Цифровизация сельского хозяйства: как искусственный интеллект помогает сеять пшеницу

13 Октября 2023 12:0813 Окт 2023 12:08 |
Поделиться

Агропромышленный комплекс сегодня переживает цифровую трансформацию — это не столько тренд, сколько необходимость для отрасли. На рынке растет конкуренция, выручка предприятий падает, компании ощущают острую нехватку квалифицированных кадров. Сейчас на российском рынке достаточно цифровых решений для автоматизации процессов, которые помогают усилить позиции организации в отрасли. И рынок постепенно становится все более привлекательным для инвестиций в этой области. 

АПК идет в «цифру»

Цифровизация сейчас проникает не только в банки, маркетплейсы и государственные компании, но и в агропромышленный комплекс (АПК). Технологии позволяют отслеживать состояние посевов, применять беспилотные летательные аппараты для удаленного мониторинга состояния полей или собирать урожай с помощью искусственного интеллекта. «Цифра» способна улучшить качество продукции и увеличить ресурсы сельхозпроизводства. А учитывая растущую численность населения Земли, отрасли просто необходимо перестроиться и стать более эффективной.

Российские власти в последнее время также озабочены цифровизацией сельского хозяйства. Так, в конце мая 2022 г. премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, в котором утвердил создание Научно-производственного центра по обеспечению внедрения передовых научно-технических результатов в сельское хозяйство.

В июне 2022 г. Правительство России сообщило о выделении 907 млн руб. на внедрение цифровых технологий в агропромышленном комплексе страны.

О том, что АПК становится все более цифровой отраслью, говорят и представители Сбера — услугой Digital Transformation as a Service (цифровая трансформация как сервис) интересуются все больше игроков этой отрасли. Сейчас у банка 128 клиентов АПК из разных регионов страны, 70% которых занимаются трансформацией отдельных бизнес-процессов в производстве или продажах, а треть — хочет с помощью «цифры» изменить бизнес-модель компании, запустить новый бизнес или вывести на рынок новый продукт.

На площадке Сбера недавно состоялась конференция для собственников бизнеса, руководителей подразделений цифровой трансформации АПК и ИТ-подразделений. На ней эксперты обсудили возможности, которые цифровизация дает предприятиям АПК, и решения по оптимизации привычных процессов.

«Если ранее клиенты Сбера делали акцент на аудит, маркетинг, сейчас основной запрос компаний приходится на цифровую трансформацию», — отметил старший вице-президент Сбера Владимир Ситнов.

Плюсы внедрения «цифры»

«Конкуренция на рынке очень ощутимая, и каждый процент эффективности позволяет тебе вырваться вперед, — считает Сергей Ильиных, генеральный директор «Сибагро», компании по промышленному производству свинины и мяса курицы. — И если ты не воспользовался современными технологиями, их будет использовать твой конкурент, который получит тот самый процент эффективности, который уведет его вперед».

По словам бизнес-директора консалтинговой компании Strategy Partners Тимура Рзаева, у компаний, которые правильно применяют цифровые решения, в среднем ниже себестоимость и выше EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации).

По словам Рзаева, при планировании цифрового развития компании часто упускают важные вещи. К примеру, они не рассматривают «цифру» как важный инструмент развития бизнес-моделей. Также руководители организаций часто фокусируются на привлекательности отдельных решений, а не на том, какой бизнес-смысл они несут, и упускают из виду управляемую эффективность комбинаций решений.

Владимир Ситнов подчеркнул, что последние три квартала 2023 г. совокупная выручка АПК падает. На это, в первую очередь, повлияла геополитическая обстановка, которая нарушила логистические цепочки и негативно сказалась на ценах. Помимо этого, сектор укрупняется: большие предприятия скупают маленькие, не только иностранные, но и отечественные.

Цифровые технологии же помогают и крупным предприятиям, и малым. Как отметила собственник и генеральный директор тепличного комбината «Лазаревское» Кристина Романовская, помимо геополитических и погодных рисков на рынке есть и другие проблемы, например, ощущается нехватка квалифицированных кадров. А человеческий фактор, в свою очередь, влияет на качество продукции, на убытки и себестоимость. И это один из доводов в пользу автоматизации производства и внедрения цифровизации.

В то же время по уровню цифровизации АПК Россия не сильно уступает таким лидерам как США и Китай. Большая часть разработок в области агропромышленного комплекса — российские. Помимо этого, АПК становится привлекательной отраслью для ИТ-специалистов. Однако на рынке пока все еще чувствуется кадровый голод, отмечает Романовская.

Продукты для цифровизации

В России представлено достаточное количество отечественных цифровых решений, которые аграрии активно применяют на практике. Это, например, технологии для создания электронных карт полей и управления производством, техникой и для автоматизации посевов и сбора урожая.

К таковым, например, относятся решения компаний «АГРОштурман», «Агроинтеллект» «ЦентрПрограммСистем» и многих других.

Так или иначе, по данным правительства РФ, до 2026 г. рынок цифровых решений в российском АПК должен вырасти до 360 млрд руб. Поэтому во внедрении новых цифровых решений в АПК эксперты видят большой потенциал, в том числе для инвестиций.

erid: Kra23ZbvdРекламодатель: ПАО «Сбербанк»ИНН/ОГРН: 7707083893/1027700132195Сайт: http://www.sberbank.ru/ru/

Полный текст статьи читайте на CNews