ЦАП и усилитель для наушников iFi Uno: самый первый шаг к качественному звуку
С ЦАПами/усилителями iFi Audio мы знакомы давно и хорошо: в наших руках помимо пары карманных устройств уже успели побывать флагманский настольный iFi Zen DAC V2, «сэндвич» из ЦАПа iFi Zen One Signature и усилителя для наушников iFi Can Signature MZ99, а совсем недавно мы посмотрели на упрощенную и сравнительно недорогую модель iFi Zen Air DAC. Но оказалось, что британский производитель решил окончательно «идти в народ»: недавно компания представила самый маленький и доступный из своих настольных «цапоусилителей» — iFi Audio Uno.
Разработчики позиционируют устройство как «first-rung audio upgrade», то есть стартовое обновление звука пользователя, его первый шаг от встроенной аудиокарты ПК или смартфона к чему-то более интересному. Размеры у новинки очень небольшие — всего лишь 9×2,6×8 см, оно меньше и легче портативного iFi Hip DAC и вполне сравнимо с совсем маленьким iFi Go blu. И, кстати, основательно дешевле обоих: на момент тестирования iFi Audio Uno стоил чуть меньше 8 тысяч рублей, что для устройства именитого производителя совсем недорого — цена вполне соответствует статусу «первого апгрейда».
При этом, несмотря на компактные размеры, iFi Audio Uno — полноценное настольное устройство, помимо выхода миниджек 3,5 мм для наушников оснащенное даже двумя RCA для работы с активной акустикой или внешним усилителем. Выход для наушников выдает солидные 211 мВт при нагрузке 32 Ом или до 3,5 В на 600 Ом. Питание и цифровой аудиопоток «цапоусилитель» получает от разъема USB Type C и может работать как с ПК, так и со смартфонами или планшетами. Цифроаналоговое преобразование Uno построено на базе ESS Sabre ES9219MQ/Q, схемотехника включает всяческие фирменные «фишки» iFi, поддерживаются PCM до 32 бит/384 кГц, MQA и DSD до 11,2 МГц. В общем, если это и первый шаг к качественному звуку, то шаг очень большой и уверенный — попробуем сделать его вместе с потенциальным пользователем.
Заявленные технические характеристики
Вход | USB-С |
---|---|
Поддерживаемые форматы | DSD 256 /11.3MHz DXD до 384kHz PCM до 384kHz MQA |
ЦАП | Bit-Perfect DSD & DXD DAC by ESS |
Линейные выходы | |
Выходы | 2×RCA (2 В макс.) |
Выходной импеданс | ≤100 Ом |
Отношение сигнал/шум | ≥119 дБА |
Динамический диапазон | ≥115 дБ @ 0dBFS |
Коэффициент гармоник | ≤0,03% @ 0dBFS |
Выходы на наушники | |
Выходы | миниджек 3,5 мм (≥2,6 В / 3,5 В макс. @ 32 Ом / 300 Ом) |
Частотная характеристика | 10 Гц — 80 кГц (−0,5 дБ) |
Выходная мощность | ≥211 мВт @ 32 Ом / 39 мВт @ 300 Ом |
Выходной импеданс | <1 Ом |
Отношение сигнал/шум | ≥113 дБА |
Динамический диапазон | ≥110 дБ @ 0dBFS |
Коэффициент гармоник | ≤0,02% (1,27 В @ 16 Ом) |
Разделение каналов | ≥80 дБ (1 кГц/600 Ом) |
Прочие характеристики | |
Размеры | 88×81×26 мм |
Масса | 92 г |
Стоимость | 7700 ₽ на момент тестирования |
Розничные предложения |
Упаковка и комплектация
Упакован iFi Uno в простенькую белую коробку из картона средней плотности, на которую нанесены изображения устройства, краткая информация о нем, логотипы производителей и систем сертификации. Внутри «цапоусилитель» и прочие элементы комплектации удерживаются с помощью картонного ложемента.
В комплект поставки помимо самого iFi Uno входят документация, фирменная наклейка и кабель USB-A — USB-C длиной 120 см. Комплектация не самая богатая, зато кабель качественный и нормальной длины — положен в коробку не «для галочки», а с мыслью о том, что покупатель реально будет им пользоваться.
Дизайн
Форма корпуса у всей линейки очень узнаваемая, а вот материал разный — в более дорогих моделях используется металл, в бюджетных — пластик. У iFi Uno сам корпус, естественно, пластиковый, а вот передняя и задняя стенка сделаны из алюминия. Окраску производитель называет Air Force Blue — по всей видимости, речь идет о фирменном серо-голубом цвете британских военно-воздушных сил. Спереди и сзади размещены панели для подключения и управления устройством, их наполнение мы подробно разберем в соответствующих главах обзора.
Пластик корпуса текстурированный, не вызывает сомнений в своей прочности и очень устойчив к появлению загрязнений. На боковых гранях нет никаких декоративных или иных элементов.
На верхней поверхности размещены индикаторы активации пресетов эквалайзера со светодиодной подсветкой.
Снизу находятся две силиконовые накладки, противостоящие скольжению устройства по столу или другой горизонтальной поверхности. Для лучшей эффективности они сделаны немного липкими, а потому изначально прикрыты прозрачными пластиковыми накладками. С очисткой при этом проблем не возникает, все загрязнения легко убираются хорошо смоченной тряпкой.
Конструкция
Задняя панель устройства удерживается тремя винтами и без проблем демонтируется, давая доступ к плате. А вот дальше все становится неожиданно сложнее, плата удерживается внешней частью ручки громкости, демонтировать которую оказалось не так-то просто — требуемое усилие заставляет сомневаться в том, что удастся не повредить конструкцию. Пришлось отказаться от этой затеи.
К счастью, производитель не скрывает «внутренностей» своих устройств, а даже напротив — с гордостью про них рассказывает. Не доверять ему у нас нет никаких причин, мы многократно проверяли предоставляемые им данные, тестируя устройства из верхней части линейки. Как уже упоминалось выше, в качестве ЦАП используется ES9219MQ/Q (ESS Technology): в самом доступном своем настольном устройстве разработчики решили отказаться от чипов Burr-Brown, использованных в других моделях линейки. В остальном же подход к комплектующим прежний: керамические конденсаторы TDK C0G, катушки индуктивности производства Taiyo Yuden и Murata и так далее.
Подключение
В центре задней панели мы видим выходы RCA для подключения активной акустики или усилителя. В правом нижнем углу размещен порт USB Type C, посредством которого обеспечивается питание устройства и передача цифрового аудиосигнала. Как уже упоминалось выше, поддерживаются PCM до 32 бит/384 кГц, DSD до 11,2 МГц (DSD256) и MQA.
Подключение к ПК можно осуществить с помощью комплектного кабеля, на сайте производителя доступы для скачивания драйверы, добавляющие поддержку ASIO — если она не нужна, их вполне можно и проигнорировать, все будет работать и так. Устройство корректно определяется, все заявленные форматы поддерживаются. В частности, прекрасно воспроизводится формат MQA, основным источником которого служит стриминговый сервис Tidal. Полное декодирование предсказуемо не поддерживается, iFi Uno выступает как MQA-рендерер.
С подключением к смартфону тоже никаких проблем, правда кабель уже придется докупить самостоятельно. Мы для примера попробовали соединить iFi Uno с устройством под управлением Android. «Цапоусилитель» прекрасно работал с поддерживающим его плеером, все форматы определялись и воспроизводились корректно.
Выход для наушников у iFi Uno всего один — миниджек 3,5 мм, а если хочется большего, придется предпочесть устройства подороже. При этом разъем поддерживает технологию S-Balanced, при использовании кабеля TRRS усиление производится раздельными монофоническими усилителями. Выходная мощность составляет 230 мВт при нагрузке 32 Ом и 36 мВт при нагрузке 300 Ом — ничуть не меньше, чем у старших моделей линейки, способных «раскачать» практически любые присутствующие на рынке наушники.
Наличие выхода для акустики порадовало отдельно: мы в течение недели использовали iFi Uno в качестве основного настольного устройства, подключив к нему пару активных мониторов. За сравнительно небольшие деньги пользователь получает полноценное настольное устройство, что еще раз хочется подчеркнуть отдельно.
Управление и эксплуатация
Раз уж начали про переднюю панель — про нее и продолжим. По центру размещена ручка аналогового регулятора громкости с подсветкой, цвет которой меняется в зависимости от формата воспроизводимого контента:
- Зеленый — PCM 44,1/48/88,2/96 кГц
- Желтый — PCM 176,4/192/352,8/384 кГц
- Голубой — DSD 64/128
- Синий — DSD256
- Пурпурный — MQA
Кнопка Power Match слева от регулятора громкости позволяет повысить коэффициент усиления при использовании «тугих» наушников с высоким импедансом. Мы вновь попробовали подключить к тестируемому устройству все, что оказалось под рукой. Начали как всегда с низкоомных китайских гибридных моделей, потом перешли на полноразмерные Audio-Technica ATH-M50x — все предсказуемо отлично. Далее в ход пошли внутриканальные Soundmagic E80, обладающие довольно высоким для IEM импедансом 64 Ом — тут уже появился повод нажать кнопку Power Match, хотя запаса по громкости было достаточно. Ну закончили мы Beyerdynamic DT 990 Pro с импедансом 250 Ом, которые усилитель вполне «раскачал», но все же не смог полноценно раскрыть. Однако надо заметить, что высокоомные наушники — удел профессионалов и «продвинутых» любителей звука, которые явно не являются целевой аудиторией iFi Uno.
Кнопка EQ, как нетрудно догадаться из названия, переключает пресеты эквалайзера. Производитель делает особый акцент на том, что эквализация осуществляется путем обработки аналогового сигнала, а не с помощью встроенного DSP. Всего предустановленных режима три:
- Видео — повышает четкость диалогов
- Музыка — обеспечивает нейтральное воспроизведение
- Игра — усиливает прозрачность и детализацию в низкочастотном диапазоне
Ну и в четвертом режиме эквалайзер отключен. Об активации каждого из пресетов сообщает свой индикатор на верхней панели.
Измерения и звук
Звучит iFi Audio Uno очень приятно и сбалансированно, не внося в звук серьезной окраски или искажений. Как и всегда при использовании качественного оборудования, характер звучания по большей части определяется спецификой наушников, а не усилителя. Перейдем к измерениям в программе RightMark Audio Analyzer версии 6.3.0, но предварительно традиционно заметим, что приводятся они исключительно как иллюстрации — делать на их основе однозначные выводы о качестве устройства совершенно точно не стоит.
Разница между оценками «очень хорошо» и «отлично», например, зачастую составляет доли процента — на слух ее уловить нереально. Измерения и графики могут помочь нам увидеть действительно серьезные проблемы: слишком высокий уровень искажений, заметную неравномерность АЧХ и так далее. В остальном стоит полагаться на собственные впечатления — в конце концов, если звучание приносит радость, «цифры» отходят на второй план. Измерения проводились с помощью АЦП E1DA Cosmos в режиме 24 бит/96 кГц.
Но все же нельзя не заметить, что показатели далеко не самые впечатляющие. Правда, ничего страшного в этом нет. Устройство сравнительно недорогое, производитель позиционирует его как первый шаг на длинном пути любителя хорошего звука, с этой ролью iFi Uno справляется просто отлично — звук будет однозначно лучше, чем при использовании встроенной аудиокарты ноутбука или смартфона. При этом стоит устройство сравнительно недорого, подключается легко… Итоговая оценка «хорошо» — вот и хорошо.
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0,03, −0,14 | Очень хорошо |
---|---|---|
Уровень шума, дБ (А) | −80,7 | Хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А) | 80,9 | Хорошо |
Гармонические искажения, % | 0,00504 | Очень хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ (A) | 0,046 | Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,023 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | −82,1 | Очень хорошо |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,022 | Хорошо |
Общая оценка | Хорошо |
Частотная характеристика
Уровень шума
Динамический диапазон
Гармонические искажения +
шум (−3 дБ)
Интермодуляционные
искажения
Интермодуляционные искажения
(переменная частота)
Посмотрим, как работают пресеты встроенного эквалайзера.
- Режим «Видео» должен повысить четкость диалогов. Делает он это за счет выделения области в районе 3 кГц — в целом, логично. Ну, и заодно приподнимает басы, чтобы спецэффекты звучали поинтереснее.
- Режим «Музыка» должен обеспечивать нейтральное воспроизведение. Для этого он основательно так приподнимает НЧ-диапазон. Если ориентироваться на кривые равной громкости (они же кривые Флетчера-Мэнсона) — возможно, в этом тоже есть смысл.
- Режим «Игра» также основательно выводит вперед бас, плюс делает серьезный акцент на частотах в районе 5 кГц, чтобы придать звуку так называемой яркости.
Итоги
Не будем скрывать, iFi Uno — далеко не самое впечатляющее устройство, побывавшее у нас в руках. Однако у него есть свое предназначение — стать первым шагом к качественному звуку, который пользователь может сделать легко и без серьезного ущерба для своего бюджета. И вот в этом плане герой сегодняшнего теста — один из самых интересных вариантов. За сравнительно небольшие деньги потребитель получает устройство известного бренда с хорошим качеством сборки, стабильной работой, возможностью подключения акустики, всеми необходимыми функциями и даже парой дополнительных. И что особенно важно — со способностью «раскачать» практически любые наушники, которые начинающий любитель хорошего звука может приобрести на первых порах. Как первый шаг — отлично, а дальше — как получится. Для кого-то этот шаг станет единственным, кто-то решит двигаться дальше.
Полный текст статьи читайте на iXBT