Как менялась графика в играх серии Battlefield
В рамках этой статьи мы затронем именно техническую сторону серии игр Battlefield. Геймплей конкретной части фрашизы, сюжет и вообще влияние на массовую культуру обойдем стороной. Интересно посмотреть, как за 14 лет изменилась компьютерная графика. И стоило ли вообще геймерам гнаться за покупкой мощных системных блоков.
Серия игр Battlefield традиционно издавалась для ПК и современных на тот момент времени консолях. За это время она побывала на PlayStation 2, Xbox, PlayStation 3 и Xbox 360. Только что вышедшая Battlefield 1 — уже третья конвейерная игра, доступная на современных приставках PlayStation 4 и Xbox One. Но консоли никогда не были «про графику». Поэтому далее я рассмотрю исключительно версии Battlefield для ПК.
Как менялась графика в играх серии Battlefield
Battlefield 1942 и Battlefield Vietnam
Все началось в 2002 году. Тогда еще мало кому знакомая шведская студия представила многопользовательскую игру с необычайно крутым для того времени сеттингом. А именно пользователям на карте вместимостью 64 человека разрешалось крошить друг друга не только орудиями убийства времен второй мировой войны, но и управлять военной техникой (автомобили, танки, самолеты). С точки зрения качества графики Battlefield 1942 не предлагала ничего особенного. В 2002-м ПК-бояре сходили с ума по The Elder Scrolls III: Morrowind и Mafia: The City of Lost Heaven. Самая первая «батла» опиралась на движок Refractor Engine 1 и вышла исключительно как ПК-эксклюзив.
Системные требования Battlefield 1942 |
|
Рекомендованные |
Процессор — 500 МГц Оперативная память — 128 МБ Видеокарта — 32 МБ, DirectX 8 Свободное место — 1,6 ГБ Операционная система Windows — 95, 98, ME, 2000, XP, Server 2003 |
К сожалению, я не смог найти результатов тестирования игрового железа в Battlefield 1942. Отмечу только, что в 2002 году в ходу были процессоры Pentium 4 с частотой 2+ ГГц и видеокарты уровня GeForce4 с 64 МБ VRAM, поддерживающие DirectX 8 с пиксельными шейдерами версии 1.3 и вертексными шейдерами ревизии 1.1. Дебютному детищу DICE требовался «камешек» попроще.
Кстати, о развитии программного интерфейса DirectX вы можете прочитать в нашей подробной статье. Несмотря на эксклюзивность, первая «батла» снискала большой успех. Как бы подтверждая мои слова, следом вышла первая Call of Duty. И тоже только на ПК.
Возвращаясь к DirectX, отмечу, что восьмую версию этого API не просто так называют великим переломом. Появились пиксельные и вершинные шейдеры, что облегчило программистам создание различных спецэффектов. И стало красивее! Помимо них, DirectX 8 хвастал поддержкой отображения реалистичного тумана и таких технологий, как bump-mapping и texture-mapping (мультитекстурирование).
Спустя два года на все том же движке вышла Battlefield Vietnam. Вьетнамская война — серьезный мировой конфликт 20-го столетия, но игра, скажу прямо, не взлетела. Хоть мы и говорим о том же движке Refractor Engine 1, но системные требования у Battlefield Vietnam оказались заметно выше.
Системные требования Battlefield Vietnam |
|
Рекомендованные |
Процессор — Pentium 4, Athlon XP 2000 МГц Оперативная память — 512 МБ Видеокарта — NVIDIA GeForce 3, 128 МБ Свободное место — 2 ГБ Операционная система Windows — 95, 98, ME, 2000, XP, Server 2003 |
Уже давно оптимальные конфигурации, указанные в описании к той или иной ПК-игре, не всегда отображают реальную ситуацию. Производителям железа ведь тоже надо проталкивать свой продукт в массы. А геймдев — лучший для этого способ. Впрочем, скриншоты наглядно демонстрируют, что за два года Refractor Engine 1 несколько преобразился.
Например, флагманские видеокарты уровня GeForce GT 6800 Ultra или Radeon X800 XT спокойно выдавали 60+ кадров в секунду в разрешениях 1280×960/1600×1200 точек при максимальном качестве графики, 4-кратном сглаживании и 8-кратной анизотропной фильтрации. Для адаптеров прошлых поколений подобные настройки были не по зубам. Интерфейс DirectX 9.0 продолжил все то, что было заложено в восьмой версии этого API. Появилась поддержка шейдерного языка высокого уровня HLSL (High Level Shader Language) и технологии Multiple Render Targets (MRT), обеспечивающей одновременный рендеринг сразу в несколько цветовых буферов, а не в один, как было раньше. Плюс добавили функции MET (Multiple-Element Textures), а также стенсил-буфер (Stencil-buffer). Они использовались при создании более реалистичных теней и отражений.
Battlefield 2
Полноценный сиквел — Battlefield 2 — тоже вышел исключительно на ПК. Игра использовала вторую версию Refractor Engine.
Системные требования Battlefield 2 |
|
Рекомендованные |
Процессор — Pentium 4, Athlon XP 2400 МГц Оперативная память — 1 ГБ Видеокарта — GeForce FX 5700+ или Radeon 9500+, DirectX 9.0, 256 МБ Свободное место — 2 ГБ Операционная система Windows — XP, Vista |
Графика, как и требования к железу, заметно преобразились. Флагманы 2004 года — GeForce GT 6800 Ultra и Radeon X850 XT — выдавали средние 60 FPS при высоких настройках качества графики и 4-кратном антиалиазинге только в разрешении 1280×1024 пикселей. Менее быстрые модели уровня Radeon X700 Pro и GeForce 6600 GT в таких условиях не дотягивали и до 30 условно играбельных FPS. Стабильные 60 кадров в секунду при высоких настройках качества графики в разрешении 1600×1200 точек «оформляла» только GeForce 7800 GTX.
Как показало время, главный прорыв в графике в серии игр Battlfield случился позже. Упомяну лишь, что в том же 2005-м году вышла игра Battlefield 2: Modern Combat, которую портировали не только на ПК, но и игровые приставки PlayStation 2, Xbox и Xbox 360. Для этого разработчик использовал другой движок — RenderWare. С этого момента «батла» стала завсегдатаем не только на персональных компьютерах, но и на околодиванных консолях.
В 2006 году на все том же Refractor Engine 2 появился единственный на сегодняшний день Battlefield про далекое будущее — Battlefield 2142. Хотя в DICE постоянно отмечали, что им интересно разрабатывать игры про реальные мировые конфликты.
Battlefield: Bad Company 2
В 2008-м году франшиза шагнула в будущее в плане технологий. Вышла Battlefield: Bad Company на игровом движке Frostbite Engine. «Пекарей» обошли стороной. Первая «Плохая компания» распространялась исключительно среди владельцев PlayStation 3 и Xbox 360. Через год на тех же самых приставках прописалась Battlefield 1943, а мастерам клавиатуры и мыши бросили кость в виде бесплатного мультяшного сетевого шутера Battlefield: Heroes. Больше «батла» никогда не покидала ПК и Windows в частности.
Системные требования Battlefield: Bad Company 2 |
|
Рекомендованные |
Процессор — Quad Core 3000 МГц Оперативная память — 2 ГБ Видеокарта — GeForce GTX 260 или Radeon HD 4870, DirectX 10, 512 МБ Свободное место — 15 ГБ Операционная система Windows — Vista, 7 |
Собственно говоря, Battlefield: Bad Company 2 — это первый компьютерный релиз, построенный на движке Frostbite Engine. Уже версии 1.5. Вышла игра в 2010-м году. Интересно, что поддерживались сразу три API: DirectX 9, 10 и 11. В то время у многих продолжало «бомбить» от графики и ресурсоемкости Crysis, но «Плохая компания 2» тоже не ударила в грязь лицом. На мой взгляд, появление шедевров на DirectX 10/11 как раз и ознаменовало переход визуальной составляющей на ступеньку выше. Battlefield: Bad Company 2, Crysis, Crysis 2 — это и есть всадники некстгена. Сегодняшние игры, конечно, прибавляют в качестве изображения, но вот серьезного и заметного скачка не наблюдается. Доказательством моих слов послужат скриншоты. Сравните Battlefield: Bad Company 2 хоть с той же Battlefield 2. Подобной разнице в «графоне» поспособствовало и долгое использование DirectX 9, который, как мы знаем, просуществовал в виде ревизий «a», «b» и «c».
В DirectX 11 средние 60 кадров в секунду в разрешении Full HD при максимальных настройках качества графики, 8-кратном сглаживании и 16-кратной анизотропной фильтрации в разрешении 1280×1024 точек выдавали адаптеры уровня Radeon HD 5870 ($380). С этой же видеокартой в Full HD фреймрейт опускался до 40–45 FPS. В DirectX 10 в разрешении 1280×1024 пикселей условно играбельные 30 кадров генерировали акселераторы уровня Radeon HD 4850 и GeForce 8800 GTS 512 МБ.
Battlefield 3
Многие считают, что Battlefield 3 — это лучшая часть франшизы. Тяжело с этим не согласиться. Что касается визуальной составляющей, то движок Frostbite Engine обновился до версии 2.0. На его основе вышли такие игры, как Need for Speed: The Run и Medal of Honor: Warfighter. В 2011 году осталась поддержка DirectX 10 и DirectX 11. Вместе с отказом от DirectX 9 геймеры стали отказываться от использования Windows XP. Плюс мы видим, что переход от одного типа API к другому всегда затягивался.
Системные требования Battlefield 3 |
|
Рекомендованные |
Процессор — Quad Core Оперативная память — 4 ГБ Видеокарта — GeForce GTX 560 или Radeon HD 6950, DirectX 11, 1 ГБ Свободное место — 20 ГБ Операционная система Windows — 7 |
В Battlefield 3 появилась поддержка нового режима сглаживания — Morphological Anti-Aliasing. Рекомендованные системные требования в сравнении с той же Bad Company 2 заметно увеличились. А ведь прошел всего один год. Появилось глобальное затенение SSAO (Screen Space Ambient Occlusion). Такие графические элементы, как деревья, здания и даже трава, стали отбрасывать тени сами на себя. Картинка стала более живой и сочной.
Пресет «Ультра», а это SSAO, 4-кратное MSAA-сглаживание и 16-кратный анизотропный фильтр, с 60 кадрами в секунду в разрешении Full HD давался картам уровня Radeon HD 7950 и GeForce GTX 660 Ti. Чтобы поиграть с тем же фреймретом, но в 2560×1600 нужна была GeForce GTX 690. Да, серии игр Battlefield всегда хорошо оптимизировались под технологии NVIDIA SLI и AMD CrossFire.
Battlefield 4
С выходом в 2013 году Battlefield 4 DICE и EA продемонстрировали новую версию движка Frostbite Engine — 3.0. В том или ином виде он используется в таких играх, как Dragon Age: Inquisition, Need For Speed, Star Wars: Battlefront, Mirror«s Edge: Catalyst и даже FIFA 17. Вышедшая только что Battlefield 1 и намечающийся релиз Mass Effect: Andromeda — это тоже Frostbite Engine 3.Х.
Системные требования Battlefield 4 |
|
Рекомендованные |
Процессор — AMD FX-6000 или Intel Quad Core, 2,4 ГГц Оперативная память — 8 ГБ Видеокарта — Radeon HD 7870 или GeForce GTX 660, DirectX 11, 3 ГБ Свободное место — 30 ГБ Операционная система Windows — 8 |
Battlefield 4 поддерживает как DirectX 10, так и DirectX 11. Вообще движок оказался весьма «податлив», а потому со временем появилась версия с низкоуровневым программным интерфейсом Mantle. Позже Frostbite Engine перешел в том числе и на DirectX 12.
В четвертой «батле» появилась поддержка глобального затенения HBAO, а также пост-эффекты HDR и depth of field, процедурный шейдинг и система частиц. Улучшения косметические. Поэтому визуально, в сравнении с той же Battlefield 3, графика кардинально не изменилась. Но DICE оптимизировала свой движок в том числе и под многопроцессорные системы. Battlefield 4 использует до восьми потоков.
Видеокарты уровня Radeon HD 7950 и GeForce GTX 660 Ti, выдававшие в Battlefield 3 средние 60 кадров в секунду, в новой части слегка подсдулись — до 35–40 FPS. Теперь же в Full HD фреймрейт в 60 FPS обеспечивают адаптеры класса GeForce GTX 780 и Radeon R9 290. В разрешении WQHD (2560×1440 точек) такое количество кадров генерирует связка из двух некогда Kepler-флагманов. Сейчас это спокойно делают адаптеры уровня GeForce GTX 1060/1070/1080 и Radeon RX 480. Отмечу, что в 2013 году и AMD, и NVIDIA активно начали пиарить гейминг в разрешении 4K (3840×2160 пикселей). SLI-массив GeForce GTX 780 с ультра-настройками, но без сглаживания в 2013 году выдавал в среднем 38–40 кадров в секунду.
Battlefield 1
Прошло три года с момента выхода Battlefield 4, но эта часть серии все еще популярна. Серверы полны и вряд ли опустеют ближайшие пару лет так точно. Поэтому предполагаю, что и Battlefield 1 станет долгоиграющим проектом. А потому многие геймеры при покупке тех же видеокарт будут ориентироваться именно на быстродействие в этой игре.
В рекомендованных системных требованиях Battlefield 1 значится очень мощное железо. Это и восьмиядерные/восьмипоточные процессоры, и карты с 3 ГБ видеопамяти, и 16 ГБ ОЗУ. Игра поддерживает DirectX 11 и DirectX 12. Как мы знаем, новый низкоуровневый API — про оптимизацию. Действительно, в Battlefield 1 ощущается небольшой прирост FPS при использовании слабых процессоров.
Системные требования Battlefield 1 |
|
Рекомендованные |
Процессор — AMD FX-8350 или Intel Core i7–4790 Оперативная память — 16 ГБ Видеокарта — Radeon RX 480 или GeForce GTX 1060, DirectX 11, 3 ГБ Свободное место — 50 ГБ Операционная система Windows — 8, 10 |
Качество графики завораживает. Достаточно изучить скриншоты. При этом мы имеем дело со все тем же Frostbite Engine на ядре третьего поколения. Из нововведений, пожалуй, отмечу поддержку сглаживания TAA (как в Star Wars: Battlefront).
Совсем скоро я изучу, какой уровень быстродействия демонстрируют новые игровые видеокарты семейств Pascal и Polaris. Если же смотреть на открытое Beta-тестирование, то упомянутая мной ранее Radeon HD 7950 в разрешении Full HD с ультра-настройками, антиалиазингом TAA и 16-кратным сглаживанием в режиме DirectX 12 выдает средние 35–37 кадров в секунду. То есть практически столько же, сколько и в Battlefield 4. На основе этого факта предположу, что у Battlefield 1 с оптимизацией все в порядке.
Ответственно заявляю: для комфортных 60 FPS на ультра-настройках в разрешениях Full HD и WQHD потребуются адаптеры класса GeForce GTX 1060 6 ГБ и Radeon RX 480. Для Ultra HD — GeForce GTX 1080.
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru