Чек-бриф на разработку e-Commerce проектов с web-интеграцией. Часть 1. Товары

uploadgf6n5ds2v6.jpg

Создание интернет-проектов с веб-интеграцией полного цикла, как и подключение отдельных звеньев системы и бизнес-процессов компании к онлайну — непростая задача для менеджеров на стороне клиента, да и разработчика. Чек-бриф Астроним* в 3 частях системно подскажет, на какие моменты стоит обратить внимание.

27.11.2014 | Авторы: Богдан Коровец, Astronim* (Креативный директор),  Руслан Бордак, Astronim* (Ведущий бизнес-аналитик)  print.gif

Данный чек-бриф предназначен для создания и внедрения web-интеграции в инфраструктурные интернет-решения предприятий (преимущественно реального сектора экономики), уже имеющих отлаженные бизнес-процессы в offline и желающих выйти в online с более технологичными и уже полноценными e-Commerce интернет-проектами.

Чек-бриф лучше всего подходит для внедрения интегрированных интернет-решений в сегментах:

Розничная интернет-торговля во всех форматах B2C Web-интеграция бизнес-процессов и систем в формате B2B При разработке сложных интегрированных интернет-решений в процессе работы с клиентами часто сталкиваемся с двумя основными проблемами:

Первое, это сложность в предварительной оценке е-Commerce проектов. В начале пути зачастую даже заказчик не знает, что конкретно и какая функциональность ему необходима. Да, мы как разработчик, предполагаем, исходя из опыта, примерный бюджет работ и объем трудозотрат, но заказчик хочет увидеть более подробную смету. Второе, даже если проект с большего уже определен, всегда возникает потребность в его детальном техническом описании. Решить именно эти проблемы и призван наш чек-бриф с выводом различных уровней веб-интеграции e-Commerce-проектов. Чек-бриф отражает всевозможную функциональность Каталога, Товаров, Видов заказа, Корзин и Личных кабинетов, а так же полный комплекс синхронизации сайта с локальными системами (будь это система учета товаров на складе, CRM или другая система управления предприятием). Бриф создавался на базе накопленного опыта в компании Астроним* по разработке большого количества сложных двухсторонних внедрений и интеграций с 1С, складскими и бухгалтерскими системами и прочим ПО, в т.ч. посредством платформы 1C-Битрикс.

Чек-бриф преимущественно предназначен для веб-разработчиков, менеджеров проектов и представителей клиентов или внутренних отделов разработки, создающих и внедряющих подобные проекты в своих компаниях. Отмечая в чек-брифе галочками нужную функциональность, Заказчик/Разработчик на выходе получает четкий перечень работ, который легко ложится в основу сметы и первичного технического задания к проекту.

Но, вообще, что такое WEB-интеграция в контексте e-Commerce проектов?

Веб-интеграция — это когда сайт, склад, бухгалтерия и специализированные программы работают как одно целое. Мы говорим о бизнес-взаимодействии корпоративных сайтов или интернет-магазинов со своей онлайн-функциональностью с локальными информационными offline-системами типа 1С и другими торгово-учётными системами. В максимуме своём полной веб-интеграции, изменения в любом звене системы сразу отражаются во всех остальных звеньях. В классическом понимании разделяют интеграцию на уровне интерфейсов, функциональности и на уровне данных. Комплексная интеграция, как правило, включает все типы интеграции в разном соотношении.

Заметим, что веб-интеграция это не только интернет-магазины типа «Евроопта», но и вывод вообще любых других бизнес-процессов в онлайн. Как пример — транспортная компания «Интертраснавто» с отслеживанием грузов и другой функциональностью для клиентов в личном кабинете.

Две грани одного бизнес-процесса под названием веб-интеграция e-Commerce

Богдан Коровец, и.о. Астроним*: «Еще пару лет назад, когда Астроним* специализировался в разработках e-Commerce именно в корпоративном сегменте B2B, мы для себя выделяли три «горизонтальные» стадии усложнения web-интегрированного проекта, по возрастающей — от редкой у бизнеса интернет-коммерции для потребителя к частым уже взаимоотношениям между производителями и их оптовиками посредством интернет. И ситуации сложных систем заказа, личных «дилерских» кабинетов, разных систем цен касались в основном отношений производитель/торговая сеть. Ведь до сих пор формат B2B обеспечивает до 90% оборота мирового ритэйла. Но при этом в интернет остаётся одним из самых закрытых и даже технологически отстающих сегментов e-Commerce. Хотя у нас были примеры проектов, когда в интернет была переведена вся работа с торговыми сетями. Как производитель кожгалантереи www.galanteya.by (презентация о том, как проводилось внедрение веб-интеграции предприятия с изменением всех бизнес-процессов), www.bagoria.by с региональными оптовыми складами шин и дисков или тот же крупнейший производитель легпрома www.svitanak.by, отгружающий через интернет продукцию вагонами. С точки зрения решения бизнес-процессов, это была пирамида типа масловской, но основанная на промо-каталогах, которые могли быть и интегрированы или самостоятельны —, но изначально не несли других бизнес-функций, кроме промо».

Вот 3 прежних градации:

«Интернет-витрина или промо-каталог, с интеграцией данных с системой учета и без» — когда т.н. «базовая» web-интеграция в каталоге товаров если и есть, то только на уровне артикулов/остатков/цен и никаких бизнес-процессов по продаже эта система не несёт. «Интернет-торговля B2C (розничная) с интеграцией» — в данном случае к базовой web-интеграции часто добавляется интеграция на уровне остатков/складов/заказов с привязкой к региональности складов/магазинов и/или типами цен (скидки, накопленные бонусы, спеццены). Нередки случаи передачи в системы учета данных о заказах клиентов. «Интернет-коммерция B2B (оптовая) с интеграцией» — это распространенная ситуация полной интеграции как Клиентов (как розничных, так и оптовых), так и их Заказов на уровне Личных кабинетов и других бизнес-процессов, связанных между собой, с учетом типа торговли и 1С (или другой системы) внутри предприятия. «Интернет-витрина или каталог, с интеграцией и без» «Интернет-торговля B2C (розничная) с интеграцией» «Интернет-коммерция B2B (оптовая) с интеграцией» Интернет-доставка «Евроопт» Интернет-заказ сети «ПиццаТемпо» Печатный центр КАРАНДАШ Сеть магазинов «Оптика» на 1C-Bitrix (1С) Поставщик трубопроводного оборудования «Чистый берег» (1С) Сеть обувных магазинов «Мегатоп» Бонусные карты сети «ZIKO» Интернет-заказ соков ТМ «Grante» Служба доставки продуктов в Казахстане «Arbuz.KZ» (в архиве) Заказ продукции на B2B-складе «СРС-Электро» из 1С Обувное предприятие «Марко» с выгрузкой остатков и плана производства в 1С Кожгалантерейное предприятие «Галантэя» с системой оформления online-заказов для оптовых клиентов, ассортиментным кабинетом, с формированием плана производства от магазинов Трикотажное предприятие «Свитанок» с системой оформления online-заказов для оптовых клиентов, личный дилерский кабинет с историей и повтором заказов B2B-склад шин/дисков «Багория» с разделением торговли на регионы, сложными конфигураторами подбора продукции, историей заказов с интеграцией на 1C-Bitrix. Но это горизонтальное деление не отражает возрастающую степень усложнения вглубь интернет-проектов любых типов бизнеса. Поэтому сейчас корректнее использовать разделение web-интеграции на 3 уровня с точки зрения именно работы с разными объектами информации. Будто нанизывая различные уровни веб-интеграции на стержень карандаша, можно получить комплексный web-интегрированный e-Commerce проект.

Руслан Бордак, ведущий бизнес-аналитик Астроним*: «Сейчас же ситуация изменилась и теперь не только торговые сети и самостоятельные выводят свои интернет-магазины, но даже крупные производители выводят напрямую бизнес-процесс продажи продукции своим конечным потребителям, как соки www.granteworld.ru и сантехническое-трубопроводное оборудование www.bereg.by, например. Особенность таких веб-интеграций в том, что они создаются не с нуля, а базируются на уже давно существующей и отлаженной IT-платформе бизнес-процессов успешно работающего предприятия. Обычно это торгово-складские учётные системы типа 1С для реального сектора экономики, и теперь мы пришли к тому, что более классический формат усложнения веб-интеграции по пирамиде Товары-Заказы-Клиенты актуален уже для всех видов бизнеса, и B2B и B2C. Таким образом, мы вывели 3 ВЕРТИКАЛЬНЫХ уровня усложнения веб-интеграции, теперь именно с точки зрения работы с данными и обменом, и это:

Web-интеграция товаров (импорт данных из 1С) — с остатками и ценами, с привязкой к регионам-складам (розница/опт/регионы) и типам цен (опт/розница, различные валюты); Web-интеграция заказов (экспорт данных в 1С) — передаем заказы, когда администратору сайта не нужно получать письмо с заказом или переносить его в 1С — он сразу уже там отображается, а если нужно, то и резервируется; Web-интеграция клиентов (импорт данных из 1С и обратный экспорт в 1С) — передаем всю информацию по всем клиентам, их заказам и пр., что и позволяет формировать расширенную информацию в Личных кабинетах.

Итак, рассмотрим подробнее первый срез web-интеграции e-Commerce проектов: web-интеграция товаров (импорт данных из 1С).

Веб-интеграция на уровне e-Commerce: товары + склады + региональность

Ситуация, когда каталог продукции на сайте интегрируется только на автоматическое обновление остатков/наличия и цен по существующим артикулам продукции в каталоге. Чаще всего описание товара не передается из внутренней системы учета, а в большинстве случаев эта информация попросту там отсутствует. В таких случаях всё необходимое описание продукции администрируется вручную менеджером каталога в самом модуле каталога внутри системы управления сайтом. Всё остальное — есть товар в наличии, в каком количестве и по какой цене уже регулируется автоматически из 1С или любой другой системы учёта.

Очень распространена ситуация, когда остатки продукции актуально выводить не только на уровне одного склада, но и на уровне нескольких складов (опт/розница, или регионы продаж), которые также могут отличаться друг от друга на уровне цены или предоставляемых скидок или наоборот наценок.

Есть ситуации, когда актуальные данные невозможно получать чаще, чем раз в день или они вообще формируются в ручном режиме. В таком случае рассматривается вариант их автоматической загрузки раз в день или вообще вручную по мере необходимости или подготовке. Ситуации, когда данные передаются в режиме реального времени частные, и уже в зависимости от систем заказчика решается на местах какие технологии обмена и какие настройки веб-сервиса использовать.

В первых главах чек-брифа ниже перечислена вся необходимая функциональность в первом срезе web-интеграции. В следующей главе мы рассмотрим следующий уровень web-интеграции, когда обмен данными переходит в плоскость заказов, клиентов и работы с ними.

Главная страница Функциональность каталога Просмотр списка товаров по категориям/подкатегориям *Параллельные рубрикаторы (вывод продукции по бренду, по назначению и т.п.) Количество товаров в каталоге: До 100 От 100 до 1000 >1000 товарных позиций

**Акционный баннер/слайдер в каталоге для категории товаров *Настройка дополнительного вида вывода товаров: табличный/списком Выбор количества товаров, отображаемых на странице Выбор валюты цен в каталоге *Группы пользователей (розничные, оптовые, региональные цены, дисконт) Сортировка в категории (по бренду, цене, названию, популярности (рейтингу), количеству продаж, количеству просмотров) Фильтр подбора продукции по параметрам: по группам товаров, по брендам, цене («ползунок» по цене), по наличию, по признаку скидки, и др.) *Фильтрация/сортировка «на лету», без перезагрузки страницы **Индивидуальные фильтры по категориям товаров Нужен четкий перечень рубрик и характеристик для подбора внутри них: Вывод товаров (пейджинг): Постраничный С подгрузкой Аяксом

Каталог с характеристиками (разные характеристики товаров в разных рубриках) Анонс дополнительных характеристик товара по наведению на товар Перечислите доп. характеристики: Промо-товары (наклейки-статусы новинка / скидка / популярное / сезонное) Популярные товары в этом разделе (на базе функционала, включенного в список товаров) Дополнительные свойства товаров (Скидка / акция / старая цена — новая цена / экономия руб. или %) *История просмотра («Вы смотрели») *Сравнение товаров в рубрике по единому набору характеристик Интеграция с 1C/ERP Поиск по каталогу Товар Основные характеристики (фото, описание, цена и др.) Расширенная информация/характеристики Перечислите: Группировка товарных предложений: по модельному ряду, цветам, размерам и т.п. Связанные товары/категории: Товары-аналоги Сопутствующие товары (С этим товаром покупают, Рекомендуем также, Аксессуары, Комплекты)

*Готовые комплекты как дополнительное товарное предложение (по специальной цене) *Апсейл (покупая этот товар, вы можете приобрести следующие товары со скидкой или в подарок) *Рейтинги товаров Бальная оценка Лайки

Отзывы по товару Модерация Премодерация

*Написание администратором ответа на отзыв Демонстрация остатков или времени доставки (В наличии, Под заказ, Этот товар смогут доставить за 1–2 часа) *Механизм скидок на товар, на группу товаров, выбор периода скидки (на базе 1С-Битрикс) История просмотра («Вы смотрели») *Действия с товарами: Wishlist (отложенные товары, избранное) Связанные категории или товары

*ЧПУ адрес товаров (логический URL: доменное_имя.by/раздел_меню/название товара/) **Дополнительные SEO функции (настройка снипетов под Яндекс и т.п.) Продолжение темы веб-интеграции в e-Commerce в разрезе Товары-Заказы-Клиенты ждите через неделю!

Авторы: Богдан Коровец, Astronim* (Креативный директор),  Руслан Бордак, Astronim* (Ведущий бизнес-аналитик)

Оригинал: http://astronim.com/ecommercebrief/

print.gif

s.gif Рекомендуем:

Чек-лист по юзабилити интернет-магазинов

Апофеоз сотни холиваров и улучшения работы QA — чек-лист по юзабилити интернет-магазинов. В нем частично задействованы прошлые документы — чек-листы по формам и фильтрам. Пользуйтесь.

Наш чеклист для фильтров на сайтах

Довольно часто на сайтах е-коммерса нас просят реализовать фильтры. Хороший фильтр — довольно дорогая игрушка. В этой статье виде проверочного списка для наших QA, я зафиксировал некоторые требования, которые мы настойчиво внедряем на своих проектах с этого года.

91 совет по интернет-магазинам

Это по-своему уникальный материал — над ним работали сразу четыре команды. Сначала Cueblocks подготовили 91 совет по электронной коммерции на английском языке. Потом коллеги из SeoNews сделали адаптированную на русский язык инфографику этих советов. Далее, в E-pepper.ru перевели весь их материал на русский язык. А мы почти для каждого совета подобрали несколько примеров применения в интернет-магазинах СНГ.

[Азбука клиента] Запускаешь кампанию в Яндекс.Директ? Проверь себя

Эта статья — чек-лист для тех, кто рекламирует свой интернет-магазин через Яндекс.Директ. Мы собрали здесь типичные ошибки новичков, а также «подводные камни», на которые даже опытные пользователи не всегда обращают внимание при запуске рекламных компаний в Директе.

CMS Magazine CMS Magazine

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine