Как найти работу с дипломом Нетологии и нулевым опытом
Екатерина Флягина, SMM-менеджер, специально для блога Нетологии написала статью о том, как найти первую работу новичкам в digital.
«Поздравляем! Вы успешно прошли курс Нетологии». Когда видишь эти слова в личном кабинете, распирает гордость. Хочется верить, что вы крутой специалист, который успешно справится с любым проектом.
Но вот вы идёте на hh.ru, мониторите вакансии и расстраиваетесь. Без опыта, кейсов и знаний из смежных тем для вас почти нет подходящей работы. Ещё сложнее, если вы из региона и можете работать только удалённо.
Программа обучения: «Интернет-маркетолог: от новичка до профи»
Не всё так печально. С января этого года я — аспирант Биржи проектов и вакансий Нетологии. Ищу вакансии и разовые задачи для выпускников университета. Приходилось много общаться с заказчиками и работодателями. В этом материале хочу поделиться своими наблюдениями и советами, которые помогут найти желанную работу.
Пользуйтесь HR-возможностями Нетологии
Совет из серии «Капитан очевидность». Но из ста выпускников только два им пользуются.
В Нетологии есть Центр развития карьеры. Это большое направление, которое возглавляет Анна Давыдова. Его цель — помочь выпускникам развиться в профессии.
В этом помогают:
Курс «Digital-старт»
Бесплатная двухнедельная программа по прокачке бизнес-навыков, которые зачастую даже важнее для дальнейшего развития в профессии, чем диплом. Самопрезентация, эффективные переговоры, тайм-менеджмент, построение личного бренда — эти знания нужны любому специалисту, который хочет добиться признания в отрасли. Обязательно пройдите. Можно не один раз. Программа постоянно дорабатывается.
Бесплатные видеокурсы
Вы наверняка заметили, что после окончания занятий в личном кабинете открывается доступ к видеокурсам. Они в разделе «Мои видеокурсы». Их огромный плюс — в концентрированной пользе при минимально необходимом для изучения времени. Самый длинный курс отнимет 1 час 34 минуты.
На этапе поиска работы советую посмотреть курсы Алёны Владимирской о составлении резюме и Марины Хадиной о прохождении собеседования.
Консультация с HR-специалистом
Выпускники Нетологии могут получить разбор резюме с конкретными советами по его улучшению. Круто же, да? А кто этим пользовался? Вот!
Пока не отвлеклись, открывайте почту, копируйте адрес a.davydova@netology.ru и отправляйте своё резюме на проверку. Не благодарите.
Биржа проектов и вакансий в Фейсбуке
Биржа — площадка, куда заказчики целенаправленно приходят за выпускниками Нетологии. Здесь размещаются вакансии и разовые проекты, отобранные моими коллегами-аспирантами либо самими заказчиками. За полгода заметила, что больше всего вакансий публикуется для SMM-специалистов и интернет-маркетологов. Реже попадаются задачи для дизайнеров, программистов и верстальщиков.
В конце апреля на Бирже появилась постоянная рубрика «Витрина кандидатов». Каждую среду мы рассказываем о выпускниках «Нетологии», которые ищут работу. Отличный шанс обратить на себя внимание 4000 подписчиков группы. Чтобы сюда попасть, напишите Анне Давыдовой на почту и в письме расскажите:
- какие курсы Нетологии окончили;
- какой тип работы ищете;
- укажите ссылку на портфолио или резюме и контакты для связи;
- прикрепите фото.
1 июля проекту исполнился год. Вот такие поздравления написали Бирже выпускники. Приятно быть причастной к этому большому делу. А главное — знать, что проект работает.
Запустите «сарафанное радио»
Всегда легче работать, когда уже на этапе переговоров к вам лояльно относятся. Знакомые, друзья, бывшие коллеги — ресурс, который выручает, пока вы не можете похвастаться крутыми кейсами. Ваша задача просто рассказывать всем, с кем вы общаетесь, о том, чему научились во время учёбы.
Если большинство ваших товарищей не связаны с миром digital, говорите о своей профессии человеческим языком, без терминологий. Объясняйте будто ребенку. Вам же нужно, чтобы друг спустя время мог вспомнить, чем вы занимаетесь, и дать ваши контакты уже своему другу. Без понимания цепочка не сработает.
Непонятно | Понятно |
Разрабатываю стратегию продвижения компании в соцсетях. Подготавливаю контент в соответствии с ключевыми посланиями бренда. | Помогаю клиенту рассказать о своём бизнесе в соцсетях. Подбираю текст, картинки и видео, которые покажут, что представляет собой компания и почему это важно для пользователей. |
Пишу статьи в инфостиле для коммерческих сайтов. Наполняю полезным контентом блог компании. | Пишу тексты для интернета. Могу написать статьи-инструкции для разделов сайта и информационные статьи для блога компании. |
Настраиваю контекстную рекламу в Яндекс и Google. Запускаю кампании в РСЯ и ретаргетинге. | Создаю рекламные объявления для Яндекса и Google. Они видны вверху и справа от списка сайтов, выданных по запросу. |
Верстаю сайты по PSD-макетам. | Делаю так, чтобы сайт правильно отображался в разных браузерах при заходе с компьютера, телефона и планшета. |
Обязательно напишите о своей новой профессии на личной страничке в соцсетях. Помимо друзей, о вас узнают случайно заглянувшие люди. Кто знает, может среди них и будет ваш первый клиент.
Расскажите о себе предпринимателям
Основные клиенты начинающих специалистов — малый бизнес. С предпринимателями можно долго и плодотворно работать, быстро внедрять идеи и тестировать гипотезы.
Мой первый заказчик — ИП. Его бизнес — продажа сладких подарочных наборов. Наше сотрудничество длилось полтора года. Денег за свою работу я получала немного, 4000 рублей за ведение группы ВКонтакте. Зато в моём распоряжении была поддержка любых идей и полная свобода в их реализации.
Обычно предприниматель хочет найти специалиста, который заменит ему маленькое агентство и будет знать или изучит смежные направления. Если вы планируете развитие только в своей узкой специализации, работа с предпринимателями — не ваш вариант.
Группы, в которых советую искать клиента из малого бизнеса: Websarafan и Startup Women Club
Не ищите посты с прямыми вакансиями. В этих группах предприниматели спрашивают друг у друга совета, делятся контактами специалистов, с кем уже работали. Это не означает, что вы не можете откликнуться и предложить свои услуги. Активисты этих групп общаются друг с другом. Если сработаетесь с заказчиком, получите рекомендацию и источник регулярных задач, потому как проблемы у предпринимателей зачастую одинаковые — нужен сайт, логотип и фирменный стиль, тексты, работающие соцсети, грамотная email-рассылка.
Пост из Веб-сарафана
Пост из Startup Women Club
В обеих группах можно и нужно рассказать о себе. Минимум, вы получите обратную связь и понимание, как лучше презентовать себя. Максимум — заказчика и работу.
Я полгода активно читаю обе группы. По впечатлениям девушки более лояльны, добры и отзывчивы. Вебсарафановцы горячо обсуждают темы и могут проехаться по вам трактором язвительных комментариев. Будьте к этому готовы и не принимайте слова каждого близко к сердцу. Все когда-то были новичками. Даже те, кто сейчас настрочил вам «Где отзывы? Где кейсы? Кто вы вообще такой?».
Откликайтесь на вакансии в соцсетях в комментариях к посту
Моя задача как аспиранта Биржи — привлечь работодателя или заказчика в группу, чтобы он разместил свою вакансию у нас. Чтобы моё сообщение точно увидели, под постом с вакансией я оставляла комментарий «Добрый день. Написала вам в личку». Каково было моё удивление, когда спустя две недели мне стали слать в личку предложения о работе. Иногда не по моему профилю деятельности. Вот так неожиданно работа сама меня находила.
Логика здесь простая. Заказчик видит чужую вакансию о поиске специалиста, который нужен и ему, и комментарии откликнувшихся пользователей. Это те специалисты, которые ищут работу и посчитали себя подходящими кандидатами. Заказчик пишет им, чтобы как можно скорее найти сотрудника.
Вывод: оставляйте отклик в комментариях к посту с вакансией. Кратко опишите свои сильные стороны, которые могли бы зацепить других работодателей. Так вы в дальнейшем привлечёте релевантные предложения о работе.
Внимательно изучайте вакансию до отправки отклика
Внимательность и следование инструкциям — боль всех, кто хоть раз искал сотрудника. Упуская детали, вы убиваете шанс получить работу уже на этапе отправки резюме. Даже на обратную связь от HR вряд ли стоит надеяться, если в отклике нет всей нужной информации.
На Бирже Нетологии вакансии публикуют сами работодатели и аспиранты. В посте с вакансией я и мои коллеги всегда указываем контакты и предпочитаемый способ связи с работодателем. При этом минимум раз в неделю в личке я вижу письмо с резюме и просьбой рассказать подробнее о работе.
Прежде чем откликнуться на вакансию:
- Внимательно прочтите, куда работодатель попросил направлять резюме и какие сведения о вас ждёт в сопроводительном письме.
- Откройте почту. Наберите письмо.
- Прочтите текст вакансии ещё раз.
- Вы ответили на все вопросы, указали правильную тему письма и выбрали верный способ связи? Теперь отправляйте.
Рекомендуемые группы для поиска вакансий
Ниже моя подборка активных ресурсов, которые нужно мониторить.
1. Офисная работа:
- главная группа в Фейсбуке по SMM-вакансиям;
- вакансии разных направлений интернет-маркетинга;
- вакансии для разработчиков, программистов, гейм-дизайнеров;
- различные вакансии, в том числе, связанные с контент-маркетингом и SMM;
- вакансии для копирайтеров, ищите по хэштегу #комуработы
- вакансии для маркетологов и специалистов из SMM: копирайтеров, комьюнити-менеджеров, контент-менеджеров.
2. Удалённая работа:
- группа для поиска внештатных и проектных сотрудников;
- группа для поиска удаленных сотрудников;
- Фейсбук-группа «Удаленная работа: вакансии и фриланс» и она же во ВКонтакте;
- группа во ВКонтакте для тех, кто работает дистанционно.
Напоследок
В моей группе по копирайтингу 29 человек. Только 6 допущены до сдачи диплома. Наверняка в ваших группах примерно похожая ситуация. 7080% студентов не смогли выполнить условия учёбы и сдать вовремя минимальное количество домашних заданий.
Читать еще: «Оставайтесь собой»
А вы не только сдали домашки, но и защитили диплом. Представляете, какой вы крутой?
- Вы соблюдали дедлайны, жонглируя работой, учёбой и личной жизнью.
- Исправляли работу в соответствии с замечаниями преподавателей и добивались, чтобы она была принята.
- Перелопатили гору профильной литературы, чтобы лучше разобраться в новых темах.
- Анализировали, считали, отслеживали эффективность, предлагали идеи, настраивали рекламу, запускали первое письмо в email-рассылке, верстали статью…
Не говорите теперь, что у вас нет кейсов. Диплом Нетологии — ваш первый успешно реализованный проект. И это только начало.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Полный текст статьи читайте на Нетология