Дмитрий Курашев, UserGate: Рынок безопасности корпоративных сетей переходит на российское ПО
Новый закон об импортозамещении ПО для российских организаций оказывает большое влияние на информационную безопасность (ИБ) компаний. Международные вендоры покинули страну, и теперь бизнес вынужден быстро приспосабливаться к обстоятельствам. Что можно сделать в этой ситуации и почему экосистемный подход в информационной безопасности для корпоративных сетей становится лучшим решением на рынке, раскрывает Дмитрий Курашев, директор компании UserGate.
CNews: Дмитрий Сергеевич, давайте подведем итоги года для компании — что стало самым важным в бизнесе? Какие произошли изменения или достижения?
Дмитрий Курашев: Итоги года положительные с точки зрения финансов и коммерческих результатов, так как UserGate одна из самых востребованных компаний в области ИБ. Год был трудный, но успешный и плодотворный. Возникла большая нагрузка по всем направлениям — в разработке и в технической поддержке. Кадры, логисты, продажи, — абсолютно все сегменты были плотно заняты. Чтобы обеспечить рост, необходима серьезная внутренняя трансформация. Это трудная амбициозная задача.
CNews: Расскажите подробнее об экосистемном подходе к информационной безопасности — насколько он соответствует требованиям рынка или запросам клиентов?
Дмитрий Курашев: Экосистемный подход крайне важен и актуален сейчас. Мы развиваемся, с одной стороны вглубь, улучшая потребительские свойства нашего флагманского решения UserGate NGFW. С другой стороны, для нас очень важно предоставить заказчикам комплексное решение, а не один продукт. Потребности компаний на рынке связаны с опытом использования зарубежных решений, которых больше нет в России. У клиентов появляются новые запросы, мы их анализируем и преобразуем в дорожную карту, чтобы планировать развитие своих продуктов. Основная задача — полное обеспечение безопасности клиентов, для этого как раз и нужна экосистема. Сейчас на рынок выходят наш SIEM, решения класса Network Access Control (NAC) и Web Application Firewall (WAF). Мы предлагаем целый набор продуктов в области ИБ, который формирует экосистему. Она достаточно продвинутая, но будет развиваться и дальше.
CNews: Какие у вас новости по направлениям работы — в технологиях, экспертизе безопасности, в образовательных проектах и масштабировании бизнеса?
Дмитрий Курашев: Мы работаем по нескольким направлениям, но основной упор идет именно на развитие технологий. Главный наш флагман — UserGate NGFW. Это межсетевой экран следующего поколения для защиты сетей. Также мы активно ищем талантливых специалистов и развиваем филиалы. В прошлом году открыли офисы в Санкт-Петербурге, сейчас появляются подразделения в Томске и Минске. Мы строим полноценную экосистему и стараемся реализовывать ее на уровне передовых западных решений, быстрее выпускать продукты на рынок. Для этого внутри компании произошла трансформация — мы серьезно переделали схему организации, в том числе нашего отдела разработки. Внедрили передовые управленческие методики, выделили специальную лабораторию, которая будет заниматься инновациями. Она структурирована определенным образом: часть разработки реформировали в отделы тестирования и технической поддержки и внедрили туда новые средства для работы с заказчиками. Проводим мониторинг проблемных случаев и решаем все возникающие задачи.
В этом году полноценно заработала академия UserGate. Для нас крайне важно воспитание большого числа технических специалистов, поэтому мы разрабатываем новые учебные курсы. Уже вышло несколько программ, сейчас идет преподавание в 7 учебных центрах по всей территории России. Отдельно ведем работу с университетами и с ведущими вузами, которые готовят ИТ специалистов. Выпускается первый курс для студентов. Есть учебный класс, специально оборудованный под программу UserGate.
Наша цель — образование для уже состоявшихся специалистов, а также воспитание новых. На это есть большой спрос. Во многих учебных центрах наши курсы являются самыми популярными. Мы считаем себя компанией-разработчиком, но видим свою миссию несколько шире. Активно развиваем собственную экспертизу в области ИБ. Направление Management Response Center (MRC) — отдельная единица внутри компании. Там уже работает большой коллектив, который занимается аналитикой и изучением всевозможных угроз. Они создают сигнатуры, которые используются в наших решениях внутри, но главное — экспертиза и знание проблем безопасности. Это важно для развития наших решений и может быть использовано для предоставления определенных сервисов экспертизы в области ИБ для наших заказчиков.
CNews: Какое состояние у компаний на рынке безопасности корпоративных сетей? Что происходит, появились ли новые тренды?
Дмитрий Курашев: Перспективы хорошие, рынок информационной безопасности сейчас находится в состоянии очень серьезной трансформации. Меняются определенные привычки, стандарты, но важно, чтобы люди, которые являются основными участниками этого процесса, видели не проблемы, а возможности. Это большой вызов и хороший повод пересмотреть все принципы безопасности, потому что ранее поведение специалистов по ИБ было очень шаблонным. Все привыкли покупать определенные западные программы, потому что считали, что проще купить решения из квадранта Гартнера. Считалось, что это инвестиции в будущее, которые автоматически конвертируются в безопасность. Но этого не произошло. Текущая ситуация — хороший повод переосмыслить все и заняться реальной безопасностью, а не покупкой брендовых решений. Я вижу сейчас наибольшую возможность для создания реальной комплексной ИБ для наших заказчиков.
CNews: Насколько ваши решения отличаются от иностранных?
Дмитрий Курашев: Отличие от зарубежных конкурентов в том, что мы стараемся не решать проблемы, а развиваем возможности. В разных сферах часто лучшие не те, кто были первыми, а компании, которые учли весь положительный и негативный опыт. Мы смотрим на других игроков на рынке, на их технологические достижения и промахи. Выстраиваем свои решения, основанные на опыте предыдущих лет. Стараемся строить все на новейших технологиях и платформах. В этом наше преимущество вообще и перед иностранными решениями в частности.
CNews: Как влияет на бизнес в ИТ политическая обстановка в стране и мире? Есть ли у вас финансовые или технологические трудности?
Дмитрий Курашев: У нас была довольно длительная фаза, когда мы только занимались строительством нашего решения. Она продлилась примерно с 2010 г. по 2017–2018 г.г. В это время мы не имели никаких продаж и финансировали разработку из собственных средств. Было тяжело, но мы все сделали, не используя никакие внешние источники. Сейчас стало значительно легче развиваться, мы уже не нуждаемся в заимствованиях. Основной приоритет — развитие наших технологий, которые мы финансируем самостоятельно.
Единственные сложности затрагивают наши аппаратные разработки. Они связаны с прекращением доступа к некоторым производственным мощностям, в том числе на Тайване. Мы пока думаем о том, как это может повлиять на нашу долгосрочную стратегию. Осваиваем другие направления, которые не затронуты текущими изменениями. Основной принцип в том, что технологии должны быть нашими. Мы никогда не строили бизнес на лицензировании чужих решений, и даже если что-то брали, старались это делать в минимальной степени. В результате мы обладаем технологической независимостью от геополитической ситуации.
CNews: Какие у вас самые значимые клиентские проекты?
Дмитрий Курашев: Наш клиентский ландшафт — многочислен и разнообразен, внушителен по именам, например, в нем есть топ-5 компаний из финансовой сферы и три крупнейших авиакомпании страны. Более детально не могу говорить, чтобы не нарушать приватность заказчиков. Например, если взять список из 10 крупнейших банков России, мы работаем с восемью из них, помогаем большому количеству федеральных министерств, обеспечиваем защиту большого количества регионов на уровне департаментов информационных технологий. У нас много частных клиентов: за последние несколько недель заказчиками стали две крупнейшие торговые розничные сети. Есть компании из топливно-энергетического сегмента, нефтяной и газовой промышленности. Наши решения по ИБ востребованы в очень многих сферах.
CNews: Какие вы видите перспективы, можно ли планировать развитие вперед на несколько лет, какая у вас стратегия развития?
Дмитрий Курашев: Мы проводим значительную трансформацию именно для того, чтобы стать крупнее и работать эффективнее. У нас происходит разделение на несколько направлений. В рамках каждого из них свои руководители. Они занимаются функциональной и стратегической разработкой по инженерному направлению, которое связано с развитием аппаратных средств. Внутренние отделы обеспечивают тестирование и техническую поддержку. Созданы лаборатории и тестовые стенды — технологии, которые позволяют испытывать наши решения на высоких скоростях до 400 Мбит/с. Такого нет практически ни у кого на территории страны. Вносятся серьезные изменения в стратегию продаж — реформа происходит внутри всей компании. Общая стратегия — сделать сильными все направления, в которых мы работаем, и обеспечить технологическое лидерство нашей экосистемы UserGate SUMMA. Мы планируем стать крупнейшей компанией в сфере ИБ в России.
CNews: Чего бы вы хотели пожелать своей компании, а также клиентам и партнерам в новом году?
Дмитрий Курашев: Бодрости духа, большего видения возможностей в самореализации и творчестве. Желаю нашим сотрудникам, коллегам и клиентам энергии уверенности в себе, чтобы у них все всегда получалось.
Полный текст статьи читайте на CNews