Итоги 2018 года: фотокамеры

Это был четный год — последний для двухлетнего цикла photokina и последний, который определял развитие индустрии именно в этом цикле: бодрый четный год, а затем нечетный год затишья. Знаменитая выставка переходит на ежегодные рельсы с 2020 года (по крайней мере пытается) — и это в эпоху, когда индустрия переживает уже даже не кризис, а необходимость раз и навсегда привыкнуть к новым реалиям, которые напоминают больше о доцифровых временах, чем о сладком времени зеркального бума, гонки мегапикселей и народных баталий «Canon против Nikon».

Но, кстати, в последней теме еще теплится огонек — и даже не огонек, а настоящий костер амбиций. Такой, что в 2018 году именно тема столкновения двух грандыов стала главной, а не более привычная для последних лет тема регулярных достижений Sony, уже официально превратившейся в третью голову это гидры.

С этого, пожалуй, и начнем подводить итоги года.

⇡#Полнокадровые «беззеркалки». Почти у всех

Слухи о том, что и Nikon, и Canon, раззадоренные успехами Sony с ее серией a7/a9, готовят свои полнокадровые беззеркальные камеры со сменной оптикой, ходили давно. Как и про Fujifilm — эта компания в 2016-м и вовсе выпустила среднеформатную «беззеркалку». Тут, казалось бы, и полный кадр запустить, но нет — слухи опровергли непосредственно в самой компании.

А вот про Nikon и Canon слухи подтвердились, причем создалось даже впечатление, что компании не просто знали о планах друг друга, а и вовсе сговорились, представив свои новинки практически одновременно: Nikon Z6 и Z7 были анонсированы в конце августа, а Canon EOS R — в начале сентября. А уже на photokina грянула главная сенсация — прототип своих полнокадровых «беззеркалок» показала компания Panasonic, от которой подобного никто не ждал.

Panasonic Lumix S1R

Panasonic Lumix S1R

Все эти ходы кажутся предельно логичными, но опоздавшими примерно на 3–4 года — за это время Sony набрала ход, поднаторела в технологиях, необходимых для полноценной конкуренции с профессиональными зеркальными камерами, и ушла в отрыв. Теперь все, кто выпускает свою технику подобного формата, априори находятся в позиции догоняющих: с меньшим парком оптики и некоторой технологической отсталостью. У кого-то дебют получился лучше (у Nikon), у кого-то — хуже (у Canon), но и те и другие в данный момент могут рассчитывать, по сути, исключительно на приверженцев своей техники. Ну и на хотя бы временную приостановку миграции фотографов с камер «большой двойки» на Sony. Впрочем, даже если произойдет только это, выпуск камер этого формата уже стоит признать успешным. 

⇡#Малокамерье

Про окончательное решение вопроса компактных камер мы писали еще в прошлогоднем итоговом материале. В этом году ситуация дошла до точки. Заглядывая в календарь представленных в этом году камер на главном сайте про фототехнику в мире Dpreview, первым делом протираешь глаза. Быть такого не может, чтобы в месяц показывали одну-две камеры, не более — причем пару последних месяцев этого года Leica отдувалась в одиночку!

Nikon Coolpix P1000

Nikon Coolpix P1000

По сути, из камер с несменной оптикой выделить можно лишь четыре модели: Fujifilm XF10, Nikon Coolpix P1000 (c ее грандиозным 125-кратным (!) зумом), Panasonic Lumix LX100 II и Sony RX100 VI.

Да, вот такая новая реальность — срок жизни техники продолжает расти, а количество представляемых камер неуклонно падает. В 2018 году, например, такие компании как Olympus и Pentax, показали по одной камере, а Nikon ограничилась четырьмя. Как писал в своей «Бойне номер пять» Курт Воннегут по подобным поводам, такие дела.

⇡#Fujifilm — самые активные на рынке «полупро»

На общем тусклом по количеству фоне, который раскрашивается отдельными ярчайшими проявлениями (про столкновение Canon, Nikon и Sony на полнокадровом «беззеркальном» поле мы уже написали выше) в этом году очень выделилась компания Fujifilm, неожиданно блеснувшая целой россыпью очень интересных камер. Это и сугубо любительские XF10 с X-A5, и камера среднего уровня X-T100, и две очень интересные профессиональные (ну или полупрофессиональные — зависит от точки зрения) модели, X-H1 и X-T3 (ее обзор мы опубликуем в январе). Fuji даже обновила свою среднеформатную «беззеркалку», представив более компактную ее версию — GFX 50R.

На фоне печальной ситуации с Olympus и Pentax, такая бодрость еще одной важной компании «со второй линии» очень радует. 

⇡#У Zeiss своя цифровая камера

Все полетели — и я полетел. Так может ответить компания Zeiss на вопрос «А зачем вам своя камера?» 2018-й можно назвать годом беззеркальных камер с полнокадровым сенсором — и из-за Zeiss в числе прочих. Первая цифровая камера в истории компании, специализирующейся на оптике, называется ZX1, она оснащена 37,4-мегапиксельным полнокадровым (24 × 36 мм) датчиком изображения и несменным объективом 35 мм ƒ/2. Устройство оборудовано 4,34-дюймовым дисплеем, электронным видоискателем, а также лишено слота для карты памяти — вместо этого в нее встроено 512 Гбайт флеша.

Больше всего первый опыт немецкой компании напоминает подобную же камеру ее соотечественников — красивую и не очень практичную Leica T. От нее новинку Zeiss отличает оригинальное решение с установленным в самой камере Adobe Photoshop Lightroom CC, с помощью которого можно редактировать снимки, не перенося их на другие носители.

Ни точной даты начала продаж (говорится о первом квартале 2019 года), ни даже ориентировочной цены Zeiss пока не называет — даже в том, запустится ли эта камера в продажу, на сто процентов уверенным быть нельзя.

⇡#У «Зенита» тоже своя цифровая камера

Уже не дебютант, но возвращенец, зато какой родной! Камера, которая должна выйти в продажу в январе 2019 года, называется «Зенит М» и обязательно вызывает приступ ностальгии у каждого человека, который занимался фотографией еще в Советском Союзе.

Правда, инновационности в новинке еще меньше, чем в Zeiss ZX1 — это просто перелицованная Leica M (Type 240) c несменным объективом собственного производства — Zenitar 35 мм ƒ/1,0. Именно в нем (ну и в ностальгическом эффекте) и кроется вся прелесть камеры. Сколько она будет стоить — не известно. Скорее всего, немилосердно много, если отталкиваться от цены прообраза, которая составляет в настоящий момент около полумиллиона рублей.

Лучшие камеры года – Canon EOS R

Не первая для Canon беззеркалка (даже в 2018 году — раньше вышла неплохая EOS M50), но, очевидно, поворотная для японской компании — она, наконец, перестала бояться внутренней конкуренции беззеркальных камер с собственными заслуженными зеркалками и выпустила продукт, который занял нишу между Canon EOS 6D и Canon EOS 5D Mark IV.

Canon EOS R получила несколько оригинальных решений в управлении, свежую систему автофокуса, сенсорный поворотный экран, сенсор почти как в 5D Mark IV и, конечно же, новый байонет. Для него компания прямо на старте представила несколько разных адаптеров и четыре объектива, среди которых очевидно выделяется Canon RF 50mm f/1.2L USM. Он с ходу демонстрирует возможности, открывающиеся с использованием нового байонета.

Никаких шансов сразу завоевать новый для компании рынок у Canon EOS R нет — камере слегка недостает баланса, некоторые решения (вроде одного слота для карты памяти, средних способностей к записи видео и отсутствия внутрикамерного стабилизатора) смотрятся компромиссными, но не отметить этот шаг мы просто не можем.

⇡#Лучшие камеры года – Fujifilm X-H1/X-T3

Fujifilm в этом году окончательно запутала ситуацию со своим модельным рядом. Сосчитать все флагманы компании затруднительно — если раньше их было ровно два (X-Pro и X-T), то теперь к ним добавилась пара среднеформатников и камера совсем новой серии, X-H1.

Fujifilm X-H1

Fujifilm X-H1

Ее главная особенность — первый в истории Fujifilm и очень эффективный встроенный в фотоаппарат стабилизатор, который в сочетании с прокачанной скоростью работы и фирменным качеством съемки делает камеру отличным инструментом для фотографов-репортеров.

Fujifilm X-T3

Fujifilm X-T3

Но чуть позже вышла Fujifilm X-T3 — в серии, которая раньше предлагалась репортерам как основная. И что же? Здесь нет стабилизатора и сегментного дисплея, зато это самая универсальная камера Fuji в истории, которая не только позволяет делать отличные фотоснимки, но и предлагает совсем нетипичные для компании возможности в плане съемки видео. Обе модели смело могут претендовать на очень высокое место в соревновании лучших камер с APS-C-сенсором.

Лучшие камеры года – Nikon Z7

Самый громкий анонс года, наряду с Canon EOS R. Но, в отличие от своих исконных конкурентов, Nikon не стала искать компромиссы, а выпустила две камеры — подешевле (Z6) и подороже (Z7), вложив во вторую все, что умеет компания в настоящий момент.

В системе Nikon Z тоже дебютировал новый байонет, но с меньшим количеством доступной на старте оптики, чем у Canon. Правда, Nikon припрятала козырь в рукаве — и выпустит в начале 2019 года объектив NIKKOR Z 58mm ƒ/0,95 S Noct. Это будет очень дорогое, но единственное в мире автофокусное предложение со светосилой меньше единицы.

Управление в Nikon Z7 более-менее стандартное, но совсем без неожиданного хода Nikon не могла — и влепила в свои новые «беззеркалки» единственный слот для карты памяти… стандарта XQD. Это несколько шокирует. В остальном прыжок в новый мир в исполнении Nikon выглядит пока чуть более убедительным, чем у Canon, — Z7 действительно впечатляет по ряду параметров. Но тут важнее не первый рывок, а поведение на дистанции. Будет очень интересно за этим смотреть.

Лучшие камеры года – Pentax K-1 Mark II

На фоне «беззеркального» раздолья прошедшего года просто вписывать в итоги классическую зеркальную камеру — уже само по себе движение по встречной. Акт неуместного, казалось бы, традиционализма. Но это одна из лучших камер года, как ее проигнорировать?

У камер Pentax, как всегда, своя атмосфера — не всегда стабильный автофокус, низкое качество видеосъемки и заковыристое управление. Но мощный стабилизатор, невысокие цены на саму камеру и на оптику и при этом отличное качество фотосъемки (как в JPEG, так и RAW) делают K-1 II не просто вариантом «не для таких, как все», а вполне рабочей заменой полнокадровым камерам Sony, Canon и Nikon — начального уровня, так точно.

Лучшие камеры года – Sony α7 III

В год, когда Canon и Nikon наступили на горло своей извечной песне про незыблемость позиций их зеркальных систем, Sony вполне могла остаться в тени. Но ничего подобного, конечно, не произошло — компания еще в начале года выпустила камеру, которая если и не делает выпущенные позже Nikon Z6 и Canon EOS R бессмысленными, то оказывается самой универсальной моделью из трех: с хорошими возможностями как по фото, так и по видеосъемке, отличным автофокусом, привлекательной ценой и самым широким набором оптики.

Да, и Nikon, и Canon с ходу показали, какой должна быть эргономика полнокадровых «беззеркалок», да и JPEG у Sony уступает…, но на этом, пожалуй, все. Теперь в роли догоняющих — «большая двойка». А варианты по умолчанию предлагает Sony.

⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

Полный текст статьи читайте на 3DNews