Итоги 2015-го года: смартфоны

Лидеры рынка смартфонов: кто есть кто

Окончательная статистика по продажам за 2015 год увидит свет только в январе, когда аналитики доедят салаты и вернутся в работу из новогодних каникул. Но никакого передела в списке крупнейших производителей смартфонов не намечается, поэтому мы огласим его уже сейчас. Пьедестал выглядит следующим образом:

Производитель

Ориентировочная доля на рынке

Samsung

24%

Apple

14%

Huawei

8%

Xiaomi

6%

Lenovo

6%

Мы исходим из прогнозов аналитической компании Gartner и тенденций прошедшего года. Есть, правда, и альтернативная статистика: агентство Digitimes Research полагает, что 4 место в списке принадлежит Lenovo (на самом деле — объединённой компании Lenovo/Motorola), а на пятом располагается LG. Но даже в таких условиях об успехе китайских производителей смартфонов можно говорить, как о свершившемся факте.

Huawei
Huawei остаётся третьим по величине производителем смартфонов в мире

Другой вопрос — насколько прибыльным остаётся производство карманных средств связи: если Apple в своей консервативности обзавелась огромным кругом покупателей и, вопреки предсказаниям критиков, растёт в популярности, то Samsung наблюдает, как его рыночную долю «подъедают» китайские бюджетные бренды, а флагманские модели постепенно теряют в динамике продаж. Корейцы пока не знают, как спасти ситуацию, но на всякий случай проводят массовые сокращения и даже сменили директора мобильного подразделения.

Huawei за прошедший год активно обособил свою массовую продукцию (суббренд Honor) от «родительского» бренда, активно работает на подъём престижа своей марки и ухватил очень выгодный контракт по производству новых Nexus по заказу Google. Цены на большинство моделей Huawei сравнялись, а иной раз и превосходят таковые у таких старожил, как LG или Samsung, и это нравится не всем покупателям. Но сами китайцы оглядываются на Apple, и понимают, что на «ширпотребе» далеко не уедешь, и нужно рваться в премиум.

А вот Lenovo разрывается между конкуренцией с мелкими китайскими брендами у себя на родине, личными амбициями по выходу в премиум-класс и попыткой сделать прибыльной свою американскую «дочку» Motorola (которая без активной реанимации рискует раствориться в родительском бренде, как Nokia «утонула» в Microsoft). Как водится, в любой непонятной ситуации принято снимать в должности директора мобильного бизнеса, и Lenovo так и поступили в июне. На высокую прибыльность китайский производитель не рассчитывает: сейчас для Lenovo главное — реформировать всё, что было куплено в прошлом (начиная с серверного и ноутбучного бизнеса IBM, продолжая Motorola) до рентабельного состояния.

Понять, как обстоят дела у других знаменитых производителей смартфонов, можно уже из дальнейшего прочтения списка брендов-лидеров. Ведь после «вершины айсберга» топ выглядит следующим образом: BBK (Vivo) 3.5%, TCL (Alcatel) 3.3%, Oppo 3.2%, ZTE 2.5%, Sony 2.0%, Microsoft 1.7%, Meizu 1.7%, Coolpad 1.5%, ASUS 1.4%. Из этого занимательного списка следует шаткое положение мобильного бизнеса Sony и Microsoft — обе компании вкладывают деньги в убыточное для себя занятие и оптимизма, в отличие от неунывающего ASUS, при этом не испытывают. Больше всего по поводу своей участи переживают японцы — Sony до сих пор не может определиться, оставлять ли ей в живых мобильное подразделение, или закрыть за нерентабельностью.

Microsoft за прошедший год умудрились много всего наобещать, окончательно похоронить приобретенный ими смартфонный бренд Nokia, получить убытки от продолжающейся возни с «виндофонами» и… отложить обновление нынешних моделей до Windows 10 на «когда-нибудь в 2016-м». В общем, на пути к исправлению репутации редмондцы не упустили возможности снова раздосадовать своих пользователей.

Извините, но Windows 10 на ваших Lumia отложена до лучших времён
Извините, но Windows 10 для ваших Lumia отложена до лучших времён

Впрочем, ставка в который раз делается не на имеющуюся аудиторию, а на покупателей новейших флагманов мобильной под знаменами Win10. Учитывая, что смартфоны Lumia давно погрязли в бюджетном классе, выправить ситуацию Microsoft сможет с трудом и не на всех рынках (в России популярность виндофонов заканчивается там, где начинаются цены на iPhone предыдущего поколения).

Но всё это мелочи в сравнении с тем, какие неприятности преследуют HTC: компания катится по наклонной уже который год. Только за третий квартал 2015 года убытки компании составили $139 млн. при выручке порядка $660 млн. Для сравнения, TCL Communications, создатели смартфонов Alcatel, за это же самое время заработала в 4 раза больше — $2,6 млрд. За год в HTC сменился и главный дизайнер, и генеральный директор, но в результате компания лишь немного замедлила падение за счёт успешной модели One A9. Если компания будет продолжать в том же духе — полностью обанкротится и прекратит существование уже к 2018 году.

Кстати, желающие могут принять за упокой брендов Pantech (ушёл на дно, откуда его никто не захотел выкупать), Amazon (смартфоны, созданные для работы с интернет-магазином, оказались невостребованными) и телефонное подразделение GIGABYTE (туда им и дорога, как и другим продавцам второсортных бюджетников по завышенной цене).

Худший смартфон-2015

Что дозволено Apple, не дозволено HTC — тайваньцы решили по пути iPhone любая_цифраS и потерпели самое громкое фиаско года. One M9 c новым процессором, частичным «рестайлингом» корпуса и новой камерой публика встретила более, чем прохладно.

HTC One M9
HTC One M9

Зато сам смартфон организовывал горячий приём своим владельцам — мало того, что он подорожал и слабо изменился в сравнении с предшественником, так ещё и новый процессор Snapdragon 810 работал крайне нестабильно. Смартфон разогревался до неприличных температур и в это же самое время терял в мощности из-за пропуска тактов в работе CPU. Чуть позже HTC выпустили исправленную прошивку, в которой… поставили ограничение на тактовую частоту процессора и сделали новый флагман едва не слабее предшественника.

Компания возлагала большие надежды на продажи нового флагмана, но провал теоретического «локомотива продаж» усугубил проблемы компании, и теперь она подешевела до уровня 2004 года. Тайваньцы в кратчайшие сроки запустили версию с индексом M9s на базе альтернативного процессора (теперь MediaTek), но флагман компании к тому времени уже успел заработать себе дурную репутацию, поэтому даже «тюнингованный» M9+ с крутым WQHD-дисплеем и с разогнанным MediaTek Helio X10 в основе ситуацию не исправил.

Знаменитый кадр со смартфоном-«кипятильником». С новой прошивкой температура спала, вместе с мощностью
Знаменитый кадр со смартфоном-«кипятильником». С новой прошивкой температура спала, вместе с мощностью

Во второй половине годе HTC решили, что называется, начать с чистого листа — новый смартфон в новом дизайне с уже менее мощным, но уже беспроблемным чипом внутри. Надеемся, что руководство компании осознаёт все свои проблемы и уже приготовил план действий — от «похорон» ещё одного производителя гаджетов с многолетней историей покупателям уж точно не перепадёт никакой выгоды.

Самые популярные смартфоны года

На полках в магазинах по-прежнему располагаются однотипные «обмылки», отличающиеся лишь размером дисплея и иконками в Андроиде, но это не значит, что никто не выпускает по-настоящему прорывные смартфоны — просто они существуют в «подполье», до тех пор, пока харизматичные ребята не начнут продвигать их с красивыми эпитетами на презентациях.

Чем в это время занимаются гранды? Чуть более приземленными материями, нежели можно было подумать. Samsung загнул дисплей прошлогоднего Note Edge со второй стороны и внедрил это новшество в альтернативную версию Galaxy S6. А вот классический Galaxy Note корейцы превратили во второстепенную модель — мол, кому они нужны, все эти стилусы? Так что 2015 год прошёл для Samsung под флагом обоюдоизогнутых дисплеев и, судя по последним слухам, ничего оригинальнее в следующем году корейский гигант не придумает.

Загнутые дисплеи стали основной «фишкой» новых Samsung, а Galaxy Note отошёл на второй план
Загнутые дисплеи стали основной «фишкой» новых Samsung, а Galaxy Note отошёл на второй план

Заклятые друзья Самсунга, LG, после набитого электронной всячиной прошлогодней «топ-модели» сделали ставку на стиль. Так на свет появился G4 — первый флагман с кожаной тыловой панелью в стандартной комплектации. «Гламурной пустышкой» он, к слову, не являлся, мог похвастать очень качественной камерой и неплохим дисплеем. А то, что шестиядерник — так это вина бездарно сработавших инженеров Qualcomm, о чём стоит поговорить отдельно.

LG G4 — почти икона стиля среди смартфонов 2015 года, правда, коммерчески неудачная икона
LG G4 — почти икона стиля среди смартфонов 2015 года, правда, коммерчески неудачная икона

В общем, вы уже и так догадались, что G4 провалился в продажах: провалился с треском уже на старте продаж, а потом попортил LG квартальный план по продажам. Ни о какой конкуренции с семейством Samsung Galaxy S6 в таких условиях не могло быть и речи, поэтому, после недолгого замешательства и перетасовке руководства в компании, LG выпустили смелую модель V10 со вспомогательным дисплеем на передней панели. «Плод отчаянья» на поверку оказался дорогостоящим, но самобытным и очень практичным смартфоном. Нам понравилось.

Традиционный образец для подражания, Apple, в этом году планово обновили iPhone до генерации 6s — в смартфонах почти целиком обновилась начинка, хотя дизайн остался прежним. Экран, который умеет реагировать на силу нажатия — штука непривычная, но полезная «в хозяйстве». Правда, судя по замешательству конкурентов и отсутствию повального копирования технологии в андроидофонах, Force Touch (на ум приходит только Huawei Mate S в отдельных, редко встречающихся модификациях) либо крайне сложен с технической точки зрения, либо «не пойдёт в народ», как это однажды случилось с пластиковым айфоном.

Впрочем, кого эти материи волнуют в России, если у нас «iPhone 5S восстановленный как новый» стал отдельным лотом и хитом продаж — мрачное кризисное подтверждение поговорки «третий сорт — не брак».

Зато в 2015-м производители из Поднебесной предприняли робкую попытку возродить смартфоны-фотоаппараты! Без громоздкой оптики, как это делал Samsung со своими Galaxy Zoom, зато с удобным управлением съёмкой и корпусом в стиле цифровой «мыльницы». Для тех, кто памятует золотые времена телефонов Sony Ericsson, Lenovo VIBE Shot выглядит как «икра имитированная лососевая» — далеко не флагманские характеристики, дешевый на ощупь корпус и скромное количество настроек для съёмки смотрятся неубедительно. Но сама попытка создать оригинальную модель, а не «ещё один смартфон Леново с незапоминающейся внешностью и индексом» достойна похвалы.

Huawei остановился на оптимальном для себя облике мобильников и стал множить металлические угловатые модели, иногда с датчиком отпечатков пальцев. Звучит заунывно, но в действительности китайцы, сами того не ожидая, выпустили новинки аккурат в соответствии с «пожеланиями трудящихся» — флагманский P8 вышел очень красивым смартфоном на фирменных комплектующих Huawei и без излишеств в дизайне. Остальные модели запомнились меньше, но «приблизительно такой же» чуть более доступный Honor 7 произвёл настоящий покупательский фурор, и это наглядная демонстрация того, что китайский бренд на верном пути.

Huawei обыкновенный металлический — смартфоны китайского производителя обрели узнаваемое лицо в 2015 году
Huawei обыкновенный металлический — смартфоны китайского производителя обрели узнаваемое лицо в 2015 году

А ещё от многолетней спячки проснулись в Sony: отправили на пенсию фирменный стиль Omnibalance и выкатили-таки разношерстное семейство Xperia Z5 после «недофлагмана» Z3+. Глядя на дизайн новых флагманов (а их целых три) Sony становится понятно, что именно такой и должна быть преемственность поколений — это всё та же Xperia, но без громоздкого декора, характерного для устаревших моделей, с укрощенным при помощи термопасты Snapdragon 810 и сенсационным 4K-дисплеем в версии Premium.

Смартфоны Sony Xperia Z5 вышли на любой вкус и оказались действительно удачными флагманами
Смартфоны Sony Xperia Z5 вышли на любой вкус и оказались действительно удачными флагманами

При этом на рынке успешно живёт производитель, который не особо-то заморачивается с тонкостями дизайна: ASUS следует заветам Волжского автомобильного завода и выпускает стилистически один и тот же смартфон, но «под разными соусами», беря за основу ZenFone 2. Кто-то берёт версию для селфи, кто-то — с процессором помощнее, кто-то — с крутым аккумулятором или огромным количеством набортной памяти. В общем, получаются смартфоны для всех и для каждого.

ASUS тюнингует второе поколение ZenFone в самых разных вариациях
ASUS тюнингует второе поколение ZenFone в самых разных вариациях

«Бедные родственники» — зачем крупные бренды открывают дочерние компании

Главными раздражителями крупных производителей смартфонов остаются увертливые китайские бренды, способные раскрутиться на ровном месте за счёт минимальной наценки на свою продукцию и бесплатной рекламы по типу «сарафанного радио» (когда молва распространяется бесплатно, просто потому что «глядите, насколько дёшево!»). У менее престижных разработчиков смартфонов наблюдается обратная проблема — продажи-то идут, но строго до определённой ценовой планки, после которой все покупатели восклицают »%название бренда% не имеет права стоить настолько дорого, пойду лучше куплю %более популярный бренд%».

В обоих случаях очевидным выходом для компаний становится создание обособленного бренда, со своей историей создания, не связанными техническими (в теории) моделями устройств и репутацией, построенной с нуля.

Ещё до того, как это стало тенденцией, компания ZTE создала премиальный бренд Nubia в 2012 году — за его авторством, без упоминания прародители в 2013-м вышли навороченные смартфоны. Трюк сработал и, хотя происхождение Nubia уже давно ни для кого не является секретом, между «просто ZTE» и её премиальным подразделением немало покупателей делают выбор в пользу второго. В 2014 году такой же трюк провернул индийский Micromax (не знаете такой бренд?, а вот Билайн, Мегафон и МТС продвигают их бюджетные мобильники очень активно) и создал бренд YU, а также Huawei, чьи модели Honor давно продаются на глобальном рынке без всякого упоминания родительской компании. В 2015-м к «тусовке» присоединились новые производители, с уже чуть другими подходами.

Во-первых, Fly, который не так давно породил бренд Wileyfox. Это не просто «Флай за дорого» — его создатели предварительно подсуетились, заключили контракты с Cyanogen и Qualcomm (уже не характерная для Fly картина), а затем нацелились с готовыми смартфонами строго на онлайн-продажи, посредством китайских маркетплейсов и собственного магазина. А Fly всего лишь выступает томатным спонсором гарантом сервисного обслуживания в России. Учитывая, что таким образом Wileyfox уже удалось произвести и продать пару любопытных антикризисных смартфонов, начинание можно считать успешным.

Wileyfox Swift — агрессивный доступный бренд за авторством Fly
Wileyfox Swift — агрессивный доступный бренд за авторством Fly

«Дочка» Lenovo под странным для русскоговорящего покупателя названием ZUK ценовой политикой пока не шокирует. Подходы к её созданию у китайцев были другие — представители Lenovo на все расспросы сообщают «мы осознали, что не сможем затянуть пояса настолько, чтобы конкурировать с молодыми китайскими брендами, поэтому просто сформировали и профинансировали ещё один такой бренд». В общем, опекать ZUK пока никто не собирается, хотя компания уже представила прозрачный смартфон для привлечения внимания, своеобразный флагман с мощным аккумулятором и процессором годичной давности, а в случае чего не без удовольствия упоминает «мы — от Леново». Уже скоро мы протестируем их дебютный смартфон ZUK Z1 и разберёмся, стоило ли огород городить.

ZUK — спецподразделение Lenovo по борьбе с мелкими китайскими производителями
ZUK — спецподразделение Lenovo по борьбе с мелкими китайскими производителями

Какие разновидности смартфонов вымерли, а какие «расцвели» в 2015-м?

К вящей радости всех, кто возмущался скромной продолжительностью работы смартфонов, сообщаем — модели с ёмким аккумулятором наконец-то стали модными. Параллельно с выпуском новых Power Bank смартфоны-долгожители выходили за авторством малоизвестных глобально брендов (Oukitel, Innos, Doogee, Highscreen, DEXP), популярных производителей (Lenovo, Philips, Acer, Xiaomi), и даже Apple поддался всеобщей истерии, выпустив чехол со встроенным аккумулятором с шокирующим (в отрицательную сторону) дизайном.

А вот защищенные смартфоны во всех их разновидностях остаются в «полумёртвом» состоянии. Где-то там выше золотых оков продаётся защищенный вариант Samsung Galaxy S6, а в России Самсунг даже бюджетный Galaxy Xcover 3 решил не пускать в розницу и продавать только бизнес-клиентам. Банальная водозащита, которой мог похвастаться прошлогодний Galaxy S5, в новой модели исчезла, а Sony лишает гарантии своих клиентов, если действуют так же, как всякие водолазы в рекламе флагманских Xperia. Мол, хваленой защиты IP68 хватает только для того, чтобы смартфон пережил путешествие под легким дождем или протирку от грязи с использованием небольшого количества воды. Погрузил мобильник целиком в воду — ремонтируешь за свои деньги.

Ударопрочные смартфоны всё ещё представляют собой убогие поделия с низкокачественным дисплеем и дохлым процессором. За одним исключением под названием Motorola Droid Turbo 2 — флагманским смартфоном с «неубиваемым» экраном. Мы уже упоминали эту модель ранее, но повторимся вновь — другого настолько навороченного и в то же время прочного смартфона сегодня просто не найти.

Motorola Droid Turbo 2 — смартфон с дисплеем, который невозможно разбить без спецподготовки
Motorola Droid Turbo 2 — смартфон с дисплеем, который невозможно разбить без спецподготовки

Это тем более важно, что сегодня неремонтопригодные или «ремонтопригодные с натяжкой» смартфоны стали исчезающим видом. Что iPhone 6s, что Galaxy S6 — залитые клеем «монолиты», у которых даже замена дисплея (самая распространенная поломка) станет нервной работой для сотрудников сервисного центра, и дорогой процедурой для покупателя. О замене аккумулятора в домашних условиях тоже можно забыть — мир радостно и с овациями движется к «одноразовой» технике.

Сломал — выкинул — купил ещё. Современные флагманы почти не поддаются ремонту
Сломал — выкинул — купил ещё. Современные флагманы почти не поддаются ремонту

Против моды идут только производители-самоучки, и не ради ремонтопригодности, а для возможности менять в смартфоне экран, накопитель, динамик или камеру по вкусу. Модульные смартфоны подобны призраку коммунизма — о них много говорят, но вживую никто не видел. И, всё-таки, мы дожили до их серийного производства и свободной продажи. Встречайте — Fairphone 2 со сменной аппаратной платформой (процессор, оперативка, модем), камерой, аккумулятором и динамиком. Ради такой инновации, правда, придётся смириться с характеристиками, как у флагманов 2013 года и стартовой ценой порядка 40 тысяч рублей.

Зато в продажу наконец поступил «антишпионский» смартфон для спецагентов, контрабандистов и просто параноиков, которые считают, что Google и Apple перешли все границы в слежке за пользователями. Blackphone 2 добрался до серийного производства (что уже удивительно — обычно такие мобильники сдуваются на стадии прототипа) и может порадовать владельца защищенным режимом для звонков, SMS, веб-сайтов и обмена файлами. Приложения можно «бить по рукам», отключая им доступ в важные области системы и отдельный раздел с «секретными данными владельца».

BlackPhone 2 — напичканный антишпионскими наворотами смартфон
BlackPhone 2 — напичканный антишпионскими наворотами смартфон

При этом BlackBerry, традиционные поборники приватности и корпоративных ценностей, пересели на Android и отметились другой уникальной по нынешним меркам фишкой — BlackBerry Priv стал «памятником» смартфоном с физической QWERTY-клавиатурой ещё при жизни. Вряд ли у него будет много последователей — после ажиотажного спроса на первую партию количество любителей физических средств ввода текста резко поубавилось. Оно и понятно — выкладывать $700 (50 тысяч рублей по текущему курсу) решатся только самые преданные фанаты марки и клавиатурного ввода.

BlackBerry Priv — «последний самурай» из смартфонов с физической клавиатурой
BlackBerry Priv — «последний самурай» из смартфонов с физической клавиатурой

А где же лучшие смартфоны года?

Будут, уже скоро. Разберёмся, какие модели из непроглядного количества новинок 2015 достойны внимания и рассмотрим варианты на любой кошелёк. Хороших вам праздников и классных телефонов!

Полный текст статьи читайте на Ferra.ru