Death Stranding: рецензия
Оглавление
Жанр | Симулятор грузоперевозок |
Разработчик | Kojima Productions (Япония) |
Издатель | Sony Interactive Entertainment (Япония) |
Платформа | PlayStation Network |
Локализация | Текст + озвучка |
Дата выхода | 8 ноября 2019 года (PS4) / лето 2020 года (ПК) |
Вступление
Лестница? Есть. Якорный крюк? На месте. Пакеты с кровью? В подсумке. ПХК, вдруг понадобится подзарядиться? Взяли. Грелка от холода и винтовка от всего остального? В наличии. Запасная обувь, скоростной и вездеходный контуры, бронепластины? Ничего не забыли. А груз? Ах да, груз же ещё. Oh shit, here we go again — мысленно произносит Сэм Портер Бриджес и взваливает на себя громоздкую ношу.
реклама
Таинственное и странное, причудливое, но уже легендарное творение одного из самых известных японцев в мире наконец-то добралось до релиза. В этом обзоре Death Stranding мы разберёмся, в самом ли деле игра такая особенная.
![600x338 38 KB. Big one: 1920x1080 171 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/001_art.jpg)
Встретимся на берегу
От самого анонса на Е3 2016 и вплоть до первых обзоров Death Stranding оставалась загадкой. Создатели удивляли обрывками кат-сцен с прославленными актёрами, услаждали речами о доселе невиданной концепции, обещали новое слово не в каком-либо жанре, а вообще. Но не торопились раскрывать карты и показывать игровой процесс, а когда это всё же случилось, вопросов возникло не меньше, чем ответов.
реклама
Пора срывать покровы: игра действительно про доставку грузов. Большую часть времени вы будете рассекать по живописным местам с массивной поклажей за спиной и смотреть кино — порой интерактивное, а порой и нет. Повествовательная часть по длительности едва ли уступает игровой — к созданию роликов на движке подошли с таким размахом, что при их просмотре вам понадобится не чашечка чая, а целый чайник.
![600x338 59 KB. Big one: 1920x1080 260 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/002_wtf.jpg)
Хидео Кодзима признался, что хотел бы в будущем снимать кино — это заметно. Завязку истории и самого мира поясняет главный герой: «Однажды произошёл взрыв. Он породил жизнь, какой мы её знаем. А затем… ещё один взрыв. И для нас он станет последним». То есть жили люди, спокойно себе изводили друг друга, а затем случился страшный катаклизм. Это событие стали называть… выходом смерти.
Соединённые Штаты пали, но народ Америки не сломлен. Выжившие отстраивают подземные города, так называемые узлы и распределители — это последние очаги уюта и спокойствия, ведь за их пределами обитают невидимые Твари в виде призраков душ людей, застрявших между миром живых и «той стороной». Вот почему востребованы курьеры: кто-то ведь должен поддерживать сообщение между поселениями?
![600x338 58 KB. Big one: 1920x1080 360 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/003_black.jpg)
Протагонист Сэм — не просто посыльный. Он возвращенец. Умирая, герой переносится в «Шов», эдакое пространство меж мирами, а оттуда обратно. Тварей он чувствует, а связь с бридж-бэби, младенцем в капсуле, позволяет их пеленговать на близком расстоянии. Компания Бриджес видит в столь ценном сотруднике потенциал, вручает тому кьюпид и посылает провести хиральную сеть ради возрождения нации.
«Да-да, ясно, нечего мне тут делать» — срывается логика и уходит. Даже понять и осмыслить базовые правила Death Stranding нелегко, не говоря уж о том, чтобы в этот мир поверить. Здесь затрагиваются темы разделения души и тела, пространственно-временных парадоксов, мостов между измерениями, неизбежного вымирания видов. И что удивительно, несмотря на кучу переплетений, история вышла вполне осмысленной.
![600x338 53 KB. Big one: 1920x1080 213 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/004_fight.jpg)
Настоящим украшением рассказа стали персонажи, и речь не только о блестящей игре актёров, в особенности Мадса Миккельсена. У каждой из ключевых фигур есть тайны и жизненные обстоятельства, сделавшие их особенными, уникальными. Скажем, один исследователь вызывает себе искусственную остановку сердца каждую 21 минуту, чтобы найти берег своей погибшей семьи и воссоединиться с нею.
Старается держать планку и локализация, но в ряде мест переводчикам не хватило смелости (или разрешения) на адаптацию говорящих имён и названий. Игру распирает от символизма и метафор. Фамилия Strand перекликается со Stranding, а Бриджес — явный намёк на возведение мостов, в переносном смысле. Ну, а звучная фраза «Я Фрэджайл, но я не хрупкая» на русском языке и вовсе превращается в бессмыслицу.
![600x338 39 KB. Big one: 1920x1080 154 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/005_cover1.jpg)
Там далеко-далеко есть земля
Сэму предстоит возродить UCA (Соединённые Города Америки): пройти через всю страну от восточного побережья до западного и подключить встреченные поселения к сети. Опорные пункты Бриджеса с радостью примут предложение, а вот выживальщиков, обитающих где-нибудь на отшибе, ещё предстоит уговаривать добрыми делами, ведь присоединение к «семье» повышает и вероятность удара со стороны террористов.
реклама
Это путешествие не в один конец — мир поделён на три региона, и в каждом можно свободно скитаться, разносить посылки между соседними общинами (кроме запада, куда попадаем по сюжету). Успешные доставки и возврат утерянных грузов повышают репутацию Сэма на объекте, что открывает доступ к улучшенному снаряжению, местам для отдыха, а порой и к уникальным подаркам от благодарных жильцов.
![600x338 39 KB. Big one: 1920x1080 170 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/006_genius.jpg)
Игра про доставку, то бишь ходьбу, но это не приводит к однообразию. На каждом отрезке свои препятствия, поэтому предстоит планировать маршруты и нередко даже выбирать, что взять с собой в поход; добираться окольными путями в горах, рискуя сорваться и повредить груз, или уповать на скрытность и реакцию, следуя напрямик через зоны обитания Тварей и по землям местных грабителей, МУЛов.
На первых порах у вас ничего нет кроме лестниц да якорных крюков для подъёма или спуска по крутым склонам, но чем дальше на запад, тем больше возможностей. Сперва бегаете на своих двоих и разносите мелкие контейнеры, затем уже отстраиваете дороги и перегоняете на грузовике крупные партии товара, а позже дорога приключений заведёт Сэма в заснеженные горы, где тяжело обойтись без канатной дороги.
![600x338 62 KB. Big one: 1920x1080 360 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/007_scan.jpg)
реклама
Не напишу, что все заказы неповторимые и незабываемые — приходится и по уже проторенным тропам в обратном направлении топать, но подобным не злоупотребляют, да и вводные часто меняются. В одной главе, например, Сэм не сможет полагаться на помощь ББ (бридж-бэби), что сделает встречи с Тварями напряжённее и опаснее, в другой из-за непрерывного темпорального дождя поклажа будет портиться быстрее.
Порой на долю героя выпадают и совсем необычные заказы: перенести живого человека или очень бережно транспортировать взрывчатку, избавиться от заражённого груза или следить за температурой, чтобы содержимое не испортилось. Когда посылку нельзя погружать в воду, нужно пересматривать привычные маршруты, искать способы безопасной переправы… или махнуть на это рукой, пожертвовав итоговой оценкой.
![600x338 68 KB. Big one: 1920x1080 413 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/008_liquor.jpg)
реклама
Драки и перестрелки тоже в наличии, хоть им отведена и не ключевая роль. Лагеря враждебных людей ещё можно обойти стороной или пробраться в них незаметно, но в некоторых главах игра без вашего спроса превратится в чистый боевик, да и без схваток с огромными боссами не обойдётся, где в ход пойдут все средства, от пистолетов, дробовиков и винтовок до гранатомётов и четырёхзарядных ракетомётов.
Особняком стоят битвы с простыми Тварями. Их не поразить без особого оружия, расходующего кровь Сэма, а если неприятель нас обнаружит, то попытается обездвижить и утащить на небольшую арену с боссом. Победим чудовище — и все призраки на какое-то время исчезнут, а проиграем и умрём — хм-м, тоже исчезнут, но на месте гибели ещё и образуется кратер. Самоубиться в нужном месте — вполне работающая тактика.
![600x338 82 KB. Big one: 1920x1080 530 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/009_boom.jpg)
реклама
Но даже ходьба как таковая — отнюдь не однокнопочное действие. Сэму стоит следить за инерцией при спуске с крутых утёсов, удерживать равновесие при переноске габаритных и неустойчивых контейнеров, по возможности избегать осадков, поскольку в мокрую погоду посылки стремительно «стареют». Обычный ручей не везде получится безопасно перейти — важно следить за глубиной, а не то унесёт вместе с грузом.
И всё же в симулятор Death Stranding превращается лишь частично. Герой не испытывает ни голода, ни жажды, но поедание криптобиотов восстанавливает здоровье, а фляга с водичкой — выносливость. Если малец разволновался, вы его убаюкиваете, раскачивая контроллер вверх-вниз. Можно справить малую нужду на природе, и в том месте вырастет гриб. Ну как не восхититься гениальностью этой придумки?
![600x338 36 KB. Big one: 1920x1080 140 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/010_cover2.jpg)
реклама
Что нам стоит страну отстроить
Наиболее необычна Death Stranding своим мультиплеером. По мере прохождения вы будете возводить постройки, а когда подключите регион к хиральной сети, они станут доступны другим игрокам, а чужие сооружения появятся в вашем мире. Временами это приводит к забавным казусам, когда через маленькую речушку глубиной по колено построено два огромных моста, и ещё заложена основа для третьего.
А строить можно всякое: почтовые ящики для хранения вещей и сдачи утерянных грузов, сторожевые вышки для разведки местности, генераторы для подзарядки транспорта и аксессуаров, укрытия от темпорального дождя, которые в том числе восстанавливают прочность контейнеров. Также есть базы с комфортабельными покоями, да стойки для канатной дороги. Плюс упомянутые мосты.
![600x338 59 KB. Big one: 1920x1080 307 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/011_road.jpg)
реклама
Ещё один вид общественных работ — предупреждающие знаки. Нашли залежи хиральных кристаллов, почуяли Тварей, обнаружили крутой склон? Ставьте соответствующую метку — пригодится и вам, и кому-нибудь другому. Да, при таком раскладе теряется эффект неожиданности, но при первом посещении область всё равно исследуете самостоятельно, а в дальнейшем постройки и знаки просто ускорят ваше движение.
Наткнуться на случайного игрока или потаскать ящики вместе с товарищем не выйдет — в мире можно встретить лишь курьеров под управлением ИИ, если зачистить район от неприятеля. Дайте им что-нибудь на лапу — получите трофей. Вклад в сообщество определяется лайками, причём раздаются они десятками: пользы от этого никакой, но приятно от понимания, что не зря старался, работая над инфраструктурой мира.
![600x338 70 KB. Big one: 1920x1080 425 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/012_view.jpg)
реклама
Окружение тут не шибко располагает к тому, чтобы его исследовали — встречаются разве что карты памяти с данными о прежних временах, но благодаря фирменному вниманию к деталям игра умудряется частенько удивлять. Как-то раз мой Сэм спустился в ущелье, чтобы сдать груз, оставив наверху часть поклажи, но напоролся на сканер МУЛов. Так эти шельмецы не преследовали героя, а подняли верёвку и принялись растаскивать оставленное добро. А ещё попробуйте искупаться в источнике, перенося живой груз… удивитесь.
Безуминки добавляют и действия других игроков. Однажды дорогу в труднодоступное убежище мне капитально перекрыл чей-то брошенный грузовик. Ни выехать, ни разрушить его нельзя. Пришлось повозиться минут двадцать с лестницей, чтобы преодолеть с нагруженными транспортёрами эту внезапную преграду.
![600x338 31 KB. Big one: 1920x1080 124 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/013_bridge.jpg)
«Платина» не такая уж сложная, но нудная. Получить по пять звёзд на каждом объекте, довести уровень Сэма до 60 в каждой категории, собрать все карты памяти — заявка часов на сорок, а то и больше. Приплюсуйте к этому сюжетную часть, и рискуете перевалить за сотку.
Вызовом может стать доставка 80 стандартных заказов на оценку Legend of Legends. Чтобы её получить, выставьте высокую сложность и в меню получения заданий выберите «особую доставку». Ну и выполните требования, само собой. Трудность тут одна: таймер в заданиях на время. Для прохождения на «золото» важно уложиться в 20% от лимита. Иногда вам хватит скоростного контура или транспорта, но если путь неблизкий, да ещё и сложный, есть смысл проложить к месту назначения канатную дорогу.
![600x338 45 KB. Big one: 1920x1080 182 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/014_cover3.jpg)
Кодзима — гений?
Да. Но это искусство уровня чёрного квадрата Малевича — не каждый постигнет его суть. Отрадно, что в индустрии остались люди, способные продавливать авторитетом самые безумные идеи, как и те, кто готов вложить бешеные деньги в эксперимент, который может не окупиться. Выпустить в 2019 году такой проект — это то же самое, что в XVI веке выйти средь бела дня на городскую площадь и прокричать, что земля круглая.
Жаль, инквизиция не разобралась, что Death Stranding менее репетативна, чем большинство современных песочниц. И жаль, что сам Хидео не рискнул вывести на передний план именно доставку грузов, оставив её за ширмой повествования. Только это мешает мне признать игру шедевром — концепция оригинальна, мир самобытен, но игровому процессу не достаёт сложности, вариативности и глубины.
![600x338 40 KB. Big one: 1920x1080 165 KB](https://st.overclockers.ru/images/lab/2019/11/20/1/015_end.jpg)
Оценка: 8.7 («Отлично»).
Выражаем благодарность:
- Компании Sony за предоставленный для игры ключ.
Полный текст статьи читайте на overclockers.ru