Сергей Васильев, «ОТЭКО-Диджитал»: «Озеро данных» создадут в черноморском порту
Современная портовая инфраструктура опирается на большие объемы динамических данных. Необходимо актуализировать массивы разнородных данных: от логистики до погодных условий. Такая разнородность требует использования универсального методологического инструментария, и у отечественных стивидоров (прим. ред.: компания, специализирующаяся на погрузке и выгрузке судов) в скором времени такой появится. Новый продукт на базе технологии «Озеро данных» в настоящее время разрабатывает ИТ-компания ООО «ОТЭКО-Диджитал», созданная компанией «ОТЭКО» — крупным частным инвестором в портово-промышленную инфраструктуру Юга России в порту Тамань. Программный продукт централизует информацию из различных источников в единую платформу, где обрабатывает ее и преобразует в ценные аналитические данные. В настоящее время система проходит тестирование внутри компании-разработчика, но вскоре выйдет на открытый рынок как полноценный продукт. Подробнее о продукте и цифровизации портовой инфраструктуры в интервью CNews рассказал Сергей Васильев, генеральный директор «ОТЭКО-Диджитал».
CNews: Если говорить предметно, какие конкретно цифровые технологии вы используете и для чего?
Сергей Васильев: На производстве много визуального контроля. Для этого люди должны работать по ночам, в любое время суток и в любом климате. Но зачем, если вместо этого можно использовать компьютерное зрение? Видеопоток поступает без участия человека, а людей можно привлекать к аналитике. А при работе с вагонами компьютерное зрение позволяет оценить, насколько качественно они разгружены.
Ещё терминал — это много конвейерных лент с грузом, который приезжает по железной дороге и должен оказаться на судне. Если все складывается идеально, груз едет на судно прямиком из вагона. Но так бывает не всегда, поэтому часть идет на склады и ждет своего часа там. Конвейерные ленты — это «кровеносные сосуды» терминала, очень важная его часть, и мы тщательно следим за их работой, в том числе с помощью компьютерного зрения. Оно позволяет выявить дефекты на ленте, причем задолго до того, как этот дефект приведет к поломке, и вовремя их устранить.
Для оптимизации управления работой терминала мы разработали и используем Единую информационную систему (ЕИС). Она включает в себя полный набор модулей для обеспечения работоспособности терминалов — автоматизацию и бэк-офисных функций, и портовых операций. Сотрудники, отвечающие за разные участки — приемку груза, складской учет, погрузку на судно — работают в едином информационном поле. Из бумажных документов у нас остались только формы, необходимые для отчетности. Весь остальной обмен документами и информацией мы перевели в «цифру» и сделали интеграцию с информационными системами РЖД. Заходя в систему, сотрудники видят, какие вагоны пришли или ушли, могут контролировать их перемещение по территории, отмечают статус выгрузки или разгрузки и передают информацию друг другу по шагам. Эту экосистему мы развиваем на базе наших терминалов — нефтяного и навалочного, —, но так же эффективно она будет работать на любых подобных терминалах.
Преимущество ЕИС в том, что ее можно использовать на любом предприятии из нашей сферы. В платформу входит набор модулей: автоматизированный процесс работы с системами РЖД, бухучет, кадровый учет, модель развития терминала и другие — вместе они охватывают весь цикл работы предприятия. ЕИС представляет собой готовый продукт, который можно, но не обязательно покупать целиком — если вам нужен какой-то определенный модуль, то и отдельно он тоже будет работать.
CNews: Можно ли в цифрах оценить экономический эффект от цифровизации производства?
Сергей Васильев: Конечно. Есть показатели эффективности работы порта: скорость разгрузки вагонов, пропускная способность терминала в сутки, себестоимость перевалки тонны груза. Благодаря ЕИС мы можем обрабатывать на 30% вагонов больше, например, чем без использования этой системы. Для оценки эффективности компьютерного зрения у нас горизонт недостаточно велик, так как проект пока пилотируется, но я оцениваю снижение времени простоев на 10–15%. Учитывая, что единицу времени простоя можно оценить в рублях, это прямой экономический эффект.
CNews: Какими вы видите главные тренды в цифровизации производства в ближайшее время?
Сергей Васильев: Сегодня есть много продуктов с готовой концепцией, пилотных проектов. Основной тренд на ближайшие годы — начать массово применять их на производстве. Сейчас участники производственной отрасли уже определились с набором инструментов, и каждая компания старается выбрать для себя релевантный набор и получить от него максимальную отдачу. Мы прошли первый этап создания инструментов, набивания шишек, когда компании пытались использовать все и везде. Сейчас подходим умнее: берем только необходимое. Я считаю, на ближайшую перспективу — это основной тренд, который подтверждает и мировой опыт цифровизации. Активно будет развиваться Artificial Intelligence — искусственный интеллект, появятся новые интересные продукты. А технологии, с которыми мы уже хорошо знакомы, начнут применяться более массово.
CNews: Как вы вообще оцениваете уровень цифровизации портовой инфраструктуры в России? Насколько известно, европейский опыт уходит к началу девяностых, а когда цифровые практики стали широко распространяться на отечественных стивидоров?
Сергей Васильев: Среди российских стивидоров автоматизация начала развиваться в 2000‑х, ускорилась в 2010‑х, и сейчас мы уже можем говорить про цифровизацию, направленную на повышение эффективности работы, снижение затрат на стоимость перевалки и так далее. Мировой опыт еще опережает нас, но мы уверенно сокращаем разрыв. Как отрасль мы почти догнали мировых лидеров, и те решения, которые продвинутые стивидоры использовали несколько лет назад, мы уже внедряем, финализируем и дорабатываем.
CNews: И что способствует такому сокращению разрыва?
Сергей Васильев: Тут нужно немного истории. Цифровизация пришла из телекома и банкинга, где развивалась быстрее и, в первую очередь, на B2C-рынке. Уже оттуда она пришла в производство, принеся с собой весь технологический опыт и инструментарий из тех отраслей. А поскольку в России цифровизация банкинга и госуслуг развита не просто хорошо — в этой области мы одни из первых в мире, отсюда и такие темпы.
В «ОТЭКО-Диджитал» мы активно адаптируем инструменты цифровизации телекома и банкинга для сокращения простоев и оптимизации узких мест — показателей, за которые борются стивидоры. Собственно, с этой целью летом 2022 года и была создана наша компания. В декабре Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации внесло нас в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Наша задача — разрабатывать цифровые продукты для повышения эффективности производства. Эти технологии мы используем на своих проектах Таманском перегрузочном комплексе нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов и Таманском терминале навалочных грузов и можем предложить другим участникам рынка.
CNews: «Озеро данных». Что это за технология, для чего создана и как работает на примере ваших морских терминалов?
Сергей Васильев: Аналитическаясистема на базе«Озера данных» — один из ключевых проектов нашей компании. Мы подключаем к базе данные из разных источников, далее происходит формирование аналитических дашбордов, необходимых для бизнеса, и на выходе получаем витрины данных, которые можно использовать для разнообразной аналитики. Например, объем перевалки грузов за определенный период времени с учетом погодных условий, времени года и других факторов. На основе этих данных можно выстраивать систему планирования. Скажем, мы знаем, что всегда в такой-то период грузопоток в нашу сторону снижается. Проанализировав данные из разных источников, можно найти корреляцию между ними и выстроить предиктивные модели.
CNews: Интересно. А чем отличается озеро данных от не-озера?
Сергей Васильев: Есть структурированная информация, которая хранится в классических системах управления базами данных. Извлечь информацию и построить на ее основе аналитику — задача, которую уже научились решать. Озеро данных — следующий этап развития, когда мы работаем не только со структурированными, но и неструктурированными данными. «Сырые» данные, которые поступают в озеро не отбрасываются, а приводятся к норме, что делает их пригодными для будущего анализа.
CNews: Такие продукты вы разрабатываете исключительно для себя или их могут использовать другие участники рынка?
Сергей Васильев: Разрабатывая любой продукт, мы рассчитываем на то, что им сможем пользоваться не только мы, но и другие компании. «Озеро данных» как продукт мы планируем запустить в третьем квартале 2023 года. Это будет полностью готовое ПО из коробки, которое можно купить и использовать. Некоторая адаптация к производству заказчика понадобится, но это не то же самое, что писать продукт с нуля. У нас есть штат бизнес-аналитиков, которые определят, какая именно это должна быть адаптация, а разработчики ее проведут. Обслуживание системы мы тоже можем взять на себя, если так будет удобно заказчику.
■ Токен: Pb3XmBtzstY9×3817UdNNhCQd3qtjPLHHbnHfRGРекламодатель: АО «ОТЭКО»ИНН/ОГРН: ИНН 7713321151/1027739116954Сайт: http://oteko-digital.ru
Анна Приклонская
Полный текст статьи читайте на CNews