Частые заблуждения при создании интернет-магазинов
Дата публикации: 19.04.2018
Процесс создания интернет — магазина ¬- кропотливый труд, который требует от компании — заказчика максимальной вовлеченности и участия в работе с командой разработчиков. Несмотря на то, что существует ряд коробочных решений по созданию сайтов, так называемых стандартных, типовых, это не позволяет получить необходимый результат, отражающий потребности компании-заказчика. Ведь коробочный продукт лишь иногда может поддержать и отобразить все бизнес-решения, характерные для определенной компании, не говоря уже о сложности кастомизации и доработке таких решений. В результате рано или поздно торговые компании приходят к разработке собственного решения.
В чем же проблема?
Из-за большого количества вариантов, у заказчиков нет четкого понимания, как создать эффективный интернет-магазин, что бы он еще и хорошо продвигался. В этой области существует ряд стандартных заблуждений, которые зачастую упускают из виду. Именно о них я хочу вам рассказать.
Учитывая, что в «Рейтинге Рунета» в этом году мы на первом месте по разработке интернет-магазинов, реализующих стройматериалы, в этой статье я опишу самые частые заблуждения при создании магазинов данной тематики. И затрону следующие аспекты:
-
Интеграция с 1С
-
Построение каталога
-
Наличие и логистика
-
Детализация товара
-
Региональность магазина
-
Личный кабинет.
И давайте начнем!
1
Интеграция с 1С
Пожалуй, это самое распространенное заблуждение. Почти все лица принимающие решения (ЛПР) считают, что если сайт на платформе Bitrix («Битрикс»), то интеграция с 1С пройдет гладко и без привлечения дополнительного бюджета.
На самом деле это индивидуально. Зачастую Bitrix «из коробки» не интегрируется с коробочной 1С. Во многих случаях 1С в процессе деятельности компании видоизменяется, подстраиваясь под бизнес-процессы компании. Программу дорабатывают, добавляют необходимый для бизнеса функционал, видоизменяют существующий. Естественно, это приводит к тому, что и интеграцию надо писать отдельно, учитывая конкретный случай. А это требует дополнительного бюджета, который ранее мог быть не запланирован и неожиданно возникает на последних этапах разработки.
Рекомендация: Уточните у своего программиста 1С, доработана ли конфигурация программы 1С. Если да, свяжите разработчика интернет — магазина с программистом 1С для оценки точной стоимость интеграции.
Если же конфигурация недоработанная, поинтересуйтесь, можно ли интегрировать ее без дополнительной платы.
2
Построение каталога
К сожалению, многие компании уделяют этому очень мало внимания. Как следствие, каталог получается «сырым» и не отвечает потребностям потребителя.
Об этом можно рассказывать долго, это тема отдельной серии статей. Я же остановлюсь на основных нюансах, учитывая которые, можно заложить хороший базис для своего интернет-магазина.
В строительной тематике, в частности в продаже материалов, спрос можно разбить на два вида:
1. Спрос по характеристикам товара
В этом случае покупатель ищет товар по его характеристикам: это может быть определенный бренд, ширина, вольтаж, тип материала и т.д. Для того, чтобы охватить этот спрос необходимо на каждую потребность, иметь отдельную подборку товаров, отвечающих потребностям покупателя, то есть его спросу.
Например, если взять продажу гипсокартона, то можно установить, что его ищут следующим образом:
Как видно на рисунке, «гипсокартон» ищут по особым характеристикам. Для хорошей конверсии посетителей необходимо, чтобы, например, на запрос «минеральная вата 125» была целевая страница с ассортиментом минеральной ваты толщиной соответственно именно 125 мм. Так необходимо делать для каждой характеристики продуктов.
Также надо учитывать, что запрос посетитель может формировать далеко не одной характеристикой, например: «кирпич облицовочный красный м 150». В этом случае нам необходимо делать подборку товаров, отвечающих всем этим параметрам.
2. Спрос по области применения
В данном случае человек принимает решение исходя из других критериев. Например, по применяемости к какому-либо виду работ. То есть, плитку могут искать следующим образом —«напольная плитка», «настенная плитка» или «плитка под фартук» — хотя фактически это вполне может быть одна и та же плитка, то есть именно та, которая и нужна потребителю. Но указанная в запросе по-разному.
В таком случае необходимо также делать соответствующие подборки товаров и отображать их на странице, а фото (аватарки) товаров нужно подбирать такие, где непосредственно отображается область их применения. Например, если плитка напольная, то фото с видом плитки на полу, а если настенная, то на стене. А если плитка применяется в нескольких случаях, то идеальным вариантом станет именно то фото, на котором отображен непосредственно запрос посетителя при поиске в данный момент. В противном случае возникнет диссонанс ожидания и увиденного и человек уйдет со страницы.
Можно сделать вывод, что нам необходимо множество страниц, отражающих множество потенциальных для покупателя потребностей. Эту задачу может закрыть так называемая «фасетная фильтрация». Выглядит она так:
Подобных решений в интернете много, но тут есть одно но. Как правило, все фильтры, которые делаются, меняют подборку товаров, но не меняют заголовок и мета-информацию для поисковых систем. То есть, информация необходима для того, чтобы поисковая система привязала конкретную страницу сайта к конкретному запросу и «знала», что эта страница релевантная (соответствует) по данному набору характеристик или областей применения.
Самое главное тут заголовок. Например:
Как мы видим из примера, на странице присутствует фильтрация, но в заголовке нет информации о том, на какой именно странице мы находимся. Они все называются «гипсокартон», то есть на этом сайте 50–100 страниц с этим заголовком.
Для поисковых систем это дублирующие друг друга страницы. А пользователь, посетивший такую страницу, с более высокой вероятностью перейдет на другой сайт, так как, прочитав обобщающий заголовок, поймет, что тут быстро разобраться не получится. Ведь ему нужно немного другое. И чтобы получить необходимый результат с подборкой продуктов, надо еще постараться. Конечно, те, кто знает, что означает вот это, останутся на сайте.
Но сколько таких, разбирающихся, людей от общей массы, это отдельный вопрос.
Желательно делать вот так:
Тут посетитель точно понимает, что он попал именно туда, куда ему нужно. И может принять решение — интересна ли ему подборка этих товаров по предложенной цене или нет.
3
Логистика
Зачастую компании сами не знают, что писать о доставке. Это своего рода камень преткновения, порождающий множество неясностей:
-
Мы же не знаем, куда человек захочет доставку, а для разного расстояния — разная цена;
-
Мы не знаем объема покупаемой продукции, и сколько места он может занимать в «Газели» / «КАМАЗе» и т.д.
Огромное количество разных «не знаю», которые мешают четко прописать на сайте логистику. При этом, когда человеку непонятна цена и сроки доставки, рвение купить именно на этом сайте может сильно поубавиться.
В подобных случаях, я рекомендую отталкиваться от статистики. О стоимости: по моему опыту, из статистики доставок легко получить среднюю стоимость и увеличить ее, например, на 10%. Если этот вариант не подходит, то необходимо обязательно внести конкретику, используя другой вариант просчета. Определенность важна для клиентов.
После этого необходимо подробно прописать подробную логистику на сайте и на всех страницах, где может быть найден и заказан конкретный товар.
Также конкретика необходима для рекламных инструментов таких как: «Яндекс Маркет», «Google Покупки» и прочие товарные агрегаторы.
Чем более детально прописан процесс доставки продукта, тем больше шансов, что посетитель проявит лояльность и сделает заказ.
4
Детализация товара
Очень важно детализировать информацию о продукте, представлять ее максимально подробно, чтобы при принятии решения не осталось вопросов относительно продукта. Развернутые данные поспособствуют покупке товара на вашем сайте.
Обязательно укажите, за что заплатит потенциальный покупатель: за 1 единицу товара, за м? или за м?. У посетителя перед покупкой не должно остаться никаких вопросов о продукте.
Опишите условия покупки: возможно ли его купить в кредит или рассрочку, возможно ли оплатить при получении.
Также обязательно нужно понимать, какая для человека принимающего решение о покупке продажа, длинная или быстрая.
Ведь если у нас сделка длинная и человек перед принятием решения сто раз может передумать, то предлагать ему купить что-либо прямо на сайте будет несколько странно. Скорее всего, такой формат не сработает. В этом случае необходимо предложить консультацию, либо более детальный расчет продукции, учитывающий потребности посетителя. Или же предложить что-то еще не обязывающее его выложить сразу крупную сумму. Говоря проще, нужно дать человеку «привыкнуть» к вам, дать время «смириться с мыслью» о покупке.
Если продажа быстрая, то формат получить консультацию в свою очередь так же не сработает. Конечно, у всего есть исключения.
5
Региональность
Пожалуй, один из самых часто задаваемых мне вопросов, и звучит он примерно так:
«Мы находимся в таком-то городе и хотим продвигаться по России. Что нам делать?»
Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя. Тут я попробую сформировать несколько правил, которых стоит придерживаться. А именно:
-
Необходимо определиться со списком городов, где будут вестись продажи. Да, именно городов, а не республик, краев и прочих региональных субъектов.
На данный момент все поисковые системы уже определяют, из какого города пользователь и показывают сайты, дифференцируемые по этому городу, то есть, городу присутствия. Это возможно благодаря самообучению системы и вводу ранее первичных данных пользователем.
-
Необходимо понять, как ищут ваш товар.
Например, если товар ищут по общим признакам, например: «красный кирпич купить», тогда сайт в регионе «отсутствия» потребителя может отображаться только по географически независимым словам. Например: «купить красный кирпич в Кирове». Соответственно, на сайте должна появиться такая страница, которая полностью содержит эту фразу.
Также надо понимать, что позиции в определяемых вами городах, будут ниже, чем по региону вашего присутствия. Но посещаемость в целом повысится и количество входящих обращений тоже.
6
Личный кабинет
Очень часто мы сталкиваемся с просьбой сделать личный кабинет для того, чтобы заказчик собирал базу контактных данных покупателей с целью последующей коммерческой рассылки.
К сожалению, зачастую все думают только о своей выгоде, в данном случае — о возврате посетителя. Но никто не думает о самих посетителях — нужно ли им, и главное, полезно ли для них предпринятое то, или иное действие на сайте. Ведь если у посетителя нет мотивации регистрироваться в личном кабинете, а этому может быть множество причин, то он этого делать не будет. И тогда его «личная карточка» так и останется просто нефункционирующей формой в истории сайта.
На сегодняшний день уже разработано множество технологий, которые позволят собирать данные без существования личного кабинета. Если же мы, как разработчики, все-таки делаем личный кабинет, то необходимо определить какую именно задачу он будет закрывать. Вот примеры самых распространенных задач:
-
ЛК нужен для постоянных покупателей (то есть, мы тут же делаем вывод, что они уже есть и без личного кабинета им точно неудобно осуществлять повторные заказы). Они формируют заказ со множеством наименований товаров и регулярно повторяют его. В таком случае уместно ввести в личный кабинет историю покупок и давать возможность покупателю нажатием одной кнопки повторить покупку с генерацией счета.
-
ЛК нужен для бонусной/реферальной системы. Кстати, даже в этом случае можно обойтись без личного кабинета и делать привязку, скажем, к номеру телефона.
Вариаций личных кабинетов множество. Самое главное определить для чего он необходим, иначе это будут напрасно потраченные деньги и время для компании.
Вывод
Интернет предоставляет огромное количество инструментов и всевозможных вариаций их использования. Ваш основательный подход к их изучению и применению в работе даст хорошие результаты. И вы получите свое уникальное решение.
Подходите к делу сознательно, грамотно подыскивайте специалистов, думайте о потребностях своих посетителей. Надеюсь, информация этой статьи оказалась для вас полезной. Успехов в реализации!
Комментарий: Олег Смирнов, технический директор интернет-компании R52.RU
|
|
Статья мне понравилась, ценный материал. Я бы добавил еще один важный пункт, который стоит планировать для повышения эффективности продаж большинства интернет-магазинов. Это экспорт данных в Яндекс.Маркет и другие агрегаторы товаров. Показывать свои товары на таких ресурсах — это отличная возможность привлекать дополнительных покупателей, которой нельзя пренебрегать в условиях всё возрастающей конкуренции. Так, для некоторых клиентов R52.RU (например, для интернет-магазина детских автокресел) Яндекс.Маркет является чуть ли не главным источником трафика. 1С-Битрикс, начиная с лицензии «Малый Бизнес» предоставляет возможность подобной интеграции из коробки, но даже здесь часто приходится сталкиваться с доработкой функционала. Как правило, такая необходимость возникает при внедрении нетривиальных решений в каталоге товаров. Что касается прочих готовых решений для создания интернет-магазинов, то я не уверен, что там существует «в коробке» экспорт в YML, хотя я могу и ошибаться. В любом случае, владельцу интернет-магазина надо изначально планировать реализацию экспорта в агрегаторы товаров и включать его в техническое задание для разработчика. |
Комментарий: Мария Зайцева, руководитель отдела интернет-маркетинга Bquadro
|
|
Автор обратил внимание на многие возможные ошибки, которые могут возникнуть при разработке интернет-магазина. Добавлю про региональность. Часто бывает, что при разработке крупного интернет-магазина, имеющего широкий охват по стране, стоимость одного и того же товара может меняться в зависимости от города доставки и порой весьма заметно. Это связано с тем, что логистические центры (склады) имеют разную удалённость от пункта выдачи. У них могут быть свои системы учёта товаров (1С, SAP и пр.) и разные поставщики. Эти факторы необходимо учитывать при оценке бюджета на разработку проекта. Другой аспект, о котором стоит подумать, связан с ассортиментом и количеством позиций. Интернет-магазины часто раздувают каталог, делая слишком дробным деление номенклатуры. Например, вы продаёте юбки, джинсы, платья, туфли, футболки и т. д. При этом в каждой категории у вас по 3–4 товара. Такие страницы невозможно продвигать по конкурентным тематикам, поскольку они не пройдут по коммерческим факторам ранжирования. Лучше выбрать один узкий сегмент и продавать, например, юбки, но разных фасонов, брендов, цветов и пр. Но это уже вопрос не разработчика, а клиента. |
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine