Как ИТ-компании могут помочь вузам готовить специалистов

13 Февраля 2023 10:0413 Фев 2023 10:04 |
Поделиться

Дефицит ИТ-специалистов и инженеров на российском рынке — проблема не новая. Сегодня в связи с необходимостью создания отечественных аналогов иностранной микроэлектроники и ПО потребность в кадрах только растет. Государство увеличивает число бюджетных мест по ИТ-специальностям, субсидирует дополнительное образование по данным направлениям. Однако открытым остается вопрос, кто будет учить новые поколения инженеров и специалистов в отраслях высоких технологий. Фундаментальных знаний, получаемых студентами в высшей школе, часто бывает недостаточно для выполнения задач на рабочих местах, и изменить ситуацию могут только технологические компании, которые готовы помогать вузам с подготовкой кадров и для этого взять на себя прикладную часть образовательного процесса.

Ситуация на рынке труда инженеров и ИТ-специалистов

Главным трендом на рынке труда последних лет является кадровый гэп. Проблема нехватки инженеров и ИТ-специалистов на российском рынке не нова: дефицит кадров обсуждают уже более 10 лет, и даже зафиксировали его в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», которая была утверждена в октябре 2013 г. На тот момент в России насчитывалось около 300 тыс. программистов, еще около 700 тыс. человек обладали навыками программирования, но эта трудовая деятельность не была для них основной. К 2021 г. численность ИТ-кадров в России по оценкам экспертов в исследовании «Экономика Рунета» выросла до 3 млн человек, а их дефицит составил 1 млн человек. Аналогичную цифру озвучил в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Еще более сложная ситуация наблюдается в сфере разработки и производства электроники. Отечественные вузы в настоящее время выпускают около 20 тыс. профильных специалистов в год, и лишь около 5% из них остаются в профессии — остальные уходят в другие отрасли в поисках, помимо прочего, более высокого дохода. Накаляет ситуацию и тот факт, что специалистов, занятых в области производства «железа» и обладающих точечной экспертизой, недостаточно для возросших потребностей рынка. Связано это с тем, что определенный опыт в конкретных процессах инженеры накапливают непосредственно на рабочих местах, и найти экспертов с необходимым портфолио компетенций не так просто.

О нехватке ИТ-шников, в том числе и специалистов радиоэлектронного комплекса различного профиля, ранее сообщал «Ростех». Речь идет о сотрудниках в 40 основных ИТ-направлениях для более 230 компаний из 47 регионов, входящих в состав госкорпорации. Организация готова принять на работу более 2500 человек. Основные причины нехватки квалифицированных ИТ-кадров — недостаточные объемы подготовки специалистов в системе образования и несоответствие профиля выпускника реальным потребностям предприятий.

Как итог, на весну 2022 г. в российской отрасли разработки и производства электроники работало в пределах 300 тыс. человек, а молодых специалистов в возрасте от 20 до 29 лет среди них было лишь 2%. Средний возраст половины из 300 тыс. человек приближается к 50 годам, что отчетливо иллюстрирует необходимость привлечения в отрасль большего количества молодых специалистов. «Сейчас требуются специалисты по широкому спектру специальностей, задействованных на всех этапах создания и производства электронной техники. В первую очередь это высококвалифицированные сотрудники с профильным высшим образованием. Доля потребности в них составляет около 50–70% от общих кадровых нужд предприятий. В то же время, востребованы и рабочие специальности, например, операторы технологических установок на производствах», — говорит Алексей Переверзев, доктор технических наук, доцент, проректор по инновационному развитию НИУ МИЭТ.

Динамика зарплат по инженерным и ИТ-специальностям

Ситуация с зарплатами и количеством вакансий сложилась неоднозначная. По данным SuperJob, по состоянию на октябрь 2022 г. число вакансий линейного персонала и инженерно-технических работников в телекоме выросло на 52%. С ростом потребности в специалистах поднимаются и зарплаты: у инженеров-проектировщиков и главных конструкторов в среднем на 5%, инженеров техподдержки — на 10%. Сейчас инженеры-проектировщики в телекоме получают в Москве среднем ₽105 тыс., инженеры техподдержки и электромонтажники — ₽85 тыс.

О росте заработной платы работников ИТ-сферы свидетельствуют и данные Habr.Career: во второй половине 2022 г. медианная заработная плата ИТ-специалиста составляла ₽150 тыс. Во 2 полугодии 2021 г. она была ₽140 тыс., а во 2 полугодии 2020 г. — ₽113 тыс.

Однако зарплаты инженеров на предприятиях, в том числе оборонных, низкие — около ₽40–60 тыс. По этой причине, по данным «Коммерсанта», почти половина (45%) студентов инженерно-технических вузов категорически не желают работать на отечественных предприятиях. Лишь 25% положительно относятся к подобной перспективе.

Что касается ИТ-специалистов, то по данным HeadHunter, в ноябре 2022 г. по сравнению с ноябрем 2021 г., число ИТ-вакансий сократилось на 33%, а число резюме выросло на 54%. На одну вакансию претендует 3,7 соискателей. Однако эта статистика отнюдь не говорит о том, что ситуация с ИТ-кадрами нормализуется. Снижение числа вакансий вызвано заморозкой крупных ИТ-проектов, а рост числа резюме, среди прочих причин, выходом на рынок людей, окончивших курсы по ИТ-специальностям. Проблема заключается в том, что их профессиональный уровень достаточно низкий, и проблему найма квалифицированных специалистов таким образом решить невозможно.

Какие возможности для получения ИТ-образования существуют

Качественное ИТ-образование является одной из важнейших целей государства, которую невозможно достичь без активного участия вендоров, дизайн-центров, научно-исследовательских организаций. Поэтому крайне важным является возрождение традиций отечественной школы и инженерной культуры, расширение взаимодействия вузов с потенциальными работодателями для формирования экосистемы обоюдного обмена мнениями и опытом, наставничества, взращивания кадров и обучения их релевантным навыкам.

Главным элементом ИТ-образования является фундаментальная подготовка инженеров в высшей школе. В национальной программе «Цифровая экономика» существует федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в рамках которого государство увеличивает число бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям. За три года реализации данного федпроекта на ИТ-программы принято 226 тыс. студентов, половина из которых — в 2021 г. В 2022 г. создано 90 тыс. бюджетных мест для обучения по ИТ-специальностям. Минцифры говорит, что фактически поступивших больше. Например, в 2021 г. при плановом показателе 80 тыс. бюджетных мест на ИТ-специальности поступили 113,8 тыс. человек.

Еще одна возможность — получить ИТ-специальность на «Цифровой кафедре». В 2022 г. они появились в 114 вузах. На «Цифровую кафедру» могут поступить как студенты, обучающиеся по ИТ-специальностям, так и те, кто получает образование в другой сфере. Предлагается 500 образовательных программ, таких как разработка цифровых продуктов, веб-приложений, аналитика данных и многие другие.

Кроме того, существуют образовательные ИТ-курсы на базе крупнейших университетов и компаний, таких как «Яндекс», «Нетология», Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, Университет ИТМО, Университет Иннополис, РЭУ им. Г.В. Плеханова, «СберУниверситет», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Skypro, Центр образовательных компетенций НТИ, Академия «АйТи»,»1Т спринт», «Мобильное электронное образование», Учебный центр »1С», Многопрофильный центр квалификации «Цель» и так далее. Записаться на них можно на портале госуслуг. Льготные категории граждан могут получить скидку на оплату обучения от 50% до 100% стоимости. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Проблемы качества образования: мнение работодателей

Главная проблема, с которой сталкиваются компании, принимающие на работу выпускников вузов, а теперь еще и многочисленных образовательных курсов, —отсутствие практических навыков. Работодатель, фактически, получает «чистый лист», на заполнение которого надо потратить много сил и времени. А оно есть не всегда — чаще всего новые вакансии открываются под конкретные проекты, заниматься которыми надо прямо сейчас. «Даже молодых сотрудников мы хотим принимать к себе уже подготовленными, способными бесшовно интегрироваться в процесс разработки изделий, с начальной инженерной подготовкой и владением теми программными средствами, которые мы используем. Очень приветствуем реальный опыт проектирования. Для нас важно, чтобы адаптация молодого специалиста занимала не два-три года, а максимум полгода», — говорит Евгений Зуев, генеральный директор Научно-исследовательского центра «Синара — Транспортные Машины».

При этом, как отмечают большинство руководителей компаний, зарплатные ожидания у соискателей явно завышены. Например, на фоне роста спроса на ИБ-специалистов компании столкнулись с резким ростом зарплат, при этом квалифицированных кадров на рынке больше не стало. «Это большая проблема — людей нет, зарплаты резко подскочили, что больно бьет по компаниям. Сейчас на безопасников стали переучиваться разработчики, сетевики, инфраструктурщики, но число ИБ-специалистов все равно ограничено, да и новым сотрудникам еще предстоит набраться опыта и знаний», — рассказал Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет».

Проблема обусловлена и отсутствием преподавателей, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Это особенно актуально сейчас, когда технологии развиваются так стремительно, что для того, чтобы быть «в теме», надо приложить много усилий.

Что думают о качестве образования вузы

Опрошенные CNews представители вузов не считают, что ситуация с качеством подготовки ИТ-специалистов в учебных заведениях столь печальная. Павел Дробинцев, директор Высшей школы программной инженерии СПбПУ призывает учитывать специфику обучения по ИТ- и инженерным специальностям. Технологический стек, с которым необходимо работать будущему специалисту, меняется очень быстро. «Если вы начинаете готовить бакалавра, то вероятность того, что после выпуска он будет оперировать инструментами и библиотеками, которым его обучали в рамках практических занятий, достаточно мала. Вероятнее всего, стек технологий к моменту выпуска уже значительно поменяется», — говорит он. Кроме того, для успешной работы в компании студент должен погрузиться в корпоративную среду еще в процессе обучения: научиться работать в команде, адаптироваться к корпоративной культуре, познакомиться с процессом разработки.

Николай Золотых, директор Института информационных технологий, математики и механики ННГУ им. Лобачевского, уверен, что, говоря о качестве подготовки, надо уточнить, о каких именно ИТ-специалистах идет речь. С одной стороны, есть профессионалы, создающие сложное наукоемкое программное обеспечение: специалисты в суперкомпьютерных технологиях, искусственном интеллекте, разработчики инженерного программного обеспечения, системные программисты и т.д. Таких обычно готовят сильные классические университеты. И, с другой стороны, есть фронтендеры, мобильные разработчики, QA-инженеры, девопсы и т.д. — профессии, где требуются конкретные навыки и обычно не нужна фундаментальная база. В их случае существует проблема неактуальности образовательных программ.

Сергей Микушев, проректор по научной работе СПбГУ, уверен, что качество образования зависит от конкретного вуза и выпускника, и предлагает решать проблему совместными усилиями. «Кадровый вопрос острый и в индустрии, и у нас. Преподавать ИТ-дисциплины должны опытные специалисты, а среди них не так уж много способных обучать. Что условный абстрактный работодатель сделал для того, чтобы хороших преподавателей было больше? Какие программы поддержки преподавания или вовлечения своих сотрудников в преподавательскую деятельность развивает?».

Высокого результата можно достичь, когда компания мотивирует и поощряет своих работников участвовать в подготовке кадров: быть наставниками, помогать с проведением практик, преподавать. В свою очередь, вузы создают условия для преподавателей и научных работников, участвующих в образовательном процессе, гибко подходят к индивидуальной работе студентов.

Кроме преподавания и производственной практики есть еще одна важная составляющая университетской жизни — научно-исследовательская работа. «Для нас сотрудничество с R&D подразделениями и выполнение НИР — вопрос актуальный. В ведущих компаниях важность исследований и ценность таких кадров тоже хорошо понимают, потому что сохранение лидерства в инновациях — вопрос не просто конкуренции, а выживания на современном рынке. Если ведущие специалисты замкнутся в своих проектах в компаниях, не скажется ли это в ближайшем будущем негативно на качестве подготовки кадров?», — говорит Сергей Микушев.

Сотрудничество ИТ-компаний с вузами

Всеобъемлющая и фундаментальная подготовка кадров является залогом развития высокотехнологичных отраслей и позволяет бизнесу создавать востребованные государством и рынком решения. Очевидно, что для повышения качества подготовки ИТ-специалистов и инженеров необходимо укреплять сотрудничество между вузами, профильными ассоциациями и крупными работодателями. В таком случае получаемые студентами знания и навыки будут соответствовать потребностям бизнеса и способствовать созданию технологических решений высокого класса.

По словам Сергея Микушева, среди вузов есть очень ответственные, помогающие с обучением кадров, идущие навстречу, готовые совместно решать образовательные проблемы. «Возможно, те, кто не работает с вузами, недоволен просто потому, что специалистов готовят без учета их узкой специфики. Потому что те, с которыми мы взаимодействуем довольно плотно по многим направлениям, всегда отзываются очень позитивно об уровне подготовки наших выпускников», — говорит он.

Возможны различные варианты сотрудничества работодателей с вузами: от участия в преподавании до создания лабораторий. В принципе, все они внедрены и применяются всеми ведущими образовательными организациями в той или иной форме. Есть отличные примеры, когда компании приходят в преподавание, поддерживают сложившиеся коллективы заказами на научно-исследовательскую работу или даже пожертвованиями.

«Помогают такие практики, как проведение практических занятий инженерами работодателя, предоставление образовательных материалов и привлечение студентов в проекты, которые чаще всего являются исследовательскими в силу меньших рисков и необходимой ответственности с их стороны. В целом вуз выступает в качестве площадки, в рамках которой студент имеет возможность получить фундаментальные знания на младших курсах и по ходу своего обучения вовлечься в работу над реальными проектами компаний», — продолжает представитель СПбПУ Павел Дробинцев.

К счастью, примеров такого сотрудничества уже немало. Например, «Яндекс» и МФТИ открыли факультет программной инженерии, где предполагается готовить бэкенд-, фронтенд-, фуллстек-разработчиков и архитекторов программного обеспечения. Большую часть времени студенты будут заниматься учебными проектами и проходить специальные курсы, что должно лучше подготовить их к будущей работе.

Активно работает с вузами Sitronics Group. В числе последних инициатив — подписание соглашения о совместном создании, модернизации оборудования и программного обеспечения, включая выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, с Новосибирским государственным университетом (НГУ), и соглашения о совместных проектах, проведении отраслевых конференций и мероприятий с Воронежским государственным университетом. «Интерес есть не только у «айтишных» факультетов (ФКН, ПММ). Наше взаимодействие может распространяться и на задачи, решаемые на физическом (электроника, связь), фармацевтическом, химическом факультетах и ряде других подразделений университета. Мы договорились с Sitronics Group о том, что будет всестороннее стратегическое взаимодействие и по трудоустройству выпускников, и по прохождениям стажировок», — рассказал ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.

На базе МГТУ им. Баумана создан научно-образовательный центр компании «Ланит». В нем готовят ИТ-инженеров для машиностроительной отрасли. «Главная задача нового НОЦ — создать уникальную площадку, на базе которой специалисты «Ланит» помогут молодым конструкторам быстрее адаптироваться к производственным процессам. В одном месте объединятся знания преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана и опыт сотрудников «Ланит» с целью обучения конструкторов, способных шагать в ногу со временем и внедрять новые разработки», — говорит Евгений Старожук, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и инновациям.

Еще один пример сотрудничества — совместные инициативы Group-IB и Московского авиационного института (МАИ). Объединенными усилиями организации разработали программу «Математическое и программное обеспечение защиты информационных систем и технологий». Кроме того, эксперты Group-IB читают студентам МАИ курс «Прикладные вопросы информационной безопасности» и ведут практикум «Выявление и реагирование на инциденты ИБ». В 2022 году в МАИ открылась лаборатория информационной безопасности, где студенты будут проводить лабораторные работы с использованием Group-IB Managed XDR — комплекса решений для продвинутого обнаружения, реагирования и защиты от сложных и неизвестных киберугроз. После завершения курса лучшие из выпускников смогут пройти стажировку в компании.

В сфере микроэлектроники ведущие вендоры также наращивают сотрудничество с профильными университетами. Так, компания Yadro реализует широкий спектр инициатив, вовлекающих в профессию инженера начинающих специалистов на разных этапах образовательного процесса. В числе прочих компания совместно с МИЭТ запустила углубленную образовательную программу для студентов инженерных специальностей, которую они могут освоить параллельно основной магистерской программе. Кроме того, эксперты YADRO участвуют в карьерных мероприятиях и образовательном процессе, читая лекции в таких вузах, как ИТМО и СПбПУ. «Если описать усредненный путь студента в области ИТ, то на первом курсе он в рамках дисциплин, связанных с введением в профессиональную деятельность, может познакомиться с компаниями-работодателями и выбрать наиболее интересное ему направление для развития. На 2-м и 3-м курсах у ребят появляется возможность участвовать в практиках, в том числе и летних, которые организуются в кооперации с работодателем и, по сути, студентам предоставляется возможность поработать над реальными проектами и оценить свои силы. Что касается написания дипломной работы и продолжения обучения в магистратуре, то в этой части вовлеченность работодателя обычно максимальна, так как в большинстве траекторий к этому моменту времени студент уже является его сотрудником», — рассказывает Павел Дробинцев.

ННГУ им. Лобачевского сотрудничает в области подготовки разработчиков инженерного программного обеспечения с РФЯЦ–ВНИИЭФ и другими компаниями «Росатома». В области искусственного интеллекта — с «Яндексом» (Школа анализа данных) и Huawei. По высокопроизводительным вычислениям партнером вуза долгое время был Intel, сейчас его место занимает Yadro. Один из последних кейсов эффективного сотрудничества вузов и ИТ-компаний — практико-ориентированный интенсив по машинному обучению от ИТ-кампуса «Неймарк». Это уникальный случай, когда несколько передовых ИТ-компаний вместе с тремя ведущими вузами региона организовали курсы подготовки по машинному обучению с разбором практических кейсов. В работе приняли активное участие специалисты из компаний Yadro, «Сбер», LAD, Huawei, IntelliVision, Globus, МТС, Deelvin, Wemake, «Росатом». Благодаря данному интенсиву самые успешные студенты смогут получить оффер от ИТ-компаний.

Важным элементом на пути становления профессионального инженера является открытая среда для реализации творческого потенциала специалистов, тестирования своих сил, дискуссий с практикующими инженерами. Одним из возможных форматов, отвечающих перечисленным целям, служит проведение чемпионатов для начинающих специалистов различных направлений. Например, в 2022 году состоялся первый в России инженерный хакатон Yadro SoC Design Challenge для студентов старших курсов. Участники конкурса решали задачи проектирования ЭКБ, в частности, повышения производительности процессорного ядра на основе архитектуры RISC-V. «Мировая практика показывает, что одним из лучших способов развития технологий микроэлектроники внутри страны, а также кадрового обеспечения отрасли, является создание на базе университетов специализированных технологических центров. В них силами сотрудников университетов одновременно создаются новые технологии и проводится практическое обучение специалистов для последующего трансфера результатов и кадров в отечественные отраслевые компании», — говорит Алексей Переверзев, проректор МИЭТ. — В целом, необходимы непрерывно развивающаяся кооперация с промышленностью, передовая инновационная инфраструктура и гибкая система формирования образовательных программ совместно с индустриальными партнерами».

В СПбГУ все связанные с подготовкой ИТ-специалистов направления тесно взаимодействуют с технологическими компаниями, в которых в то же время работают многие преподаватели. Приказами закреплено правило: состав совета образовательных программ более чем на 50% состоит из представителей работодателей, и они имеют широкий круг возможностей, вплоть до замены преподавателей, работающих на программе. Кроме того, основные программы бакалавриата, куда поступают будущие промышленные программисты и инженеры-исследователи, проходили профессионально-общественную аккредитацию. Например, «Технология программирования» и «Программная инженерия» получили высокую оценку и полезную обратную связь от профессиональных аудиторов.

«Дружите с интересующими вас коллективами вузов, открывайте профильные лаборатории, приходите в комиссии послушать доклады, участвуйте в работе над выпускными квалификационными работами и обсуждении кода студентов, вот тогда вас будут слышать те, кто готовит ваши будущие кадры, и сами ваши будущие кадры будут видеть вас, тогда вы больше не будете в пустоту жаловаться на качество подготовки», — говорит проректор по научной работе СПбГУ Сергей Микушев.

Наталья Рудычева

Полный текст статьи читайте на CNews