формируют 10 тысяч часов практики. А ещё приводит исследования о том, что наличие таланта и высокого IQ не гарант успеха. Он уточняет: «Ключевым фактором талантливости является способность работать часами — до того момента, когда уже трудно разобрать, где заканчиваются природные способности и начинается готовность вкалывать». И добавляет: «Без регулярной шлифовки сам по себе талант ничего не значит». То есть практиковаться важнее, чем просто иметь талант.
Конечно, на успех человека влияет и его окружение. Поэтому если во время обучения студенту повезло попасть в благоприятное окружение, ему нужно постараться получить максимум пользы от этой атмосферы, от свежих идей и мыслей своих одногруппников, от нетворкинга, от общего настроения учебной группы.
Некоторые люди читают книги о мотивации, слушают вдохновляющих спикеров, следят за блогерами или знаменитостями, чтобы подпитаться энергией и найти стимул для движения. В целом, это тоже хороший способ заставить себя что-то делать. Главное не увлекаться пассивным чтением или слушанием, чтобы не превратиться в человека, который изучил все возможные книги по стартапам, а свою идею стартапа уже второй год разрабатывает только в теории.
Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?
Автор книги «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя», эксперт в области карьерных стратегий и ментор, специализирующийся на кризисах карьеры и самореализации, Елена Резанова пишет: «Опасно жить в ситуации бесконечного взвешивания решения. Бросить — не бросить, начать — не начать, сказать — не сказать, решиться — не решиться, ехать — не ехать и так далее. Это отнимает колоссальные объёмы энергии. Чем дольше вы живёте в таком режиме, тем меньше сил остаётся на действия».
Поэтому, когда в следующий раз возникнет желание прогулять занятие, мы рекомендуем напомнить себе: «Сейчас я НЕ принимаю решение делать или не делать, оно уже принято, сейчас моя задача просто сделать». Ведь в действительности от результата нас отделяют не знания, а действия.
Например, многим взрослым студентам онлайн-курсов доступна информация о том:
- как свободно использовать календари;
- что помогает быть более организованными и больше успевать;
- какие способы планирования времени существуют и какие могут быть эффективнее в тех или иных обстоятельствах;
- что нужно «съесть лягушку утром», а «слона разделить на кусочки» — то есть о том, что важно уметь расставлять приоритеты и декомпозировать цели.
Как и большинство людей в целом, эти самые студенты наверняка хотя бы раз сталкивались со статьями или книгами о тайм-менеджменте. Возможно, даже проходили тренинги по управлению временем в вузе или на работе. А значит, во время обучения важно мобилизоваться и применить всё это на практике.
Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя
Реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей обучения поможет грамотно выстроенная образовательная траектория. В статье «Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде» руководитель учебно-методического отдела Нетологии Мария Панкова рассказала, как наметить такой маршрутный лист.
Самая важная часть образовательного процесса и первый этап разработки личной траектории студента — постановка цели. Есть два эффективных способа сформулировать цель:
- нарисовать таймлайн карьерного развития, обозначив начальную и конечную точки, ближайшую и промежуточные цели — и учитывая конкретные знания и навыки, которыми нужно обладать на том или ином этапе;
- построить пирамиду Дилтса — эта схема позволит сформировать образ желаемого будущего в мельчайших деталях и с эмоциональными крючками, даст понимание, как человеку хочется себя видеть при достижении цели.
После определения глобальных целей следует определить свой стиль обучения:
- конкретизировать образовательную цель — чтобы результат соответствовал плану;
- разобраться, как эффективнее учиться, какие форматы позволят лучше воспринимать и усваивать новую информацию;
- решить, какой тип обучения удобнее — синхронный, который предполагает взаимодействие участников в режиме реального времени, или асинхронный — когда такого взаимодействия нет совсем или оно разделено во времени;
- проанализировать эффективность мотивационных приёмов, подумать, что лучше будет поддерживать азарт во время обучения — баллы, награды, рейтинг студентов или будет достаточно личной установки.
Оценить возможные потери
Если мысли о том, чтобы бросить обучение, становятся всё более навязчивыми, следует найти время для честного и спокойного разговора с самим собой. Он поможет прояснить истинные причины того, почему хочется прервать курс — и рационально ли это в долгосрочной перспективе.
Вопросы, которые стоит себе задать:
- Что будет, если не завершить обучение?
- Чего не удастся достичь, если не дойти до финиша?
- О чём придётся сожалеть и какие возможности будут упущены?
Вероятные ответы на эти вопросы:
- не получить новую профессию и не войти в новую сферу, где возможно быстро расти в карьере;
- не обрести интересных знакомых, которые смогут поддерживать и сделают жизнь более яркой;
- не узнать что-то интересное — скажем, отказаться от возможности смотреть фильмы на английском языке без перевода.
Предприниматель, инвестор, писатель и оратор-мотиватор Роберт Кийосаки в книге »8 уроков лидерства. Чему военные могут научить бизнес-лидеров» пишет: «Боль дисциплинированности кратковременна и быстро проходит. Боль сожаления остаётся навечно». То есть, по мнению автора, важно развивать в себе дисциплину: лучше в текущем моменте испытать краткую боль от того, что делаешь что-то, что сейчас делать не очень хочется, чем потом долго сожалеть из-за капитуляции перед сложностями.
Мысль Кийосаки поддерживает другой известный предприниматель и инвестор — Оскар Хартманн. В своей книге «Просто делай! Делай просто» Хартманн говорит: «Самый главный убийца всех наших целей, мечтаний и стремлений — это бездействие в сторону желаемого». Автор убеждён, что существуют конкретные стратегии, страхующие от провалов и помогающие добиваться поставленных целей в любых начинаниях, и учит своих читателей видеть оригинальные решения непростых проблем.
Иногда мы думаем бросить обучение, потому что:
- испытываем на старте трудности с перевариванием и усвоением информации;
- чувствуем, что обучение требует усилий и сталкиваемся с болью дисциплинированности;
- боимся ошибок, которые неминуемо совершает человек, изучающий новую для себя сферу.
Важно помнить, что хотя ошибаться может быть болезненно, с ошибками приходит опыт. Гораздо больнее, когда мы не совершаем ошибок и долгое время находимся в плену старых установок и страхов, когда довольствуемся обрывочными знаниями, когда держимся за нелюбимую работу, боясь что-то менять, когда выбираем минутное удовольствие, не думая о том, как сильно будем сожалеть в будущем.
8 уроков лидерства. Чему военные могут научить бизнес-лидеров
Просто делай! Делай просто
Объять необъятное невозможно, но научиться уделять достаточно времени работе, обучению, досугу с близкими и хобби вполне реально. Просто нужно правильно всё организовать.
В статье «Как всё успевать: совмещать работу, учёбу и активную жизнь» редактор карьерного портала MyResume Тамара Федорова и эксперт по тайм-менеджменту Дмитрий Ткаченко рассказывают об эффективных приёмах планирования.
Кроме уже названного выше — вдумчивой постановки целей и конкретизации будущего, планирования не только рабочих задач, но и свободного времени, использования инструментов для планирования и закрепления привычек — в достижении равновесия поможет:
- расстановка приоритетов — делегировать то, что можно, избегать отвлекающих занятий;
- внимательного отношения к качеству отдыха и физической активности;
- постепенное внедрение новых задач, но с жёсткой фиксацией времени на их выполнение.
Курс
Тайм-менеджмент
Узнать больше
- Повысите свою эффективность в личной жизни и работе
- Научитесь фокусироваться на самом важном
- Найдёте время на себя и близких, отдых и хобби
Резюмируем
Чтобы поддержать в себе мотивацию и не бросить начатое обучение на полпути — а, может, и прямо у финиша — рекомендуем следовать этим советам:
Поставить образовательную цель, составить план её достижения и определить график занятий.
Убедиться, что проявляешь активность не только на практических занятиях.
Честно поговорить с собой.
Узнать больше о целеполагании и личной эффективности помогут эти книги:
«Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что», Эдвард Хэлловэлл. План по борьбе с отсутствием концентрации, основанный на многолетнем опыте психиатра и всемирно известного эксперта по СДВГ.
«Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота», Бриджит Шульте. Путеводитель по стрессам и отвлекающим факторам от постоянного автора The Washington Post, которая стремится помочь читателю найти свободное время для хобби и личной жизни.
«Счастлива дома. Семья, близость, гармония», Гретхен Рубин. Сборник советов и решений для тех, кто ищет баланса между семейной жизнью и личным развитием. Книги Рубин издаются в 32 странах, а общий тираж проданных превысил 5 миллионов копий.
«Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?», Малкольм Гладуэлл. Социолог, журналист и штатный автор The New Yorker объясняет, что талант нуждается в регулярной шлифовке — и что для успеха в своём деле нужно наработать 10 тысяч часов.
«Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя», Елена Резанова. Эксперт в области карьерных стратегий и ментор, специализирующийся на кризисах карьеры и самореализации, делится, как решиться на перемены и перестать откладывать свою жизнь на потом. А также предлагает конкретные техники и рабочий план действий.
»8 уроков лидерства. Чему военные могут научить бизнес-лидеров», Роберт Кийосаки. Предприниматель, инвестор, писатель и оратор-мотиватор рассказывает, как захватить цель, удержать позиции и подготовиться к новым свершением.
«Просто делай! Делай просто», Оскар Хартманн. Ещё один предприниматель и инвестор, который учит своих читателей стратегиям, позволяющим избегать провалов и добиваться поставленных целей в любых начинаниях.
Читать также
12 книг о целеполагании и продуктивности
7 книг о лени и прокрастинации
10 книг о самообразовании
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
The post Как не бросить обучение: 3 главных совета и 7 книжных рекомендаций first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология