Будущее и настоящее роботов-пылесосов: интервью с вице-президентом iRobot Жан-Жаком Бланом
21 марта компания iRobot представила новую модель робота-пылесоса iRobot Roomba i7+ в России. Мы поговорили с с вице-президентом и генеральным директором по региону EMEA компании iRobot Жан-Жаком Бланом о роботах-пылесосах, развитии технологий и планах компании на российский рынок.
Давайте начнем с обзора индустрии в целом. Как вы думаете, что нас ждет в обозримом будущем в бытовой робототехнике?
Думаю, что использование роботов в быту будет только увеличиваться. Когда мы только создавали первый робот-пылесос (в 2002 году), люди относились к нему скептически, как к гаджету, к игрушке, которая не всегда работает, как надо. За 17 лет мы продали 25 миллионов экземпляров, и люди уже привыкли к таким устройствам в своей жизни и готовы перекладывать на них и другие бытовые задачи: например, мытье пола, окон или стрижку газона.
В чем вы видите ближайшее будущее роботов-пылесосов?
В коммуникации между собой и другими умными устройствами. Думаю, роботы смогут общаться между собой, и объединяться в единую систему для эффективного выполнения своих задач. Но и сейчас, например, наши роботы Roomba и Braava (робот для влажной уборки) могут обмениваться данными для использования и улучшения своих карт. Сейчас каждый робот сам строит собственные карты помещений и хранит их в облаке, где пользователь может ими управлять, разбивать на отдельные комнаты, включать или выключать из общего плана уборки. Мы видим развитие в том, чтобы пользователь мог полностью контролировать все уровни карты, добавляя или убирая произвольные сегменты на любом масштабе маршрута, а роботы использовали и дополняли карту совместно.
Если в доме два робота-пылесоса, могут ли они как-то обмениваться информацией, какая часть карты уже была очищена?
Пока нет, и, признаться, я не вижу в этом необходимости. Для помещения достаточно всего одного робота-пылесоса, который способен покрыть всю площадь среднестатистического дома. Скорее, можно говорить о коммуникации одного робота-пылесоса и одного робота для влажной уборки.
А если использовать его не в частном доме, а в публичном месте, например, офисе?
В первую очередь мы разрабатываем нашу технику для домашнего использования и не рекомендуем использовать для профессиональной уборки. Конечно, ничего не мешает пользователю принести робота и в офис. Но мы не планируем выходить на рынок профессиональной уборки, не охватив полностью домашний сегмент.
В США сегодня 12% домохозяйств имеют робот-пылесос, в России этот показатель еще ниже — всего 3%. То есть 97% домов не используют роботов в быту, так что нам есть куда расти.
Какие у вас планы на российский рынок? Не собираетесь ли открыть фирменный магазин?
С российским рынком мы работаем через дилера — компанию «НоркПалм», которая отвечает за все рекламные кампании и контролирует наличие нашей продукции в магазинах, организовывает демонстрации и раздачу образцов на тесты. В Москве фирменный магазин уже открыт на Ленинском проспекте, покупатели из других городов могут приобрести технику через сайт irobot.ru. А благодаря интернету мы получаем прямую обратную связь от потребителей по всему миру, так что необходимости выходить на российский рынок напрямую сейчас нет.
А как обстоят дела с технической поддержкой для российских покупателей?
В России нам опять же помогает компания «НоркПалм», которая ведет ее на русском языке. Их работу можно оценить хотя бы по такому факту: самое большое количество продаж пылесосов 900-й серии пришлось на Россию.
Давайте поговорим об умных домах и их экосистемах. Сейчас развитие домашней автоматизации идет в сторону объединения всех умных гаджетов в единую систему, управляемую центральным контроллером. Готовы ли ваши пылесосы к подключению к таким экосистемам?
Технически в этом нет никаких сложностей, но целенаправленно мы это направление еще не разрабатывали: не получали запросов от пользователей. Если к нам обратятся с запросом на разработку, мы обдумаем. Но уже сейчас нашими пылесосами можно управлять с помощью голосовых ассистентов: например, в Америке и Европе поддерживаются Google и Alexa.
Поговорим о Roomba i7+. Какими вы видите перспективы больших емкостей для сбора мусора и почему не использовали их раньше?
Наш опыт говорит о том, что пользователю комфортнее использовать роботов малого размера, а это, разумеется, влияло на объем контейнера. В Roomba i7+ мы вышли из ситуации с переполнением, создав большой контейнер на базе, куда робот самостоятельно выгружает собранный мусор. На наш взгляд, это оптимальный компромисс между размером и емкостью, но чтобы продолжать развивать это направление, мы должны быть уверены в спросе.
В контексте миниатюризации роботов — не думали ли вы о комплектах для уборки, состоящих из нескольких роботов? Например, один большой для общей уборки и маленький для труднодоступных мест, углов и участков под мебелью.
Все упирается в цену. Идея хороша, но пока мы балансируем между ценой и эффективностью. Сейчас перед нами стояла задача придумать эффективную и не слишком дорогую модель.
Раньше у вас были модели, совмещавшие в себе как пылесос, так и мойщик полов. Почему вы отказались от таких универсальных устройств?
Покупатели были не удовлетворены результатами, так что мы разнесли функции на двух разных роботов: пылесос Roomba и мойщик полов Braava. Моющий пылесос не может работать на коврах, а наша задача была сделать робота, который работает везде. Наша динамика продаж, кстати, показывает, что Braava даже популярнее у покупателей, чем Roomba.
Какие еще направления хотите развивать кроме пылесосов? Ходили слухи о выпуске робота-мойщика окон.
В январе Колин Энгл объявил о выпуске новой модели робота-газонокосильщика, который работает по тому же принципу навигации, что и Roomba. Он так же строит карту, отмечает на ней препятствия и строит оптимальный маршрут, скашивая траву прямыми линиями.
И последний вопрос об отношении к роботам-пылесосам. Многие люди склонны относиться к роботам как к домашним питомцам, наделяя их чертами характера и воспринимая как живое существо, чему немало способствует вся модель поведения робота. Как вы к этому относитесь?
Да, это часто происходит. Сам я думаю, что это даже мило, если не превращается в навязчивую идею. Конечно, нам это хорошо помогает с продажами, потому что люди рассказывают друзьям и знакомым о своем роботе-пылесосе с личной вовлеченностью, придумывают клички и гораздо лояльнее относятся к промахам.
А что у вас? Вы персонализируете свой робот-пылесос?
Возможно, это делают мои дети, но не я сам. Я постоянно тестирую новые модели, которые часто меняются, так что эмоционально привязаться я не успеваю. Тем более что мне нужно оценивать и отслеживать объективные результаты.
Читайте обзоры устройств iRobot в разделе «Комфортный дом»
Полный текст статьи читайте на iXBT