Как мы привлекали сотрудников на Почту России с помощью глубинных интервью

Заказчик Казанский логистический почтовый центр (Почта России).ЗадачаНужно было за 4 месяца нанять минимум 100 комплектовщиков на склад и 500 сотрудников в разные почтовые отделения Республики.

В наше digital-агентство пришел запрос на HR-маркетинг от Почты России, а именно Казанского логистического почтового центра (КЛПЦ).

Проблема клиента: острая нехватка сотрудников на позиции комплектовщиков, почтальонов и операторов связи, поэтому наша цель на проекте — обеспечить поток откликов на эти вакансии в КЛПЦ. Нужно было за 4 месяца нанять минимум 100 комплектовщиков на склад и 500 сотрудников в разные почтовые отделения Республики.

Для решения задачи мы работали с таргетированной рекламой VK, так как на похожих проектах этот канал приносит отклики с конверсией в 2,5 раза выше, чем другие. Например, так мы привлекали кандидатов на вакансии для ОТТО групп и Ozon Fresh.

Что мы сделали

Провели глубинные интервью с сотрудниками КЛПЦ

Прежде чем рекламировать вакансии, важно понять, кто и почему сейчас работает в компании на позиции комплектовщиков — и затем через маркетинговые активности привлекать людей, похожих на текущих работников.

Лучшее решение здесь — провести глубинные интервью с сотрудниками. С помощью этого метода можно изучить и понять образ мышления людей, которых мы опрашиваем — их предпочтения, страхи и мотивацию.

Поэтому мы купили билеты Москва — Казань, чтобы самостоятельно опросить команду КЛПЦ и систематизировать факты для эффективной работы с маркетинговыми инструментами.

fb6c2fdcc9d34b972f69287e7bb60da8.png

Почему такой метод? Используя его, при создании EVP для сотрудника мы сможем опираться не на мнение (как мы думаем, почему люди здесь работают), а на факты (мы знаем, почему люди здесь работают).

Ключевые этапы всего исследования:

  1. Полевое исследование с проведением серии интервью с текущими сотрудниками КЛПЦ, которые отработали не более 1 года в компании.
  2. Классификация данных о половозрастной структуре и местах жительства на основе обезличенных сведений из систем учета персонала.
  3. Анализ интервью и данных о сотрудниках, рекомендации, выводы.

Мы не проводили глубинные интервью с сотрудниками, которые работают больше года, потому что:

  • они пришли в компанию в другом состоянии рынка труда;
  • могут искажать причины работы, так как работают уже в большей степени по привычке, нежели из-за объективных конкурентных преимуществ;
  • могут искажать методику поиска работы — каналы поиска за это время изменились, да и воспоминания годичной давности могут уже не соответствовать действительности.

Для интервью мы сделали акцент на четкие нерасплывчатые формулировки без оценочных суждений. В нашем случае важно, чтобы вопросы были конкретными. Например:

  • Плохо — «Как вы обычно ищете работу?»
  • Хорошо — «Что именно вы делали, когда искали последнюю работу?»

Точность нужна, чтобы опираться не на эмоции, а на факты, и сузить горизонт ответа до текущей работы, то есть Почты России.

Во время интервью мы полностью воспроизводили ситуацию поиска работы, грубо говоря, пошагово — человек уволился, услышал про другую компанию и на основе каких-то выводов решил там работать. Услышать мог, например, от знакомых. Тогда мы заодно понимаем, что нам нужно сделать для развития HR-бренда: увеличивать число лояльных сотрудников, делать так, чтобы они рекомендовали компанию друзьям.

Все вопросы касались работы и были сформулированы так, чтобы ответы на них можно было использовать в настройке таргетированной рекламы и офферов для неё. Забегая чуть вперёд — к примеру, среди причин работы в компании сотрудник озвучил удобный график и стабильность, потому что компания государственная, а не частная. Человек нам сам сформулировал оффер. То, что ему реально важно в работе. Остаётся только брать и использовать в рекламных кампаниях.

Ещё информация с интервью пригодилась для понимания, чего компания точно предложить не может и какими словами в объявлениях оперировать не нужно.

Узнали, почему люди работают на Почте России

После обработки результатов интервью у нас получился портрет сотрудника КЛПЦ. Коротко его можно охарактеризовать так: это женщина или мужчина 40 лет, которые ценят в работе стабильность, простоту и предсказуемость, работу считают просто источником дохода — поэтому им важен удобный график с возможностью полноценно отдыхать несколько дней и заниматься другими делами. Работу они часто выбирают «по знакомству» — практически каждый второй респондент упомянул, что в компанию его привёл друг или родственник.

Детальный портрет смотрите на картинке ниже.

43f0cbad404defcaaae832d58d7fd7fe.png

4c0c895b0e94e2c1f01ee53883781d69.png

fef16b2b7238751daf1f9f479c8e2975.png

По результатам опросов мы выделили ключевые причины работы в компании и какой процент сотрудников указал ту или иную в качестве главной:

  1. Удобный график (2/2 или ⅓) — 75% опрошенных.
  2. Высокая и стабильная зарплата — 50%.
  3. Хорошие отношения в коллективе — 50%.
  4. Корпоративный транспорт до работы (вахтовый автобус) — 42%.
  5. Работа в стабильной государственной компании — 33%.

93e50db769a60132d769578dabff68cb.png

Кандидаты называли эти причины без листа подсказок. Поэтому данные выше не означают, что если треть респондентов указывает комфортные условия труда, то остальных условия не устраивают. Это значит, что треть говорит о комфортных условиях труда, как о главном преимуществе работы в компании.

