Что такое аффордансы и как они улучшают юзабилити
Денис Нарижный, преподаватель курса «Интернет-маркетинг» и автор сервиса по улучшению юзабилити сайтов AskUsers.ru, специально для блога Нетологии написал колонку о том, как с помощью аффордансов улучшить юзабилити.
Наиболее близкий к реальности перевод английского термина affordance — это «возможность». Но истинное значение термина намного шире, поэтому в русском языке понятие аффорданса так и закрепилось без перевода.
Аффорданс — означает свойство объекта или среды, которое позволяет произвести с этим объектом или фрагментом среды те или иные действия © Википедия.
Если переводить на бытовой уровень: у чашки есть ручка за нее можно взять, если где-то есть кнопка на нее можно нажать, есть стул на него можно сесть — всё это аффордансы.
В веб-дизайне аффордансы применяются повсеместно. И сейчас мы поговорим о том, какие они бывают и как помогают улучшать дизайн и юзабилити.
Программа обучения: «Проектирование интерфейсов: UX-дизайн от стратегии до тестирования»
Явные аффордансы
Позволяют практически со 100% вероятностью с первой попытки понять, что именно нужно делать. Даже если ранее пользователь ни с чем похожим не сталкивался.
Хороший пример — кнопки «Купить», «Добавить в корзину» или «Оформить заказ» в интернет-магазинах.
Обратите внимание, практически везде виртуальные кнопки визуально выделяются и по своему внешнему виду напоминают кнопки настоящие. А конкретный, простой и лаконичный призыв к действию делает аффордансы еще более явными.
Еще один пример — формы на сайтах с образцами заполнения полей.
Поля форм являются аффордансами, а текстовое пояснение делает их явными.
Паттерны
В рамках одного пользовательского сценария аффордансы могут объединяться в паттерны, транслируя сценарий действий.
Обратите внимание на пример выше: паттерн складывается из нескольких аффордансов — заполнение полей формы и последующий клик по кнопке.
Та же ситуация с устойчивыми моделями поведения: переход на главную страницу по клику на логотип, разворачивание изображения по клику, лайк или расшаривание в социальной сети. Однако эти паттерны относятся уже к неявным аффордансам.
Неявные аффордансы
Часто явно обозначить возможность и показать пользователю, что нужно делать дальше, нереально — избыток информации может перегружать интерфейс и ухудшать юзабилити. В этом случае используются неявные аффордансы — скрытые или метафорические.
Скрытые
Появляются только при выполнении пользователем определенного набора предварительных действий. Прекрасную реализацию скрытых аффордансов можно увидеть в соцсетях.
Вот как выглядит обычное фото ВКонтакте, если на него не наведен курсор:
Как только мы наводим на него активный курсор, появляются стрелки для перехода между изображениями — скрытые аффордансы:
А если мы передвинем курсор в верхнюю часть изображения — появится возможность лайкнуть фото — еще один скрытый аффорданс:
Обратите внимание, если бы скрытые аффордансы выводились на экран сразу — это бы перегружало интерфейс и раздражало пользователей, которые развернули посмотреть только одно фото или посмотрели его и не собираются ставить лайк.
Скрытые аффордансы в этой ситуации предоставляют пользователю все те же возможности, что и явные, но при этом не отвлекают от основного контента.
Метафорические
Еще один прием упрощения интерфейса не в ущерб возможностям и пользовательским сценариям — это использование метафор.
Взгляните еще раз на пример с лайком ВКонтакте:
Здесь нет явной надписи и указания, что нужно делать. Но за счет простой и всем понятной метафоры пользователь сразу распознает возможность.
Та же ситуация со стрелками, по клику на которые пользователь может переходить между изображениями:
Явного указания нет, но метафора настолько понятна и очевидна, что считать ее может любой пользователь, даже незнакомый с интерфейсом.
К этой же категории относятся всевозможные иконки: конвертик — для отправки емейла, телефонная трубка — для звонка, крестик — для закрытия страницы или приложения и так далее.
По своему смысловому наполнению скрытые аффордансы не отличаются от явных. Они также могут складываться в паттерны. Однако в ряде случаев их точное распознавание все же требует от пользователя некоторого опыта.
К примеру, меню-гамбургер однозначно воспринимают и идентифицируют только мобильные пользователи. Если человек не сидит в интернете со смартфона, то идентификация такого меню займет некоторое время.
В то время как мобильные пользователи распознают этот неявный аффорданс автоматически. И так же автоматически впишут его в паттерн: по клику разворачивается меню на весь активный экран.
Ложные аффордансы
Часто пользователи видят аффордансы там, где их на самом деле нет. Это происходит в результате грубых ошибок при проектировании интерфейса и разработке пользовательских сценариев.
Примеры ложных аффордансов:
-
некликабельный логотип или переход по клику на логотип на страницу, отличную от главной;
-
оформление обычного текста в виде ссылки или некликабельные ссылки в тексте;
-
горизонтальная прокрутка сайта при скролле и т.д.
Пользователи пытаются реализовать возможности по привычным сценариям и не могут этого сделать. Результат — ухудшение юзабилити и потеря лояльности пользователя.
Читать еще: «Что такое UX-аналитика»
Оптимизация аффордансов
Для оптимизации аффордансов можно применять два подхода: по отдельности или совместно.
-
Составление профилей задач.
Раскладывание пользовательского сценария на отдельные действия и анализ их с позиции приоритета, частоты и сложности.
-
Проведение живых тестов.
Изучение мнения пользователей об интерфейсе и анализ их отзывов о взаимодействии с ним.
Оба подхода можно объединить для получения более точной и объективной информации.
После оптимизации возможностей и внедрения улучшений — обязательно проведите A/B-тестирование, чтобы сравнить старую и новую версию интерфейса. Возможно, в ходе дополнительных проверок вы найдете еще возможности для улучшения юзабилити.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Полный текст статьи читайте на Нетология