Что освоить в первую очередь, если вы решили стать копирайтером
Редактор блога Нетологии Юлия Чернова рассказала, какие навыки прокачивать начинающему SEO-копирайтеру, чтобы не просто писать тексты, а предлагать заказчикам готовый продукт для публикации.
Обучение в онлайн-университете: курс «Коммерческий редактор / копирайтер»
Я начинала работать в диджитале как копирайтер на бирже. Это был 2011 год, об инфостиле никто не говорил, а вершиной копирайтерского мастерства на биржах считался текст с подзаголовком и списком. Требования к контенту были ниже, чем сейчас. Но даже тогда мне быстро стало понятно: сам по себе текст — не готовый продукт. Спрос на просто тексты низкий и платят за них мало.
Заказчик тратит время, чтобы форматировать статью, добавить иллюстрации, расставить теги. Научитесь делать это сами, чтобы конкурировать с другими копирайтерами и получать заказы.
Дальше расскажу, что нужно освоить, если вы начали работать копирайтером или только хотите им стать.
Прописывать HTML-теги
Если видели в заказах требование проставить теги или разметить текст — это про HTML. Разметка нужна, чтобы заказчик мог передать верстальщику не просто текст, а готовый фрагмент кода для вставки на страницу сайта. Размечать текст несложно, достаточно научиться использовать 10–20 тегов разметки текста, например:
- p для абзацев;
- ul и ol для списков, li для их элементов;
- h1-h3 для подзаголовков и так далее.
HTML-теги я помнила со школьных уроков информатики, поэтому ТЗ с ними мне были понятны. Чего не скажешь о других копирайтерах — конкуренция на такие заказы была гораздо ниже, их не приходилось «вылавливать».
Где научиться
- Быстро и самому — в бесплатном курсе «Знакомство с HTML и CSS» от Htmlacademy. Вам нужны части «Разметка текста» и «Ссылки и изображения». Проходить можно в любом темпе, как вам удобно.
- С наставником — в бесплатном курсе «Основы HTML и CSS» от Нетологии. Обучение проходит в формате онлайн-вебинаров с преподавателями и практических заданий. Лекции и тесты можно обсудить в закрытом комьюнити студентов. Смотреть все лекции необязательно, достаточно посвященных разметке текста.
Курс Нетологии «Основы HTML и CSS»
Публиковать статьи в популярных CMS
Если заказчики наполняют статейный или новостной сайт, часто ставят задание написать статью и опубликовать ее. Оплата за такие заказы выше, а проекты долгосрочные. Заказчику выгодно найти одного человека, который будет регулярно писать и самостоятельно публиковать статьи.
Статьи публикуют в админке CMS. CMS — это система управления контентом сайта. Работать в админке несложно: текст можно форматировать в несколько кликов и сразу посмотреть результат еще до публикации. Возможно, некоторые HTML-теги придется прописывать вручную — заказчик это объяснит.
Где научиться. По моему опыту, чаще всего статейные и новостные сайты работают на CMS Wordpress и Joomla. Для начала копирайтеру достаточно научиться работать в админках этих CMS.
Руководства по публикации можно посмотреть здесь:
- инструкция для старых и новых админок Wordpress;
- инструкция для Joomla.
Первый долгосрочный проект я нашла через 2–3 месяца работы на бирже — это было наполнение сайтов-статейников на Wordpress. Сначала казалось, что так работать не очень выгодно: на публикацию уходило время. С другой стороны, оплата была все же выше, чем за просто статьи, и столько же или больше времени я бы тратила на поиск разовых заказов.
Правильно структурировать статьи
Структура статьи — не только то, что вы видите в документе Google или Word перед сдачей заказа. По этой структуре материал будут верстать на страницу сайта. Позаботьтесь, чтобы верстальщику не пришлось дорабатывать ваш текст, а читателю было просто в нем ориентироваться.
Для структурирования важно:
- Разбивать текст на модули и абзацы по смыслу так, чтобы каждый описывал законченную мысль.
- Вписывать подзаголовки. Если подзаголовок хороший, читатель по нему поймет, о чем пойдет речь в разделе, и при необходимости сможет прочесть только интересующую его часть статьи.
- Выделять важные мысли. Например, добавлять врезки, цитаты.
Выделите важную мысль — это поможет читателям сфокусировать внимание и разбавит текст
Где научиться. Детальнее с перечисленными и другими правилами структурирования можно ознакомиться здесь:
- 3 параграф инструкции. Подробное руководство по верстке с рекомендациями по шрифтам, отступам между абзацами, выравниваю текста и другим параметрам.
- «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Много полезного о структуре текста найдете во второй главе. Лучше прочтите книгу полностью — прокачаете не только структурирование, но и научитесь писать лучше.
От хаотичного текста к структурированной статье. В рассылке Главреда
На этих же статейниках я выросла до контент-менеджера и уже не писала сама, а заказывала тексты у других авторов. В белый список добавляла не просто грамотных и пунктуальных, но и умеющих структурировать статью. Тратить время на разбивку простыней не хотелось.
Искать картинки с лицензией на использование
Если у вашего заказчика есть бюджет на платный фотосток — отлично. Если нет, придется потратить на поиск изображений больше времени. Самый простой способ — искать в Google так: Поиск по изображениям ➝ Инструменты ➝ Права на использование ➝ С лицензией на использование.
Результаты поиска среди изображений с лицензией на использование
Если тема статьи общая, например, про уход за комнатными растениями, найти картинку будет легко. Для узкой темы, например, про черенкование чайной розы, подходящих изображений может вообще не быть. В таком случае ищите на бесплатных фотостоках:
- Pixabay;
- Unsplash;
- Gratisography;
- Pexels;
- Picjumbo.
Чтобы искать сразу по нескольким фотостокам, используйте сервис Stock Up.
Освоить основы SEO
Научитесь писать title и description. Title — заголовок страницы, который отображается в результатах поиска. Description — краткое описание страницы, отображается в результатах поиска под title. Эти теги нужны для SEO, поисковой оптимизации страниц.
Красным выделены title, зеленым — description
Как писать title:
- оптимальная длина — 40–65 символов, максимальная — 80–90, больше браузеры не отображают;
- не обязательно добиваться высокой уникальности, но копипастить title тоже не нужно;
- используйте главную ключевую фразу ближе к началу title, если ключей несколько — объединяйте их;
- не пишите title из одних ключей, поисковикам это не нравится;
- подумайте, что заинтересует посетителей, например, скидки или бесплатная доставка и напишите об этом.
Как писать description:
- оптимальная длина — 140–170 символов, максимальная — около 200, больше браузеры не отображают;
- пишите уникальные описания, не копируйте их для разных страниц;
- используйте основной ключ в точном вхождении и дополнительно — в разбавленном, неточном или хотя бы некоторые слова из ключевой фразы;
- вбейте ключ в Яндекс.Вордстат и посмотрите, какие дополнительные ключи стоит использовать;
- пишите так, чтобы выделиться среди других сайтов, например, для страницы-интернет магазина перечислите ключевые преимущества заказа.
Яндекс.Вордстат показывает, что ищут пользователи с главным ключом
Многие заказчики указывают в техническом задании, что к тексту нужны title и description. Если умеете писать их, вам будет доступно больше заказов. Если хотите работать контент-менеджером и публиковать статьи, теги тоже понадобятся: поля для них есть админки во всех CMS.
Вывод: писать просто тексты недостаточно
Сам по себе SEO-текст — не готовый продукт, мало интересует заказчиков и оплачивается ниже всего. Предлагайте клиентам не статьи, а хорошо структурированный контент для страниц, который не нужно дополнительно размечать, прописывать теги и сдабривать изображениями. Благодаря этому сможете конкурировать с другими авторами за более дорогие заказы. А если научитесь публиковать в CMS — стать контент-менеджером.
Читать еще: «Как фрилансеру выделиться среди конкурентов на бирже и зарабатывать больше»
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология