Игровой 27-дюймовый IPS-монитор LG UltraGear 27GN600-B: условно безрамочный экран, Full HD, 144 Гц, HDR, AMD FreeSync Premium и Nvidia G-Sync Compatible

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Модель UltraGear 27GN600-B
Тип матрицы ЖК-панель типа IPS со светодиодной (WLED) краевой подсветкой
Диагональ 27 дюймов (685 мм)
Отношение сторон 16:9 (597×336 мм)
Разрешение 1920×1080 пикселей
Шаг пикселей 0,3108 мм (82 PPI)
Яркость (максимальная) 280—350 кд/м²
Контрастность 700—1000:1 (статическая)
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.) до контраста ≥ 10:1
Время отклика 1 мс (от серого к серому — GTG)
Количество отображаемых цветов 16,78 млн (8 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort 1.4
  • видео/аудиовход HDMI, 2 шт.
  • выход на наушники (гнездо 3,5 мм миниджек)
  • USB 3.0 (гнездо типа А, обновление ПО)
Совместимые видеосигналы до 1920×1080/144 Гц (отчет edid-decode для входа DisplayPort, отчет edid-decode для входа HDMI)
Акустическая система отсутствует
Особенности
  • поддержка технологий AMD FreeSync Premium (с LFC) и Nvidia G-Sync Compatible
  • регулируемый разгон матрицы
  • экранный прицел
  • функция Стабилизатор черного
  • цветовой охват 95% — 99% пространства sRGB
  • поддержка HDR10
  • отсутствие мерцания подсветки (нет ШИМ)
  • антибликовая поверхность матрицы
  • безрамочный дизайн
  • подставка: наклон 5° вперед и 15° назад
  • 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • программа OnScreen Control для настройки монитора с ПК
  • разъем для кенсингтонского замка
  • 100×100 мм площадка VESA для настенного монтажа
  • гарантия 24 месяца
Размеры (Ш×В×Г)
  • 614×454×225 мм с подставкой
  • 614×365×52 мм без подставки
Масса
  • 5,8 кг с подставкой
  • 5,1 кг без подставки
Потребляемая мощность 43 Вт типично, не более 0,5 Вт в режиме ожидания, не более 0,3 Вт в выключенном состоянии
Напряжение питания (внешнего адаптера) 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • комплект подставки
  • адаптер питания (100—240 В, 50/60 Гц на 19 В, 2,53 А; кабель 1,5 м)
  • кабель HDMI (1,5 м)
  • фиксатор кабеля мыши
  • руководство пользователя и др. документация (часть на CD-ROM)
Ссылка на сайт производителя LG UltraGear 27GN600-B
Примерная розничная цена на момент публикации 22 тысячи рублей
Розничные предложения

Внешний вид

В линейку игровых мониторов LG GN600 входят три модели с диагональю 23,8, 27 (которую мы тестировали) и 31,5 дюйма. Последняя модель заметно отличается от двух первых не только диагональю, но и разрешением (QHD — 2560×1440), типом матрицы (VA), а также поддержкой частоты обновления 165 Гц.

LG UltraGear 32GN600-B

Вернемся к той модели, что побывала у нас на тестировании.

Панели корпуса блока экрана, а также кожухи подставки изготовлены в основном из черного пластика с матовой поверхностью. Но встречаются и глянцевые участки, а также вставки из пластика с красной поверхностью. Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая, зеркальность выражена. Экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу пластиковой планкой, а сверху и с боков — узкой пластиковой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля (по 8 мм сверху и с боков и 20 мм снизу).

По центру нижней планки серебристой краской нанесен логотип производителя. Органом управления и индикации режимов служит небольшой пятипозиционный (отклонение по четырем направлениям и нажатие) джойстик из матового полупрозрачного пластика, расположенный по центру на нижнем торце блока монитора. Рядом с ним находится разъем для кенсингтонского замка.

Разъем питания и все интерфейсные разъемы размещены в нише на задней панели и ориентированы назад.

Подключать кабели к этим разъемам удобно. Игроки оценят скобочку, которую можно закрепить справа или слева на нижнем торце и использовать для поддержки кабеля мыши.

Чтобы выдержать вес монитора, основание и ряд ответственных деталей подставки изготовлены из алюминиевого сплава и толстой штампованной стали. Конструкция подставки достаточно жесткая. Стоит монитор устойчиво. Резиновые накладки снизу на основании подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях.

Штатная подставка позволяет немного наклонить блок экрана вперед и отклонить назад.

Подставку можно отсоединить (или не подсоединять изначально) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне с отверстиями по углам квадрата со стороной 100 мм.

Монитор нам достался упакованным в скромно оформленную коробку из гофрированного картона. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки. Переносить упакованный в коробку монитор можно одному, ухватившись за прорезные ручки на длинных гранях.

Коммутация

Монитор оснащен тремя цифровыми видеовходами: одним DisplayPort и двумя HDMI, все в полноразмерном варианте. Входы выбираются в меню (в быстром или полном), кроме того, монитор сначала предлагает переключиться на активный вход, если на текущем сигнал пропал или его не было при включении монитора, а затем переключается автоматически (такое поведение можно отключить). Входы HDMI и DisplayPort способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнездо миниджек 3,5 мм — выход на наушники. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ был большой запас по громкости. Качество звука в наушниках хорошее — звук чистый, воспроизводится широкий диапазон частот, в паузах шума не слышно.

Для подключения к электросети монитор оснащен внешним адаптером питания.

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Джойстик при работе неярко подсвечивается красным, редко мигает красным в режиме ожидания и не горит, если монитор условно выключен. Подсветку можно отключить в меню. Когда на экране нет меню, то отклонение джойстика влево или вправо выводит меню регулировки громкости и отключения звука, а вверх или вниз — ползунок регулировки яркости. Короткое нажатие выводит стартовое меню.

Длительное нажатие, когда нет меню, выключает монитор. Короткое — включает. Из стартового меню можно выйти, перейти к выбору входа, к основному меню, в список выбора игрового режима (профиля изображения), или выключить монитор. Меню занимает на экране значительную площадь, что иногда мешает оценке вносимых изменений (для масштаба: белое поле — это вся область отображения):

Надписи в меню достаточно крупные и читаемые. Благодаря логике переходов и джойстику, с которого не нужно снимать палец, навигация по меню очень удобная и быстрая. В текущем сеансе работы запоминается позиция вплоть до второго уровня меню, что позволяет быстро вернуться к настройке параметра. Чтобы предотвратить нежелательное изменение настроек, можно включить частичную блокировку меню. Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню ровный, надписи читаемые. Качество перевода на русский язык приемлемое.

Из дополнительных возможностей присутствует одна «геймерская» функция: вывод в центре экрана прицела выбранной формы.

Комплект напечатанной документации включает в себя краткое (текст на русском языке есть) и полное руководства пользователя (на русском языке), отчет о калибровке, гарантийный талон и еще несколько вспомогательных документов. На CD-ROM из комплекта нет ничего полезного. На сайте производителя в разделе поддержки для этого монитора мы обнаружили ссылки на руководство, драйвер и на программу OnScreen Control, которая позволяет настраивать монитор с компьютера и помогает распределять окна программ на рабочем столе.

Изображение

Настроек, изменяющих яркостный и цветовой баланс, не очень много.

В дополнение к выбору профиля гамма-коррекции есть настройка, изменяющая различимость градаций в тенях, что может пригодиться в играх с темными сценами. Также можно регулировать разгон матрицы и включать/выключать режим вставки черного кадра и FreeSync. Присутствует набор предустановленных значений настроек в виде нескольких профилей.

Режимов геометрической трансформации два:

  • выполняется принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана (Широкоформатный);
  • изображение увеличивается до горизонтальных границ экрана с сохранением исходных пропорций, которые считаются по количеству пикселей (Исходн.).

В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты поддерживается работа в режиме 10 бит на цвет, но вывод на экран монитора происходит все равно в режиме 8 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета.

При подключении к компьютеру по DisplayPort и HDMI поддерживалось разрешение до 1920×1080 при 144 Гц кадровой частоты на вход, и вывод изображения на экран также осуществлялся с этой частотой. При таком разрешении и частоте обновления на вход поддерживаются 10 бит (DisplayPort) и 12 бит (HDMI) на цвет (кодирование RGB 4:4:4).

В данном мониторе реализована поддержка технологии Adaptive-Sync (FreeSync) по входам DisplayPort и HDMI. Диапазон поддерживаемых частот, который можно подсмотреть на панели настроек видеокарты, равен 48—144 Гц. Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту — FreeSync работает. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. Диапазон поддерживаемых частот, как указано на сайте Nvidia, равен 60—144 Гц. Для проверки мы использовали утилиту G-Sync Pendulum Demo — режим G-Sync включается, а эффект от включения именно тот, что и должен быть.

Данный монитор поддерживает работу в режиме HDR. Для тестирования этого режима мы использовали официальную программу DisplayHDR test tool, которой предлагает пользоваться организация VESA для проверки соответствия устройств отображения критериям сертификатов. Результат хороший: специальный тестовый градиент показал наличие качественного 10-битного вывода (видимо, используется динамическое смешение цветов), а максимальная яркость в режиме HDR достигает значения 340 кд/м². С учетом того, что цветовой охват немного шире sRGB, поддержку HDR в данном мониторе нельзя считать чисто номинальной.

Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Проверялась работа по HDMI. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. 1080p при 24 кадр/с также поддерживается, и кадры в этом режиме выводятся с равной длительностью. В случае чересстрочных сигналов для статичных областей выполняется прогрессивное преобразование, а меняющиеся — чаще всего просто выводятся по полям. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях. В случае прогрессивных сигналов яркостная и цветовая четкости очень высокие, а в случае чересстрочных — цветовая четкость немного снижена. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов.

Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая, и по ощущениям внешний слой матрицы относительно жесткий. Матовость поверхности матрицы позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора (на столе), пользователя (на стуле перед монитором) и светильников (на потолке) в помещении. «Кристаллического» эффекта нет.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности размыто, но характерную для IPS структуру распознать можно:

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей (масштаб этих двух фотографий одинаковый), поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Реальная гамма-кривая зависит от выбранного профиля (Режим 1 — 4) в списке Гамма (значения показателей аппроксимирующей функции приведены в скобках в подписях, там же — коэффициент детерминации R²):

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при выборе Режим 2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости, особенно в светлой области неравномерный и пара оттенков по яркости от предыдущего не отличается. Впрочем, в самой темной области аппаратно и визуально оттенки различаются хорошо:

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,10, что немного ниже стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

Различимость градаций в тенях можно улучшить или ухудшить, изменив значение настройки Стабилизатор черного (С.Ч.). Вот, что получается при крайних значениях (0 и 100; по умолчанию — 50):

И фрагмент в тенях:

При значении 100 в темноте уже никто не спрячется!

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват немного отличается от sRGB:

Впрочем, отклонения координат первичных цветов от вершин sRGB незначительные, поэтому визуально цвета на этом мониторе имеют практически естественные насыщенность и оттенок. Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):

Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры, при этом в красном люминофоре (а может и в зеленом) используются так называемые квантовые точки. Хорошее разделение компонент позволяет получить уширенный цветовой охват. Профиля, в котором охват был бы скорректирован до sRGB нет, но в случае игрового монитора это несущественный недостаток, в крайнем случае насыщенность можно попробовать снизить настройками насыщенности шести цветов, не говоря уже про использование системы управления цветом.

Цветовой баланс просто при выборе варианта Польз-ль настройки Tемп. цвета близок к стандартному, но все равно мы попытались его улучшить, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае исходного варианта и после ручной коррекции (R = 48, G = 47, B = 50):

Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Ручная коррекция еще больше приблизила цветовую температуру к 6500 К и уменьшила значение ΔE. Впрочем, для бытового применения просто выбрать исходный вариант Польз-ль уже достаточно.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,34 кд/м² −7,3 8,1
Яркость белого поля 310 кд/м² −7,1 7,0
Контрастность 890:1 −11 8,4

Если отступить от краев, то равномерность всех трех параметров хорошая. Контрастность для данного типа матриц типичная, но бывает и выше. Визуально видно, что черное поле в основном ближе к краю местами слегка засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения, режим SDR):

Значение настройки Яркость Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 325 28,9
50 125 16,1
0 29 10,8

В режиме ожидания монитор потребляет 0,20 Вт, а в условно выключенном состоянии — 0,15 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, то есть без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать, играть и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. На любом уровне яркости значимая модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости:

Есть режим со вставкой черного кадра (правда истинно черным он в данном случае не является) с названием Motion Blur Reduction (далее — MBR). Зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для случаев, когда этот режим выключен и яркость подсветки максимальная и когда включен:

Четкость в движении действительно повышается, но на динамичной картинке появляются артефакты, о чем будет рассказано ниже, а из-за мерцания с частотой максимум в 144 Гц данный режим рекомендуется использовать с осторожностью, так как мерцание может приводить к повышенной утомляемости глаз. Также отметим, что при включении режима MBR, несмотря на повышенную пиковую яркость, яркость изображения все равно снижается (до 243 кд/м², при этом потребление составляет 31,0 Вт).

Нагрев монитора можно оценить по приведенным снимкам с ИК-камеры, полученным после долговременной работы монитора на максимальной яркости в помещении с температурой примерно 24 °C:

Нагрев спереди

Нижний край экрана нагрелся до 37 °C максимум. Видимо, внизу находится светодиодная линейка подсветки экрана. Нагрев сзади умеренный:

Нагрев сзади

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика зависит от значения одноименной настройки, которая управляет разгоном матрицы. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное (от первого оттенка до второго и обратно) время для переходов между полутонами (столбики «GTG»):

По мере увеличения разгона на графиках некоторых переходов появляются характерные всплески яркости — например, так выглядят графики для перехода между оттенками 70% и 90% (значения настройки Время отклика приведены над графиками):

Визуально артефакты можно увидеть только в случае максимального разгона, и они очень заметны.

С нашей точки зрения, уже на предпоследнем уровне разгона скорости матрицы достаточно даже для самых динамичных игр. Приведем зависимость яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при чередовании белого и черного кадра при 144 Гц кадровой частоты для варианта без разгона и с максимальным разгоном:

Видно, что при даже 144 Гц чередования кадров максимальная яркость белого кадра в обоих случаях превышает уровень 90% от белого (а на максимальном разгоне даже выше 100%), а минимальная яркость черного кадра снижается до уровня черного. Амплитуда изменения яркости выше 80% от уровня белого. То есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 144 Гц.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, какие могут быть артефакты от разгона и повышает ли четкость в движении, описанная выше настройка MBR, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 пиксель/с), выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления, а также настроек Время отклика / MBR.

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и степени разгона, но на максимальном разгоне артефакты уже очень заметные. Включение MBR увеличивает четкость, но объекты в движении двоятся, что снижает положительный эффект.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8 пикселей, при 144 Гц — на 6,6(6) пикселя. Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/120 или на 1/144 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на 16, 8 и 6,6(6) пикселя:

Видно, что четкость изображения, особенно после умеренного разгона матрицы, почти такая же, что и в случае идеальной матрицы.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (разрешение — 1920×1080, кадровая частота — 144 Гц). Напомним, что эта задержка зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора. Мы получили 5,5 мс. Задержка очень низкая и никак не ощущается при работе за ПК, да и в очень динамичных играх не приведет к снижению результативности.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное −39°/40°
Горизонтальное −46°/45°
Диагональное −42°/42°

По скорости снижения яркости углы обзора довольно широкие, что для матрицы типа IPS, скорее, норма. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля начинает резко возрастать уже при 20°-30° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть не очень далеко от экрана, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре (оставаясь практически нейтральным по оттенку). Контрастность в диапазоне углов ±82° только в случае отклонения по диагонали достигает значения 10:1 при 81°-82°, для двух других направлений контрастность существенно выше.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.

Стабильность цветов очень хорошая (выбивается только светло-синий и синий при диагональном отклонении), это является одним из главных достоинств матрицы типа IPS.

Выводы

Игровой монитор LG UltraGear 27GN600-B отличается строгим универсальным дизайном и имеет современный визуально безрамочный экран. Быстрая матрица, низкое значение задержки вывода, поддержка высокой частоты обновления, а также режимов G-Sync Compatible и Adaptive-Sync благоприятно скажутся на результативности даже в случае очень динамичных игр. В целом монитор получился универсальным, пригодным, например, для комфортного выполнения офисной работы, для работы с графикой и для просмотра кино.

Достоинства:

  • Частота обновления до 144 Гц
  • Низкая задержка вывода
  • Эффективный регулируемый разгон матрицы
  • Поддержка FreeSync и G-Sync Compatible
  • Экранный прицел
  • Подстройка различимости градаций в тенях
  • Хорошее качество цветопередачи
  • Поддержка HDR
  • Полноценная поддержка сигнала 24 кадр/с
  • Отсутствие мерцания подсветки
  • Удобный 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • Три цифровых видеовхода
  • Хорошее качество выхода на наушники
  • ПО для настройки монитора с ПК
  • VESA-площадка 100 на 100 мм
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Значимых нет

Полный текст статьи читайте на iXBT