"Джентельменский набор": что нельзя забыть при запуске интернет-магазина?
Веб-разработчики делятся опытом с заказчиками и друг другом Дата публикации: 16.11.2016 Недавно мы говорили о том, какими функциями, характеристиками и модулями можно пожертвовать в условиях жестких дедлайнов и ограниченных бюджетов. Сегодня мы решили рассмотреть ситуацию с другой стороны и спросить экспертов об обязательных элементах, которые обязательно должны присутствовать еще на первой версии интернет-магазина. Мнение: Сергей Ткач, UI-дизайнер Intaro Раз мы говорим про интернет-магазины, то в первую очередь это: контактная информация (телефон, электронная почта, адреса и т.п.); корзина на видном месте (как правило, правый верхний угол); карточки товара с заметными CTA-кнопками «купить» или «добавить в корзину» (в зависимости от продаваемых товаров и услуг — глупо будет класть в корзину «станок деревообрабатывающий») и конечно же актуальной ценой; информация о способах оплаты, о способах и стоимости доставки, возможности возврата/обмена товара; возможность оформить заказ без регистрации, быстрая регистрация/авторизация через социальные сети; качественные фотографии товаров; каталог товаров с продуманной структурой, гибкими фильтрами; поиск по каталогу товаров (если, конечно, товарная номенклатура не ограничивается 1 страницей в выдаче); различного рода блоки с информацией для формирования доверия пользователя к интернет-магазину: отзывы покупателей, представительства в соцсетях, рейтинг и отзывы в Яндекс.маркете и т.п. Если говорить о разнице в функционале ИМ различных тематик, можно привести некоторые общие примеры: если продаваемые товары или услуги технически сложные (например, цифровая техника или тарифные планы хостинг-провайдера) — считается правилом хорошего тона реализация функционала сравнения товаров (услуг); в случае с товарами, которые покупаются в большом количестве (расходные материалы для техники или, например, продукты питания) хорошо давать пользователю возможность выбора количества товара, которое он положит в корзину (как в карточке товара, так и на странице товара). А в случаях с дорогими или эксклюзивными товарами (например, ювелирными изделиями или одеждой) такой выбор избыточен, более того, как правило и кнопки «купить» присутствуют только на страничке товара; для интернет-магазинов строительной тематики частым и полезными инструментом бывает калькулятор для расчета количества необходимого товара (например, пользователь указывает параметры помещения, а калькулятор выводит ему необходимое количество плитки, как в квадратных метрах, так и в упаковках, которые тут же можно положить в корзину); для интернет-магазинов цифровых товаров (музыка, электронные книги, игры и т.д.) характерно наличие предварительного просмотра товара: превью некоторых страниц, отрывок из музыкального трека, демо-версия игры и т.п. Это лишь некоторые примеры в отличиях интернет-магазинов различных тематик. При проектировании интерфейсов нужно учитывать не только тематику магазина, но куда важнее учитывать целевую аудиторию, ее способы и привычки взаимодействия с ИМ, источники этой целевой аудитории. Мнение: Павел Костин, директор по электронной коммерции агентства Aero Естественно, интернет-магазин, в первую очередь, должен выполнять свою основную функцию — продажу товара через интерфейс сайта. Вокруг этого, соответственно, строится главный функционал, который необходимо закладывать в первую версию сайта. То есть все то, что позволит: 1. Сделать покупку в магазине, 2. Сделать эту покупку удобной. По функционалу, необходимому для заказа думаю, все понятно — большинство покупателей более-менее начали разбираться в том, как оформить заказ в интернет-магазине. В этом плане чаще всего у интернет-магазинов проблемы с UX и дизайном. Совет: делайте оформление заказа максимально простым, давайте возможность логиниться через соц. сети, не запрашивайте лишних личных данных, не прячьте общую стоимость заказа и условия доставки. Делайте шаги оформления заказа логичными и информируйте пользователя, если он сделал что-то не так. Что касается удобства использования сайта и покупки — это, с одной стороны, вопрос каждого конкретного магазина, с другой, есть стандартный набор функций, который нужен всем. Я бы выделил следующий набор функций, который максимально позволяет улучшить бизнес-показатели сайта: адаптивность сайта для мобильных устройств (по нашим e-commerce клиентам доля мобильного трафика, в среднем, 30% и выше); удобные фильтры и помощь в выборе товара; товарные рекомендации — возможность cross-sell’ить и up-sell’ить в заказах; акционные механики и промо-коды; удобная система управления заказами — об этом многие забывают, но удобство работы операционной команды интернет-магазина имеет очень большое влияние на конечную исполняемость заказов; поиск по сайту — также часто игнорируемый функционал сайта, хотя по некоторым группам товаров поиск используется также часто, как и каталог. Важно помнить, что многие потребности интернет-магазина можно «закрыть» внешними сервисами (онлайн-чат, товарные рекомендации, отзывы, email-рассылки и т.д.) и часто при запуске проще и дешевле взять уже готовое SaaS-решение, нежели делать его самим. Мы в разработке всегда реализуем проекты как набор функциональных блоков, которые приоритизируются перед началом этапа разработки. Это позволяет максимально быстро передать клиенту готовое MVP решение, на которое уже далее добавляется важный, но менее критичный функционал. Мнение: Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro Можно обозначить несколько необходимых элементов, без которых сейчас невозможно представить современный интернет-магазин. C самого начала нужно закладывать адаптивность, и ещё на этапе проектирования следует продумать, как сайт будет отображаться на экранах с разным разрешением (планшетах, смартфонах). Следующий значимый момент — это система онлайн-оплаты и широкий выбор вариантов доставки (курьерская доставка/самовывоз). Также важна удобная навигация, «умный поиск» с подсказками, фильтрация по характеристикам, выгрузка каталога на площадки сервисов сравнения характеристик и цен, например, Яндекс.Маркет. Для сайтов большинства тематик важен не только функционал, но и ассортимент (объём номенклатуры). Так, чем больше товаров в каталоге, тем выше шанс успешно конкурировать с гигантами рынка. Например, запуская интернет-магазин сложного оборудования, следует разместить всю информацию, которой обладаете вы и которую предоставляет производитель: характеристики и спецификацию каждого товара, подробную техническую документацию, фото- и видеообзоры, информацию о гарантии и доставке и пр. Важно помнить, что чем сложнее и дороже товар, тем больше пользователю нужно информации и времени для принятия решения. Мнение: Юлия Виноградова, технический директор интернет-компании R52.RU В современных условиях сверхскоростной жизни в любом интернет-магазине обязательно наличие мобильной версии или адаптивной верстки — зачастую покупки совершаются людьми, стоящими в пробке, встречающими ребенка из школы и т.д. Постоянные покупки в интернете из категории некого серьёзного дела все больше переходят в разряд вещей, которые делаются людьми в фоне, на бегу. По этой же причине все больше сайтов делается с упрощенной или скрытой регистрацией, с покупкой в один клик — надо быстрее, надо удобнее, надо проще! Следующим важным моментом является наличие на сайте удобного, продуманного рубрикатора для тех пользователей, которые только выбирают нужный им товар. Идеальный рубрикатор должен в несколько кликов привести покупателя на нужную ему страницу, иначе человек уйдет, так ничего и не купив. Рубрикатор должен стать головной болью заказчика уже на нулевом этапе создания магазина — именно он или его маркетологи лучше всех знают, чем он торгует, как этот товар будут искать. Для тех покупателей, кто уже точно знает, какой товар он хочет приобрести, нужен поиск по артикулу или коду, чтобы человек мог легко найти и заказать товар. Конечно, у разных магазинов своя специфика. Магазин по продаже крупного торгового оборудования едва ли нуждается в покупке в один клик, но ему крайне необходима функция обратного звонка для консультации покупателя. Для мелкооптовых продавцов, для сайта с канцтоварами или продуктовых магазинов может решающей для покупателя стать возможность повторить заказ — кому же хочется опять класть в корзину бесконечные ручки и блокноты или снова указывать стандартный продуктовый набор на неделю, если можно сделать это, нажав всего одну кнопку. В общем, к созданию любого интернет-магазина нужно подходить творчески, анализировать целевую аудиторию, текущую ситуацию на рынке, и тогда успех гарантирован. Мнение: Мурад Эфендиев, менеджер проектов веб-студии itsoft Обязательный функционал для интернет-магазинов можно условно разделить на две части: очевидный и не очевидный. К первому относится: живой поиск, умный фильтр, личные кабинеты, формы оформления заказа, выбора способов оплаты и доставки. К неочевидным можно отнести возможность 3D-просмотра товара, возможность покупки в 1 клик, наличие онлайн-консультанта, различные маркетинговые инструменты вроде возможности просмотра брошенных корзин, email-рассылок и многое другое. Понятно, что необходимость использования функционала зависит от тематики интернет-магазина, и, например, кнопка «Купить в 1 клик» не потребуется для оптовых продаж. Мнение: Дорин Роман, директор Санкт-Петербургского офиса компании «Факт» Главный фокус внимания сегодня делается на юзабилити ресурса. Из-за обилия выбора интернет-магазинов, посетитель стал привередлив и делает выбор, исходя из удобства использования. По сему, юзабилити — фактор, влияющий на конверсию магазина не меньше, чем ассортимент. К необходимому функционалу интернет-магазина отнесем: Адаптивность. Статистика — вещь беспристрастная. И она сообщает, что процент мобильных пользователей растет невероятными темпами. Поэтому я расцениваю адаптивность как необходимое условие для интернет-магазина. Понятная фильтрация и сортировка товаров в каталоге. Тут излишни дополнительные комментарии. Без удобного фильтра интернет-магазин, как минимум, сильно рискует. Странно, но до сих пор встречаются магазины, где товар невозможно отсортировать или отфильтровать. Качественный контент. Если отойти от функциональной составляющей, то контент может явиться определяющим фактором в выборе пользователя. Создание интернет-магазина без привлекательного контента — риск. Скорость работы. Как скорость работы продавцов в супер-маркете, так скорость работы интернет-магазина важна для посетителя. В зависимости от специфики магазина, требования к «джентельменскому набору» разнятся. Для примера, в интернет-магазине одежды важны торговые предложения, бандлы, look-буки, «быстрая покупка», регистрация через соц.сети. Главный упор делается на визуальный контент. А в магазине высокотехнологичных товаров важны: продуманная структура каталога, умный поиск, функционал сравнения и cross-sale. Упор тут делается на характеристики и текстовый контент. А вот «быстрая покупка» может скорее отпугнуть, чем привлечь. Мнение: Дмитрий Логинов, директор дизайн-студии и интернет-агентства «Четвёртый Рим При первом запуске интернет-магазина важно ответить на основные вопросы покупателя: «Хочу посмотреть товар и узнать его цену!», «Как сделать заказ?», «Какие у вас условия доставки или как вообще забрать товар?», а все что не относится к этим вопросам — смело откладывайте на второй этап. На самом деле, по сравнению со стоимостью привлечения трафика стоимость разработки даже самого навороченного магазина стремится к нулю, и самые большие затраты у вас впереди. :-) Трафик из поисковых систем (SEO-трафик) является наиболее рентабельным источником заказов для интернет-магазинов, и поэтому основное, чему нужно уделить внимание при его разработке — это продуманная структура каталога, в котором должно быть большое количество релевантных посадочных страниц с выборками товаров под все виды поисковых запросов в данной тематике. Только так вы сможете выжать максимальную конверсию и окупить рекламные вложения как от SEO, так и из других рекламных каналов. Продумайте, где у вас в структуре сайта будут страницы с небольшими выборками товаров, отвечающие на подобные запросы: Название товара (а также транслитерация его наименования, артикул, название модели) Название товара + Параметр товара Название товара + Название бренда Название бренда Название бренда + Товарная категория Название бренда + Товарная категория + Параметр товара Товарная категория + Параметр товара Товарная категория и т.д. и т.п. Все эти страницы должны иметь Человеко-Понятные URL (ЧПУ), одно место в карте сайта и не иметь дубликатов в других видах комбинаций товаров. Одно это позволит вашему магазину сразу после запуска в короткие сроки получать переходы по большому количеству низкочастотных запросов без существенных дополнительных вложений. Мнение: Александр Слюсарев, коммерческий директор компании ЕВРОСАЙТЫ Каждый интернет-магазин отличается в зависимости от сферы деятельности, мы проектируем проект опираясь на конкретные требования пользователей в данной сфере. В каждом магазине должна быть возможность быстро купить товар или положить его в корзину, при быстрой покупке надо уточнять у пользователя минимум информации, но мы считаем ошибочным спрашивать у пользователя только один телефон (так делают много компаний). Например, на сайте по продаже цветов первостепенно должна быть возможность сразу заказать букет, а второстепенно будет возможность положить его в корзину, потому что 90% пользователей покупают только один букет. И на этом же сайте при быстром заказе надо давать пользователю возможность сразу указать кому и когда этот товар доставить, так как в любом случае эта информация необходимо, а узнавать её по телефону неудобно. А, например, в интернет-магазине по продаже канцелярии кнопкой «купить в один клик» будут пользоваться единицы. При большом ассортименте пользователям сложно сделать выбор, поэтому на сайте должны быть вспомогательные сервисы, такие как: консультация онлайн, обзоры (статьи и видео), помощник онлайн (например, как это сделано на цветы-дона.рф — на главной странице есть электронный флорист, который задаст несколько вопросов и подберет для вас нужный букет). Современные интернет-магазины должны всесторонне презентовать свой товар, карточка товара должна содержать: описание, галерею, отзывы, рекомендации, инструкции и т. п. В настоящее время это просто необходимо, прошло то время, когда было достаточно название товара и его изображение (в лучшем случае). Мнение: Алексей Шишкин, генеральный директор Redsoft С опытом ко мне приходит понимание, что реально нет большой разницы с чем начинать проект — с коробкой или полностью кастомным продуктом. И на самом деле важно, как проект развивается во времени. И стратегические решения (какая у вас стратегия развития, какая команда, какой уровень сервиса вы хотите предоставить) намного важнее того, есть ли у вас на старте кнопка быстрого заказа или нет. По большому счету, для организации продажи вам нужна только грамотная структура каталога, хорошая карточка товара (с нормальным описанием, фотками, характеристиками), и возможность купить товар любым способом, который не заставит пользователя застрелиться (думаю, многие помнят магазины, где оформление заказа больше походило на квест). Все остальное — это наращивание 80% функционала, которыми будут пользоваться 20% пользователей. И на старте лучше сосредоточиться на маркетинге, средствах анализа, а не на функционале самого сайта — это принесет намного больше пользы проекту. Как обычно, в конце — кратко подытожим. Говоря об обязательных элементах, свойственных большинству интернет-магазинов, стоит особо выделить такие как: живой поиск, личный кабинет, форму оформления заказа, возможность выбора способов оплаты и доставки, контактную информацию, корзину на видном месте, каталог товаров с продуманной структурой и др. Особо стоит обратить внимание на удобный рубрикатор. Цель которого — в пару кликов привести пользователя к нужной покупке. Сюда же стоит добавить такие функции как: фильтрация и сортировка товаров. Еще раз стоит подчеркнуть такую характеристику как адаптивность (или мобильную версию). Все чаще покупки совершаются с мобильных устройств и игнорировать эту тенденцию значит — упускать потенциальные продажи и пропускать вперед конкурентов. Говоря об обязательном функционале, нельзя упускать такой критерий как специфика отрасли. Например, для сайта, предназначенного для торговли крупным промышленным оборудованием необходимо заложить функцию обратного звонка или другие вариации оперативной консультации покупателя. В тоже время мелкооптовым продавцам товаров, в которых регулярно нуждаются клиенты, не стоит игнорировать функцию повтора предыдущего заказа. Особое внимание в самом начале необходимо уделять таким характеристикам как юзабилити и скорость работы. Контент должен быть качественным еще в самом начале. Это касается не только общей информации, публикуемой на сайте, но и конкретно фотографий и описаний товаров. Именно карточки товаров являются самой важной контентной частью интернет-магазинов. Помимо качественных фотографий, они должны содержать понятную и подробную информацию о продукте, а также при необходимости — инструкции по использованию и отзывы других клиентов. Один из самых важных моментов, на которые нужно опираться при заказе и разработке интернет-магазина — учет психологии поведения пользователей. Только регулярно ставя себя на место будущих покупателей, можно добиться хорошего результата. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: http://www.shopolog.ru/metodichka/development/dzhentl-menskiy-nabor-chto-nel-zya-zabyt-pri-zapuske-internet-magazina/ Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: Советы предпринимателям от Василия Пирогова Острые высказывания Василия Пирогова, собранные с его личной страницы в Facebook, о бизнесе, успехе и его составляющих. 91 совет по интернет-магазинам Это по-своему уникальный материал — над ним работали сразу четыре команды. Сначала Cueblocks подготовили 91 совет по электронной коммерции на английском языке. Потом коллеги из SeoNews сделали адаптированную на русский язык инфографику этих советов. Далее, в E-pepper.ru перевели весь их материал на русский язык. А мы почти для каждого совета подобрали несколько примеров применения в интернет-магазинах СНГ. [Азбука клиента] Как работать с фрилансерами Фрилансер сэкономит вам деньги и нервы, если уметь с ним работать. 12 бизнес-уроков от основателя Amazon Джеффа Бэзоса Предлагаем вашему вниманию 12 бизнес-уроков, которые могут дать представление о деловой стратегии и тактике президента крупнейшего интернет-ритейлера Amazon.com.Полный текст статьи читайте на CMS Magazine