Cервисные шины могут сэкономить свыше 900 млн рублей: как выбрать отечественную ESB

20 Декабря 2022 17:1120 Дек 2022 17:11 |
Поделиться

Сегодня, когда одним из главных ориентиров для промышленных предприятий стало технологическое самосовершенствование и оптимизация бизнес-процессов с целью получения конкурентных преимуществ, требование эволюции или реорганизации ИТ-ландшафта прочно заняло место в стеке ключевых задач.

Одной из первоочередных проблем, решение которой не терпит отлагательств в силу важности и огромного влияния на все бизнес-процессы компании, является задача интеграции (или реинтеграции — если процедура инициирована заменой импортного или просто устаревшего ПО на новое, отечественное) информационных систем — как исторических (legacy) систем, так и вновь создаваемых. Специалисты выделяют три аспекта, обусловливающие исключительную актуальность проблемы интеграции:

Во-первых, лавинообразный рост объемов цифровой информации, распределенной по многочисленным гетерогенным приложениям, системам, настольным базам данных и мобильным устройствам. Для эффективного использования распределенных данных должны быть решены проблемы сбора, синхронизации и использования релевантной информации в масштабах предприятия.

Во-вторых, необходимость поддержания сквозных бизнес-процессов, охватывающих различные подразделения компании и внешних контрагентов, а также необходимость обмена информацией и сервисами между информационными системами в пределах предприятия.

В-третьих, требования бизнеса всегда опережают возможности информационных технологий, поэтому чрезвычайно важно уметь использовать функционал исторических систем для поддержания преобразований бизнеса и сохранения инвестиций в информационные технологии.

Еще пару лет назад задача интеграции ИС решалась просто — под любое требование заказчика рынок предлагал массу проверенных решений от иностранных вендоров. Однако сегодня, на фоне ухода этих вендоров из России, ИТ-директора компаний вынужденно стоят перед дилеммой: создавать необходимое ПО своими силами или покупать его у российских разработчиков. К сожалению, отечественный рынок отнюдь не изобилует предложениями интеграционного ПО российской разработки. И это при том, что мероприятия по импортозамещению ПО начались в России еще в 2015 г., сразу после первых серьезных санкций. Летом 2015 г. был принят закон о создании Реестра отечественного программного обеспечения, а в ноябре было подписано постановление, вводящее для госзаказчиков ограничения на закупку ПО, отсутствующего в реестре. Перечень российского софта действует в стране с 2016 г., и в нем около 13 тыс. наименований.

Тем не менее на начало 2021 г. более половины российских предприятий даже не задумывались об импортозамещении, а доля российского ПО на российском рынке к марту 2022 г. составляла около 10%. Ситуация стала меняться в лучшую сторону после выхода соответствующего указа президента РФ, запрещающего использование на предприятиях критической инфраструктуры импортного софта с 2025 г. Начался активный перевод госструктур на импортонезависимые системы от российских производителей. Конечно, уход иностранных разработчиков еще не означает массового отказа от действующих систем, если только они не были развернуты в облаке (там все процессы были отключены сразу же). Скорее, этот процесс означает прекращение поддержки и развития, что, в свою очередь, однозначно требует замены критического программного обеспечения, в частности, интеграционных платформ и шин, на российское.

Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке

Интеграция информационных систем — это процесс установки связей между информационными системами предприятий и организаций для получения единого информационного пространства и организации поддержки сквозных бизнес-процессов предприятий и организаций.

С точки зрения бизнес-процессов интеграции можно дать и иное определение: интеграция бизнес-процессов (BPI) — это синхронизация внутренних операций компании с операциями других ее подразделений и торговых партнеров путем соединения разрозненных систем в режиме реального времени. BPI позволяет автоматизировать бизнес-процессы, процессы управления, эксплуатации и поддержки, интегрировать системы и службы, а также безопасно обмениваться данными между многочисленными приложениями. Решения BPI позволяют предприятиям использовать преимущества уже существующих систем, автоматизируя и управляя бизнес-процессами, охватывающими эти системы.

В целом задачу интеграции разнородных информационных систем можно свести к нескольким типовым случаям:

  1. Необходимость обмена данными в корпоративной или государственной сфере между ИС из различных предметных областей. Например, управление производством и финансы в корпоративной среде, или учет прав собственности и налоговое администрирование в системе государственного управления.
  2. Централизация системы управления подразделениями и филиалами предприятия (вертикальное интегрирование).
  3. Объединение предприятий путем слияния и поглощения.
  4. Поддержка исторических систем.

Интеграционные решения могут быть реализованы разными способами: с помощью ETL-инструментов, с помощью систем класса API-management, репликациями баз данных и пр. Все зависит от поставленных задач. В любом случае каждое решение имеет свои плюсы и минусы. При выборе микросервисной архитектуры, например, плюсы — высокая производительность, широкие возможности кастомизации решений и высокая отказоустойчивость. В случае с классической ESB-шиной плюсом станут простота развертывания, поддержки и эксплуатации.

Сегодня, по утверждениям специалистов, в сегменте импортозамещающих интеграционных платформ и шин наблюдаются три тенденции. Первая — это поддержка развертывания в облаке. Вторая — переиспользование open source-решений в качестве ядра для интеграционных решений. Третья тенденция — микросервисность с применением классических шин и различных коннекторов, а также адаптеров к системам, которые, по большому счету, является микросервисами.

Выбор интеграционного решения зависит исключительно от поставленных задач и намеченных перспектив. По мнению Артема Сазонова, директора направления интеграционных решений компании AT Consulting, если перед компанией стоит задача, например, упорядочить интеграционные связи внутри организации между системами, которые раньше взаимодействовали по принципу точка-точка, то в большинстве случаев будет достаточно внедрить ESB шину, и с ее помощью выстроить централизованный интеграционный слой в компании.

Конечно, сервисная шина — идеальное решение не только для таких компаний. ESB-решение оптимально для организаций со следующими характеристиками:

  • крупное предприятие с развитой базой информационных систем;
  • территориально распределенное предприятие (объединение в централизованный информационный обмен/поток всех участников/филиалов) и внутренняя (локальная) ИТ-инфраструктура;
  • необходимость централизованного обмена информацией (файлами) между различными информационными системами (CAD, CAE, CAM, ERP, PDM, MES и др.);
  • высокий, постоянный объем обмена информационных потоков (в т.ч. файлы большого размера) и значительная нагрузка на сеть;
  • потребность гарантированной доставки информации (в т.ч. контроль качества передаваемых данных).

По мнению специалистов из компании «Девелоника», входящей в ГК Softline, интеграционная шина не требуется, если на предприятии развернуто малое количество интегрируемых между собой систем или необходима простая интеграция с небольшими объемами данных и простой объектной моделью передаваемых данных. Шина может не потребоваться, если на предприятии внедрена система или комплекс систем на одной платформе, где реализован необходимый функционал и уже решена задача обмена данными.

Однако, уверены эксперты, если планируется развитие ИТ-инфраструктуры заказчика и ожидается рост количества внедряемых систем или увеличение сложности задач интеграции, то имеет смысл использовать ESB-шину даже для интеграции небольшого числа систем с возможностью дальнейшего масштабирования.

Решая задачу интеграции, важно уделять внимание не только функциональным возможностям, но и нагрузочным показателям. Следует помнить, что шина при своем полном функциональном покрытии не должна стать «узким местом» в плане пропускной способности. При выборе интеграционного решения необходимо обращать внимание в том числе на то, на каких платформах работают другие системы предприятия, с какими компаниями оно поддерживает партнерские отношения, а также руководствоваться стратегическими целями. Еще одним показателем, требующим особого внимания, должна стать импортонезависимость решения.

О всемогущем рынке

К 2022 г. объем мирового рынка ESB (ПО + услуги) достиг $4,5 млрд, из которых $909 млн — это рынок самого ПО. На рисунке ниже показана динамика глобального рынка ESB-продуктов и услуг, а также прогноз этого сегмента до 2026 г.

Российский рынок ESB (ПО + услуги) — около 3,4 млрд, при этом 0,68 млрд — только ПО. По прогнозам, к 2026 г. российский ESB-рынок может вырасти более чем на 30%. Однако эти данные были составлены в начале 2022 г., и не исключено, что в новых реалиях рост окажется более впечатляющим.

До недавнего времени на российском рынке ESB-решения были представлены достаточно широко. Однако витрина интеграционного софта практически полностью была «заставлена» западными ИТ-грандами: Mule ESB (MuleSoft), Oracle Service Bus (Oracle Corporation), Red Hat JBoss Fuse, IBM Websphee ESB / Integration Bus (IBM Corporation), BizTalk (Microsoft Corporation). Тем не менее, по мнению Артема Сазонова, российские ESB-решения имеют высокий уровень зрелости, хорошо справляются с поставленными задачами интеграции информационных систем и в большинстве случаев способны заместить зарубежные решения.

Так как одной из ключевых характеристик любого ПО является надежность и безотказность, принимая решение в пользу той или иной отечественной шины, стоит учитывать еще один немаловажный фактор — наработку. Если импортные решения «имеют за плечами» десятилетия работы в самых разных отраслях и на самых разных предприятиях, российский софт такого опыта пока не имеет. Потому имеет смысл выбирать ПО, проверенное в реальной работе. Показательной в этом отношении может служить шина Multi-D ESB, эксплуатируемая в АО АСЭ — управляющей компании инжинирингового дивизиона госкорпорации «Росатом», сооружающей в разных странах мира сложнейшие инженерные объекты капительного строительства, атомные электростанции.

Результаты внедрения шины Multi-D ESB на предприятиях дивизиона довольно впечатляющи:

  • сокращение времени протекания процессов обмена данными с 24 часов до 11 часов;
  • сокращение количества запросов данных с 87 до 64;
  • сокращение количества итераций на верификацию получателем передаваемых данных с 4 до 1;
  • сокращение количества ошибок при вводе данных на 73%;
  • сокращение трудозатрат в 2,5 раза;
  • сокращение времени передачи информации о датах и статусах контрактации в 13,3 раза.

Общий экономический эффект от использования шины представлен в виде экономии до 4,5 человеко-часов в день на каждой операции передачи данных, что составляет в среднем 5,6 млн в год за одну интеграцию. Совокупный прогнозируемый эффект до 2029 г. от запланированных интеграций ожидается в размере 903,4 млн.

При разработке Multi-D ESB авторы пошли по пути адаптивного объединения open source-инструментов интеграции и собственных наработок в развитом общем интерфейсе администрирования. Шину отличают мощные возможности масштабируемости, высокая отказоустойчивость. Стек технологий подбирался не уникальный, а зарекомендованный, проверенный временем, с большим пользовательским опытом, большим количеством специалистов на рынке, имеющим опыт работы с данным стеком. В качестве ядра решения использован Appache Camel.

У Multi-D ESB гибкая модульная архитектура, позволяющая легко заменять компоненты, интегрировать внешние компоненты, что позволяет заказчику сэкономить трудозатраты и время на реализацию интеграций. Шина Multi-D ESB отлично подходит компаниям с разным уровнем зрелости ИТ-ландшафта, сложными производственными процессами, от корпораций с распределенной структурой до отдельных предприятий и организаций, у которых более двух информационных систем для интеграционного взаимодействия между собой.

Полный текст статьи читайте на CNews