Чек-лист поиска по сайту интернет-магазина
У современного интернет-магазина очень серьезные требования к поиску по сайту. Рассмотрим, что необходимо учитывать в обязательном порядке.
15.01.2015 | Автор: Игорь Зельманов, ГИПЕРИОН (Директор)
1. Блок поиска — дизайн
1.1. □ Блок поиска — заметен на странице, и доступен без прокрутки даже на ноутбуках с невысоким экраном по высоте
1.1.1. Дмитрий Сатин: Реализуйте правильную модель поиска
1) Сделайте форму поиска заметной и простой.
2) Используйте форму поиска вместо ссылки на поиск.
3) Сделайте поиск терпимым к ошибкам, опечаткам, синонимам и вариантам.
4) Выводите результаты в релевантном виде.
1.1.2. Из каких шагов состоит это действие — поиск чего-либо на сайте?
Модель поиска:
1) Пользователь заметил возможность поиска;
2) Пользователь выражает свою потребность в форме текста;
3) Пользователь вводит текст и отправляет запрос;
4) Пользователь получил и интерпретирует результаты поиска.
1.2. □ Блок поиска похож на привычные блоки поиска в поисковиках Яндекс и Google
1.3. □ Блок поиска имеется на всех страницах сайта
1.4. □ Блок поиска включает в себя
1.4.1. □ Форму для ввода поискового запроса
1.4.2. □ Приглашающий текст в поле ввода
1.4.3. □ Кнопку «Искать»
1.4.4. □ Блок выбора области поиска
1.4.5. □ Пример поискового запроса
1.5. □ Размер поля ввода позволяет ввести длинный запрос из 4–5 слов
1.6. □ На кнопке рядом с поисковым окном имеется слово «искать» или «поиск», а не просто иконка с изображением, скажем, лупы. Кроме того, кнопка должна быть похожа на кнопку, пользователю должно быть понятно, что на нее нужно нажимать.
2. Блок поиска — функциональность
2.1. □ Имеется выбор области поиска — рубрики каталога, статьи и обзоры
2.2. □ Текст в поле ввода извещает об объектах поиска и количестве товаров
2.3. □ Текст в поле ввода исчезает при вводе первого символа, и появляется снова, если поле ввода пусто, и фокус ушел из поля ввода
2.4. □ Поисковый запрос доступен для редактирования. То есть текст, который вводит пользователь, не исчезает при смене фокуса или переключении на другую страницу — до тех пор, пока не нажата кнопка Искать
2.5. □ Текст подсказки в поле ввода меняется в зависимости от выбора области поиска
2.6. □ Ошибка в раскладке клавиатуры корректируется на лету в процессе ввода
2.7. □ Имеется автозаполнение поискового запроса при вводе первых 2–3 букв и предвосхищающий поиск на основе поискового словаря и статистики поисковых запросов
2.8. □ Предлагаемые варианты автозаполнения запроса ранжируются в соответствие с частотой и маржинальностью товаров
2.9. □ Предвосхищающий поиск содержит количество результатов поиска
2.10. □ Предвосхищающий поиск содержит строки товаров с ценой
2.11. □ Предвосхищающий поиск содержит строки товаров с мини-картинками товаров. Пример:
2.12. □ Предвосхищающий поиск не содержит товаров, отсутствующих в продаже
3. Результаты поиска — дизайн
3.1. □ Результаты поиска хорошо видны и не загромождаются сопутствующей рекламой
3.2. □ Результаты поиска имеют блочную структуру и содержат:
3.2.1. □ блок уточнения запроса (способ поиска, область поиска, синонимы)
3.2.2. □ блок кратких результатов поиска (где и сколько нашлось) в одну-две строки
3.2.3. □ блок управления форматом вывода (плитка/список/прайс) и сортировкой (стандартная/по цене/по брендам/по алфавиту)
3.2.4. □ блок найденных категорий с заголовком
3.2.5. □ блок найденных товаров с заголовком
3.2.6. □ блок предыдущих поисковых запросов
3.2.7. □ блок рекомендаций («те, кто искали это также искали… потом купили…», «те, кто искали… смотрели также…»)
3.2.8. блок «Словарь терминов», помогающих разобраться в описаниях товаров и принять решение о покупке
4. Результаты поиска — функциональность
4.1. □ Ошибка в раскладке клавиатуры корректируется «на лету» и результаты выводятся для исправленного запроса
4.2. □ Результаты поиска содержит количество найденных результатов поиска
4.3. □ Результаты поиска выдают количество найденных результатов поиска по группам областей поиска: товарные категории, бренды, акции, модели товаров, названия товаров, описания товаров, статьи и обзоры, раздел помощи, причем каждый результат является ссылкой на блок результатов поиска
4.4. □ Результаты поиска содержит карточки товаров с кратким описанием, ценой, фото, и кнопкой «купить»
4.5. □ Ярлыки. Если у товаров есть заданные в админке параметры «Новинка», «Лидер продаж», «Распродажа» и так далее, они выводятся в карточке во всех вариантах выдачи.
4.6. □ Результаты поиска включают инструменты уточнения поиска в формате расширенного поиска. Пример (открыть в новом окне)
4.7. □ Имеется расширенный поиск, который называется так: «Развернуть параметры поиска», позволяет свернуть/развернуть инструменты уточнения поиска, которые включают:
1) Выбор области поиска
2) Ключевые слова для включения в поиск
3) Логическая операция (И/ИЛИ/НЕ)
4) Ключевые слова для исключения из поиска
4.8. □ Результаты поиска имеют блок фильтров для выбора товаров по параметрам
4.9. □ Фильтры в результатах поиска динамически, «на лету» меняют доступныее варианты выбора по мере выбора параметров фильтра таким образом, что после каждого выбора:
1) пересчитывается количество найденных результатов
2) остаются только доступные значения связанных параметров, исключая при этом возможность задания взаимоисключающих параметров и получение нуд=левого результата
Примечание. Наиболее известный пример такого динамического фильтра — фильтр в Яндекс.Маркете.
4.10. □ Адрес страницы результатов поиска динамически меняется и включает поисковый запрос и примененный фильтр таким образом. чтобы можно было переслать ссылку и по ней откроется страница результатов поиска с выбранными значениями фильтра
4.11. □ Страницы с результатами поиска и фильтрации закрыты от индексации поисковыми машинами
4.12. □ Результаты поиска различают в выдаче основной товар и дополнения к нему
4.13. □ Результаты поиска содержат блок ранее введенных поисковых запросов, каждый запрос с количеством результатов — ссылка для повтора поиска
4.14. □ Результаты поиска включают выборку с учетом синонимов
4.15. □ Результаты поиска динамически меняют логику формирования результирующей выборки, когда в поисковом запросе несколько слов:
1) Если результатов МНОГО, то результаты объединяются по «И», чтобы УМЕНЬШИТЬ объем выборки
2) Если результатов МАЛО, то результаты объединяются по «ИЛИ», чтобы УВЕЛИЧИТЬ объем выборки
3) Алгоритм объедиения отображается в значениях параметров уточнения поиска
4.16. □ Сортировка. Товары в результатах поиска выводятся в следующем порядке:
4.16.1. □ Запрос = Артикулы. Если в поисковом запросе указаны артикулы — отображается список товаров с этими артикулами в том порядке, в каком они перечислены
4.16.2. □ Запрос = Модель товара. Если в поисковом запросе указана модель — то первой выводится карточка модели, даже если товар недоступен для покупки, а затем товары из той же ассортиментной группы, доступные для покупки:
1) Другие товары той же фирмы — в ценовом диапазоне плюс-минус 20% от цены модели
2) Товары-аналоги других фирм — в ценовом диапазоне плюс-минус 20% от цены модели
3) Остальные товары той же фирмы
4) Остальные товары других фирм
5) Прочие товары тоже типа, доступные для покупки, по расширенному запросу. Расширенный запрос = начальной части названия товара до бренда (то есть берем название товара без бренда и парт-номера модели). При этом из полученного списка товаров исключаются уже показанные
4.16.3. □ Запрос = товарная группа или бренд. Если запрос носит неконкретный характер, то первой выводится группа релевантных товаров, доступных для покупки — по одному из следующих алгоритмов:
1) По убыванию маржинальности, выраженной в процентах маржи
2) По убыванию маржинальности, выраженной в абсолютной величине маржи в цене товара, умноженной на среднее количество единиц этого товара в заказах
3) По убыванию популярности
4) По убыванию цены
5) По возрастанию цены
6) Вперемешку две половины списка: дорогие товары — по убыванию цены, дешевые по возрастанию цены
7) По порядку сортировки, установленному вручную
4.17. В зависимости от найденного контента в блок «Словарь терминов» включается терминология из предметной области, к которой относятся найденные товары
5. Результаты поиска отрицательные — функциональность
5.1. □ Имеется форма обратной связи, в которой пользователь фиксирует недовольство поиском по конкретному поисковому запросу «Сообщить администратору, что ничего не нашлось по этому запросу»
5.2. □ Предлагаются варианты корректировки запроса
5.3. □ Предлагаются варианты альтернативного поиска — каталог, алфавитные списки категорий, брендов, терминов
5.4. □ Предлагаются персональные рекомендации, основанные на предыдущих запросах и предметной области поиска
6. Поисковая машина — функциональность
6.1. □ Поисковая машина учитывает семантику запросов, в частности:
6.1.1. □ Набор слов, отражающих намерение купить: «купить», «магазин», «интернет-магазин»
6.1.2. □ Набор слов, отражающих намерение выбрать: «как выбрать», «какой выбрать», «какой лучший», «рейтинг», «отзывы», «сравнить», «что такое»
6.1.3. □ Товарные категории и их альтернативы: бытовая техника или техника для дома, электроника, сотовые или мобильные телефоны т.п.
6.1.4. □ Наименования товаров (и их синонимы): ноутбук и лэп-топ, телевизор и ТВ
6.1.5. □ Модели товаров
6.1.6. □ Наименования брендов и фирм-изготовителей (на русском и английском, включая опечатки)
6.1.7. □ Набор слов, отражающих заинтересованность в цене: дешево, недорого, премиум, самый крутой, дорогой
6.1.8. □ Различает обычные запросы от поиска артикула или списка артикулов
6.1.9. □ Различает поиск основного товара от «товара для…»
6.1.10. □ Различает свойства товара в запросе и умеет соотносить их с характеристиками товаров
7. Система поиска — аналитика и развитие
7.1. □ Лог результативности поиска по сайту сохраняется в доступном для анализа виде
7.2. □ В логе различаются поисковые запросы, полностью составленные пользователем, и запросы, выбранные из списка автозаполнения (предвосхищающего поиска)
7.3. □ На основе лога поисковых запросов ежедневно строятся рейтинги для автозаполнения
7.4. □ Разработана система KPI для поиска по сайту
7.5. □ Формируются еженедельные отчеты с KPI системы поиска
7.6. □ Формируется отчет об изменениях трендов поиска
7.7. □ Формируется отчет с рейтингом ключевых слов, отсутствующих в поисковом словаре
7.8. □ Формируется отчет с рейтингом ключевых слов, давших отрицательный результат
7.9. □ Проводится анкетирование удовлетворенности системой поиска в рамках общей системы удовлетворенности интернет-магазином
7.10. □ Анализируются результаты анкетирования и формы обратной связи, и готовится отчет
7.11. □ Разработаны алгоритмы автоматического пополнения словаря на основе выборки новых ключевых слов в поисковых запросах, новых наименований товаров и товарных групп
7.12. □ Ежемесячно проводится совещание, и ставятся задачи по развитию системы поиска
Прошу свои дополнения, возражения, уточнения присылать на адрес: zelmanov.igor@gmail.com
При подготовке прайс-листа использовались рекомендации по юзабилити интернет-магазинов разных авторов.
В примерах использованы скриншоты следующих интернет-магазинов:
http://ideipodarkov.net/ — Идеи Подарковhttp://www.komus.ru/ — Интернет-магазин товаров для офиса и дома
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine