Исследование текущей ситуации на digital-рынке Рунета и стран СНГ
Содержание
Почему мы приняли решение провести данное исследование?
Сложившаяся на рынке ситуация уже обернулась рядом сложностей для разных представителей тех или иных ниш. Но каждый отдельный случай уникален. Кто-то отмечает абсолютно отрицательное развитие событий, а кто-то, напротив, говорит о положительных моментах, которые начали проявляться с началом кризиса. И оценка ситуации с точки зрения одного человека либо структуры может складываться исключительно из того, что происходит в его окружении, о чем он слышит в медиапространстве.
Соответственно, для объективной оценки рынок нуждается во всестороннем исследовании, в рамках которого будет обозначена позиция разных его представителей с анализом проблематики и возможных решений. Не просто мнение / прогноз нескольких отдельно взятых игроков, а комплексный сбор обратной связи. Именно в таком ключе мы и приняли решение провести исследование.
Также нужно понимать, что вся сложившаяся ситуация связана не только с распространяющейся пандемией и курсом доллара. Большие проблемы мирового масштаба всегда порождают ряд других. И даже если первые могли напрямую не проявиться в жизни той или иной компании, то вторые в виде «отголосков» зачастую ощущаются гораздо острее. Кроме того, важно обозначить, что «волн» может быть несколько, и они в разной степени влияют на нас с учетом разных обстоятельств. Кому-то суждено оказаться в «эпицентре» раньше других, кому-то — позже. Именно поэтому мы поставили цель понять, как чувствует себя весь рынок в целом. Это как раз тот редкий случай, когда «средняя температура по больнице» очень важна. И важна именно реалистичная оценка, соответствующая действительности, а не паническое преувеличение масштабов трагедии, либо, наоборот, беспечное отношение ко всему происходящему.
Итак, вводные данные
236 респондентов.
50 вопросов, 13 из которых касаются профиля компании. Остальные — ситуационные.
Мы благодарим всех, кто откликнулся и предоставил развернутую обратную связь. Вне зависимости от ваших времязатрат, будь то 2 минуты или целый час, вы помогаете рынку.
Будет ли продолжение этой истории в виде регулярных замеров пульса рынка — зависит от дальнейшей обратной связи. Но знайте, что мы всегда открыты к любым вопросам и предложениям. Часть вопросов, изложенных нише, представлена в разрезе того или иного сегмента. Если вам интересны другие срезы, заполните форму для их запроса. В связи с высокой загруженностью мы не гарантируем быстрого ответа, но в то же время вы всегда можете рассчитывать на обратную связь (вне зависимости от решения).
Хронология событий
Digital-рынок (а именно — его сервисную часть) нельзя рассматривать как обособленную единицу, которая абсолютно изолирована, и состояние которой может оцениваться в отрыве от остальных отраслей.
Во-первых, мы тесно связаны с клиентским бизнесом из разных сфер. Само по себе наличие компании заказчика прямо связано с нашей миссией — ответ на вопрос: «Для чего мы находимся на этом рынке?».
Во-вторых, бизнес агентств и продакшнов базируется на людях. А люди — это и про физиологическое, и про финансовое здоровье, и про моральное настроение.
Поэтому, вспоминая все то, что мы наблюдали за последнее время, важно не забывать о связи с другими первопричинными событиями. Дат и точек, которые можно изучать с разных углов, очень много. Но мы рассмотрим только несколько из них:
29.01 в России сформирован штаб по борьбе с коронавирусом. И хотя на тот день официальных случаев заболевания в стране еще анонсировано не было, мы все понимаем, что предпосылки для беспокойства были еще раньше — например, производители в Китае уже тогда били тревогу, говоря о возможном закрытии. А значит, бизнес части клиентов, работающих с digital-компаниями, на тот момент уже был под угрозой.
09.03 произошел обвал цен на нефть, разумеется, отразившись сразу же на курсе валют и цене акций многих компаний.
11.03 аналитическое кредитное агентство (АКРА) предупредило о возможном финансовом кризисе в России.
13.03 было объявлено о переносе оффлайновой части РИФ+КИБ 2020, а также о запуске РИФ.Online с 15.04.
16.03 сотрудники многих российских компаний (один из известных примеров — Яндекс) начали переход на удаленный режим работы. В то же время другие корпорации с офисами за рубежом стартовали этот процесс раньше (Microsoft — 04.03, Twitter — 12.03).
18.03 Facebook объявляет о запуске программы по предоставлению грантов и рекламных кредитов на сумму $100 млн. для малого бизнеса. В мире уже сложилось понимание того, что многие бизнесы находятся под угрозой исчезновения. И сложности с отдельными продажами на этом фоне — уже не первостепенная проблема.
25.03 анонсируются меры поддержки бизнеса и населения.
27.03 прекращается авиасообщение с другими странами.
30.03 начинается первая неделя, которая на официальном уровне объявлена «нерабочей», но в то же время многие сотрудники, как отмечают руководители агентств и продакшнов, будут оставаться в рабочем режиме.
Параллельно происходили другие события, которые сложно закрепить за какой-то определенной датой, — в том числе ряд ударов для отдельных сфер бизнеса (туризм, торговые центры, отели, общепит, кинотеатры, фитнес-центры). На фоне всего этого высказывались разные мнения: кто-то в шутку «прощался» с друзьями и знакомыми, кто-то объявлял о смене курса / стратегии развития своей компании, а кто просто призывал не поддаваться спекуляциям и искусственному ажиотажу (нужно признать, что местами он действительно присутствует).
И так как скорость развития событий постоянно увеличивается, то счет идет уже не на недели, а на дни. Поэтому нужно понимать, что любая информация должна учитываться в разрезе времени. Чтобы собрать исходные данные для исследования, 24.03 мы запустили опрос, который продлился всего 2 дня — до 25.03 включительно. Важно было реализовать этот проект оперативно. Чего нам, учитывая сроки, и удалось достичь.
Переходим к презентации результатов исследования.
Портрет респондентов
Чтобы правильно интерпретировать результаты исследования и «примерить» их на себе, нужно понимать выборку, которая была задействована для опроса. Так как анкета, с которой мы обратились к респондентам, предполагала большое количество вопросов, то мы сразу понимали, что не все будут готовы к ее заполнению. Соответственно, в выборку могла не попасть часть рынка, представляющая собой важный сегмент, отличающийся по тем или иным критериям от самых популярных вариантов. Например, редкие SMM-агентства из супер-низкого ценового сегмента либо региональные аутсорс-продакшны, не работающие напрямую с конечным бизнесом.
Итак, чей опыт и история изложены ниже:
Нужно понимать, что все варианты, кроме последнего («аутсорс-продакшн»), являются условными. «Гибридностью» в той или иной степени могут отличаться даже те, кто выбрал однозначные варианты. Мы знаем примеры компаний, в названии которых присутствует приставка «агентство», но в то же время у них есть много признаков продакшна.
И у этой медали есть 2 стороны:
В последнее время есть тренд на то, что почти половина (45%) digital-компаний выбирают в качестве основной агентскую бизнес-модель.
С другой стороны — в сложные времена возрастает спрос на продакшны, располагающие собственными «руками» и «головами», и с которыми можно работать без посредников. Эта теория выглядит очень правдоподобной как минимум с экономической точки зрения, когда большинство бизнесов стараются сократить издержки.
Подрядчики с моно-услугой чаще всего представляют сегмент веб-разработки. Кстати, в последнее время мы видим в этом сегменте определенный рост спроса — только за последний месяц на «Workspace» опубликовано более 60 тендеров на разработку.
Говоря о специализации подрядчиков, зачастую нужно упоминать опыт основателей компании — как правило, именно он является ключевым фактором при определении услуги-«локомотива».
Из прочих данных:
Почти половина (46,5%) респондентов заявили, что в штате их компаний работают менее 20 сотрудников. От 30 до 100 кадров — 18,6%. Более 100 — 6,6%.
43,6% подрядчиков добились в 2019-м году менее 10 млн руб. оборотов. 10–30 млн руб. — 28,9%. Более 100 млн руб. — 13,2%.
22,4% команд находятся в зависимости от одного крупного заказчика, который обеспечивает более 50% выручки.
23,6% компаний никогда не привлекают к проектам фрилансеров. Делают это только для редких либо непрофильных услуг / технологий 35,9% респондентов.
41,4% агентств и продакшнов пользуются услугами субподрядчиков.
66,9% команд продают по всей России. 14,4% — в странах СНГ. 31,3% — хотели бы экспортировать свой опыт и знания на Запад, но, к сожалению, только 11,4% справляются с этой задачей.
33,9% подрядчиков работают в среднем ценовом сегменте. В супер-высоком — 13,6%. В супер-низком — 6,3%.
Самые популярные ниши для специализации:
Электронная коммерция (26,1%).
Медицина (18,4%).
Промышленность (18,4%).
Недвижимость (17,9%).
Финансы (16,7%).
Строительство и ремонт (14,5%).
Авто (12,4%).
Мебель (10,3%).
45,3% респондентов заявили, что не специализируются ни на одной из ниш.
7,9% ответили, что их компания присутствует на рынке более 20 лет.
Пик открытия новых агентств и продакшнов приходится на 2011–2015 года — в это время вышли на рынок 28,4% подрядчиков.
27% респондентов предоставили развернутые комментарии с оценкой текущей ситуации, отразив в них собственное мнение.
Примечание
Указанные в исследовании ценовые категории отражают следующие сегменты:
Сегмент | Критерии для разработки сайтов | Критерии для маркетинговых услуг |
---|---|---|
Супер-низкий | до 50 тыс. руб. | до 15 тыс. руб./мес. |
Низкий | до 200 тыс. руб. | до 30 тыс. руб./мес. |
Средний | до 500 тыс. руб. | до 60 тыс. руб./мес. |
Высокий | до 1 млн. руб. | до 90 тыс. руб./мес. |
Супер-высокий | более 1 млн. руб. | более 90 тыс. руб./мес. |
Общий портрет определен. Не будем долго задерживаться на этом этапе, — переходим к результатам опроса.
Как оценивают текущую ситуацию на рынке представители отрасли из разных городов и стран?
Очевидно, что на данный момент преобладает средне-умеренный прогноз. Радикальные оценки (1–2 и 9–10) встречаются крайне редко. Из ответов респондентов видно, что представители рынка подходят к прогнозу крайне осторожно.
Этот вопрос является одним из ключевых, хотя в то же время результаты ответов здесь могут не отражать реальную картину по следующим причинам:
Даже мы, как исследователи, имеющие на руках довольно большой объем данных, не можем вынести однозначный вердикт.
Состояние рынка нельзя оценить без полного доступа ко всей информации. А ее нет ни у одной из структур. Плюс есть данные, которые тщательно защищены. Помните, что мы, как простые граждане, многого не знаем.
Как говорилось выше, мнение о ситуации на рынке у одного отдельно взятого представителя может складываться, исходя из его пространства. Если в ленте человека на Facebook постоянно находятся посты, передающие негативные новости, то может показаться, что, «наверное, так сейчас у всех». А это уже путь к некорректной оценке.
И последний фактор — часть респондентов может невольно связывать этот вопрос со следующим, касающимся оценки ситуации в собственной компании. Когда твоя команда испытывает ряд проблем (даже если это идет вразрез ситуации в мире), сложно оценивать общую обстановку в позитивном свете.
Поэтому мы еще раз призываем правильно интерпретировать результаты этого и всех последующих вопросов и «не бросаться в омут с головой», получив те или иные данные из исследования.
Как оценивают ситуацию в собственной компании разные ценовые сегменты?
Средняя оценка по компаниям в небольшой степени отличается от общей ситуации по рынку в лучшую сторону. Вероятно, многие команды еще не успели полностью испытать на себе первую волну «турбулентности». Также необходимо отметить, что лучше всех ощущают себя представители супер-высокого ценового сегмента, а противоположная ситуация наблюдается у компаний, выбравших вариант «низкий». Здесь нужно сделать оговорку, что восприятие цены иногда может быть очень субъективным. И то, что одни оценивают как «дешево», для других может быть ближе к «среднему» уровню.
В целом расклад похож на то, что происходит в обычные времена: крайние сегменты чувствуют себя отлично, а тем, кто ближе к середине, приходится очень несладко.
Важно — данный вопрос сопровождало примечание, гласящее, что оценку необходимо предоставить в сравнении с аналогичном периодом за предыдущий год. Соответственно, если объективно в 1-м квартале 2019-го года у компании была «плохая» оценка, то, выбирая вариант менее 10, респондент подтверждал, что сейчас ситуация ухудшилась еще больше. Многие агентства и продакшны говорят о типовых проблемах (ниже мы разберем часть из них подробнее):
«Заморозка» большой доли текущих проектов.
Увеличение дебиторской задолженности.
Снижение продаж новым клиентам.
Приближение с большой скоростью к линии кассового разрыва.
Первые задержки по выплатам ЗП сотрудникам.
И также нужно делать поправку на то, что представление об «идеале», выраженном оценкой »10», у каждого свое. Кто-то считает поток входящих клиентов в размере 20 заявок в неделю нормой, а кто-то с трудом справляется с таким объемом спроса.
Какие цели ставят перед собой компании на 2020-й год?
Крайне интересно наблюдать за изменением целей в зависимости от возраста компании. Наименее амбициозны подрядчики, стартовавшие свою деятельность в виде сформированных команд до 2006-го года. Вероятно, они более реалистично подходят к прогнозу собственного роста, понимая, что на этом этапе развития скорость масштабирования будет ограничена. В то же время в этом сегменте наблюдается повышенное количество компаний, которые планируют использовать особенности этого сложного периода на благо их бизнеса. Те, кто уже столкнулся с предыдущими кризисами, банально имеют больше предпринимательского опыта и понимания, что нужно делать.
Но как в действительности компании переживут этот период с учетом неопределенности — вопрос для всех открытый. Можно смело говорить о том, что при пессимистичном сценарии развития событий некоторые игроки могут полностью уйти с рынка. В первую очередь это касается тех, у кого нет достаточной финансовой «подушки» на содержание штата, и кто не смог адаптироваться под новую реальность. Другой вариант — когда мелкие агентства и продакшны просто «растворяются» в рынке, уходя под крыло более сильных команд, которые умеют выживать в любые времена.
Также не исключен вариант того, что часть команд будет вынуждена изменить свое позиционирование.
Какая доля компаний уже перешла на удаленный формат работы?
Почему digital быстрее и успешнее других отраслей смог перейти на удаленку? Очевидно, что не только потому что наше основное рабочее пространство — это Интернет. Дело в том, что почти треть компаний всегда держали часть сотрудников все офиса. И речь не о фрилансерах, а именно о постоянных участниках команды.
Но в то же время те, кто осуществили как минимум временный переезд из офисов под давлением обстоятельств, все же сталкиваются с рядом сложностей — начиная от перевозки десктопных компьютеров с большими мониторами и заканчивая вопросами безопасности, беспокоясь о возможной утечке данных в будущем.
Также нужно сказать о том, что рынок не может быть абсолютно одинаковым. Всегда есть те, кто идет против течения. И в данном случае это почти каждый десятый респондент, который категорически против удаленной работы, даже несмотря на условия карантина. Собственников и топ-менеджеров можно понять в вопросах, связанных со сложностью управления и снижением дисциплины в команде. Никто не хочет подвергать риску физиологическое здоровье своих сотрудников. Но дело в том, что еще не все воспринимают возможную надвигающуюся угрозу всерьез.
Также мы знаем о случаях, когда большая часть команды переводилась на дом, но в офисе должны присутствовать несколько «дежурных» сотрудников (включая самого руководителя).
Каким образом осуществляется переход на дистанционную работу в разрезе размере штата?
Еще одно подтверждение того, о чем мы говорили выше.
Компании с большим штатом более решительны в вопросе перехода на удаленный формат работы. И это ожидаемо: с точки зрения мер профилактики чем больше скопление людей, тем больше рисков. Но нужно понимать, что решение о методике перехода может отталкиваться от следующих факторов:
Был ли у компании ранее подобный опыт. Готовы ли стандарты и инструменты.
Необходимо ли присутствие в офисе тех самых «дежурных» сотрудников — например, для встречи с клиентами, для получения корреспонденции и т. д.
Возможно ли обеспечить каждому рабочие места дома с оборудованием (есть случаи, когда сотрудники сами отказываются уходить из офиса, так как считают, что из дома работать не смогут, либо это будет сопряжено с рядом сложностей).
Если руководитель видит, что сразу перевести всю команду невозможно, то он, соответственно, начинает выстраивать определенную «очередь», в которой на первых местах будут сотрудники, готовые к переходу в самое ближайшее время.
Кто использует внешнюю экспертизу для более эффективного перехода?
Практики привлечения внешних экспертов на коммерческой основе для данной задачи на рынке почти нет. Большинство компаний либо справляется собственными силами, либо использует знания и опыт коллег, которые те описывают в открытом доступе. В очередной раз рынок выручает Facebook, сообщества digital-компаний и вебинары. Последний формат, кстати, буквально «восстал из пепла» за последний месяц этого периода — мы видим много анонсов об организации митапов, семинаров и других онлайн-мероприятий. По сути, сейчас это единственный разрешенный формат встреч, где люди могут объединиться и обсудить те или иные решения.
Другая причина низкого процента голосов за вариант с привлечением экспертов на коммерческой основе — это малое количество людей и компаний, специализирующихся на данном вопросе. Например, мы все знаем о существовании подрядчиков, оказывающих услуги цифровизации. А вот тех, кто предоставляет сервис по сопровождению перевода офиса на удаленку, — крайне мало. Но нужно понимать, что кризис и любые сложности всегда открывают путь к новым продуктам и направлениям. Не исключено, что с ростом спроса на рынке начнут появляться структуры, оказывающие подобную услугу. Единственное — нужно дождаться, пока кто-то систематизирует накопленный опыт, отстроит бизнес-процессы и сумеет «упаковать» все это в услугу.
Делать «для себя» — это разовый опыт. А делать «для других» на конвейерной основе — совсем другая история. Не нужно их путать.
Как относятся к новому формату работы наемные сотрудники?
Возможность работы из дома представляется многим участникам команды как очевидно положительное решение. Разница лишь в том, что кто-то уже попробовал себя на удаленке и успел сформировать собственное восприятие и понимание, подходит ли это ему, а кто-то — до сих пор просто завидовал коллегам, у которых была такая возможность. Было бы очень интересно задать респондентам тот же вопрос спустя N-е количество времени после перехода.
При оценке результатов по данному вопросу необходимо учитывать следующее
Часть сотрудников могли скрыть свое реальное отношение к удаленке, чтобы не давать негативную обратную связь руководителю.
Многие руководители агентств и продакшнов просто не замеряют настроение в коллективе и у его отдельных представителей. Оценка делается «на глаз».
Как правило, большинство людей при оценке того или иного вопроса учитывают и положительные и отрицательные факторы, являющимися таковыми лично для них. Сложно представить ситуации, когда дистанционный формат работы для кого-то будет на 100% «ужасным» либо, наоборот, «восхитительным» вариантом.
Как изменилась эффективность работы после перехода на дистанционный формат?
Большая часть рынка еще не успела зафиксировать какие-либо значительные изменения. Одна из причин этого кроется в том, что оценить это объективно на первых порах сложно. Сам процесс перехода предполагает повышенные непроизводственные времязатраты, плюс добавляется снижение командного духа. В то же время часть сотрудников может чувствовать себя в домашней обстановке лучше. Одним словом, факторов много — притом как положительных, так и отрицательных. И суммирование их может в итоге привести к примерно изначальному значению.
И, опять-таки, здесь нужно рассматривать показатели в динамике. Часть команд, которые долгое время (>1 года) работают в удаленном режиме, отмечают, что эффективность работы в начале периода и спустя время изменялась.
Также на оценку может влиять наличие и доля в команде сотрудников, которым по тем или иным причинам не подходит удаленка. Возможно, у кого-то дома отсутствует комфортная рабочая атмосфера, а для кого-то отсутствие живого общения с коллегами является ключевым фактором, крайне плохо влияющим на продуктивность (хотя это не всегда синоним «эффективности»). И здесь вскрывается интересный факт: несмотря на стереотип о том, что большинство людей в IT / digital являются интровертами, с наступлением этих времен мы замечаем, как все больше аудитория говорит о потребности в коммуникациях. И если раньше оно могло быть восполнено общением в нерабочее время с другими знакомыми и друзьями, то сейчас и эта возможность у многих ограничена. Соответственно, «работа» для них становится не просто «работой», а уже чем-то большим. Если отбросить просмотр сериалов, чтение книг и физические упражнения в домашних условиях, то можно с уверенностью сказать, что люди нуждаются в альтернативных вариантах занятости. И любимая работа действительно для кого-то может по уровню получаемого удовольствия приблизиться к хобби.
Все ли вернутся в офисы после снятия карантина?
Как известно, толчком для новых изменений всегда может стать самое неожиданное событие. И не исключено, что для многих (а на данный момент этот потенциал касается почти ? рынка) пандемия вкупе с финансовым кризисом может стать именно таким событием, которое подтолкнет к полному переходу на удаленный формат работы на постоянной основе даже при условии восстановления рынка.
В то же время результаты опроса показывают, что чуть больше ⅓ респондентов с нетерпением ожидают возвращения к привычному формату работы. Все-таки для многих офисы остаются основным «оплотом», ассоциируясь с основой бизнеса. И даже последние мировые тренды не могут полностью изменить эту позицию.
Также нужно учитывать тот момент, что любые подобные «переезды» (в том числе обратно в офис) отнимают много сил и энергии. Опытные руководители понимают, что решений, кардинально меняющих привычки и работу всей команды, не должно быть много на коротких временных промежутках. Не все компании могут безболезненно в течение 1–2 лет перенести более одной подобной внутренней «революции». Также предприниматели не исключают возможные повторения аналогичных ситуаций в будущем. Отсюда желание минимизировать любую масштабную затрату командных ресурсов.
Каким образом сейчас организовываются встречи с клиентами?
Чтобы правильно интерпретировать результаты по данному вопросу, необходимо понимать, как действовали компании до начала активной фазы пандемии. Многие и ранее принципиально либо по причине географической удаленности общались с большинством клиентов в формате телефонных звонков и мессенджеров. Разумеется, эта часть рынка не только не будет изменять своим привычкам, но еще и более укоренит собственные «родные» стандарты, увеличив их зону применения.
В то же время многие команды все еще готовы к оффлайн-встречам, если того потребуют ситуация или сам заказчик.
Факторы, которые необходимо принять во внимание
Некоторые руководители компаний, которые проводят все встречи лично, пересмотрели свои задачи и приоритеты. Соответственно, их нежелание подвергать себя риску влияет на все коммуникации компании с заказчиками (как с потенциальными, так и текущими).
Часть компаний запрещает своим наемным менеджерам встречаться с клиентами, беспокоясь за их безопасность, которая, в свою очередь, касается и всех участников команды, если менеджеры после встреч возвращаются и контактируют с ними.
Другая часть подрядчиков может быть готова к оффлайн-встречам, но вместе с тем эту позицию не разделяют представители клиентского бизнеса, которые также ограничивают любые контакты.
Онлайн не всегда может являться полной альтернативой оффлайну. И не только по причине менталитета либо личных привычек людей. Согласовать проект, обсудить вопросы по Skype и передать оригиналы документов через курьера — это только полбеды. Как известно, часть рынка всегда выставляет в качестве обязательного требования очную встречу. Без нее любой этап работы для них невозможен. Соответственно, те или иные договоренности могут сейчас либо полностью отменяться, либо переноситься на неопределенное время.
Как отнеслись клиенты к переходу их подрядчиков на удаленный режим?
И хотя пока доля заказчиков, демонстрирующих положительную реакцию, небольшая, в будущем есть вероятность, что внушительная часть клиентского рынка поймет простую истину: удаленный формат работы — это абсолютно нормальная история. Соответственно, будет повышен кредит доверия к новым подрядчикам из других регионов.
На данный момент почти 40% респондентов считают, что уведомлять заказчиков о переходе на удаленку вовсе необязательно. Вероятно, часть из них делают это из опасения относительно возможной негативной реакции (возвращаемся к позиции, гласящей о том, что бизнес без офиса — не бизнес). Плюсом накладываются отдельные географические особенности. Например, часть производственного бизнеса из РБ принципиально не отпускает сотрудников домой. Большинство людей, как ни странно, вне зависимости от местонахождения, думают в том числе и о финансовом здоровье. Предприниматели понимают, что грозит экономике в случае простоя бизнеса.
Чтобы отразить еще одну сторону рынка, приведем в пример другую (также не менее распространенную) ситуацию, когда подрядчики для клиента являются «своеобразными IT-ребятами из собственного мира, которые сидят где-то там за своими ПК». Заказчик зачастую даже не запоминает имени своего менеджера со стороны агентства, не говоря уже о том, где находится их офис, и есть ли он вообще.
Как отразились последние события на бизнесе заказчиков?
У данного вопроса есть два очень важных среза. Первый касается сферы бизнеса. Сейчас все понимают, как непросто живется туроператорам и event-агентствам. Но выявить прямую связь в рамках данного исследования невозможно, так как специализация подрядчиков на той или иной сфере бизнеса зачастую представляет собой всего лишь единичные случаи. И второй разрез — это ценовой сегмент. Почти 10% клиентов, заказывающих решения в супер-высокой ценовой категории, отмечают положительные изменения.
Еще нужно отметить, что сейчас, даже несмотря на наступление кризиса, на рынке есть успешные продуктовые компании, которые нисколько не сбавляют обороты. Это общеизвестная истина: в сложные времена всегда были и будут организации, которым живется даже лучше, чем в обычных рыночных условиях.
Говоря же о большинстве клиентских бизнесов, необходимо понимать, что их оценка базируется на происходящих в текущий момент процессах. Кто-то воспринимает все, что касается адаптации под новую реальность, как абсолютно негативное явление. А кто-то боится возможных последствий, которые видны на примере коллег, но еще не добрались лично до их компании.
И другой момент — корректность оценки со стороны агентств / продакшнов.
Во-первых, небольшая часть подрядчиков по тем или иным причинам не задает своим клиентам вопрос о текущем положении дел напрямую.
Во-вторых, часть клиентов не считает должны передавать подрядчикам информацию о состоянии их бизнеса.
И в-третьих, оценка со стороны исполнителей может базироваться на ограниченной информации. Например, менеджер узнал, что бизнес клиента испытывает проблемы с поставками, и передал эту информацию руководителю, который, в свою очередь, сделал вывод о том, что «дела плохи». А фактическая ситуация иная: да, перебои с поставками действительно есть, но они нивелируются большими складскими запасами, а также повышением цен, что влечет за собой увеличение прибыли.
Какие недостатки есть у удаленного формата работы?
Любой вопрос, связанный с мнением или отношением респондентов к тому или иному явлению, подразумевает субъективную оценку. И эффективность удаленной работы — не исключение. Однако нужно понимать, что успех будет за тем, кто сумеет минимизировать любые факторы негативного воздействия.
Также нужно не забывать о том, что большинство руководителей digital-компаний являются арендаторами, не располагая собственными офисными помещениями. А многие арендодатели вряд ли согласятся предоставить условия для «каникул» на несколько месяцев с возможностью закрепления места за агентством / продакшном. Тот, кто прекращает оплату, может автоматически потерять свое место.
Отвлекающие факторы являются самой большой проблемой, негативно сказывающейся на продуктивности. Даже при правильном оборудовании рабочего места, домашние условия тех, кто живет семейной жизнью, могут препятствовать нормальным рабочим процессам. Также мы знаем много примеров выгорания у фрилансеров, которые за короткий срок умудряются «перегореть», сидя дома. Причины очевидны — накапливающийся стресс, создание неудобств для близких людей, смешение рабочего пространства и места для отдыха.
Также снижается эффективность планерок. И эту проблему не решит даже Zoom — инструментарий не является «волшебной таблеткой». Риск того, что команда не будет собрана в оговоренное время в полном составе, увеличивается. Отсюда снижение эффективности внутренних коммуникаций.
Какие преимущества есть у удаленного формата работы?
Многие сейчас пытаются заставить себя полюбить удаленку, думая о ее положительных сторонах. Но так как время диктует данный тренд, то в вынужденных условиях сделать это довольно непросто.
Преимущества для руководителя и преимущества для сотрудника — это два отдельных списка, хотя в них и будет много пересечений. Так как наш опрос ориентирован в большей мере на собственников и топ-менеджеров, варианты составлены с учетом их интересов.
Говоря о «комфортных» условиях, нужно не путать это понятие с «зоной комфорта». Целью бизнеса не может быть постоянное усложнение условий труда. Иначе все бы сидели на самых дешевых неудобных стульях, работая на тормозящих Pentium 3-го поколения. Одна из первостепенных задач компании — обеспечить максимальное качество и объем результатов. И зачастую для этого необходимы качественные условия труда. Если сотрудник будет чувствовать себя лучше за счет того, что у него, например, остается больше времени на личную жизнь, это должно положительно сказаться на результатах его работы (см. пример стран, которые сократили рабочий день на 1 час).
Какой график применяется для дистанционного формата работы?
У многих людей дистанционная работа по умолчанию ассоциируется со свободным графиком, что в корне неправильно. И ответы большинства респондентов еще раз доказывают, что это всего лишь стереотип. Нужно понимать, что руководители опасаются за снижение дисциплины — не всем можно доверить полностью свобод
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine