Что такое Trello и как им пользоваться

Полина Воловик, копирайтер, маркетолог и сооснователь креативной студии Zen Studio, специально Нетологии написала краткий обзор Trello — системы управления проектами по методу японских канбан-досок.

Trello — это одна из самых популярных систем управления проектами в режиме онлайн, которая пользуется особенным спросом среди небольших компаний и стартапов. Она позволяет эффективно организовывать работу по японской методологии канбан-досок.

Она создана Fog Creek Software в 2011 году на базе MongoDB, Backbone.js и Node.js. Главные достоинства, которые позволили Trello добиться популярности — это:

  • простой интерфейс;
  • почти неограниченный бесплатный доступ;
  • удобство в работе и возможность интеграции с другими популярными инструментами для онлайн-работы.

Простота

Trello — максимально простой инструмент, который легко внедрить в рабочий процесс без долгой адаптации со стороны персонала. Из личного опыта могу сказать, что перепробовав более 10 систем управления проектами (от Basecamp до «Битрикс24»), внедрение Trello оказалось самым «безболезненным» для команды.

Весь интерфейс выстроен на основе канбан-досок. Название может показаться вам пугающим и незнакомым, но классическая доска выглядит примерно так:

92ltfRSQBOBb79cSaV5ZA9UJ90_sgDwYKxfosRW3

Для организации задач используется доска с карточками, которые распределяются по типам. Как правило, задачи разбиваются на:

  • запланированные,
  • текущие,
  • выполненные.

Это самая элементарная структура, возможности по модернизации которой ограничены лишь вашим воображением.

Pj5RhUvIrExhXnsiSeC-bWKGLsHWIWO0Ge0GZ0gW

Но это физические доски, мы же говорим о веб-приложении.

Вот как все выглядит в Trello:

Y6Xgt3NaaLFMY4Hi-9uz0zVz-ND5H-7CUJuJaQwY

Структура Trello также состоит из досок, которые разделены на списки с карточками. Каждую из досок можно выделять под конкретные рабочие процессы или отделы. Например, у нас это выглядит вот так:

JLMO6oD3FsTMu79MRZPCRyUtiM5rusZxHSt7cxhQ

Сейчас команда небольшая, но когда она достигала 50 человек, у каждого отдела была своя доска:

  • Проджект-менеджмент («Клиенты и проекты»).
  • Копирайтинг.
  • Дизайн.
  • Разработка.
  • Реклама.
  • Workflow (все ключевые рабочие процессы на одной доске).
  • Внутренние задачи студии.

N404jhihi14LWHvY14C23fa6WEM6V3-qCxIw7Cu6

Доступность

Бесплатность, причем не так называемая «условная», а freemium-модель — еще одно существенное преимущество Trello перед аналогами. В Trello можно полноценно работать совершенно бесплатно, и это не 30 дней, а навсегда. Естественно, функционал будет урезан: количество интеграций и объем загружаемых файлов будут ограничены. Ах да, еще вы не сможете делать кастомный фон для досок. Но и это не беда: сейчас Trello оформил партнерство с Unsplash, и обои можно выбрать из коллекции известного фотостока.

Скажу откровенно: лично нам Trello Business оказался совершенно не нужен. Файлы можно загружать и так — главное, чтобы их объем не превышал 10 Мб. Крупные файлы мы все равно загружаем в репозиторий компании. В карточках оказываются только ссылки на них. Что же касается интеграции: бесплатная версия ограничена количеством слотов для улучшений (их 3, чего нам хватает с головой). Единственное, что я интегрировала — это Slack. Я получаю туда самые важные оповещения.

V2SMR0_pEBpJRS431cTg8kuBxWMDL8_wCAyBr-9A

У Trello надежный открытый API. Толковый программист может сделать свой собственный клиент, настроив его практически под что угодно.

Trello работает не только в браузере. Вы можете скачать приложение для смартфона или таблета и пользоваться системой в пути. К слову, блоки удобно редактировать и перемещать даже со старенькой Nokia Lumia. Про iPhone и флагманы под Android я молчу.

jDEn6tMJqK6e6GQWJpPPEC5jELOOstlo3MjGmuKM

65MWFY-_tW_scr-FMAjHsEBawvyNDivydyA-Y_h1

Удобство

Универсальность и гибкость Trello делают ее одной из самых комфортных систем организации дел для небольших команд. Если грамотно выстроить структуру компании в Трелло, то команда в 50+ человек сможет вполне комфортно взаимодействовать между собой, а вы как менеджер справитесь с контролем ключевых задач и процессов. Уверена, что 50 человек — не предел, но честно: больше мы не пробовали.

Чем Trello действительно хорош, так это возможностью быстро оценить прогресс по всем основным процессам сразу, в режиме реального времени и на одном экране. Этот инструмент можно использовать как личный органайзер, дневник, список, коллективный to-do менеджер… даже как форум. Сейчас Trello пользуются: редакция блога «Нетологии», Тинькофф-Журнал, Лайфхакер и многие другие СМИ, контентные проекты и агентства.

Вы сами выбираете, по какому принципу организовывать списки и карточки на досках. По сути, программа универсальная и подходит как для личных целей, так и для предпринимательства.

Например, я люблю выстраивать списки по порядку работы. Первый столбик — это полезная информация / инструкции для сотрудников, а дальше этапы: входящие задачи, задачи в процессе, на проверке (утверждении), готовые, архивные. Как показала практика, так делаем не только мы.

y8rYj-BeD_0J9UWobDzHx7zOY73dDW7GJ7duI_z7

Если процесс небольшой, то его можно отслеживать просто в карточке, создавая чек-лист с этапами работы.

q_CkO6bKiiHaoIPXAhgcz_Heq7hC9meZwoDZv9OX

Более крупные процессы удобно мониторить в рамках одной доски. Например, так может выглядеть реализация контент-плана:

EjMwzFEMrf9FRCvFEnYYi5f8Aj4_MqIWn_SKrvR0

На доске «Клиенты и проекты» каждый столбец — это этап работы, через который проходит проект:

  • Сбор информации.
  • Копирайтинг.
  • Дизайн.
  • Верстка.
  • Маркетинг.
  • Архив.

В такой ситуации, основная работа ведется в самой карте.

Gdz6zZzt_ikVd7VtGmy2XJJGgkh79xLDXKSwlp2O

Одна карточка — один продукт:

jA9f5ZzzkXmeEaL6aaDyZeMzvSw2HQdtxJl6-4kD

Чтобы пригласить человека в команду или назначить ответственным за задачу — достаточно просто скинуть ему ссылку. Процедура регистрации очень простая и быстрая. В Trello используется упрощенная текстовая разметка Markdown. Автоматизировать процессы можно с помощью Zapier. Trello поддерживает интеграцию с массой популярных веб-сервисов, среди которых: Slack, Evernote, Github, Google Drive, Dropbox, OneDrive, MailChimp, Twitter и многие другие.

Psl1Iw2uwTgEiB2byXyYIjDYMXCZT3xDxnhq8X3g

Как пользоваться Trello

Как уже было сказано, управление проектами в Trello строится по японскому принципу организации производства и снабжения «Канбан». Этот принцип изначально разработан и внедрен в производство компанией «Toyota». Служит он для того, чтобы гарантировать выполнение всех поставленных задач точно в срок. Реализуется с помощью специальных карточек с задачами, которые заполняются и вывешиваются на доску, разбитую на списки. Задачи перемещают от списка к списку по мере выполнения.

Структура

Три элемента, на которых держится структура организации проектов в Trello — это:

  • доска (board),
  • список (list),
  • карточка (card).

Доска — это один рабочий экран, который логически разделен на списки. Списки, в свою очередь, представляют собой вертикальные ряды для хранения карточек.

Карточки — это специальные формы для описания задач. Их можно двигать как внутри одного списка, так и свободно перемещать между списками или досками. Списки тоже можно перемещать. Для любой задачи можно назначить людей, ответственных за ее выполнение. Trello предлагает множество полезных возможностей для оформления, настройки и управления своими функциональными элементами.

cXen7rDFOimjthPdYF64ZnK9xGrrkx9pBWrtQQ8o

Карточки

Как вы уже поняли, работа строится вокруг специальных карточек, каждая из которых может быть как простым описанием задачи, так и сложным документом со списками, чек-листами, вложениями, сроками, метками, ответственными лицами и так далее.

Что можно сделать с карточкой в Trello:

  • Переименовать, заполнить описанием и редактировать текст с помощью простейших тегов Markdown.
  • Присвоить метки, участников, срок выполнения, добавить файл или чек-лист.
  • Добавить комментарии, смайлы, вложения, другие задачи, оповестить выбранных участников (добавьте символ »@» перед ником).
  • Изменить положение блока в списке, перемещать его по спискам и другим доскам;
  • Скопировать, следить за изменениями, заархивировать.
  • Распечатать, экспортировать в JSON, поделиться ссылкой на карточку или ее почтовым адресом (письма будут появляться в виде комментариев).
  • Удалить навсегда.

Кроме этого, в самом низу у каждой задачи есть подробный лог: кто, когда и какие действия совершал. Вот как выглядит обычная карточка в Trello на русском языке (кстати, наличие русифицированной версии — отдельный большой плюс):

5zFV3CTiUF242PX_CNjb4BlsUeDu4BC3D-bKhLRd

Списки и доски

Списки тоже можно копировать, перемещать и архивировать. Меню с досками в Trello можно сделать фиксированным, а сами доски добавлять в «Избранные» и сортировать. Есть три типа досок с разным уровнем доступа:

  • приватная (доступна только по личному приглашению владельца доски);
  • командная (доступна всем участникам команды);
  • публичная (может быть доступна всем).

Закрытые доски и ненужные списки с карточками хранятся в специальном архиве. Оттуда их можно вернуть обратно или окончательно удалить. Можно создавать неограниченное количество задач, досок и списков, а также добавлять любое число участников.

5ewn-cPULwlmZoUzkWwemFjlvulDrebd8jvnBYex

Другие возможности Trello

Пока я делала обзор Trello, я выделила для себя шесть важных особенностей системы, которые позволяют работать более комфортно и гибко.

  1. Встроенная «умная» система поиска с операторами и памятью запросов.
  2. Кроме досок, в Trello можно создавать персональные или бизнес-команды. Подписка на Бизнес-версию открывает доступ к дополнительным инструментам администрирования и более гибким настройкам конфиденциальности.
  3. Trello хранит подробные логи всех изменений и действий участников команды. Их можно увидеть не только под карточками, но и в профилях, а также в специальном меню. Оно открывается при нажатии на кнопку с иконкой колокольчика в самом правом углу шапки сайта. Есть возможность получать оповещения об изменениях в логе на почту или прямо на рабочий стол.
  4. Есть удобный фильтр карточек по различным параметрам. Он включает в себя настраиваемую систему цветных меток с режимом для дальтоников.
  5. Открыть доступ к доске, карточке или пригласить человека в команду можно просто скинув ему ссылку — это быстро и удобно. Для создания карточек можно делать закладки, перетаскивая гиперссылки с сайтов или прямо с компьютера.
  6. Одно из серьезных конкурентных преимуществ Trello перед другими системами управления проектами — большой, постоянно обновляемый список улучшений (Power-Ups), разбитый на категории. Это расширения и интеграции с другими популярными сервисами, приложениями, облачными хранилищами данных и т.п. Единственный минус: в бесплатной версии Trello можно включать ограниченное число улучшений для каждой доски. Зато между ними можно переключаться по необходимости. Найти приложения для интеграции можно перед «Стикерами» в выпадающем меню справа. Больше информации вы найдете здесь. Если же вы программист, то можете присоединиться к команде разработчиков и создать своё собственное расширение для Trello вот тут.

4jEUW2fkqjO2sWQAxuvBTHHhmNXA1-lFSE2OOlFL

Маленькие хитрости работы с Trello

Как и у любой продвинутой системы, в Trello есть различные уловки, которые делают работу с ней еще удобней и быстрее.

Например:

  • Используйте горячие клавиши. Знание быстрых команд может существенно ускорить навигацию по Trello. Вот их полный список.
  • Добавляйте себя в участники к каждой важной задаче, чтобы получать уведомления об изменениях и держать процесс под контролем. Карточки, в которых вы значитесь как участник, появляются в отдельном списке в профиле.
  • Не поленитесь изучить такие стандартные улучшения, как «Календарь», «Поля пользователя», «Старение», «Голосование» и т.п. Переключение между ними даже в бесплатной версии может сделать работу с Trello еще комфортнее.
  • Разработайте собственную схему меток. Дайте им названия и продумайте структуру, которая поможет при необходимости фильтровать ваши задачи по срочности, важности, тематике, участникам или любому другому принципу.
  • Пользуйтесь облачными хранилищами данных: Google Диск, Dropbox, OneDrive, Box. Так вы сможете держать под рукой все нужные для проекта файлы, просто вставляя их в виде ссылок.
  • Пункты списка и элементы чек-листа в Trello можно превращать в карточки. Для этого каждый пункт списка должен начинаться с новой строки, после чего список нужно скопировать в окно для новых карточек и нажать «enter». Вам предложат разбить список на отдельные задачи или создать карточку с этим списком.
  • Скачайте и установите приложение для вашего мобильного устройства или расширение для браузера — это добавит еще парочку новых функций Trello в ваш арсенал.
  • Используйте возможность прямой интеграции Trello со Slack — отслеживайте изменения в самых важных проектах.
  • За каждого нового пользователя Трелло, которого вы пригласили, дают бесплатный месяц Trello Gold. Gold позволит менять фон досок, откроет новые стикеры и смайлы, а также даст вам прикреплять файлы весом до 250 Мб.

viGVg13ZZq98EUXr3n-gs3eQ2mRgYbWFu0uqVl9t

Резюме

Что такое Trello? Сейчас это одна из самых простых и удобных систем управления проектами. Она универсальная, легкая, гибкая, с открытым API, а главное, бесплатная. Ее самые сильные стороны: возможность параллельно отслеживать статус разных задач на одном экране и удобная интеграция с другими популярными инструментами.

Из минусов я могу выделить то, что:

  • функционала Trello недостаточно для действительно крупных компаний;
  • на маленьких экранах Trello становится не такой удобной;
  • автоматизацию, повторение и быстрое добавление задач сложновато реализовать.

Несмотря на некоторые недостатки, Trello наращивает популярность и активно внедряется компаниями в самых разных сферах. Это прекрасное онлайн-решение для быстрой и легкой организации работы.

Полный текст статьи читайте на Нетология