Сделали рекламные креативы с подходящими офферами

Список причин мы использовали при создании объявлений, и на креативах выносили заголовки с этими же офферами. Если вы знаете, что по-настоящему ценно для ваших сотрудников — расскажите об этом в рекламных объявлениях!

У нас получилось 5 объявлений с разными заголовками, которые мы и запустили в тестирование.

f034a711fb7a7d1edbfb7136d14f761d.png

Воронка устроена удобно для соискателя: он жмёт на объявление, переходит с него в лид-форму прямо ВКонтакте, заполняет заявку, заявка отправляется рекрутёру, рекрутёр обрабатывает отклик и отвечает кандидату.

09a42928594cf2f1c9e1ffaa7197cbf6.png

Результаты

Условия труда — это ключевые офферы для привлечения новых кадров.

Спустя месяц с запуска рекламных кампаний мы провели анализ и выяснили, что CPE (cost per employee — стомость нанятого сотрудника) и конверсия соотносятся с рейтингом ключевых причин работы в компании, который мы привели выше. Чем важнее причина в рейтинге, тем выше эффективность рекламного объявления с тем же оффером. Приводим их также, от наиболее к наименее важному:

График работы

Конверсия в отклик выше на 32,96%, чем средний показатель по 4 остальным офферам. Стоимость отклика ниже на 35,82%.

Зарплата

Конверсия в отклик выше на 27,53%, чем средний показатель по 3 остальным офферам. Стоимость отклика ниже на 26,21%.

Команда

Конверсия в отклик выше на 26,42%, чем средний показатель по 2 остальным офферам. Стоимость отклика ниже на 23,19%.

Работа в стабильной компании

Конверсия в отклик выше на 27,38%, чем показатель по офферу с вахтовым автобусом. Стоимость отклика ниже на 20,13%.

Вахтовый автобус

По этому офферу получили самую низкую конверсию в отклик по сравнению с другими — 1,85%.

580deb8e4c0bf9c7e071c023bcef8060.png

«Мы пришли к выводу, что именно с интервью сотрудников стоит начинать любую работу над брендингом работодателя компании, ведь на основе этих данных вы сможете построить эффективную маркетинговую стратегию. Узнайте, почему ваши сотрудники работают с вами, и расскажите об этом на широкую аудиторию для привлечения новых кадров. Также вы поймёте свои сильные и слабые стороны как работодателя — это и станет отправной точкой в создании вашей новой HR-стратегии!» — Екатерина, руководитель направления HR-маркетинга в агентстве Градус°.

Прогнозы, которые не совпали с реальными результатами

В ходе исследования мы проанализировали места жительства сотрудников на основе анкетных данных. Большинство сотрудников компании проживают по адресам регистрации — поэтому мы опирались на эти данные.

Персонал распределён относительно равномерно в Казани и вокруг неё, в отдельную группу можно вынести только населенные пункты Рыбная Слобода и Лаишево на юго-востоке, Зеленодольск и Васильево на западе.

d06f989911afc60dedde02ab85b8cbd7.png

С учётом этих географических особенностей мы начали работу с рекламными инструментами. Выделили эти регионы:

  • Казань, южнее реки Казанка;
  • Казань, севернее реки Казанка;
  • поселения в радиусе 10 км от КЛПЦ, за исключением Казани;
  • Рыбная Слобода, Лаишево;
  • Зеленодольск, Васильево.

И все рекламные кампании разделили по географии:

  • РК с таргетингом на районы южнее и севернее реки Казанки;
  • РК на пользователей, проживающих в радиусе 10 км от КЛПЦ;
  • РК на пользователей, проживающих в радиусе 2 км от автобусных остановок в районах Казани и поселениях выше. Работали именно с остановками, с которых сотрудников забирает вахтовый автобус Почты России.

Мы ожидали, что большинство заявок получим от жителей центра Казани — южнее и севернее реки Казанки, так как именно в этих районах проживает большая часть сотрудников Почты. Но результаты оказались не такими очевидными.

57% всех заявок получили от пользователей, проживающих в 10 км от КЛПЦ, 28% — от пользователей, проживающих рядом с автобусными остановками и только 14% — с рекламной кампании на тех, кто живёт в центре Казани.

«Даже если у вас достаточно статистических данных о составе персонала компании, тестируйте разные подходы в рекламе, потому что иногда результаты не совпадают с ожиданиями. Если бы мы сконцентрировались только на одном варианте географии, то потеряли бы основную часть откликов»,  — Ульяна, ведущий специалист по таргетированной рекламе в агентстве Градус°.

Делаем выводы

Перед запуском рекламной кампании совсем не лишнее — провести глубинные интервью с текущими сотрудниками. Результаты потом будут долго работать на вас, помогать корректировать маркетинговую стратегию, экономить бюджет на регулярный найм.

Эти же результаты — ключ к формированию HR-бренда, пониманию потребностей тех, кто с вами работает — и особенно тех, кто делает это уже долгое время. Станет ясно, какие рычаги срабатывают на удержание сотрудников. В случае с Почтой России это удобный график, принадлежность компании государству, корпоративный транспорт, предсказуемость и понятность, нормальная зарплата.

На основе полученных данных будет проще делать рекламные объявления с правильными офферами. Это докажет конверсия. Чем более значима причина работы в компании, используемая в оффере, тем выше эффективность рекламы с ним.

Метод глубинных интервью подойдёт для оценки ситуации в компании перед наймом линейных сотрудников: комплектовщиков, грузчиков, сортировщиков, операторов производства, официантов, охранников, разнорабочих и так далее. И сработает в разных сферах, будь то ритейл, общепит или лёгкая промышленность.

Ещё больше кейсов и полезных материалов для маркетологов и предпринимателей — в нашем телеграм-канале Flow HR и на сайте.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine