Диванная аналитика №230. Сколько Apple заработает на отказе от зарядки в комплекте
Привет.
В Apple на фоне продаж iPhone придумывают разные необычные способы, как выжать максимум из лояльной аудитории. Аналитик Мин-Чи Куо, специализирующийся на Apple и достаточно точно рассказывающий о планах компании, получил информацию, что в Apple уберут из комплекта поставки всей линейки iPhone 12, а это четыре модели, как зарядное устройство (вилку), так и проводные наушники. Это позволит уменьшить размер коробки для iPhone, что приведет к снижению стоимости логистики. Но помимо этого, продажа тех же зарядных устройств отдельно позволит получить дополнительную прибыль. Почему-то никто не взял на себя смелость посчитать, как много может заработать Apple, как это будет восприниматься покупателями. Давайте исправим вместе эти недостатки.
Сегодня в линейке Apple представлена обычная, старая зарядка на 5 Вт, быстрая зарядка на 18 Вт является начальным уровнем.
Стоимость зарядки на 18 Вт для покупателя составляет 29.99 доллара (в России 2 939 рублей). Предполагается, что вместе с iPhone 12 появится новая быстрая зарядка на 20 Вт, а вот модель на 18 Вт постепенно исчезнет из продажи.
Отсутствие зарядки в комплекте поставки — это огромный минус. Рассказы о том, что это шаг в сторону экологии, уменьшение числа зарядок, не выдерживает никакой критики. Возможно и только возможно, что число зарядных устройств сократится, кто-то будет пользоваться беспроводными зарядками, кто-то будет заряжать от других блоков, но подавляющее большинство будет покупать новые зарядки, на это сделана ставка. И причина тут проста — быстрых зарядок у пользователей iPhone очень мало, так как практически везде использовалась старая зарядка на 5 Вт, она во всех смыслах устарела. А еще посчитайте, что новые зарядки будут выпускать в индивидуальной упаковке — привет, картон, бумага и пластик. И в отличие от комплектной зарядки, тут упаковки будет заметно больше. Оценить влияние на экологию не возьмусь. А вот с точки зрения цен мы можем посчитать, как все будет происходить.
В 2019 году компания Apple поставила на рынок чуть менее 200 млн смартфонов, это поставки в каналы. Например, можно посмотреть на данные Strategy Analytics.
Из этого количества аппаратов не все iPhone относились к последнему поколению устройств. Можно по-разному оценивать их количество, но диапазон будет от 35 до 40% от всех поставленных в рынок iPhone. Давайте примем цифру в 40%, так как она лучше для Apple. Объем продаж в 2020 году остается большим вопросом, но так как линейка iPhone 12 появится в конце года, стоит оценивать влияние на 2021 год и продажи, в этом году показатели не будут заметными. При желании и их можно сосчитать, но тут большое допущение в том, когда эти iPhone реально появятся на полках, сколько будут продаваться. Безопаснее считать 2021 год.
Взяв за точку отсчета то, что Apple постепенно теряет в продажах, можно предполагать, что при оптимистичном сценарии в 2021 году компания поставит на рынок около 170 млн смартфонов. Из них как минимум 40% будет из новой линейки, это 68 млн смартфонов.
Маловероятно, что каждый покупатель iPhone отдельно приобретет зарядку. Рассчитывать, что соотношение продаж будет один к одному, точно нельзя. Предположим три сценария — 80%, 65% и 50%. Мне реалистичным кажется первый сценарий, в то время как продажа зарядки каждому второму — это достаточно пессимистичный сценарий.
Таким образом мы получим объем продаж зарядок на 20 Вт (минимальное условие, это могут быть и более дорогие модели, но в наших расчетах это не играет большой роли).
Объем продаж зарядок к новому поколению iPhone:
- 80% покупателей — 54.4 млн штук;
- 65% покупателей — 44.2 млн штук;
- 50% покупателей — 34 млн штук.
Теперь нужно понять, какова экономика для Apple в изъятии зарядки из комплекта поставки. В себестоимости комплекта это ничтожная цифра, быстрая зарядка на 18 Вт для Apple стоит 2.5 доллара (примерно такие же цифры при миллионных тиражах для быстрых зарядок на Android-рынке). При стоимости смартфона от 550 долларов до 1 000 долларов и выше себестоимость зарядного блока ничтожна, это самый недорогой компонент. И получается, что в Apple экономят на спичках? Не совсем, так как экономика тут присутствует.
Давайте считать, что зарядное устройство в рознице стоит 30 долларов, как сегодня стоит зарядка на 18 Вт. В каждой стране цены свои, но они плюс-минус сравнимы и никогда не меньше, чем таковые в США. Поэтому подсчеты будут идти в долларах, так проще считать.
Искушение взять 30 долларов и отнять от них 2.5 доллара всегда велико, но это будет неверно. В себестоимости зарядки есть еще один вид расхода — стоимость продаж, логистики. Она может достигать 1 доллара на зарядное устройство. Давайте подыграем Apple и будем считать, что зарядное устройство на 20 Вт обойдется в 3.5 доллара до момента продажи конечному потребителю. Стоимость разработки? Нулевая. Стоимость лицензионных отчислений? Отсутствует.
Получается, что от 30 долларов мы отнимаем 3.5 доллара и получаем 26.5 доллара, которые в Apple кладут себе в карман. Уверяю вас, что такой нормы прибыли не существует практически нигде, причем это де-факто гарантированные продажи — зарядки же вам нужны, как вы иначе будете заряжать свои смартфоны?
Давайте посчитаем деньги, которые получит компания, продолжим наши расчеты:
- 80% покупателей — 54.4 млн штук — 1.440 млрд долларов;
- 65% покупателей — 44.2 млн штук — 1.171 млрд долларов;
- 50% покупателей — 34 млн штук — 0.901 млрд долларов.
Даже при среднем сценарии в Apple в первый год получат дополнительный миллиард долларов. В 2022 году, если продажи Apple составят 160 млн штук, а более 70% смартфонов будут без зарядных устройств, компания при сценарии в 65% извлечет прибыль от продажи зарядок в 1.9 млрд долларов (до уплаты налогов, это также стоит учитывать).
Кому-то может показаться, что один-два миллиарда долларов — это немного для Apple в рамках общего бизнеса, но это не так. Компания вот так по копеечке выжимает из разных направлений, делает максимум, чтобы ей платили в буквальном смысле за все. И вот пример того, как это работает.
Для покупателей такой подход — это еще один довод против выбора смартфонов от Apple, они запредельно дорогие и при этом бедные в комплекте поставки. А значит, продавать такой подход будут исключительно под эгидой заботы об окружающей среде, чтобы создавалось впечатление, что люди делают что-то полезное. Ни о какой экологии тут речи не идет, это сделано для извлечения дополнительной прибыли, причем с запредельно высоким уровнем рентабельности.
Вопрос в таком подходе только один — никто так не поступает, так как, продавая флагманы, в компаниях стараются обеспечить их всем возможным, чтобы человек не испытывал сложностей с первым включением, все должно быть в комплекте. Тут это не так, и революцией это не выглядит, отдельные эксперименты в прошлом были сделаны в сверхбюджетных смартфонах для Африки, но никогда — для массового рынка Америки, Европы или Азии и для таких ценовых групп. И это сугубо негативная история как для Apple, так и для покупателей. В моменте можно получить небольшие в рамках компании деньги, дополнительный источник прибыли. Но в долгосрочной перспективе это однозначный проигрыш.
P.S. Желающие могут посчитать свои цифры, построить свои модели и выяснить, что при определенных условиях в 2022 году Apple получит 2–3.5 млрд долларов от зарядок. Тут все зависит от того, что принимать за точку отсчета.
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review