Как Instagram борется за здоровую атмосферу в сообществе пользователей

Социальные сети всегда оцениваются неоднозначно: одни говорят, что это фальшивая реальность, которая транслируется с каждого экрана гаджета, другие считают, что это лишь еще один способ познания мира. Сейчас то время, когда почти у каждого трехлетнего ребенка есть планшет, в школе большинство детей предпочитает играть в игры на смартфоне, нежели общаться друг с другом, а взрослые не выпускают смартфон из рук с момента пробуждения до отхода ко сну.

Сегодня поговорим об Instagram — ресурсе, входящем в тройку самых популярных социальных сетей в России по данным аналитического сервиса Popsters. Большая часть аудитории Instagram — пользователи 16–24 лет, что с точки зрения психологии и нейрологии является наиболее уязвимым возрастным диапазоном. Пользователи этого возраста наиболее сильно поддаются влиянию внешних источников, поэтому закономерно, что руководство Instagram в конце 2019 года положило начало борьбе за здоровую атмосферу в сообществе пользователей.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Как социальная сеть влияет на психологическое здоровье

Существует немало исследований, которые показывают, что использование социальных сетей, в частности Instagram, влияет на психику человека не лучшим образом. Одна из статей на BBC Future помимо наиболее очевидных проблем, таких как зависимость от соцсети, стресс и тревожность из-за негативных новостей, указывает и на более глубокие нарушения.

Среди главных проблем, с которыми сталкиваются пользователи Instagram, можно выделить три основные. Первая проблема — это чрезмерная обработка внешности на фотографиях. Это провоцирует снижение самооценки и даже депрессию из-за несоответствия своей жизни идеалам, которые транслирует социальная сеть. Иными словами, смотря на идеальные картинки, многие испытывают стресс, так как в жизни сами они так не выглядят. Сюда же можно отнести демонстрацию «идеальной жизни» — когда многие люди испытывают неудовлетворенность собственной жизнью в сравнении с жизнью других людей.

Вторая проблема — это наличие неприемлемого и потенциально опасного контента. Из-за молодого возраста аудитории Instagram определенные виды контента могут вызывать психологические проблемы. Сюда можно отнести демонстрацию хирургических операций, жесткости по отношению к людям и животным, ран и повреждений на теле и пр.

И третья проблема — это интернет-травля, или кибербуллинг, то есть намеренные оскорбления, угрозы в течение длительного периода времени через Интернет-каналы. Наиболее уязвимая категория — опять же, подростки и молодые люди, для которых распространение о них ложных фактов, психологическое давление, провокации и оскорбления имеют огромное значение. Рассмотрим перечисленные проблемы подробнее и разберем, как Instagram борется с подобными явлениями.

Идеальное лицо, тело, жизнь

Проблема №1: расхождение реальности и демонстрируемой картинки

Instagram в большей степени привязан к визуальному компоненту, поэтому именно проблема несоответствия внешности, образа жизни, социального статуса предстает наиболее острой. Люди сравнивают себя и свою жизнь с другими на основании картинки в соцсети, и часто это играет не в их пользу.

В первую очередь это касается обработки фото: много ли из нас решится выложить фото в сеть как есть, сразу после щелчка камеры? Ретушь и накладывание фильтров стало для пользователей обычным делом — убрать неровности кожи, скрыть темные круги под глазами, отбелить зубы, сделать фигуру стройнее, а волосы длиннее. Несмотря на то, что мы знаем о всех этих уловках, наш мозг все равно верит в идеальную картинку — и испытывает стресс от того, что в жизни мы выглядим не так.

Источник — Depositphotos

Также источником неудовлетворенности собой и своей жизнью вызывает демонстрация «идеальной» жизни — когда большинство пользователей не может часто путешествовать, сниматься для модных журналов, покупать дорогую одежду и посещать мероприятия «для избранных». Как правило, такой контент публикуют популярные блогеры, лидеры мнений с большим числом подписчиков. Внушительное количество фолловеров как раз-таки объяснимо — люди охотно следят за той жизнью, которой сами они жить пока не могут.

Большинство людей на публике, в том числе в Instagram, становится «лучшей версией себя», то есть они показывают только положительные аспекты своей жизни.

Фото из инстаграм-блога Инди Гогохии

Однако наша психика устроена так, что мы внутренне все равно переносим впечатление от части чужой жизни на всю жизнь этого человека. Из-за этого и складывается впечатление о том, что тот, кого мы видим на экране, обладает всеми материальными благами и ведет образ жизни, наполненный исключительно вечеринками, путешествиями и удовольствиями.

Решение

2019 год стал флагманским в плане заботы Instagram о психологическом благополучии пользователей. Осенью 2019 руководство социальной сети приняло решение отказаться от фильтров с эффектом пластической хирургии, так как такие маски потенциально могут нанести вред психическому здоровью пользователей.

Под запрет попадают различные визуальные эффекты, приближающие внешность к «модным»: увеличенные губы, выделенные скулы, уменьшенный нос. В перспективе такие фильтры, меняющие внешность, могут вызвать психологические нарушения — человек может быть просто не способен воспринимать свою внешность без изменений.

Пока неизвестно, сколько времени займет удаление таких фильтров, на данный момент руководство заверило: «Пока мы пересматриваем наши цели и правила, мы убираем из коллекции фильтров все эффекты, которые могут ассоциироваться с пластической хирургией, прекращаем одобрение новых подобных фильтров и будем удалять их, если нам о них сообщат».

Еще одно нововведение — пометка публикаций, содержащих ложную информацию. Instagram привлек к этой работе сторонних экспертов независимой Международной сети проверки фактов (International Fact-Checking Network): они будут выявлять публикации, в которых содержатся ложные факты.

Фото из пресс-центра Instagram

После того, как в конце декабря Instagram официально объявил о запуске этой функции, многие пользователи и эксперты высказали предположение о том, что потенциально это станет инструментом борьбы с явно отфотошопленными фото. Пока неизвестно, так ли это на самом деле, к тому же проверка публикаций на фейковость запущена на данный момент только в Северной Америке. Данная функция позволяет оградить пользователей от «вбросов» и ложных фактов, что значительно повысит качество контента.

Смотреть нельзя, убрать

Проблема №2: неприемлемый и потенциально опасный контент

Как и в любой социальной сети, в Instagram изначально существовали правила, которые с течением времени дополнялись. Одно из центральных правил в Руководстве сообщества — публикация приемлемого контента.

Социальная сеть старается оградить пользователей от потенциально нежелательного фото и видеоконтента еще с 2016 года. К такому контенту относились фото и видеоматериалы, содержащие сцены насилия в отношении людей и животных, происшествий и катастроф с участием людей и животных, демонстрации травм и прочего контента, вызывающего эмоциональный отклик.

Пример видео, помеченного как потенциально неприемлемый контент

Однако без внимания до недавних пор оставались публикации, связанные с нанесением себе травм и суицидом. Один из самых громких случаев — самоубийство 14-летней Молли Рассел, которая перед смертью просматривала публикации в Instagram, связанные с депрессией и нанесением себе повреждений. Известно и о других случаях с подростками, которые совершали подобные действия под давлением соответствующих материалов.

Решение

В феврале руководство объявило о запрете контента, где демонстрируется нанесение себе физического вреда и ведется пропаганда самоубийства и продолжило эту политику в течение всего года. При поиске публикаций по подобным темам пользователю будет выдаваться сообщение с предложением помощи, ссылками на службы психологической поддержки и телефонами доверия. В русской версии эта функция пока неактивна.

Сообщение, которое будет показано пользователю при поиске по теме суицида

Однако глава Instagram Адам Моссери также заявил о том, что такие темы в социальных сетях несут не только разрушительную функцию. «Instagram часто становится местом, где люди с различными проблемами, такими как расстройства пищевого поведения, любовь к порезам или другим видам нанесения себе увечий, могут собраться вместе, чтобы рассказать о своем опыте или получить поддержку.»

Атака троллей

Проблема №3: Интернет-травля

Кибербуллинг — далеко не новое явление, уверены, что каждый хоть раз сталкивался с негативными комментариями со стороны других пользователей. Если вам написали неприятный комментарий — это еще не травля, ведь кибербуллинг — систематическое преследование в Сети. Оно может быть как личным (через переписку в соцсетях и мессенджерах), так и публичным (в соцсетях и на сайтах).

Обычно с интернет-травлей сталкиваются подростки как наиболее уязвимая аудитория. Кибербуллинг может принимать разнообразные формы: распространение ложной информации, создание фальшивых аккаунтов, написание непристойных или оскорбительных комментариев и пр. Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения Россия — один из лидеров по подростковому кибербуллингу.

К сожалению, интернет-травля не исчезает, как травля в жизни со сменой локации. Можно сменить школу, университет, работу, окружение, город, страну и остановить атаку. А кибербуллинг во времени и пространстве не ограничен. Известно много случаев, когда интернет-травля вызывала у жертвы серьезные психологические нарушения и даже приводила к попыткам суицида.

Решение

Instagram представил несколько инструментов, которые помогут оградить себя от нежелательных пользователей. Конечно, все еще остается функция классической блокировки пользователей: заблокированный человек не сможет находить ваш аккаунт через поиск, видеть публикации или истории.

Однако по этим признакам заблокированный пользователь может понять, что находится в черном списке, что может спровоцировать новый виток агрессии и еще больший конфликт. Особенно важно не допустить этого, если вы с таким пользователем сталкиваетесь в реальной жизни.

Поэтому в октябре появилась новая опция — «Restrict» («Ограничить»), которая разработана, чтобы помочь скрывать оскорбительные комментарии, не прибегая к блокировке пользователя. Если пользователя «ограничат», его комментарии будут видимы только для него самого, другие люди эти комментарии не увидят. Важно, что человек с ограниченным доступом не узнает, что его ограничили. То же самое касается всех комментариев, которые этот человек будет оставлять — вам не будут приходить о них уведомления, и видеть их будет только он.

Функция ограничения доступа для пользователя

Расскажем еще об одном инструменте для борьбы с кибер-абьюзерами. Пока он доступен только для англоязычной аудитории, однако скорее всего, такая функция распространится и на аудиторию с иными языками.

Функция фильтрации оскорбительных комментариев

Искусственный интеллект обучен распознавать неуместный или оскорбительный контент. Как это работает? Например, пользователь пишет комментарий вроде «Ты тупой и страшный», приложение покажет ремарку: «Вы точно хотите это запостить?». Конечно, ничто не запретит пользователю все же опубликовать комментарий, но руководство социальной сети верит, что такой вопрос может мотивировать пользователя обдумать шаг еще раз.

Как использовать эти тенденции в продвижении бизнеса?

Мы составили краткий чек-лист: как стремление поддержать здоровую психологическую атмосферу в Instagram помогает в продвижении брендов.

Больше жизни. Главный тренд, который следует перенять брендам и компаниям — искренность. Фото под тремя слоями фотошопа, идеальная жизнь и «успешный успех» больше не привлекают людей. Такие «пластиковые» жизни вызывают скорее отторжение, нежели желание подражать. Все больше пользователей делают выбор в пользу естественности и честности.

Не только победы, но и поражения. Брендам следует задействовать контент, который приблизит их к потребителю: показывайте бэкстейдж, рассказывайте о провалах и неудачах, задействуйте пользовательский контент, а не только идеальные фотоснимки. Бренд, который честно рассказывает о том, что не получилось или пошло не так, извиняется за свои ошибки, всегда завоевывает доверие своей аудитории.

Поддержка острых тем. Не обязательно яро пропагандировать какие-то идеи, достаточно поддерживать важные социальные тренды. Сейчас довольно много лидеров мнений, которые выступают в поддержку борьбы с домашним насилием, ранней диагностикой опасных заболеваний, психологическим давлением и насилием. Бренды могут присоединиться к социально значимым течениям — например, принять участие во флешмобе, запустить просветительский марафон или стать спонсором мероприятия.

Только приятное общение. Администратор аккаунта должен строго следить за общением в комментариях, которые не всегда бывают доброжелательными. Выносите предупреждение разжигателям конфликта и вступайтесь за тех, на кого нападают. Пусть пользователи чувствуют поддержку бренда и четкую позицию относительно не конструктивных диалогов.

Качественный контент. Бренд должен заботиться о своей репутации — пусть вся публикуемая информация будет тщательно проверенной. Всего одна непроверенная или спорная новость, и вы можете потерять доверие аудитории — досконально изучайте источники и проверяйте факты.

Автор: Кирилл Смирнов, основатель маркетингового агентства SELFcat, маркетолог, автор курса по самостоятельному продвижению в соцсетях.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine