История одного провала, или Почему "Сайтоняня" пока подождет

uploaduk1lwuhj9e.jpg

Мэри Поппинс, до свидания! «Собака Павловой» поделилась неудачным опытом запуска нового продукта на рынке веб-услуг.

06.04.2015 | Автор: Наталья Прокофьева, «Собака Павлова» (Генеральный директор)

В Рунете есть множество непонятных и бестолковых сайтов, на которых ссылки не работают, картинки «ни о чем», тексты написаны безграмотно и явно не для того, чтоб их читали. И нам хотелось это изменить.

Мы иногда общаемся с владельцами маленьких интернет-бизнесов, когда они приходят к нам на консультации. Им приходится рекомендовать простейшие вещи:

поставьте номер телефона на видное место;

исправьте ошибки в ссылках;

сделайте тексты «для людей»;

увеличьте шрифт и т.д.

В общем, просто приглядывайте за сайтом, чтоб он был ухоженный, чистый и живой.

В ответ мы слышим примерно одно и то же: «Кто это все будет делать? Программисту неинтересно, а секретарь не справляется. У меня нет времени. Брать в штат сотрудника — дорого».

Этим «непричесанным» сайтам просто нужна няня. Эдакая Мэри Поппинс: чтоб могла присмотреть за тем, что шарф завязан, нос вытерт и уроки сделаны.

Мы решили, что «Собака Павлова» может занять эту нишу.

Так появилась «Сайтоняня» — сервис по приведению в порядок неопрятных сайтов.

Сайтоняни — кто они? Первым делом мы определились с нянями: кто будет работать, и что они должны уметь. Нам нужно было, чтобы каждая сайтоняня:

грамотно писала по-русски;

не боялась компьютерных технологий;

умела самостоятельно искать информацию и применять ее;

запросто общалась с людьми;

понимала, что в такой работе придется все время обучаться чему-то новому;

хотела работать на фрилансе.

Таких исполнителей мы на рынке не увидели и решили, что будем учить их сами.

На обучение мы звали женщин 35 лет и старше с высшим образованием.

Почему женщин? На самом деле путь был открыт всем, но — согласитесь, не в характере мужчин выискивать и исправлять бесконечные мелкие ошибки без шансов на «карьерный рост».

Почему старше 35? Мы рассудили так:

когда они учились, образование было получше, легче будет найти грамотных людей;

они более стабильны — жизнь уже сложилась;

они не избалованы деньгами и готовы работать за небольшой гонорар;

они взрослые, самостоятельные и ответственные.

Отбор Мы составили тесты для отбора на обучение. Смотрели грамотность и умение работать с технологиями. Получили любопытную статистику.

Выполнили тестовое задание 140 человек.

Результаты:

Отвратительно — 27Средней паршивости — 41Чуть выше среднего — 48Хорошо — 21Отлично — 3

На обучение позвали тех, кто получил «хорошо» и «отлично».

Программа обучения Технологии:

знакомство с самыми популярными видами CMS; создание собственного сайта на одной из платформ; обработка фотографий в графическом редакторе; основы HTML. Тексты:

создание текстов «для людей»; что такое канцелярит, и как с ним бороться; правильное оформление текстов: списки, абзацы, таблицы. Прочее:

основы юзабилити; счетчики посещаемости и анализ статистики; правила деловой переписки; Dropbox; SEO-гигиена: теги, тайтлы, гиперссылки, ключевые слова и т.д. Продолжительность курса — 2 месяца.

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа плюс домашние задания.

Одновременно мы формулировали концепцию:

описали продукт: что и как будем делать, а что делать не будем;

подсчитали себестоимость работ;

определились с ценой работ;

составили коммерческое предложение, договор и приложение к нему;

сделали сайт;

подготовили все для запуска контекстной рекламы.

Итак, мы выучили первую группу студентов, запустили рекламу.

Запуск «Сайтоняни» Пошли первые клиенты. Это было в апреле 2013 года.

Как выглядело описание услуги на первых порах:

наша сотрудница просмотрит ваш сайт;

составит список срочных/важных работ по сайту;

рассортирует работы по блокам: тексты, фотографии, технологии, общая гигиена сайта;

согласует с вами список и очередность работ;

приступит к работам по списку, начиная с самых срочных;

каждую неделю будет высылать вам отчет по выполненным работам и потраченному времени;

по истечении оплаченных вами часов закончит работы.

Чего сайтоняня не делает:

не пишет SEO-текстов;

не занимается рекламой и продвижением;

не программирует.

Продавали услугу пакетами, в которые входило определенное количество часов работы специалиста.

Трансформация услуги Проблемы, с которыми мы столкнулись, можно разделить на четыре категории.

Проблемы с заказчиками:

свое представление о срочных/важных работах («это надо для сеошника», «грамматические ошибки — это ерунда и не важно» и т.д.);

непонимание, на что уходит время: привыкли платить по результату, а не за потраченное время;

«легкое» отношение к чужой собственности («возьмите картинки с чужих сайтов», «утащите текст откуда-нибудь, что вам стоит изменить несколько слов?»);

трудности с коммуникациями: у заказчика нет времени поговорить с сайтоняней.

Проблемы с сайтонянями:

отсутствие проактивности;

неуверенность в себе и как следствие — прогиб под любым давлением заказчика;

страх перед ошибками: они до последнего скрывали напряженные отношения с заказчиком;

недоученность и как следствие — непонимание последствий своих действий: лезли в код, когда не надо, не делали того, что могли.

Проблемы с услугой:

заказчик не понимал границы услуги: где проблемы, решаемые сайтоняней, где — работа высококвалифицированного специалиста;

для решения срочных/важных проблем требуется вмешательство программиста. Часто тексты надо не привести в порядок, а полностью переписать. И все это — другие специалисты и другие деньги.

Проблемы с монетизацией:

из-за новизны услуги — большая стоимость продаж и оформления сделки;

у нас был слишком личностный подход для такой услуги (тратили слишком много времени на каждого заказчика после продажи).

Как мы решали эти проблемы Перечислим изменения в порядке их появления.

Переложили на специально выделенного сотрудника составление и согласование списка срочных/важных работ по сайту. Этот же сотрудник должен был указывать по всем работам примерное время выполнения.

Нашли программиста на фриланс и подписывали отдельные приложения к договору на его услуги.

Начали продавать написание новых текстов по еще одному приложению к договору.

Внесли в договор дополнения:

мы не используем чужие материалы;

мы не отвечаем за скорость выполнения работ, если заказчик не выходит на связь;

в течение двух недель со дня старта работ можно поменять сайтоняню или получить предоплату обратно и закрыть договор.

Сделали на сайте калькулятор для работ по фиксированному прайсу. У заказчика появился выбор: платить за часы работы сайтоняни или подсчитать стоимость отдельных работ.

В калькулятор можно было заложить много всего: сколько картинок надо добавить, сколько ссылок поставить, в каком количестве текстов исправить ошибки и т.д. Подсчет шел с учетом CMS, на которой создан сайт заказчика.

Долгая и, как оказалось, никому не нужная работа. Калькулятор не прижился.

Последний вариант услуги: «Сайтоняня в аренду» Сайтоняня приводит в порядок сайт по заданию заказчика, то есть без самодеятельности делает то, что заказчик считает необходимым. В приложении к договору фиксируется, какие работы она будет выполнять и чего не будет делать ни в коем случае. Например, жестко прописано, что программировать и писать SEO-тексты сайтоняня не будет.

Условия:

сайтоняня работает не более 10 часов в неделю;

минимальный срок работ — 1 месяц;

заказчик имеет право вернуть свои деньги в течение двух первых недель работ;

стоимость работ — 20 000 рублей в месяц.

Итоги Всего было больше 40 проектов, из них — 12 неудачных. Были и очень удачные: заказчики возвращались и хотели продолжения работ.

В апреле 2014 года продажу услуги «Сайтоняня» приостановили.

Две главные причины

1. Вообще вся эта история была очень-очень живая и вполне симпатичная. Мы все время отслеживали, что происходит: мониторили проблемы, отзывы клиентов и самих нянь.

И чуть ли не каждую неделю пробовали что-то новое:

отправляли сайтонянь в офис к заказчику;

изменяли подход к правке текстов;

устраивали дополнительное обучение сайтоняням.

В общем, проверяли разные форматы и новые версии.

Искали идеальный вариант.

И, как нам кажется, мы его нашли.

Последняя версия продукта — это именно то, что рынок готов был покупать, и то, что наш ресурс (тот, который мы подготовили) мог делать.

Но, когда это начало работать, мы поняли, что такая конфигурации не приносит много денег, а приводит к большому геморрою.

2. Компании «Собака Павлова» невыгодно ассоциироваться с услугой для «маленьких». Это один небольшой продукт в нашей линейке. Но именно он почему-то оказался очень интересен для всех. И это начало работать против нас.

Теперь мы знаем, что нужно делать, чтоб возродить эту историю:

использовать иную схему продаж — «потоковые продажи»;

набирать немного других людей и тратить на их обучение больше времени и сил;

выделить под всю эту историю высокопрофессиональный ресурс, который будет заниматься развитием отдельного масштабируемого продукта;

создать еще одно юрлицо и бренд, чтоб наши «большие» клиенты не мешались с маленькими.

Но сейчас для нас это дорого и не очень интересно.

s.gif

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine