Как изменятся приоритеты цифровизации госведомств после пандемии

depositphotos12768830s2019-crop_600-315.

Конференции

23.06.2020, Вт, 08:55, Мск , Текст: Наталья Рудычева

Форс-мажор весны 2020 года стал отличным поводом протестировать работу государственных информационных систем. Как они себя показали? Какие проблемы возникли? Как пандемия скажется на их дальнейшем развитии? Эти темы обсудили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИКТ в госсекторе: новые условия и новые вызовы».

страницы:

1 |   2 |   3 |   4 |  следующая

Как прошел переход на удаленную работу

Мария Рудзевич, директор Департамента информатизации Тюменской области, рассказала, как осуществлялся перевод на удаленную работу сотрудников госведомств региона. В таком режиме вынуждены были работать более 50% специалистов. Несмотря на то, что ведомственная ИТ-инфраструктура недавно была обновлена, она с трудом справлялась с резко возросшей нагрузкой. Основную ее часть создавала видеоконференцсвязь. Например, рост нагрузки на АИС «Электронная школа» составил 64%, а число посетителей официального портала органов госвласти увеличилось более чем в 3 раза.

По мнению Марии Рудзевич, стрессовая ситуация показала, что скорость вводимых изменений порой значительно важнее их качества — все решения можно постепенно дорабатывать уже в процессе эксплуатации. Основными потребителями ИТ-сервисов являются граждане, а не ведомства — именно для них оперативное получение информации было наиболее важным. При этом большинство пользователей ориентируются на мобильные решения. Она также отметила, что необходимо пересмотреть модели угроз ИБ для госведомств, потому что в кризисной ситуации они делают невозможным предоставление необходимых сервисов.

С началом перевода сотрудников госорганизаций на самоизоляцию компания столкнулась с огромным числом запросов на организацию удаленной работы, рассказал Александр Малявкин, директор по развитию бизнеса по информационной безопасности МРФ «Центр», Ростелеком. Поскольку у многих ведомств были жесткие требования по организации этого процесса, Ростелекому пришлось сформировать целый пакет решений, в состав которых входит и антивирусная защита, и безопасная удаленная идентификация и авторизация, и предотвращение утечек с удаленных компьютеров, и шифрование данных, и контроль рабочего времени и коммуникаций удаленных сотрудников.

Сервис защищенной удаленной работы

Источник: Ростелеком, 2020

В результате на свет появился сервис защищенной удаленной работы, который состоит из нескольких блоков. Базовый вариант наименее защищенный и не рекомендуется использовать госорганизациям. Его необходимо расширять путем подключения VDI-брокера, VDI-фермы или терминального сервера.

Не только анти-COVID

Несмотря на то, что тема преодоления последствий эпидемии была в последние месяцы наиболее актуальной, плановые ИТ-проекты в ведомствах не были остановлены. Так, применению цифровых технологий в аудите было посвящено выступление Михаила Петрова, директора Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ.

Основные задачи цифровой трансформации: кратно снизить трудовые и временные затраты ресурсов на рутинные процедуры традиционного аудита, повысить качество данных, обеспечить их надежность, полноту и единый формат. Михаил Петров рассказал об уже реализованных инициативах, таких как наращивание цифровых компетенций в ведомстве, внедрение автоматизированной ИС «Единая проектная среда», использование цифровых инструментов и аналитических витрин данных, цифровая трансформация процедур подготовки и представления отчетных материалов.

Направления цифровой трансформации

Источник: Счетная палата, 2020

В списке уже используемых технологий — система поддержки принятия решений «Честная сделка», которая помогает выявлять «нечестные торги», и система автоматической классификации нарушений. Все это постепенно будет объединено в сервис «Цифровой инспектор», который позволит в едином интерфейсе получать данные, составлять планы проверок, проводить их и формировать отчеты.

В Казначейство поступает множество запросов на предоставление различной информации, и долгое времяобмен ею осуществлялся с помощью обычных писем, рассказала Наталья Гвоздева, советник руководителя Федерального Казначейства. В период пандемии пришлось оперативно переходить к предоставлению данных в электронном виде через информационно-аналитическую систему, единый портал бюджетной системы и мобильное приложение «Бюджет РФ». Все это стало возможным благодаря ГИИС «Электронный бюджет».

Сейчас система используется в полную силу. Для разработки новых сервисов не нужны программисты — отчеты могут создавать сами аналитики. В «Электронный бюджет» загружаются данные из информационных систем Казначейства и Минфина, а также из внешних источников. На первом этапе была проблема с качеством данных и обработкой все более растущих объемов информации. Также не все пользователи корректно формулировали запросы на аналитическую информацию, что приводило к сложностям при создании макетов запросов. Сейчас большинство проблем решено.

Станислав Казарин, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, рассказал об идеях, которые сейчас изучаются ведомством и будут реализованы в городе. Он подчеркнул, что Комитет по информатизации и связи старается как можно больше общаться с жителями города для того, чтобы лучше понимать проблемы населения и предлагать реально востребованные услуги.

Социальный капитал жителей Санкт-Петербурга

Источник: Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, 2020

«Не хотелось бы, чтобы Санкт-Петербург стал городом четырех революций, — говорит Станислав Казарин. — Если мы дадим быстрые ответы на повседневные запросы, доверие к власти, средствам массовой информации, органам управления резко возрастет». Он уверен, что в понятие «умного города» должно входить не только обеспечение работы транспорта или цифровизация ЖКХ, но и развитие социального капитала. А развивать его можно путем внедрения мобильных сервисов для самых распространенных жизненных ситуаций.

Потребности жителей Санкт-Петербурга в сервисах

Источник: Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, 2020

Уровень информатизации госведомств на федеральном и региональном уровне постепенно выравнивается, уверен Павел Ципорин, директор Департамента информационных технологий ХМАО–Югры. Пандемия дала мощный толчок распространению цифровых сервисов для граждан. В регионе активно развивается услуга «Без чиновников», под которой понимается автоматическое назначение мер социальной поддержки и принятия решений информационной системой. Ее тестирование началось в 2018 г., когда в автоматический режим была переведена выплата пособия в ₽5 тыс. рожденным в Югре. За 2019 г. ей воспользовались около 500 тыс. человек.

Сейчас в автоматическом режиме осуществляется выплата пособия инвалидам, выплата рожденным в Югре. Кроме того, в период пандемии были запущены и другие услуги, которые оказываются без заявления, например, выплаты на детей. Также в регионе успешно работает нейросеть Vika, которая консультирует граждан по самым популярным вопросам.

Цифровые решения для госсектора

«Цифровизация госсектора — это переход на электронное взаимодействие с гражданами и цифровизация внутренней деятельности госведомств. И если в первом направлении Россия опережает многие страны, то во втором мы не всегда можем похвастаться значительными успехами», — говорит Алексей Печенин, директор по работе с клиентами «Mail.ru для бизнеса». Компания Mail.ru готова поделиться с госведомствами имеющимися у нее продуктами, в числе которых сервисы предиктивной аналитики, решение для управления базами данных, облачная платформа, технологии распознавания речи и лиц, коммуникационные сервисы.

Почтой mail.ru пользуется более половины посетителей Рунета

Источник: Mail.ru, 2020

Последние особенно актуальны потому, что они хорошо знакомы большинству жителей нашей страны. Например, почтой mail.ru пользуется более половины посетителей Рунета. Компания сформировала пакет коммуникационных продуктов, в который входит почта, мессенджер, хранилище данных. Его можно использовать как облачное, так и как on-premise решение. «Мы хорошо разбираемся в пользовательских интерфейсах и умеем работать в режиме высоких нагрузок», — говорит Алексей Печенин.

Артур Щетинин, руководитель группы по работе с государственным сектором Mail.ru Cloud Solutions рассказал о сложностях, с которыми столкнулась компания при создании облака. Основываясь на лучших мировых практиках, ей удалось построить фундамент из ИТ-систем, с которыми могут работать все приходящие команды. Для них создана понятная экосистема для разработки, множество готовых сервисов внутри «одного окна», в том числе и в области управления ИТ, работы с большими данными и т.д. Все задачи по обеспечению безопасности и соответствию 152-ФЗ взяла на себя компания.

Таким образом, удалось добиться того, что финансовый департамент получает достоверные, прозрачные отчеты о потреблении ИТ-услуг, отдел безопасности имеет простой доступ к ИТ-системам, сняты все санкционные риски, разработчики получили возможность быстрого развертывания приложений на основе самых технологичных решений. Артур Щетинин привел несколько конкретных примеров. Это создания ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной деятельности» для Минкомсвязи России, внедрение платформы виртуализации для корпорации «Росатом» и т.д.

Продукты Mail.ru Cloud Solutions

Источник: Mail.ru Cloud Solutions, 2020

Одна из задач государства — организация работы общественного транспорта. Для ее решения на сегодняшний день в крупных городах создаются интеллектуальные транспортные системы, позволяющие в режиме реального времени осуществлять мониторинг и управление транспортными потоками, что должно привести к повышению качества транспортных услуг, снижению затрат, улучшению экологии и повышению безопасности.

«Наш вклад в создание интеллектуальной транспортной системы состоит в создании интеграционной платформы, объединяющей все возможные сервисы, и использовании больших данных и разработок на базе искусственного интеллекта для организации ее работы», — говорит Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «ВымпелКом».

Он привел несколько кейсов, в которых используются технологии, разработанные «ВымпелКом». Среди них создание автоматизированной системы управления дорожным движением, которая позволила на 15–35% увеличить пропускную способность улиц, на 25–30% снизить число аварий на перекрестках и сократить время в пути почти в 2 раза.

Типовая архитектура ИТС городской агломерации

Источник: ВымпелКом, 2020

Еще один проект — управление городским транспортом и оплатой проезда в крупных городах. В его основе — достоверные данные о перемещении пассажиров, на основе которых происходит запуск новых маршрутов и разрабатывается экономически обоснованное тарифное меню.

Не забыть про импортозамещение

Компания Atos активно участвует в программе импортозамещения в России. Уже подписано соглашение с НПП «Маяк» о локализации производства серверов Atos и программно-аппаратных комплексов AntiCOVID в России. Началось тестирование СУБД Postgres на оборудовании вендора. Также на нем тестируется ERP-система «Галактика».

Сервера Atos легко модернизировать до 32 ЦПУ с шагом прироста в 2 процессора, что очень удобно при госзакупках — нет необходимости объявлять новый конкурс с новыми требованиями. Компания также готова предложить заказчикам комплексные решения для решения самых разных задач, рассказал Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos. Он привел несколько примеров проектов, уже реализованных в России для госзаказчиков. Среди них первая в мире инсталляция сервера с 16 ЦПУ Cascade Lake для миграции с Oracle на Postgres Pro, создание озера данных, агрегирующего данные из более чем 20 источников и пр.

Сейчас компания активно продвигает на рынке AntiCOVID-решения. Это программно-аппаратные комплексы, созданные в партнерстве с российским разработчиком. Они предназначены для повышения уровня физической безопасности сотрудников госучреждений и снижения риска распространения заболевания. Это комплексы по отслеживанию сотрудников с высокой температурой, выявлению их контактов, контролю за образованием скоплений людей, например, очередей. Решение разворачивается за сутки и легко настраивается, а перед приобретением его можно взять на тестирование.

Российская ОС Astra Linux является самой популярной в России. Она может работать на любом оборудовании и имеет все необходимые сертификаты, позволяющие использовать ее в самых закрытых госведомствах. «Любой организации, приобретающей программный продукт, требуется его поддержка в течение всего жизненного цикла, развитая инфраструктура и экосистема», — говорит Александр Гутин, директор по маркетингу Astra Linux. Все это может предложить Astra Linux.

Александр Гутин рассказал о внедрении Astra Linux в Росгвардии. Ведомство имеет территориально распределенную структуру. Тем не менее, на первом этапе переобучать всех системных администраторов для работы с системой не потребовалось. Внедрение шло поступательно, то есть подразделения переходили на новое решение постепенно в течение года. Интересно, что за это время было зафиксировано 726 сетевых атак на пользователей Windows и ни одной на пользователей Astra Linux.

страницы:

1 |   2 |   3 |   4 |  следующая


Полный текст статьи читайте на CNews