Электромобили придут в нашу жизнь так быстро, что для многих это станет неожиданным
Для многих из нас электромобили — это что-то из разряда далёкого будущего. Мы живём своей жизнью, ездим на работу на своих привычных за многие годы автомобилях и, покупая сегодня новую машину с классическим бензиновым или дизельным двигателем сегодня, даже не задумываемся, что наша покупка — это в настоящий момент уже просто привычка и дань устоявшимся традициям, и у нас нет никакого опасения, что совсем скоро этот автомобиль станет раритетом и будет восприниматься как old school — вещица из прошлого.
А зря! Ведь мы бессомненно находимся на пороге глобальной революционной смены технологий. Можно убеждать себя в том, что уж у нас, в России, эра электромобилей наступит ещё очень нескоро. Но даже огромный парк традиционных автомобилей, большие пространства и суровый, по нашему собственному мнению, климат не смогут сдержать триумфального шествия новых технологий и катастрофически быстрого отказа от использования классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Да, на текущий момент мы со своими проданными на российском рынке за первые пять месяцев этого года жалкими 650 электромобилями, 50% из которых пришлись на Москву и Подмосковье, выглядим отсталыми ретроградами на фоне Германии, где только в первом квартале было продано 65 000 электромобилей, а всего на европейском рынке в этот период их появилось более 150 000 тысяч.
Темпы электрификации личного транспорта набирают обороты: в ближайшее время Tesla запустит свою европейскую гигафабрику, а все основные автопроизводители в погоне за ней и её выдающимся финансовым ростом бросились заявлять о планах по электрификации своих модельных линеек и инвестициях в создание и производство электромобилей. Jaguar планирует с 2025 года продавать только электромобили , Volvo — с 2030 года, General Motors говорит, что к 2035 году будет производить только электрический транспорт, у компании Ford планы продавать в Европе только электромобили заявлены на 2030 год. В Audi объявили, что в ближайшие пять лет будут заниматься только совершенствованием своих уже существующих двигателей внутреннего сгорания и стремиться адаптировать их к вводимым в Европе новым нормам вредных выбросов. Глава Audi Маркус Дюсман заявил, что для компании такие расходы очень обременительны и требуют значительных ресурсов, особенно в свете перехода на производство электромобилей и заявления концерна Volkswagen о планах к 2030 году 70% продаж осуществлять за счёт поставок электромобилей.
Очевидно, что ужесточение регуляторных норм на европейском рынке заставит всех автопроизводителей ещё быстрее отказываться от традиционных двигателей в пользу электромобилей. Плюс к этому — набирающий обороты китайский рынок, где власти страны всячески поощряют производителей переходить на выпуск электрокаров, а потребителей — на их использование, что служит показательным примером того, как будет развиваться электромобилестроение в ближайшее время.
Сегодня мы наблюдаем крупнейшую революцию в автомобилестроении со времён Генри Форда. И она принесёт глобальные перемены в отрасли и в нашем восприятии намного быстрее, чем мы можем ожидать или нам кажется. Некоторые обозреватели утверждают, что переломный момент уже пройден. Есть оценка, что нынешний рынок электромобилей находится в той же стадии, что и рынок Интернета в конце 1990-х. Инновации начинались медленно и были интересны в основном ботаникам — спустя десять лет после появления Интернета в 1969 году в сети было всего несколько сотен компьютеров. К 1995 году в сети было уже 16 млн компьютеров, а в 2001 году их количество взлетело к небесам и составило 513 млн, на текущий момент их более 3 млрд.
Многим кажется, что серьёзными препятствиями для развития электромобилей являются стоимость машин, которая определяется в основном стоимостью аккумуляторных батарей, и небольшой пробег, который они обеспечивают. Но тут надо отметить, что ситуация резко меняется: с момента выпуска первого электрокара Tesla стоимость аккумуляторных батарей снизилась более чем на 50%, а их ёмкость значительно выросла. Если десять лет назад один кВт/ч в батарее стоил 1 000$, то сегодня он обходится в 100$. Уже сейчас считается, что стоимость обслуживания электромобиля и расходы на электроэнергию обходятся дешевле стоимости эксплуатации автомобиля с традиционным двигателем внутреннего сгорания и расходов на топливо. При этом плотность энергии аккумуляторных батарей продолжает расти, а их стоимость — снижаться. Так, китайский производитель аккумуляторных батарей, компания CATL, представила батарею, способную обеспечить общий пробег автомобиля в 1 млн км. И именно с CATL Tesla заключила контракт на поставку топливных элементов до 2025 года.
Рынок электромобилей уже перешёл к геометрическому росту. В 2020 году продажи электромобилей в мире составили 3.2 млн единиц, увеличившись на 43%. Да, это всего 5% от общего объёма продаж, но темпы роста и заявленные планы по выпуску новых электромобилей впечатляют. Ожидается, что в 2025 году 20% продаж будет приходиться на электрокары, а к 2030 году — уже 40%.
Совсем не за горами то время, когда вокруг нас в основном будут ездить одни электромобили, и для того, чтобы понять, что это произойдёт достаточно быстро, нужно посмотреть, как основной игрок рынка, компания Tesla, меняет на нём все правила игры. Начиная с механизмов продаж, когда покупателю достаточно зайти на сайт, сделать заказ, оплатить его в онлайне и увидеть новую машинку у порога своего дома, не пообщавшись ни с одним человеком, а потом просто получить доступ к автомобилю через свой смартфон.
Очевидно, что планы по выпуску доступной Tesla Model 2, которые компания намерена реализовать в 2023 году, предложив автомобиль стоимостью 25 000€ на европейском рынке и ещё более дешёвый вариант — на китайском рынке, только подтолкнут смену эпох. Скептики скажут, что не хватает инфраструктуры для зарядки электромобилей, что она пока доступна только в модных местах столицы и говорить о её доступности рано, но она появится на европейских, американских, китайских, а потом и на наших дорогах даже быстрее, чем в своё время, сто лет назад, появилась огромная сеть заправочных станций, когда человечество пересело на автомобили с бензиновым двигателем.
Совсем недавно Илон Маск на встрече с инвесторами сказал, что Model 3 можно назвать самым продаваемым седаном премиум-класса в мире. А что будет, когда появится Model 2, а к ней присоединятся многочисленные китайские, европейские и американские подражатели? Старый автомобильный мир рухнет в одночасье.
Полный текст статьи читайте на mobile-review