Интеллектуальные волонтеры: Зачем ИТ-отрасли работать с НКО и как это делать
Цифровизация Импортонезависимость
Некоммерческие организации и благотворительные фонды сегодня делают упор на цифровизацию своих процессов, чтобы помощь стала доступнее, а гуманитарная работа — прозрачнее. Что такое интеллектуальное волонтерство и что ИТ-отрасли даст сотрудничество с НКО, рассказали представители Российского Красного Креста.
Зачем НКО цифровизация?
Российский Красный Крест по праву называют старейшей благотворительной организацией в стране — она была основана в 1867 г. Сегодня у организации, беспрерывно работающей вот уже 156 лет, более 700 региональных и местных отделений по всей стране — и амбициозные планы на будущее.
«Миссия нашей организации, — говорит Татьяна Фасио, исполнительный директор РКК — облегчать и предотвращать страдания людей. Мы считаем, что доступ к помощи не должен зависеть от того, в какой точке страны живёт человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, поэтому наша цель — дойти до каждого муниципального образования, а их в России около двадцати тысяч». Повсеместное присутствие не означает открытие двадцати тысяч офисов — ставка делается на подготовленных людей с планшетами, которые с одной стороны будут знать о программах Российского Красного Креста и смогут оперативно маршрутизировать своих нуждающихся соседей, а с другой — смогут качественно и эффективно реализовывать собственные гуманитарные инициативы по стандартам РКК».
Потенциальными получателями помощи и гуманитарных услуг РКК являются миллионы людей. Массовость обусловлена направлениями деятельности — надомный уход за пожилыми и инвалидами, поддержка пациентов с ВИЧ и туберкулёзом, а также профилактика этих заболеваний среди наиболее уязвимых слоев населения, оказание помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, переселенцам и беженцам. Кроме того, организация ведёт активную просветительскую и образовательную деятельность — обучает желающих родственному уходу и навыкам оказания первой помощи, учит сиделок, соцработников и младших медицинских сестёр, и управляет одной из самых крупных в стране служб бесплатной психологической поддержки. В прошлом году помощь от РКК получили более миллиона человек.
Связать между собой двадцать тысяч точек на карте и наладить их слаженную работу — задача не из простых, поэтому пришедшая в 2021 г. новая команда в качестве одного из своих приоритетов сразу определила цифровизацию. Широкое применение современных технологий — единственный способ постоянно поддерживать в актуальном состоянии знания и навыки большого количества активистов и волонтёров по всей стране, а также обеспечить комплексное сопровождение благополучателей, где бы они ни находились.
Кроме того, только цифра может сделать благотворительность прозрачной и понятной для людей, а также бизнеса и государства, которые также поддерживают Российский Красный Крест ресурсами.
Интеллектуальные волонтёры
Начать было решено с разработки целевой ИТ-архитектуры, которая учитывала бы все направления деятельности и необходимый для всех категорий пользователей функционал: «Мы понимали, что, если точечно внедрять какие-то решения, рано или поздно возникнет зоопарк систем. Денег и усилий потратим много, а работать проще не станет», — отмечает Татьяна Фасио. Но откуда взять архитекторов в организации, где тридцать лет никто даже не задумывался об информатизации? Здесь на помощь РКК пришли интеллектуальные волонтёры из некоммерческого сообщества цифровых управленцев «я-ИТ-ы».
Интеллектуальное волонтерство — безвозмездное оказание профессиональных услуг на благо другим людям — история для России сравнительно новая. Как и другие формы системной благотворительности, она пришла в Россию из международных компаний, а затем была подхвачена наиболее продвинутым российским бизнесом. После февраля 2022 года многие компании, поощрявшие участие своих сотрудников в проектах интеллектуального волонтерства, ушли с рынка или сильно ограничили своё присутствие. На этом фоне повысилась значимость организаций и профессиональных сообществ с российскими корнями.
Одно из них — сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы», объединяющее более 1200 руководителей в области ИТ, инноваций и анализа данных по всей стране. «Наша команда помогает НКО в свободное от основной работы время, часто жертвуя личными интересами и временем, которое могли бы уделить семье — нематериальные мотивы иногда гораздо сильнее материальных», — рассказывает Павел Клепинин, основатель «я-ИТ-ы» и амбассадор интеллектуального волонтерства.
Опыт оказался удачным, и теперь РКК планирует привлекать интеллектуальных волонтёров на регулярной основе.
Цифровизация РКК: первые шаги и ключевые вызовы
После того, как функциональная архитектура была сформирована, РКК совместно с экспертами «я-ИТ-ы» определил перечень и очерёдность реализации основных проектов. «За годы отсутствия инвестиций в ИТ РКК накопил ряд внутренних проблем, которые существенно ограничивают нашу пропускную способность, — уточняет Татьяна Фасио. Вместе с тем, ещё два года не инвестировать во внешние сервисы тоже нельзя — будущее гуманитарных сервисов за цифрой. Нам нужно, как минимум, инвестировать в прототипы решений для тестирования наших гипотез о том, что на самом деле нужно людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях».
Одним из флагманских проектов стало создание первого модуля цифровой платформы Российского Красного Креста, которая станет единым интерфейсом для взаимодействия сотрудников НКО друг с другом, донорами, партнерами, волонтерами и благополучателями. Модуль предназначен для сбора финансовой и нефинансовой отчетности от региональных и местных отделений — одного из наиболее трудоёмких процессов в организации. Актуальность получаемых данных, ввиду временного лага между их сбором и обработкой, низкая. В результате, многие проблемы, которых можно было избежать, приходится решать в «пожарном» режиме.
Параллельно с тестированием модуля отчетности РКК приступил к выстраиванию единой системы учета благополучателей на базе CRM Битрикс24. До сих пор учет людей, обратившихся за помощью, каждое отделение вело самостоятельно, что не позволяло накапливать данные и делать на их базе какую-либо аналитику, но и больших проблем не создавало. Ситуация изменилась, когда РКК стал осуществлять многоцелевые выплаты переселенцам и внутренне перемещенным лицам, столкнулся с попытками подать на выплаты сразу в нескольких регионах. Пришлось ввести централизованную проверку на дубликаты, что увеличило сроки доведения помощи.
Вызовы, с которыми сталкивается Российский Красный Крест в ходе цифровизации, схожи с теми, с которыми сталкиваются другие организации — дефицит внутренних компетенций для формирования требований и подготовки технического задания, отсутствие формализованных бизнес-процессов, сопротивление сотрудников, но есть и своя специфика. Также у российских вендоров и интеграторов практически нет решений, адаптированных под процессы НКО, а те, что есть, рассчитаны на НКО со штатом до 50–100 человек (в РКК — на порядок больше) и без сложной юридической структуры. Ещё одним вызовом стал уход из России зарубежных вендоров, имевших льготную ценовую политику для НКО и образовательных учреждений.
«До прошлого года мы могли рассчитывать на скидки и консалтинговую поддержку со стороны международных ИТ-гигантов, но введённые против нашей страны санкции не предусматривают гуманитарных исключений, — говорит Татьяна Фасио, — поэтому сейчас наши надежды связаны исключительно с российским профессиональным сообществом». Основные направления поддержки, которые видит РКК — это предоставление вендорами ИТ-решений некоммерческим организациям на бесплатной или льготной основе и распространение мер государственной поддержки разработки и внедрения российских цифровых решений на сектор НКО.
«Зачем ИТ работать с НКО? Работа с НКО — это низкоконкурентная ниша с хорошими перспективами, — объясняет Павел Клепинин. — Рынок переполнен свежими решениями с неясным будущим. Чтобы заказчики в них поверили, нужно предоставить им примеры внедрения, внятную продуктовую стратегию, убедить в том, решение обеспечит долгосрочное развитие компании».
В планах: учет, аналитика и бизнес-приложения
В планах у РКК — запуск проекта по автоматизации финансовой функции и управленческого учёта. Цель– радикально упростить формирование отчетов для многочисленных доноров, каждый из которых имеет свои требования. После отладки внутренних процессов РКК планирует сфокусироваться на развитии бизнес-приложений, которые упростят обучение первой помощи и организацию надомного ухода.
«К примеру, компания хочет научить своих сотрудников навыкам оказания первой помощи. Сейчас для этого нужно найти в интернете курсы, позвонить по телефону — часто для того, чтобы узнать, что запись закрыта на три месяца вперед. Бывает, что и оплата на месте наличными… РКК хочет, чтобы это выглядело иначе, чтобы интерфейс был удобнее и комфортнее для пользователя. Чтобы в центр обучения человек приходил уже на сами занятия и не думал об организационных моментах, а по итогам получал электронный сертификат и мог впоследствии освежить полученные знания в онлайне», — объясняет Павел Клепинин.
Упростить можно и процесс найма сиделки для ухода за пожилым человеком или няни. Сейчас «проверенную женщину, желательно с медицинским или педагогическим образованием» обычно ищут в соцсетях или среди знакомых. Первый прототип — платформа РКК с рабочим названием «Здесь помогают», разработанная при поддержке Фонда президентских грантов, уже тестируется в десяти регионах России.
При этом организация не стремится делать всё самостоятельно и открыт к партнёрствам и интеграциям. «Однозначно помощь необходимо сделать более осмысленной —, а это значит, надо учитывать благополучателей и иметь внутреннюю аналитику или предиктивную модель, которая будет подсказывать: если человек нуждается в Х, то, скорее всего, ему или его близким нужно еще и Y, и Z. Сейчас этого нет ни у государства, ни у одной НКО в России», — объясняет Татьяна Фасио. — Объединившись, мы сможем это сделать. Это наша цель».
■ Токен: Kra23sspPРекламодатель: ООО «РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ»ИНН/ОГРН: 7728014523/1037700182772Сайт: https://www.redcross.ru/
Полный текст статьи читайте на CNews