Цифровизация выездного урегулирования задолженности: как технологии помогают банкам больше зарабатывать

08 Декабря 2022 13:3308 Дек 2022 13:33 |
Поделиться

На фоне международных ограничений у российского финансового сектора формируется запрос на повышение эффективности внутрибанковских процессов. На примере ВТБ мы разберем, как переход на новые технологии помог розничному бизнесу оптимизировать процесс урегулирования задолженности и обеспечить экономический эффект. Читайте в материале.

Ответ на пандемию

Финансовая сфера одна из первых в России стала переходить на «цифровые» рельсы. Технологии ИИ, RPA, облачные вычисления серьезно трансформировали повседневные банковские операции: начиная от приема платежей, одобрения кредитов и заканчивая обеспечением кибербезопасности.

Одновременно с цифровизацией отрасли сильно росла потребность в аналитике данных и необходимости создания собственных гибких систем. И в прошлом году финансовый сектор, по мнению экспертов НИУ ВШЭ, стал одним из лидеров разработки и внедрения инновационных технологий.

COVID-19 безусловно ускорил этот процесс: локдаун актуализировал вопросы удаленной работы и дистанционного обслуживания клиентов. За время пандемии использование онлайн-банкинга во всем мире выросло на 23%, мобильного банкинга — на 30%, оценили в BCG. На тот момент в России различными цифровыми каналами пользовалось примерно 87% банковских клиентов.

В результате в большинстве финансовых институтов, в банках в частности, повысилась скорость предоставления услуг, упростился доступ к самим продуктам, а банковский сервис стал возможным за пределами офисов. За это время сильно изменились и потребительские привычки, что привело к росту рынка мобильных платежей, ипотечных и потребительских онлайн-кредитов, гарантий и аккредитивов. После окончания пандемии многие банковские отделения так и не открылись.

Задолженность под контролем

Клиенты крупнейших российских банков сегодня получают услуги, не выходя из дома. И оптимизация рутинных операций сыграла в этом далеко не последнюю роль. По данным Финам, именно автоматизация бэк-офиса — отдела кадров, бухгалтерии, логистики, складских отделов и ИТ — дает наибольший эффект с точки зрения уменьшения затрат.

В банковской логистике много задач: управление инкассацией, выездным урегулированием, бригадами по обслуживанию банкоматов и курьерская доставка банковских продуктов клиентам. «В управлении такими задачами важно по-максимуму автоматизировать процессы, а также обеспечить эффективное планирование и контроль работ. По нашему опыту, автоматизировать можно до 50% операций, что позволяет повысить скорость подготовки сотрудников к выполнению работ, быстрее обслуживать клиентов, обеспечивать лучший сервис. Эффективное планирование повышает производительность персонала, в среднем, на 15% и сокращает операционные издержки на 20%», — говорит директор проектов компании «Маджента Девелопмент» Дмитрий Альберт.

Российская компания «Маджента» более 20 лет занимается разработкой цифровых универсальных логистических решений. На базе коммуникационной платформы Magenta созданы отраслевые ИТ-продукты для управления транспортом, пассажирскими перевозками и мобильным персоналом. Система управления выездным взысканием Magenta.Mobile Collection не только сокращает операционные затраты, но и повышает эффективность управления всем циклом выездного урегулирования и реализации непрофильных активов.

Magenta.Mobile Collection планирует звонки и встречи с клиентами с учетом стратегий урегулирования, вероятного времени нахождения клиента в месте встречи, что позволяет обеспечить максимальное число результативных контактов. При этом учитываются требования Закона N 230-ФЗ, что минимизирует риски в части нарушения частотности и типа коммуникаций. Готовый план работ передается в мобильное приложение на планшет сотрудника.

Также в приложение из учетных систем банка и сайта ФССП поступает актуальная личная и финансовая информация о дебиторе, включая данные о поручителях и третьих лицах. Это оптимизирует процесс подготовки к выезду: сотруднику не нужно ехать в офис, он может начинать работу прямо из дома.

Выездные специалисты вносят в приложение результаты встреч, и эти данные сразу же попадают в учетные системы банка. Это избавляет сотрудника от необходимости тратить время на отчетность и позволяет посвятить высвободившееся время работе.

В отчетах также отображается вся информация по затратам на выезд: фактическое время встречи с клиентом, пробег транспортного средства и расход топлива. Что, в свою очередь, позволяет руководителям отделов урегулирования удаленно контролировать перемещение, качество работы и результаты встреч своих сотрудников.

Magenta.Mobile Collection включена в реестр отечественного программного обеспечения. Вендор поэтапно переводит свои системы на отечественный технологический стек. В 2022 г. компания начала процесс перехода с Oracle на PostgreSQL, в 2023 г. планирует перейти с OpenShift на Kubernetes.

Эффект налицо: на 30% больше выездов

Банк ВТБ в рамках процедур розничного урегулирования внедрил систему управления выездным взысканием Magenta.Mobile Collectionеще в 2016 г. «Мы постепенно распространяли нашу технологию на разные сегменты портфеля, — рассказывает вице-президент, руководитель департамента розничного взыскания ВТБ Евгений Новиков. — Сначала использовали для досудебного урегулирования, потом на этапе исполнительного производства, затем загрузили в сервис залоговые активы, активы малого бизнеса и непрофильные активы».

Сейчас технология Magenta.Mobile Collection охватывает весь розничный портфель ВТБ. По этой технологии в банкесегодня работает 1500 сотрудников из различных городов России. Выездные специалисты получили планшеты, которые заменили стационарные рабочие места. Благодаря этому удалось сократить число дней, когда сотрудники должны работать из офиса, и ввести посменные графики, что помогло оптимизировать инфраструктуру. «За счет того, что при планировании система учитывает параметры, влияющие на вероятность встречи, а также оптимизирует маршруты, после внедрения сотрудники начали совершать, в среднем, на 30% больше выездов, а число контактных встреч выросло на 14%. Во время общения с клиентом на планшете представлена развернутая информация по нему, его продуктам, поэтому мы можем провести качественную консультацию о мерах урегулирования и помощи. Все это способствовало росту объема сбора на 15%», — говорит Евгений Новиков.

Полный текст статьи читайте на CNews