ЦОД Nubes Alto: можно ли запустить ЦОД без срыва сроков в условиях санкций?
Инфраструктура
Несмотря на проблемы с поставками иностранного оборудования, в России продолжают строить коммерческие облака и вводить в эксплуатацию новые дата-центры. Полностью заместить западных вендоров российскими решениями пока сложно, однако проблему удается решить за счет поставщиков из Восточной Азии. Одной из такой площадок стал ЦОД Nubes Alto на юге Москвы. Представители облачного провайдера Nubes объяснили CNews, почему при строительстве ЦОД был сделан акцент на высоконагруженные стойки, индивидуальный подход к клиенту и практическую безопасность, а также рассказали, как в «полевых» условиях проходит испытания оборудование новых вендоров.
По данным CNews Analytics, количество доступных стойко-мест у крупнейших ЦОД-провайдеров РФ на конец 2021 г. составляло 46 тыс., при этом на рынке наблюдался дефицит предложения, который предполагалось закрыть за счет запуска в 2022–2023 гг. еще 20 тыс. новых стоек. Однако антироссийские санкции внесли коррективы — ведущие вендоры инженерных систем для дата-центров отказались от поставок оборудования в Россию, что приводило к срыву сроков запуска новых площадок. Тем не менее, новые ЦОД все же продолжают вводить в строй, примером чему служит запуск в коммерческую эксплуатацию дата-центра Nubes Alto на юге Москвы в ноябре 2022 г.
ЦОД в Восточном Бирюлево — это только первый шаг по созданию целого кластера дата-центров: «Мы планируем построить 3 энергонезависимых дата-центра, они будут расположены на одной территории, но будут полностью автономны, то есть смогут работать независимо друг от друга», — рассказала CNews коммерческий директор Nubes Любовь Богданова. Второй дата-центр планируется запустить в коммерческую эксплуатацию в 2023 г., сроки запуска третьей площадки пока уточняются, но к ее строительству компания планирует приступить также в 2023 г. Общая емкость кластера составит около 1 тыс. стоек, которые будут расположены в трех отдельных зданиях на приобретенном в собственность участке земли.
Столичная агломерация уже может похвастаться самой высокой в России плотностью коммерческих площадей ЦОД, поэтому в Nubes в качестве своего конкурентного преимущества предлагают индивидуальный подход и клиентоориентированность. «Условно, если клиент забыл патчкорд, мы обязательно поможем, если не умеет в стойку смонтировать сервер — наши инженеры сделают это за клиента», — рассказывает генеральный директор Nubes Василий Степаненко. «Учет оборудования происходит посредством штрих-кодов, что позволяет быстро принимать оборудование клиента и с высочайшей точностью знать, где и что у нас стоит в стойках или лежит на складе. Кроме того, мы не страдаем излишней бюрократией, пропуск на въезд может заказать аккредитованный представитель клиента за пять минут до приезда», — рассказывает собеседник CNews. Также ЦОД предлагает клиентам аренду рабочих мест в собственном офисе, а для клиентов облака есть возможность «поюнитной аренды» для размещения своего сетевого оборудования или программно-аппаратных СКЗИ.
Главное — защита данных!
Компания Nubes (в переводе с латыни — «облака») была образована в 2020 г. с целью развития облачного бизнеса на базе собственных дата-центров. Уже в 2021 г. компания вышла на рынок IaaS, на этот момент сервисы компании базировались на мощностях внешнего провайдера ЦОД (в качестве партнера выступила площадка DataLine OST), так как запуск облачной части бизнеса с точки зрения финансовых и организационных затрат оказался проще и быстрее, чем строительство собственного дата-центра. Одновременно в компании приступили к поиску участка земли для покупки в собственность с целью строительства собственных мощностей ЦОД.
«Главным для нас является вопрос безопасности — надежнее иметь облако в собственном ЦОД и не зависеть от стороннего поставщика, — объясняет потребность в собственной площадке генеральный директор Nubes Василий Степаненко. — При этом мы не отказываемся от сотрудничества с другими провайдерами и планируем строить геораспределенные облака, но нам важно, чтобы контроль над главным облачным сегментом был полностью в наших руках «от и до», и мы могли гарантировать безопасность в рамках SLA на всех уровнях — начиная от физической инфраструктуры и заканчивая непосредственно IaaS».
Необходимо отметить, что на российском рынке публичных облаков (IaaS/PaaS) ужепредставленыдесятки компаний. В компании Nubes утверждают, что отличительной чертой их сервиса будет повышенное внимание к вопросам безопасности. Например, для противодействия DDoS-атакам внедрены средства защиты уровня L3/L4 (сетевой и транспортный уровень), подключен сканер уязвимостей, а также применяется двухфакторная аутентификация при управлении сервисами клиентов. Из вендоров ИБ Nubes сотрудничает с «Лабораторией Касперского», Qrator, UserGate и другими отечественными разработчиками, кроме того, в компании изучают решения недавно пришедших на российский рынок китайских вендоров — например, в компании тестируют функциональные возможности NGFW от Sangfor.
При создании архитектуры безопасности в Nubes отдают предпочтение виртуализованным решениям: «Сейчас большие проблемы с поставкой железа у многих вендоров ИБ, потому мы делаем ставку именно на виртуальные СЗИ. В этой сфере Nubes уже организовал ряд партнерств и продолжает их развивать, причем речь не только о российских вендорах, но также азиатских и израильских», — рассказывает Василий Степаненко. Он также подчеркивает, что Nubes планирует сосредоточиться на обеспечении практической безопасности, которая не ограничивается формальным выполнением требований и получением соответствующих сертификатов (PCI DSS, требования ФЗ-152 и т.д.), так как после начала СВО инфраструктура российских компаний подвергается большому количеству атак.
Либо облака, либо высоконагруженные стойки
На базе ЦОД будут предоставляться не только облачные cервисы — большая часть дата-центра выделена под размещение клиентского оборудования по модели сolocation. Также доступен комплексный пакет услуг для тех, кто предпочитает гибридную инфраструктуру, когда часть сервисов выводится в публичное облако, а часть остается во внутреннем корпоративном облачном сегменте на собственных стойках.
При этом в Nubes оговариваются, что последнее время наблюдается рост интереса к облакам, и спрос на colocation постепенно перетекает в спрос на облака. Этот процесс обусловлен гибкостью и оптимизацией затрат (перевод CAPEХ в OPEХ) при использовании облака. В 2022 г. дополнительным стимулом для такой миграции стал рост цен на оборудование и дополнительные риски при его доставке по каналам параллельного импорта.
Тем не менее для ряда крупных заказчиков внутреннее или гибридное облако остается приоритетным направлением развития ввиду соображений безопасности и внутренних регламентов. Среди таких клиентов растет интерес к высоконагруженным стойкам, поэтому дата-центр Nubes Alto проектировался, исходя из возможности размещения стоек от 8 кВт с максимальными нагрузками до 18 кВт. Для наиболее высоконагруженных стоек в дата-центре дополнительно реализуется изоляция холодных коридоров, если в этом возникает потребность.
«Последнее время клиенты отказываются от классической нагрузки в 4–5 кВт, как правило, заказчиков интересует нагрузка от 8 кВт и выше», — комментирует Любовь Богданова. Рост требований связан с тем, что крупные заказчики переносят в российский ландшафт нагруженные системы на базе SAP, а также активно проектируют собственные отказоустойчивые облака, которые также предъявляют высокие требования к энергопотреблению.
Китайское или российское оборудование?
В 2022 г. многие владельцы ЦОД столкнулись с проблемами при строительстве новых площадок, так как оборудование, заказанное в рамках действующих контрактов, застряло на границе. В особенно сложной ситуации оказались площадки, которые уже получили часть оборудования, поэтому сменить «на ходу» вендоров у них уже не было возможности и приходилось дозакупать недостающие системы по каналам параллельного импорта по завышенным ценам. Данная ситуация негативно сказывалась на сроках запуска и стоимости новых дата-центров, старт которых был запланирован на 2022 г.
С аналогичными трудностями столкнулись и вNubes, однако смещение сроков запуска оказалось не столь значительным, как можно было бы ожидать — изначально релиз был запланирован на конец лета, однако в итоге состоялся в ноябре. «До марта мы успели завезти только часть необходимого оборудования (включая ИБП от Vertiv), но не успели получить системы охлаждения. Из-за возникших сложностей нам пришлось менять не только вендоров, но даже типы устанавливаемых систем. Например, мы рассчитывали получить чиллерные установки европейского производства, но в силу невозможности их доставки сделали выбор в пользу прецизионных систем кондиционирования отечественного вендора», — объясняет Любовь Богданова.
Из-за необходимости задействовать каналы параллельного импорта рост требуемых инвестиций составил 10–20% по сравнению с изначально запланированным объемом. При этом возросшие затраты в марте-апреле позднее были частично восполнены летом, благодаря выгодному курсу рубля: «Если весной мы разместили часть заказов по «бешеному» курсу, то потом компенсировали часть расходов за счет заказов с низким курсом рубля», — делится опытом Любовь Богданова.
В ноябре 2022 г. был открыт первый машинный зал Nubes Alto, во втором машинном зале, запуск которого запланирован на начало 2023 г., будет построена новая конфигурация оборудования без использования продукции западных вендоров, при этом в компании отдают предпочтение восточно-азиатским производителям. Вместо ИБП компании Vertiv планируется установить системы тайваньской компании Delta. В области кондиционирования в Nubes изучают как российские (установлена в первом машинном зале), так и китайские системы охлаждения (планируется к установке во втором машинном зале).
«Что касается уже развернутой отечественной системы охлаждения, то, вероятно, мы оказались первыми, кто осуществил столь масштабное внедрение, — рассказывает Любовь Богданова. — В связи с этим пусконаладочные работы заняли много времени: вместе с вендором и подрядчиками мы детально изучали все технические процессы и проводили нагрузочные тестирования — использовали тепловые пушки и прогревали зал до 60 градусов, чтобы посмотреть, как кондиционеры будут «выживать» в этих условиях, и по результатам вносили корректировки».
Аналогичная работа будет проведена и с китайскими системами охлаждения для второго машинного зала, после чего будет cделан вывод, продукцию какого именно вендора имеет смысл использовать для последующих ЦОД. Помимо технических характеристик, для ЦОД-оператора большое значение имеют уровень сервиса и поддержка от вендора. «На данный момент отечественные поставщики, по сравнению с западными вендорами, демонстрируют не столь высокую вовлеченность в процессы заказчика, поэтому тем более будет интересно посмотреть, каким образом организовано взаимодействие с заказчиком у китайских вендоров инженерного оборудования ЦОД», — признается Василий Степаненко.
Рынок ЦОД продолжит рост
В компании уверяют, что на основе китайских и отечественных инженерных компонентов можно собрать конкурентоспособный ЦОД за приемлемую цену, который не будет существенно уступать в своих характеристиках площадкам, построенным на оборудовании ведущих западных вендоров. Чтобы удостоверить высокую отказоустойчивость площадки Nubes Alto в 2022 г. были поданы документы на сертификацию проекта ЦОД в Uptime Institute (Tier III Design, на момент публикации ожидается подтверждение сертификата), а в дальнейшим также планируется провести сертификацию самой площадки (Tier III Facility).
Последние годы на рынке наблюдался дефицит высоконагруженных стоек с высокой отказоуcтойчивостью, таким образом, потенциал для новых игроков на рынке публичных ЦОД и облаков сохраняется. При этом санкции и спад в экономике оказали двоякое влияние на ИТ-бюджеты клиентов: с одной стороны, заказчики старались сокращать траты, с другой — были вынуждены в авральном режимепереносить ИТ-системы из западных облаков в российские. В долгосрочной перспективе сохранится тренд на свертывание собственных проектов по развитию физической ИТ-инфраструктуры (ввиду сложностей с поставками оборудования и с целью экономии затрат), заказчики будут искать альтернативу у внешних сервисных провайдеров, что будет конвертироваться в развитие бизнеса последних.■
Полный текст статьи читайте на CNews