Цифровая трансформация в условиях санкций: практический опыт
Об опыте цифровой трансформации в новых условиях в ходе секции «Цифровая трансформация» рассказали лидеры ИТ-рынка на «CNews FORUM Кейсы: опыт ИТ-лидеров». Эксперты поделились кейсами внедрения цифровых платформ и систем управления, опытом работы с ИТ-специалистами в условиях оттока кадров, а проектами, реализованными в сфере импортозамещения.
Как построить коммуникационную платформу
Об опыте построения коммуникационной платформы для железнодорожной отрасли рассказал Андрей Врацкий, CEO eXpress. Сложность перехода на новое решение заключается в том, что пользователи сейчас очень требовательны, они хотят того, что уже имеют в эталонных продуктах: той же легкости, скорости, того же набора функций, отмечает спикер. «Продукт, который внедряется, должен одновременно сидеть на трех стульях: и удовлетворять клиента, и проходить информационную безопасность, и нравиться пользователям», — говорит Андрей Врацкий.
Такие структуры, как РЖД, состоят из огромного количества дивизионов, подразделений и т.д. Поэтому здесь не подойдет вариант сбора всех данных в центральное облако, отмечает эксперт. «Правильный подход создания коммуникационной сети — это именно сетевой подход», — утверждает Андрей Врацкий. При нем необходимо поставить независимые корпоративные сервера и связать их в общую сеть для того, чтобы все могли общаться друг с другом.
Чего хочет бизнес и требует ИБ
Докладчик отметил, что до половины общения у пользователей на работе происходит с внешним миром (подрядчики, контрагенты, партнеры и пр.). И если не дать такую возможность в корпоративном инструменте, им не будут пользоваться. Поэтому в мессенджере это необходимо предусмотреть.
Цифровая трансформация в условиях импортозамещения
Андрей Дмитриев, управляющий директор, дирекции трансформации клиентов CIB, департамента ключевых клиентов «Сбера» отметил, что в феврале 2022 г. практически все компании сократили свои бюджеты. И первыми «пошли под нож» цифровые проекты.
Вместе с сокращением ИТ-бюджетов в шесть раз выросла стоимость ИТ-оборудования, а стоимость кадров и хантинга увеличилось в два-три раза, говорит Андрей Дмитриев. Он также отметил трудности с обеспечением технологического суверенитета и безопасности, т.к. не все компании поняли серьезность этой задачи. Некоторые дожидаются отмены санкций и возвращения иностранных вендоров.
Еще одна проблема, по мнению спикера, состоит в оттоке ИТ-специалистов. «Многие действительно возвращаются, но к сожалению, возвращаются не самые квалифицированные кадры, — отмечает он. — Те, кто не получил оффер и не нашел работу. Именно квалифицированных мы теряем».
Для решения этих проблем в «Сбере» создали свою Sber Platform V и занялись внутренними разработками, поиском нишевых стартапов, инсорсингом и созданием собственных решений. Потерю квалифицированных кадров в «Сбере» решали, в том числе, с помощью аккредитации интеграторов для цифровых и экосистемных продуктов.
Андрей Дмитриев также отметил трудности из-за разрыва логистических цепочек по поставке ИТ-оборудования. В «Сбере» для решения этой проблемы перешли на облачную инфраструктуру SberCloud.
Цифровые платформы и хранилища данных
Олег Щепалин, ИТ-директор ДОМ.РФ, рассказал о создании специальной платформы для сбора и хранения данных для бизнеса, граждан и государства. ДОМ.РФ предоставляет собой сервис, основанный на данных о новостройках России. Благодаря ему каждый гражданин может посмотреть информацию о любой новостройке, которая есть на территории РФ, с картинками, средней стоимостью и т.д. Отрасль же, пользуясь сервисом, может получить информацию о месте строительства (средняя цена, класс жилья, дороги и пр.). Все эти данные объединены на единой платформе, созданной на базе отечественного ПО.
Трансформация процессов
Компания начала с консолидации данных в едином корпоративном хранилище данных. В том числе, Олег Щепалин отметил важность такого инструмента, как Change Data Capture — захват изменения данных. Еще один важный элемент трансформации данных — контроль их качества. «Встраиваете контроль качества данных как можно ближе к точке ввода данных», — подчеркивает спикер. Для того, чтобы иметь возможность делиться данными, их также необходимо обезличить в самом хранилище. Помимо этого, для трансформации процессов необходимо внедрить Self-Service в аналитике данных и оптимизировать ИТ-расходы за счет переиспользования данных.
Digital-стратегия и изменения, основанные на данных
«Мы занимаемся проведением исследований широкого спектра продуктов: от продуктов питания до мобильных приложений», — начал Антон Куканов, заместитель руководителя Роскачество. Организация формирует перечень категорий, согласованных с Минпромторгом. Затем закупаются образцы и проводятся исследования. Выбранным категориям товаров присваивается рейтинг, а лучшим из них — знак качества. Исследования показывают, что если товару присваивается знак качества, то его продажи в среднем вырастают на 30%.
Основной продукт Роскачества — это контент, говорит Куканов. К концу 2020 г. Роскачество имело достаточно скромную аудиторию (450 тыс. посетителей портала в месяц и 170 тыс. подписчиков в соцсетях). Для ее роста была создана новая digital-компетенция: agile-команды по разработке, продвижению и аналитике, внедрен data-driven подход и построена система сквозной аналитики. Помимо этого, была выстроена системная работа с SEO и соцсетями и внедрен продуктовый подход к разработке digital-продуктов.
По словам Куканова, выбрать определенный контент недостаточно, его еще необходимо упаковать в экосистемы. «За счет digital-компетенции и внедрения нового подхода и вводных интеграций с крупными площадками нам удалось в 2,5 раза увеличить число посетителей портала», — говорит он. Так, по состоянию на июнь 2022 г. количество посетителей портала Роскачества составило 1,2 млн в месяц и 500 тыс. подписчиков в соцсетях.
Open API шаг к Open Banking
О развитии открытого банкинга в России рассказал Виталий Копысов, директор по инновациям Банка Синара. Работает это следующим образом: участники доверенной среды открытого банкинга предоставляют информацию по счетам клиента и дают возможность инициировать платежи с согласия клиента небанковским игрокам. Финтех-компании же получают данные по счетам клиента из банков и предоставляют ему удобные финансовые сервисы через свои приложения.
Система быстрых платежей (СБП) построена именно на технологии open-banking. Речь идет о закрытом платежном коде, по которому переходят только банки, и о ссылках для тех, кто хочет получить сервис. Последние проходят через open API. Благодаря этому клиент может совершить платеж по QR-коду, ссылке в мессенджере, кнопке на сайте, через NFC и т.д. Деньги поступают на счет немедленно.
Динамика развития платежных сервисов
Виталий Копысов также рассказал о приложении СБПэй, которое является электронным кошельком, созданным на основе банковского счета. Оно станет обязательным для банков-участников СБП с июля 2022 г. «В ближайшем будущем мы собираемся заниматься экспансией СБП», — говорит Копосов. Так, с апреля 2022 г. СБП стал трансграничным платежным сервисов. Благодаря этому открыт путь к созданию на базе СБПэй трансграничного электронного мобильного средства платежа. В будущем также возможна интеграция оплаты через СБПэй товаров и услуг с международными платежными сервисами.
MES по-русски
О своем опыте создания системы управления производством рассказали Алексей Корниенко, проектный менеджер SimbirSoft, и Андрей Степанов, архитектор НИЦ «Консом Групп». Решение является плодом сотрудничества этих двух компаний.
Корниенко рассказал, что данный проект стартовал в конце 2020 г. Система создавалась таким образом, чтобы ее конечные пользователи не ограничивались производственными предприятиями, а решение было бы интересно любому бизнесу. С ее помощью практически любое предприятие может автоматизировать свою деятельность, при этом не прибегая к помощи дорогостоящих программистов. Среди преимуществ продукта — отсутствие аналогов, собственная система управления бизнес-логикой, Low-code разработка собственных модулей и т.д.
Андрей Степанов рассказал про технические аспекты системы. Платформа состоит из ядра и множества независимых функциональных модулей. Ядро может выступать как экосистемой, так и инструментарием для разработки новых функциональных модулей, подчеркнул спикер.
По его словам, бизнес-процессы, которые присутствуют на предприятии, не всегда видоизменяются. Поэтому готовые продукты, которые поставляются из коробки, добавляют больше проблем, чем их решают.
Цифровая трансформация как новая идеология
Егор Сафрыгин, директор по цифровой трансформации бизнеса Европейского медицинского центра рассказал об опыте цифровизации компании. Так, после 24 февраля 2022 г. компания лишилась 80% новых клиентов, особенно в премиальном сегменте. Необходимо было принимать срочные меры.
4 проблемы ИТ в филиалах и способы их решения
ИнтернетВ первую очередь, Европейский медицинский центр за три месяца перестроил свою продуктовую линейку: были созданы продукты для тех, кто находится за границей, а также сервис заботы о родственниках, которые остались в России. Это позволило восстановить 85% выручки, отмечает Егор Сафрыгин. Помимо этого, в компании была запущена СБП. «Европейский медицинский центр» также планирует внедрить оплату по карте иностранных банков.
Общение с клиентами в компании строится исключительно через WhatsApp как наиболее предпочтительный канал связи для клиентов. В центре также провели огромную работу над мобильным приложением компании, которое стало полноценной экосистемой. В нем можно не только посмотреть детализацию платежей по услугам, но и пообщаться с врачом, получить выписки, посмотреть анализы.
«За последние три месяца многое изменилось, мы поняли, что, работая в премиальном сегменте, очень много потеряли от ухода Facebook (запрещенная в России организация), — отмечает Егор Сафрыгин. — Также мы много потеряли из-за невозможности размещать контекстную рекламу в Google». Спикер отметил, что в этом смысле России есть над чем работать.
Неожиданные препятствия
Эдуард Мураховский, директор департамента проектного управления «Фармимэкс», рассказал о цифровой трансформации (ЦТ) в фармакологической отрасли. По его словам, эта отрасль является довольно сложной из-за зарегулированности и высокой степени ответственности производителей и дистрибьюторов.
Цифровые новинки ВТБ: от биометрии для веб-версии до банка в Telegram
ИТ в банкахЭдуард Мураховский рассказал об этапах, предшествующих цифровой трансформации. Так, компании сначала занимались автоматизацией (переход в автоматический режим с ручного труда), затем цифровизацией (помимо автоматизации, подход включает реинжиниринг — переосмысление бизнес-процессов) и после уже перешли к цифровой трансформации. Последняя подразумевает не только автоматизацию и цифровизацию, но и формирование иного взгляда на бизнес, учитывающего современные технологии (как правило, цифровые). «Именно здесь и кроются основные препятствия», — отмечает спикер.
«Самые главные вопросы — сколько цифрового (искусственного) в вашей цифровой трансформации и сколько там человеческого, — говорит он. — И именно от того, как вы ответите на эти вопросы, зависит, с какого рода препятствиями вы столкнетесь». Одним из тормозов цифровой трансформации является заблуждение, что человека можно исключить из всех бизнес-процессов, отмечает спикер. Тормоз номер два — любой искусственный интеллект несет на себе отпечаток своих «родителей» — разработчиков.
Цифровое будущее рядом
Тему цифровизации фармацевтического рынка продолжил директор по информационным технологиям аптечной сети 36.6 Алексей Еферов. Он отметил существование двух основных моделей, по которым будет развиваться аптечный бизнес. Первая модель — интернет-аптека, подразумевающая максимальную автоматизацию (умные ценники, самообслуживание). Вторая — модель персонального похода с участием фармацевта.
Для того, чтобы обеспечить персональный подход к каждому из 9 млн клиентов в 1700 аптеках в компании правильно распределили рабочее время фармацевтов. Так, в настоящий момент в аптечной сети ведется разработка кассового ПО, которое облегчит выполнение фармацевтами стандартных операций, а также общение с клиентом.
Алексей Еферов отметил, что еще недавно 15% времени сотрудники тратили на отчеты. «Мы внедрили системы оперативной отчетности, которые позволяют фармацевтам видеть, какие показатели в день им необходимо выполнить», — говорит он. Помимо этого, в компании ввели электронный документооборот, которым сейчас пользуются 3,6 тыс. сотрудников. Это позволило в пять раз снизить затраты на кадровый документооборот. В аптечной сети 36.6 также внедрен аналитический сервер, который формирует персональные предложения для клиентов с учетом истории покупок и анкетных данных. По мнению Алексея Еферова, цифровое будущее аптек связано с развитием доставки рецептурных препаратов и ростом телемедицины.
ИТ-управление в условиях кадрового голода
Актуальная тема сегодняшнего дня — отток специалистов, отметил Михаил Грибов, управляющий партнер группы компаний IT Expert. Так, по данным Минцифры, в 2021 г. не хватало порядка 300 тыс. ИТ-специалистов. По данным РАЭК, в 2022 г. — произошел отток от 50 до 100 тыс. человек. И на последнем заседании Совета Федерации была объявлена цифра в 1 млн человек.
Михаил Грибов отметил важность господдержки ИТ-образования. «Мы подготовили инициативу и направили ее в Минцифру, — говорит он. — Она состоит в том, чтобы выдавать гранты и субсидии для обучающих ИТ-компаний».
Компания IT Expert запустила собственную линейку программ обучения. Она разработала программы таким образом, чтобы человек, который занимался, например, логистикой, мог выбрать себе ИТ-направление и через год получить возможность работать в команде. Помимо этого, у компании есть свои сертификационные курсы и экзамены.
В IT Expert развивают три основных продукта — ITSM box (инструмент поддержки функционирования цифровых услуг), Asset box, который помогает управлять ИТ-активами, закупками, лицензиями ПО, а также CPI box, который предназначен для оценки цифровой зрелости компании.
Развитие внутреннего предпринимательства
Ольга Караева, директор по инновациям «Ленты», рассказала про кейс, который принес компании реальные деньги. Речь шла о платформе для автоматизации системы внутреннего предпринимательства.
Lenta.UP — один из драйверов роста «Ленты». Он основан на поддержке компанией предприимчивых сотрудников, стремящихся к преобразованиям и готовых их реализовать. На платформе Lenta.UP были представлены идеи как сотрудников и покупателей, так и целых команд. Система обеспечивает полную прослеживаемость от зарождения идеи до ее реализации.
Соответствующий проект стартовал в декабре 2019 г. В 2020 г. платформа была внедрена. Уже в 2021 г. начался пилот более чем для 8 тыс. сотрудников, благодаря которому было собрано более 1 тыс. идей. Для сбора идей в «Ленте» внедрили финансовую мотивацию, а также рейтинги.
Трансформация или антикризисное управление
«При построении стратегии цифровой трансформации мы опирались на цифровые контуры», — начала свое выступление Марина Максимова, Ex-HR партнер трансформации «Комус». В список контуров входят маркетинг и реклама, инфраструктура и связь, а также цифровой контент и электронная коммерция.
Изначально в компании занялись формированием стратегии развития и синхронизации продуктовых команд. Затем запустили трансформационные проекты в бизнесе. Вслед за этим «Комус» занялся хантингом сильных экспертов для развития трансформации и технологий и приступил к созданию цифровых HR-продуктов.
Приоритетом для «Комуса» стала интеграция персонала в деятельность компании. Для этого были созданы модели адаптации для всех сотрудников. Марина Максимова подчеркнула, что отток ИТ-персонала был всегда, и кандидатов всегда было мало. Для построения сильной команды в ней необходимо создать ценности, KPI, мотивацию и пр.
В своей деятельности «Комус» опирался на опыт Amazon: компания переходит в формат цифровой экосистемы для производителей самых разных товаров, обеспечивая стабильную транзакционную модель дистрибуции в полностью цифровом формате.
Кристина Холупова
Полный текст статьи читайте на CNews