Фотовспышки Fujifilm EF-X500 и Fujifilm EF-60, радиосинхронизатор Fujifilm EF-W1

Фотовспышки Fujifilm EF-X500 (слева) и Fujifilm EF-60 (справа) в связке
с камерами Fujifilm X-T4 плюс радиосинхронизатор Fujifilm EF-W1 (внизу)

В последние годы технологическое совершенствование сенсоров изображения и обрабатывающей электроники привело к существенному повышению переносимости цифровыми камерами высоких ISO, то есть заметно расширило возможности фотосъемки в условиях нехватки освещения. Однако это обстоятельство не смогло окончательно избавить фотографа от потребности в импульсных источниках света, и любая фотосистема до сих пор нуждается в соответствующих совместимых моделях. Даже если не брать в расчет традиционно профессиональные рекламу и портрет, остаются еще репортажная, предметная и интерьерная фотография, не говоря уже о макросъемке. (Правда, в последнем случае чаще применяют специальные вспышки особой конструкции, но за неимением оных можно с успехом использовать и традиционные.) Вспышки остаются незаменимыми при фотографировании сцен с критическими перепадами яркости и вообще сложных по характеру освещения: ночной портрет, контровой свет, слишком яркий фон (снег, пляж) и проч.

Перечислим непременные атрибуты современной электронной фотовспышки:

  1. Поддержка режима TTL (экспозамер через объектив) с автоматической установкой мощности импульса, значений диафрагмы и ISO;
  2. Подвижная голова, которую можно установить для освещения отраженным светом от потолка и других поверхностей;
  3. Наличие боковой отражающей шторки (для перенаправления части светового потока) и рассеивателя (для покрытия большого угла обзора и смягчения света);
  4. Возможность работы в составе групп осветителей, в том числе, в роли ведущего (командного) и ведомого (подчиненного) устройства;
  5. Дистанционный поджиг по оптическому каналу или радио.

В сегодняшнем обзоре мы расскажем о двух моделях накамерных вспышек для цифровых беззеркальных фотоаппаратов системы Fujifilm X, каждая из которых по-своему примечательна. Fujifilm EF-X500 поддерживает дистанционное управление по оптическому каналу и возможности групповой работы. Fujifilm EF-60 поддерживает удаленное управления по радиоканалу. Она увидела свет одновременно с первым в истории производителя радиосинхронизатором Fujifilm EF-W1.

В материале приняты следующие сокращения:

  • АББ — автоматический баланс белого
  • АФ — автофокусировка или автофокус
  • ФР — фокусное расстояние.

Автоматическая накамерная фотовспышка Fujifilm EF-X500

Перед нами накамерный импульсный осветитель Fujifilm, анонсированный в марте 2012 г.

Fujifilm EF-X500 на камере Fujifilm X-T4

Спецификации модели доступны на официальном сайте произодителя и в руководстве пользователя. Приводим их ниже в компилятивном варианте.

Технические характеристики

Тип автоматическая накамерная фотовспышка
Модель Fujifilm EF-X500
Дата анонса 7 июля 2016 г.
Совместимость с камерами Fujifilm1 GFX100, GFX100S, GFX50S II, GFX 50S, GFX 50R, X-H2S, X-H1, X-Pro3, X-Pro2, X-T4, X-T3, X-T2, X-T1, X-S10, X-T30 II, X-T30, X-T20, X-T200, X-E4, X-E3, X100V, X100F
Ведущее число2 ≈50 м
Охват3 24—105 мм с автозумом;
20 мм со встроенным рассеивателем
Углы отклонения 90° вверх, 10° вниз, 135° влево, 180° вправо
Цветовая температура 5600 K при максимальной мощности
Управление экспозицией TTL или ручное
Экспокоррекция ±5 EV с шагом ⅓ EV
Настройка мощности импульса от 1/1 до 1/512 с шагом ⅓ EV
Высокоскоростная синхронизация до 1/8000 с
Длительность зарядки4 ≈2,5 с
Ресурс комплекта аккумуляторов4 ≈170 вспышек
Поддержка групп вспышек 3 максимум (A, B, C)
Режим ведомой вспышки есть (P или N)
Встроенный широкоугольный рассеиватель есть
Встроенная отражающая шторка есть
Питание 4 элемента питания типоразмера AA;
внешний блок Fujifilm EF-BP1
Диапазон рабочих температур от −10 до +40 °C
Размеры 124×67×107 мм
Вес (без батарей) 380 г

1 Некоторые функции поддерживаются с камерами FinePix HS20EXR, HS30EXR, HS50EXR.
2 При ISO 100 и ФР 105 мм в эквиваленте формата 35 мм.
3 В эквиваленте формата 35 мм.
4 При использовании полностью заряженных традиционных никель-металлгидридных (NiMH) элементов.

Выигрышными особенностями Fujifilm EF-X500 являются, по-первых, большой диапазон экспокоррекции от +5 до −5 EV, во-вторых, ручная настройка мощности импульса в пределах 10 ступеней EV и поддержка высокоскоростной синхронизации (до 1/8000 с).

Конструкция

Компоновка модели вполне традиционная, двухмодульная. Голова вмещает импульсную лампу, параболический рефлектор и передний рассеиватель в виде линзы Френеля.

Fujifilm EF-X500. Вид спереди-справа

Основание (нижний модуль) является вместилищем для электроники и источников питания.

Fujifilm EF-X500. Вид сзади

Сзади на основании размещаются LCD-дисплей с фоновой подсветкой и органы управления.

Устройство вспышки Fujifilm EF-X500 (рис. производителя)

1 — окно рефлектора (линза Френеля); 2 — выдвижной широкоугольный рассеиватель; 3 — выдвижная отражающая шторка; 4 — крышка рефлектора; 5 — заглушка разъема внешнего блока питания; 6 — контактная группа «горячего башмака»; 7 — «горячий башмак»; 8 — детектор оптического импульса; 9 — светодиодный прожектор для видео; 10 — разъем для подключения внешнего блока питания; 11 — стопор вертикального наклона головы; 12 — ЖК-дисплей; 13 — крышка отсека для элементов питания; 14 — замок рычажка выключателя; 15 — выключатель питания и селектор режимов работы; 16 — фиксатор крепления в «горячем башмаке»; 17 — диск управления; 18 — кнопка подтверждения; 19 — кнопка установки параметров и блокировки органов управления; 20 — индикатор готовности и пилотная кнопка; 21 — кнопка листания страниц меню; 22, 23, 24 — функциональные кнопки.

Выбор положения рычажка выключателя дает возможность запустить устройство в требуемом режиме:

  • On (единственная вспышка):
    — TTL (автоматический режим),
    — M (ручной режим),
    — Multi (стробоскопический режим);
  • Remote (ведомая вспышка);
  • Master (ведущая вспышка).

On. Автоматический режим

При повороте рычажка выключателя в положение On («вкл.») устройство по умолчанию активируется в режиме TTL. По завершении зарядки загорается красный индикатор готовности (крайний слева) и раздается соответствующий сигнал (если не выбран бесшумный режим).

Единственная вспышка, автоматический режим TTL

В автоматическом режиме пользователю не нужно ни о чем заботиться: как говорится, навел и снял. Камера самостоятельно рассчитывает величину мощности импульса, устанавливает необходимый угол освечивания сцены в соответствии с ФР установленного на камере объектива (Fujifilm или совместимого на уровне электроники) и подбирает значения диафрагмы и ISO. Все параметры отображаются на дисплее.

Информация на дисплее, отображаемая в режиме TTL (рис. производителя)

1 — режим работы (TTL/ручной); 2 — блокировка TTL; 3 — предупреждение о перегреве; 4 — охват освещения сцены в эквиваленте ФР установленного объектива; 5 — значение диафрагмы; 6 — эквивалентная светочувствительность (ISO); 7 — экспокоррекция; 8 — фокусировочная дистанция (в метрах); 9, 10, 11 — назначение функциональных кнопок; 12 — кнопка листания; 13 — яркость светодиодного прожектора для видео; 14 — индикатор прожектора подсветки АФ; 15 — синхронизация (по передней шторке, по задней шторке, авто); 16 — индикатор включения видеосвета; 17 — характер освещения; 18 — положение головы; 19 — индикатор включения звукового сигнала.

On. Ручной режим

Mode (вторая кнопка слева) позволяет переключиться в ручной (M) режим, в котором регулирование мощности генерируемого импульса производится вручную в долях от максимума (1/1).

Информация на дисплее, отображаемая в ручном (M) режиме (рис. производителя)

1 — мощность импульса в долях от максимума (1/1) устанавливается вручную при нажатии кнопки »+/−» и вращении диска.

On. Стробоскопический режим (Multi)

Устройство может генерировать серию вспышек при открытом затворе, то есть в ходе одной экспозиции. Производитель называет этот режим Multi; он активируется нажатием кнопки Mode и вращением диска.

Информация на дисплее, отображаемая в стробоскопическом режиме (рис. производителя)

1 — мощность импульса в долях от максимума (1/1); 2 — число импульсов; 3 — частота следования импульсов.

Для переключения в любую из двух следующих позиций селектора режимов нужно одновременно нажать на центральную кнопку.

Remote (ведомая вспышка)

Осветитель управляется ведущим устройством (вспышкой аналогичной или другой совместимой модели).

Режим ведомой вспышки (Remote)

Можно определить принадлежность вспышки к любой из трех групп (A, B, C), а также установить коррекцию по экспозиции в диапазоне от +5 до −5 EV.

Информация на дисплее, отображаемая в режиме ведомой вспышки (рис. производителя)

1 — режим ведомой вспышки (Remote); 2 — выбранная группа (A); 3 — экспокомпенсация в ступенях экспозиции (EV) в режиме TTL или мощность импульса в долях от максимума (1/1) в ручном (M) режиме; 4 — выбранный канал оптической связи с ведущей вспышкой.

Master (ведущая вспышка)

В этом режиме вспышка управляет другими осветителями, переключенными в режим Remote (аналогичной или совместимых моделей).

Режим ведущей вспышки (Master)

Информация на дисплее, отображаемая в режиме ведущей вспышки (рис. производителя)

1 — режим ведущей вспышки (Master); 2 — группа A; 3 — группа А работает в режиме TTL; 4 — блокировка TTL; 5 — коррекция вспышек группы А; 6 — коррекция вспышек группы B; 7 — коррекция вспышек группы C; 8 — группа B работает в режиме TTL; 9 — группа C работает в режиме TTL; 10 — группа C; 11 — ведущая группа (A); 12 — группа B.

Подобно любой другой современной накамерной вспышке Fujifilm EF-X500 оснащается встроенными дополнениями для управления световым потоком, а именно: широкоугольным рассеивателем и отражающей шторкой.

Шторка чаще всего используется при освещении сцены отраженным светом от потолка помещения для создания светового акцента на фотографируемом объекте путем перенаправления части светового потока параллельно оптической оси объектива. Рассеиватель незаменим при освещении «в лоб» для обеспечения охвата угла зрения широкоугольных объективов и небольшого понижения контрастности света при фотографировании лиц.

Контактная группа «горячего башмака» вспышки Fujifilm EF-X500 реализует системную специфику камер производителя.

Корпус нижнего модуля вспышки как бы подается вперед вдоль оптической оси объектива. Тем самым создается более удобный наклон задней панели, на которой расположены дисплей и органы управления.

Разъем для внешнего блока питания

Справа на боковой панели вспышки Fujifilm EF-X500 имеется заглушка, под которой расположен разъем для подключения фирменного внешнего блока питания Fujifilm EF-BP1.

Голова обладает максимально возможной подвижностью вдоль поперечной и продольной осей. Благодаря этому ее можно сориентировать под нужным углом для получения ожидаемого эффекта освещения сцены.

Слева под крышкой находится отсек для батарей, вмещающий четыре элемента типоразмера AA. Можно использовать перезаряжаемые никель-металлгидридные либо одноразовые щелочные элементы.

В комплекте поставляются дополнительная рассеивающая насадка для смягчения света и подставка для установки вспышки на отдалении от камеры.

Для хранения устройства служит прилагаемый практичный чехол.

Автоматическая накамерная фотовспышка Fujifilm EF-60

Накамерный импульсный осветитель Fujifilm EF-60 получился значительно легче и компактнее предшественника Fujifilm EF-X500 и стал поистине революционным для систем Fujifilm X и Fujifilm GFX, поскольку помимо всего лучшего, что было реализовано в предыдущих моделях, он предоставил возможности управления по радиоканалу.

Fujifilm EF-60 на камере Fujifilm X-T4

Ниже мы объединили детали спецификаций этой модели, почерпнутые на официальном сайте производителя и из инструкции по эксплуатации.

Технические характеристики

Тип автоматическая накамерная фотовспышка
Модель Fujifilm EF-60
Дата анонса 28 июля 2020 г.
Совместимость с камерами Fujifilm1 GFX100, GFX100S, GFX50S II, GFX 50S, GFX 50R, X-H2S, X-H1, X-Pro3, X-Pro2, X-T4, X-T3, X-T2, X-T1, X-T30 II, X-T30, X-T20, X-T200, X-E4, X-E3, X100V, X100F
Ведущее число2 ≈60 м
Охват3 24—200 мм с автозумом;
16 мм со встроенным рассеивателем
Углы отклонения 90° вверх, 0° вниз, 180° влево, 180° вправо
Цветовая температура 5300 K при максимальной мощности
Управление экспозицией TTL или ручное
Экспокоррекция ±2 EV с шагом ⅓ EV
Настройка мощности импульса от 1/1 до 1/256 с шагом ⅓ EV
Высокоскоростная синхронизация 1/8000 с
Длительность перезарядки4 ≈3 с
Ресурс комплекта аккумуляторов4 ≈170 вспышек
Радиоуправление:
— система команд
— режим работы
— командные устройства
— каналы
— группы вспышек

NAS5; 2,4 ГГц
ведомая вспышка (TTL, ручное управление, выкл.)
Fujifilm EF-W1, Nissin Air 10s
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
A, B, C
Поджиг импульсом
— ведущее устройство
— режим работы
— каналы
— группы

фотовспышка Fujifilm EF-X500
ведомый (TTL, ручное управление, выкл.)
1, 2, 3, 4
A, B, C
Встроенное оборудование прожектор для видеосъемки;
прожектор подсветки АФ;
встроенная отражающая шторка;
встроенный широкоугольный рассеиватель
Питание 4 элемента питания типоразмера AA
Рабочий диапазон температур от −10 до +40 °C
Размеры 97×73×113 мм
Вес без батарей 300 г

1 Некоторые функции поддерживаются с FinePix HS20EXR, HS30EXR, HS50EXR.
2 Для камер с сенсорами типоразмера APS-C, ISO 100, ФР 200 мм.
3 Для камер с сенсорами типоразмера APS-C.
4 При использовании полностью заряженных традиционных никель-металлгидридных (NiMH) элементов.
5 Nissin Air System.

Несомненными достоинствами устройства являются очень широкий диапазон охвата ФР — от 16 мм (со встроенным рассеивателем) до 200 мм, возможность дистанционного управления по радиоканалу с поддержкой TTL и поддержка высокоскоростной синхронизации вплоть до 1/800 с.

Конструкция

Компоновка вспышки традиционная, двухмодульная: голова и основание. В голове помещаются ксеноновая лампа, задний параболический рефлектор и передний рассеиватель в виде линзы Френеля.

В основании (нижнем модуле) сосредоточены электроника, источники питания и органы управления.

Модель существенно компактнее и легче, чем рассмотренная выше Fujifilm EF-X500. Дисплей цветной, более высокого качества, но значительно меньше по размерам и отображает минимум информации. Основные установки производятся при помощи селектора (слева) и диска (справа).

Устройство вспышки Fujifilm EF-60 (рис. производителя)

1 — выдвижная отражающая шторка; 2 — окно рефлектора (линза Френеля); 3 — выдвижной широкоугольный рассеиватель; 4 — светодиодный прожектор; 5 — детектор оптического импульса управляющего устройства; 6 — «горячий башмак»; 7 — контактная группа «горячего башмака»; 8 — цветной дисплей; 9 — пилотная кнопка (тестовый импульс); 10 — селектор режимов; 11 — выключатель питания; 12 — крышка батарейного отсека; 13 диск и кнопки управления; 14 — фиксатор крепления в «горячем башмаке».

Режимы работы

При установке в «горячий башмак» фотокамеры Fujifilm EF-60 работает в первых шести режимах селектора (если вращать по часовой стрелке).

При беспроводном управлении с помощью радиосинхронизатора Fujifilm EF-W1 или дистанционном поджиге при помощи ведущей вспышки (например, Fujifilm EF-X500) Fujifilm EF-60 может включаться в состав одной из трех групп осветителей. У нее нет режима ведущего устройства с TTL по радиоканалу, но другие вспышки, естественно, можно поджечь ее оптическим импульсом в ручном режиме.

Диск управления (справа) позволяет выбрать канал связи, режим высокоскоростной синхронизации, вручную установить охват сцены в соответствии с ФР объектива и отключить звуковые сигналы.

У Fujifilm EF-60 имеются широкоугольный рассеиватель и отражающая шторка. В этом плане отличия от ранее рассмотренной Fujifilm EF-X500 состоят в том, что шторка располагается снаружи и ею удобнее манипулировать, а рассеиватель помещен не в верхней, а в нижней щели по отношению к окну рефлектора. Эти особенности не имеют никакого принципиального значения.

Длина головы существенно больше, чем основания. Это делает конструкцию более «приземистой» и при этом увеличивает продольный ход рефлектора внутри тубуса, благодаря чему достигается охват ФР до 200 мм, недоступный другим вспышкам.

Подвижность головы по вертикальной и горизонтальной осям максимально возможная. Она позволяет установить окно рефлектора под любым нужным углом.

Место сочленения головы и основания выглядит не столь солидным, как у Fujifilm EF-X500. К тому же при откидывании рефлектора обнажается соединительный кабель. Это, пожалуй, единственная видимая слабость конструкции.

Отсек для батарей рассчитан на 4 элемента питания типоразмера AA. Их извлечение и загрузка производятся быстро и без особого труда.

Полезным дополнением является подставка, которая дает возможность установить вспышку отдельно, в стороне от фотокамеры.

Также в комплекте поставляются плафон дополнительного рассеивателя, позволяющий смягчить световой импульс, и полужесткий кофр для переноски вспышки и принадлежностей.

Радиосинхронизатор Fujifilm EF-W1

Радиосинхронизатор (радиотриггер, «командир», устройство дистанционного поджига вспышек) — непременный атрибут профессионала, опытного фотолюбителя и энтузиаста фотографии. Он позволяет работать с одним или несколькими импульсными источниками света, расположенными не на камере, а в отдалении от нее, и установка света становится по-настоящему творческим делом. Fujifilm EF-W1 — первое подобное устройство в арсенале производителя — было анонсировано одновременно со вспышкой Fujifilm EF-60 28 июля 2020 г., поскольку они созданы для совместной работы.

Радиосинхронизатор Fujifilm EF-W1 на камере Fujifilm X-T4

Как обычно, мы начинаем знакомство с устройством с изучения спецификаций, представленных на сайте производителя.

Технические характеристики

Тип беспроводной синхронизатор (радиотриггер)
Модель Fujifilm EF-W1
Дата анонса 28 июля 2020 г.
Совместимость с камерами Fujifilm GFX100, GFX100S, GFX50S II, GFX 50S, GFX 50R, X-H2S, X-H1, X-Pro3, X-Pro2, X-T4, X-T3, X-T2, X-T1, X-T30 II, X-T30, X-T20, X-T200, X-E4, X-E3, X100V, X100F
Система команд NAS1
Радиочастотный диапазон 2,409—2,476 ГГц
Мощность излучения 8 дБм (0,00631 Вт)
Количество каналов 8
Ведомые группы A, B, C, D, A», B», C», D»
Максимальное число ведомых вспышек 30
Режимы управления TTL, ручной (M)
Экспокоррекция ±2 EV с шагом ⅓ EV
Настройка мощности импульса от 1/1 до 1/256 с шагом ⅓ EV
Управление экспозицией TTL или ручное
Экспокоррекция ±2 EV с шагом ⅓ EV
Настройка мощности импульса от 1/1 до 1/256 с шагом ⅓ EV
Охват2 24—200 мм (с автозумом)
Максимальная частота срабатывания 10 импульсов/с
«Открытый» режим управление одной вспышкой с помощью разных радиотриггеров3
Управление моделирующим светом есть
Слот для карт microSD есть, служит для обновления прошивки
Питание 2 элемента питания типоразмера AAA
Ресурс комплекта аккумуляторов4 ≈3000 срабатываний
Рабочий диапазон температур от −10 до +40 °C
Размеры 61×62×68 мм
Вес без батарей 73 г

1 Nissin Air System.
2 Для камер с сенсорами типоразмера APS-C.
3 Совместимые устройства Nissin MG10, MG8, MG80 Pro.
4 При использовании полностью заряженных никель-металлгидридных (NiMH) элементов.

Более всего в таблице спецификаций привлекает очень большое количество одновременно подключенных осветителей (до 30), широкий диапазон охвата (от 24 до 200 мм), возможность ручной настройки мощности импульса в диапазоне 9 ступеней экспозиции (от 1 до 1/256 EV).

Конструкция

Радиотриггер достаточно компактный, устанавливается на камеру с наклоном к фотографу. Это представляет удобство при работе с его органами управления.

Радиосинхронизатор Fujifilm EF-W1

Несмотря на обилие деталей, управление устройством реализовано достаточно просто. Почти все параметры можно установить без обращения к руководству и справочным материалам.

1 — выбор группы вспышек; 2 — вкл./выкл. группу вспышек; 3 — вкл./выкл. моделирующий свет; 4 — разъем кабеля управления спуском затвора (миниджек 2,5 мм); 5 — переключение между TTL и ручным режимом (M); 6 — LCD-дисплей; 7 — диск и кнопки управления (выбор канала связи, высокоскоростная синхронизация, ручной выбор ФР, вкл./выкл. звукового сигнала, блокировка); 8 — пилотная кнопка (тестовый импульс); 9 — выключатель питания; 10 — крепление для ремешка; 11 — фиксатор крепления в «горячем башмаке»; 12 — слот для карт microSD; 13 — крышка батарейного отсека; 14 — «горячий башмак»; 15 — контактная группа «горячего башмака».

Важнейшие опции работы — выбор режимов (TTL или ручного), а также изменение мощности импульса для каждой из групп вспышек. К числу других следует отнести ручную корректировку охвата (в эквиваленте ФР) и выбор канала связи с осветителями.

Справа под герметизирующей заглушкой расположен слот для карт памяти microSD. С помощью таких носителей можно обновить версию прошивки.

Слева находится отсек для батарей. Для питания устройства используются два элемента типоразмера AA, щелочных или никель-металлгидридных.

В Fujifilm EF-W1 реализована технология экономия энергии, предотвращающая самопроизвольный разряд батарей. Через 30 с бездействия радиосинхронизатор переключается в режим энергосбережения. При этом дисплей гаснет, а пилотный индикатор начинает «помаргивать» каждые 2 с. Если устройство бездействует в течение одной минуты, питание полностью отключается.

Практическая съемка

В ходе испытаний мы работали с камерой Fujifilm X-T4 и объективом Fujinon XF 16–55mm F2.8 R LM WR. Для питания вспышек использовались перезаряжаемые никель-металлгидридные элементы Panasonic Eneloop Pro емкостью 2500 мА·ч (их мы предпочитаем другим при работе со всякими импульсными осветителями), а для радиосинхронизатора — щелочные элементы Duracell Ultra.

Отснятый материал сохранялся на карту памяти SanDisk Extreme Pro UHS-II емкостью 128 ГБ (запись со скоростью до 95 МБ/с, чтение — 300 МБ/с) в формате RAW, затем снимки подвергались «проявке» в Adobe Camera RAW последней доступной версии и конвертации в JPEG с минимальной компрессией.

На сколько импульсов полной мощности можно рассчитывать при работе со вспышками? Для получения ответа на этот вопрос мы применили оригинальную методику тестирования. Вспышка активируется в ручном режиме с максимальной мощностью импульса (1/1). В настройках камеры выбирается ручная фокусировка, а в соответствующей закладке — интервальная съемка. Интервал между спусками затвора устанавливается равным 30 с, общее количество снимков в серии — бесконечность (∞). После нажатия на камере кнопки «ОК» начинается съемка. Когда вспышка перестает срабатывать в заданном межкадровом интервале (30 с), по карте памяти определяется количество фотографий, сделанных с импульсной подсветкой.

Элементы питания Количество сгенерированных импульсов
Fujifilm EF-X500 Fujifilm EF-60
NiMH Panasonic Eneloop Pro 426 431
Щелочные Duracell 212 209

Как видим, никель-металлгидридные аккумуляторы Panasonic Eneloop Pro вдвое увеличивают ресурс обоих устройств по сравнению с щелочными элементами, даже такими продвинутыми, как Duracell. А вот разница между двумя моделями вспышек с одинаковыми комплектами элементов питания, наоборот, практически не ощутима.

Теперь оценим максимальный охват импульсом угла зрения объектива. Ниже приводим две пары снимков для каждой из вспышек, сделанных при ФР 16 мм с удалением от плоскости стены около 2 м.

Заметно, что Fujifilm EF-60 охватывает лишь около половины кадра, и оставшаяся площадь не освещается. Естественно, заметен параллакс (смещение светового пятна вверх от центра) из-за разницы по вертикали между осью вспышки и оптической осью объектива. Еще один заметный недостаток — светлая полоса с темным окаймлением внизу, прочерчивающая снимок по горизонтали. Это, похоже, след самой ксеноновой лампы. Несмотря на заметные артефакты, очевидно, что применение рассеивателя на Fujifilm EF-60 компенсирует виньетирование ощутимо лучше, чем на Fujifilm EF-X500, а это намного важнее на практике.

Приведем несколько простых сравнений качества обоих осветителей. Вот как выглядит полностью автоматическая работа в TTL при съемке интерьера на фоне ярко освещенного окна. ФР 24 мм; F3,5; 1/60 c; ISO 500.

Кроме легких вариаций АББ, никаких значимых различий выявить не удается.

Продемонстрируем снимок, который можно получить только с использованием вспышки Fujifilm EF-60, установленной не на камере, а на стойке слева от фотографа, которая запускается при помощи радиосинхронизатора Fujifilm EF-W1. Режим TTL, экспокоррекция −2 EV.

ФР 28 мм; F4; 1/60 c; ISO 500

Теперь предпримем фотографирование при разных положениях голов вспышек в режиме TTL (полный автомат). Учитывая тенденцию любого импульсного осветителя несколько пересвечивать лица, мы ввели поправку −1 EV во всех случаях (это поправка не мощности вспышки, а общей экспозиции). Приведенные кадры — JPEG без обработки (АББ внутрикамерный).

Никаких существенных отличий между моделями нам выявить не удалось, да, собственно говоря, это и не было нашей основной задачей.

Куда важнее подчеркнуть, для каких целей может понадобиться вспышка в ясный божий день, когда света вполне достаточно. Ниже приведена сцена, при виде которой у среднестатистического фотолюбителя вряд ли появится мысль о дополнительном импульсном осветителе.

ФР 55 мм; F4; 1/90 c; ISO 160

В самом деле: нет того запредельного контраста, который бывает на открытом солнце, цвета выигрышные. Но свет падает сверху, и на лице образуются тени, создающие неприятные черные пятна вокруг глаз. Воспользуемся вспышкой (в режиме TTL) и направим ее прямо в лицо.

ФР 55 мм; F4; 1/120 c; ISO 200; Fujifilm EF-X500 «в лоб»

На наш взгляд, ситуация во многом исправилась. И хотя для достижения идеального результата нужно поработать еще, даже достигнутое в быстром тесте свидетельствует в пользу дополнительного импульсного света.

Теперь два слова о традиционных слабостях вспышки. На фото ниже ее использование позволяет «пригасить» фон, сделать его более темным, чем он был бы в обычных условиях.

ФР 21 мм; F4; 1/140 c; ISO 320; Fujifilm EF-X500 «в лоб»

А упомянутая слабость проявляется в том, что ноги, расположенные ближе к источнику света, оказываются выбеленными (передержанными). Это исправляется лишь специальным затенением нижней половины окна рефлектора (например, при помощи куска бумаги). Но это уже тонкости.

Другая неоднозначная ситуация — фотографирование в контровом свете. Автоматика в традиционной ситуации стремится визуализировать детали в ярких светах, понижая экспозицию. При этом детали в слабо освещенных зонах проваливаются в тень. Это особенно неприятно, когда такое происходит с человеческими лицами.

ФР 21 мм; F4; 1/140 c; ISO 320; Fujifilm EF-X500 «в лоб»

Подсвечивание импульсом позволяет визуализировать сюжетно значимую часть портрета.

Еще один случай — съемка из тени на свет, когда яркость фона весьма высока.

ФР 30 мм; F4; 1/90 c; ISO 320; Fujifilm EF-60 от потолка

В таких условиях вспышка тоже остается незаменимой. Правда, мы смягчили ее эффект, задействовав не прямой, а отраженный свет (от потолка веранды).

Вообще же изменение положения головы импульсного осветителя дает возможность использовать свет вспышки по-настоящему творчески. Ниже приводим три снимка с разными вариациями положения Fujifilm EF-60 (АББ внутрикамерный, без дополнительной коррекции).

1 — вспышка на камере, ее голова обращена в потолок и назад (ФР 44 мм; F4; 1/60 c; ISO 1600); 2 — на камере радиосинхронизатор, вспышка в левой руке, рефлектор направлен слева направо (ФР 44 мм; F4; 1/60 c; ISO 2000); 3 — вспышка на камере, ее голова обращена в потолок и вперед (ФР 33 мм; F4; 1/60 c; ISO 1600).

Фотографии, полученные при работе со вспышками Fujifilm EF-X500 и Fujifilm EF-60, можно полистать в авторском альбоме на ixbt.photo.

Итоги

Протестированные нами фотовспышки созданы в разное время (интервал 4 года), но они не заменяют, а дополняют одна другую. В обеих реализованы режимы TTL для точной автоэкспонометрии и расчета мощности импульса, и обе могут работать с беспроводным управлением. Правда, для первой оно реализовано только по оптическому каналу, а для второй — еще и по радио. В качестве ведущей может выступать более ранняя модель, но зато более современная управляется радиосинхронизатором. Обе вспышки работают в автоматическом режиме практически безукоризненно и позволяют получать снимки высокого качества. С обоими осветителями можно организовать сложную импульсную систему, включающую и несистемные модели с поджигом по световому импульсу. Fujifilm EF-X500 и Fujifilm EF-60 занимают свои ниши в арсенале производителя и должны быть по достоинству оценены приверженцами камер Fujifilm X и Fujifilm GFX.

Полный текст статьи читайте на iXBT