Borderlands 3: рецензия
Оглавление
Жанр | Боевик-приключение
|
Разработчик | Gearbox Software (США)
|
Издатель | 2K Games (США)
|
Платформа дистрибуции | |
Локализация | Текст
|
Дата выхода | 13 сентября 2019 года |
Вступление
Пока искатели справедливости спорят о достоинствах и недостатках сервисов цифровой дистрибуции, искатели хранилища уже вовсю гребут добычу, позируя на фоне инопланетных пейзажей с причудливыми творениями местных оружейных корпораций. А что им остаётся, если миру вновь грозит опасность, причём теперь на кону благополучие не только родной Пандоры, но и всей нашей несчастной вселенной?
реклама
В этом обзоре Borderlands 3 мы разберёмся, пошло ли увеличение размаха серии на пользу и стоит ли вам обводить красным маркером ещё одну дату в весеннем календаре помимо 16 апреля.
Кто хочет услышать историю?
Не будем ходить вокруг да около: Borderlands 3 многим успела осточертеть ещё до выхода за счёт чуть ли не ежедневных упоминаний в прессе с самого анонса. Прорва рекламных материалов, вовлечение в скандалы, завышенные ожидания — в сердцах общественности игра лихо балансировала между крайностями «надежда года» и «провал года», как будто никакая другая судьба ей уготована быть не могла.
На деле проекту тяжело на лету дать кристально ясную характеристику, отделить сильные стороны от слабых и разложить всё по полочкам. В итоге мне пришлось потратить в два раза больше времени, но освоить весь контент, а также выбить «платину» лишь для того, чтобы проверить собственные опасения: не оказалось ли первоначальное мнение неполным и даже ошибочным. Как выяснилось, не зря.
Что же непросто, например, в сюжете? На сей раз в центре внимания близнецы Калипсо — Трой и Тайрин. Они — могущественные сирены и… стримеры, умудрились подмять под себя все банды «психов» на Пандоре и мечтают открыть мифическое Великое хранилище, где дремлет совсем уж безбашенное в своей безбашенности зло. Дуэту «не хватает харизмы», но это такое же банальное объяснение, как и завязка игры.
Сама концепция злодеев — отличная, и параллели между подписчиками и фанатиками, готовыми расшибиться в лепёшку (порой буквально) по требованию своих идолов как никогда злободневные. И в рамках своего образа близнецы хороши, но если бы они не напоминали о себе выходами в эфир, вы бы напрочь забыли об их существовании. Локальный конфликт между «Атласом» и «Маливаном» раскрыт и то лучше.
Самое прискорбное, что близнецы всего добиваются как Танос, по щелчку пальцев, чем изрядно обесценивают ваши заслуги. Тот факт, что им поклоняется орда чокнутых бандитов, за всю игру ни разу ни на что не повлияет. То есть главный антагонист Borderlands 3 — сила сирен как таковая, а не пара малолеток, ведущая себя как школьники, которые играют с читами и угорают с собственной вседозволенности.
Но не близнецами едиными. В третьей части наконец-то пояснили, откуда взялись хранилища, кто и зачем их построил; раскрыли тайны о стражах, сиренах и исчезнувших эридианцах. Причём всё очень ладно сложилось в цельную картину, а оставшиеся недосказанности оставлены на откуп дополнениям. Если продолжению суждено случиться, оно почти наверняка будет полным перезапуском.
Развитие вселенной, кажется, сценаристов волновало куда больше основной истории. Искать и прослушивать комичные, но занимательные мемуары первого искателя и раскрывать тайны эридианских скрижалей оказалось увлекательнее возни Алых налётчиков с их хранилищами. В какой ещё игре аудиодневники интереснее главного повествования? … Ну, кроме The Division и других песочниц Ubisoft.
Главные герои тоже перестали быть молчаливыми болванчиками на побегушках, но лишь отчасти. Их научили отвечать на наводящие вопросы и отпускать колкости (раньше только орали в бою), а вот в кат-сценах искателей хранилища по-прежнему как будто не существует: на экране происходит «драма», а они мало того, что не вмешиваются, так даже голоса подать не могут, что смотрится крайне нелепо.
Впервые в серии игра сразу на всех платформах доступна на русском языке. Местами перевод кажется слишком вольным, но учитывая сложность текстов первоисточника с россыпью шуток, причудливых имён и нестандартных фразеологизмов, это образцовая работа, и её хочется ставить в пример остальным.
реклама
Вот с озвучкой не повезло, ибо российский сегмент рынка остаётся для 2K Games неприоритетным, так что вы обречены вылавливать субтитры прямо в пылу боя, а треплются персонажи чуть ли не без остановки. Надежда только на фанатов в лице студии GamesVoice, которая озвучила вторую часть и сейчас занята дубляжом дополнений к ней, но в обозримом будущем коллектив браться за продолжение не планирует.
Больший объём за те же деньги
Не последним новшеством третьей части стали путешествия на другие планеты. Алые налётчики обосновались на корабле — он и послужит нам очередным штабом и убежищем со всеми удобствами: банком для хранения добычи, торговыми автоматами, баром Мокси, каморкой пожирателя машин Безумного Эрла и целой толпой старых и новых знакомых. Из неудобств разве что не самая интуитивная планировка.
Межзвёздные перелёты ожидаемо оказались маркетинговой чушью. Да, все планеты выглядят по-разному: неоновый мегаполис на Прометее играет на контрасте с привычной серостью Пандоры и болотами Эдем-6, но по ощущениям разнообразия тут меньше, чем во второй части, где были и заповедник, и город, и горные хребты, и заснеженные равнины. И декорации там сменялись быстрее, чем в «тройке».
реклама
Игровой процесс чуточку изменяется в окрестностях орбитальной шахты за счёт пониженной гравитации, в остальном зоны привычно разделены на кишкообразные коридорчики и области с открытыми пространствами, где можно вдоволь поколесить на тачках. Карты стали ощутимо больше и протяжнее, а вот торговых автоматов днём с огнём не сыщешь, что осложняет сбыт ценностей даже с учётом того, что теперь к станциям быстрого перемещения (и в машину) позволяют телепортироваться с любой точки.
А вот собирательство неплохо «прокачали». На смену поискам бестолковых символов хранилища пришли долгосрочные поручения. Железяке нужны детали сломанных сородичей, чтобы собрать себе подружку, Элли просит угонять особые виды машин, что расширит возможности тюнинга в тачкоматах, Хаммерлок и Зеро раздают контракты на представителей животного и преступного мира соответственно.
реклама
От Pre-Sequel проект унаследовал вертикальность уровней — редкая арена в Borderlands 3 состоит из менее чем двух этажей, а поскольку гравитация везде близка к обычной и в высоту особо не попрыгаешь, героев научили подтягиваться на уступах. Находка сомнительная, так что если решитесь помочь Мокси с саботажем радиовышек на манер Far Cry — запасайтесь успокоительным или ударопрочной клавиатурой.
Но глобально игра стала доступнее и удобнее. В кооперативе можно включить режим с раздельной добычей, где каждый боец будет видеть врагов своего уровня; щиты на поздних этапах больше не лопаются после пары попаданий, что повысило динамику сражений; у снаряжения появились сводные оценки качества; карта теперь трёхмерная, поэтому уже не запутаетесь, как попасть на верхний или нижний ярус.
реклама
Изюминкой серии были и остаются сатира и чёрный юмор, особенно в побочных заданиях. Странствуя по планетам, вы поучаствуете в королевской битве, протестируете видеоигру с дополненной реальностью, поспособствуете продвижению авторского кино, убьёте себя (или нет) ради уникальной пушки, атакуете файервол старыми мемами. Авторы прошлись по самым современным и обсуждаемым темам, и хоть порой встречаются совершенно пустые поручения с несмешными шутками, картинку в целом они не портят.
Да и сама картинка похорошела. Чёрную обводку контуров сделали заметно тоньше, а окружение заполнили множеством мелких объектов — запустите вторую часть сразу после третьей и удивитесь её пустынности и голым текстурам. На музыку тоже не поскупились — за каждой планетой закрепили по композитору, скажем, на Прометее ваши уши будет услаждать автор саундтрека Deus Ex: Human Revolution Майкл Макканн.
Баран забор сломал, фасольку обглодал
Прошли времена, когда покупателей завлекали «миллиардами уникальнейшего вооружения», ведь люди быстро прочухали, что генератор случайных чисел в серии далеко не всесилен, а самые интересные образцы как раз созданы вручную. В Borderlands 3 тот же принцип: есть условно пяток пресетов винтовки фирмы «Даль», игра вам их и подкидывает, изменяя лишь числовые значения, но не принцип стрельбы.
реклама
Получается, всю кампанию можно пройти с одной и той же пушкой, находя по мере прокачки всё более сильные её вариации. У меня так вышло с автоматом «Q-модуль» от «Атласа» — очень уж, чертяка, хорош, когда надо безо всякого артистизма нашпиговать врагов пулями. Но это лично мой фаворит, и даже при таком мнимом разнообразии не исключено, что вам приглянется нечто совершенно иное.
Изготовителям оружия придали индивидуальности: пушки «Маливана» теперь всегда стреляют с задержкой, а продукция «Гипериона» в режиме прицеливания проецирует щит, поглощающий часть урона. У «Торрга» всё стреляет минами-липучками, детонирующими во время перезарядки, а стволы «Атласа» оснащены «умными» пулями: выпускаете следящую капсулу, та сканирует врагов, и уже обычные выстрелы становятся самонаводящимися — спрятались за угол и шинкуете врагов в относительной безопасности.
Почти всё оружие обзавелось сменой режимов огня: у «Даля» переключатель между автоматом и стрельбой очередями, у «Маливана» две стихии на выбор, у «Владова» подствольный гранатомёт. Внешний вид огнестрела также зависит от бренда: если творения «Джейкобса» напоминают классический арсенал времён Дикого запада, то поделки культа «Детей Хранилища» на вид как несуразная груда хлама.
реклама
Но, как и прежде, весь смак в снаряжении с уникальными красными подписями — вот где настоящая шиза! Мне попались пистолет с бесконечным магазином, ПП, выстреливающий очередь пуль в виде сердечка, гранатомёт, изрыгающий непрерывный поток огня. Некоторые модели сугубо коллекционные и не годятся для серьёзной схватки, но есть и крайне эффективные вроде щита, абсорбирующего весь шоковый урон.
Сама стрельба стала звучать и ощущаться лучше, да и враги правдоподобнее реагируют на попадания в себя. Все классы оружия хороши и востребованы, даже пистолеты остаются грозной силой до конца игры, разве что гранатомётам не нашлось применения из-за слишком уж заниженного урона, скудного боезапаса и огромной перезарядки — обрести «второе дыхание» с их помощью уже сложнее.
— Супербешеный большой безбашенный голиаф.
реклама
Смешанные чувства вызывают местные боссы. Теперь это не просто увеличенные в размерах копии рядовых недругов, а по-настоящему уникальные противники с особым набором приёмов. Их уровень всегда соответствует вашему, так что это уже не мальчики для битья. По задумке разработчиков, вы должны изучать их поведение, грамотно выбирать позицию и понимать, когда лучше отступить, а когда наносить урон.
Но это по задумке, а чаще всего типичная драка выглядит так: ААА, ПОЛ ГОРИТ! ПРЫГАЙ, ПРЫГАЙ! ЧТО?! ОНО ПИЛЫ ПУСКАЕТ! БЕЖА-АТЬ! ОЙ, ЩИТЫ! СПАСАЙСЯ! НЕ-Е-ЕТ, ДА КАК ОТ ЭТОГО УВЕРНУТЬСЯ?! ГДЕ ВРАГ? ГДЕ?! НАДО КОГО-ТО УБИТЬ, ИНАЧЕ 15 МИНУТ В ТРУБУ! УФ-Ф, ЖИВЁМ! То есть из-за обилия непрерывных атак по площади надо носиться на арене как угорелому и ещё умудряться давать сдачи.
У каждого искателя отныне по три активных навыка на выбор: одновременно доступен лишь один, зато его можно усилить двумя модификаторами, что позволяет лучше заточить персонажа под свой стиль игры или определённые задачи. Остальные принципы прокачки не изменились: есть три ветки навыков с постоянными пассивными улучшениями и кратковременными за убийства; за каждый уровень даётся по одному очку.
О новой четвёрке героев не могу много сказать. В наличии сирена, одна штука, робот-призыватель неопределённого пола со своим зверинцем, ирландец а-ля Солдат-76, но с повадками Зеро, а также девчонка-стрелок с железной мехой в придачу, чем вызывает ассоциации с Overwatch. Типичный для серии набор, на фоне старичков выигрышно выделяется разве что за счёт более гибкой кастомизации навыков.
Есть ли жизнь после финала?
В предыдущих частях Gearbox не шибко волновала судьба тех, кто прошёл кампанию, выполнил все квесты и хотел добавки — начинай сначала на повышенной сложности или жди дополнений, делов-то. «Двойку» в своё время напичкали скучными рейдовыми боссами, но при этом настолько подняли потолок прокачки, что восходили на вершину лишь самые стойкие и упорные, оставляя за спиной не одну сотню часов.
В Borderlands 3 с этим получше. Во-первых, по завершению кампании открываются три стадии режима Хаоса: враги получают прибавку к урону и живучести, но и вам отсыпают заметно больше опыта. Во-вторых, опыт начинает параллельно капать в зачёт рангов стража, пришедших на смену рейтинга безбашенности. В-третьих, и враги, и побочные задания подгоняются под ваш уровень, а значит, есть смысл поскорее пробежать сюжетную часть, и уже потом браться за всё остальное, забыв об избыточной перекачке как явлении.
Последнюю стадию Хаоса лучше не врубать, пока не возьмёте пятидесятый уровень и не оснаститесь приличным обмундированием, поскольку чаще будут встречаться безбашенные противники, а ковырять их — занятие не из быстрых. И учтите, что в «эндгейме» оружие со статусом «помазанник» (даёт усиления, связанные с активным навыком) будет падать как листья по осени, так что не храните его «на всякий случай».
Легендарная добыча тоже перестанет быть редкостью. Из боссов даже на первом Хаосе порой падает сразу две оранжевые вещицы, так что не зазорно целенаправленно устраивать на них облавы, да и рядовые враги нередко роняют такие подарочки. Есть крохотная вероятность выцепить что-то исключительное в автомате Безумного Эрла или выиграть в рулетку в баре Мокси, но там мне удача не улыбнулась.
Разжиться обновками можно и на эридианских полигонах — это аналог налётов из Destiny, где вы сначала проходите три компактных арены с рядовыми противниками, а затем сражаете босса. Один забег редко длится больше десяти минут, но и награды не шибко выдающиеся: пройдя все шесть испытаний, мне не захотелось туда возвращаться — простые свидания с боссами на практике куда продуктивнее.
Последнее развлечение в списке — бойни. Открываются они ещё по ходу прохождения, но приступать к ним лучше в конце, когда вооружены до зубов и усилены по самое не могу. Это не столько сложные, сколько долгие и изнурительные состязания, где вам предстоит пережить пять раундов, отбивая волны противников. На них Хаос лучше вообще не включать — неприятель в любом случае подстроится под ваш уровень.
Заключение
За те семьдесят часов, что мне довелось посвятить Borderlands 3, игра подарила бурю эмоций, и не все были положительными. Неплохая, но не выдающаяся история, лишённая по-настоящему сильных моментов; доработанная, но уже приевшаяся за многие годы формула. «Тройка» воспринимается так, будто между ней и второй частью прошло не семь лет, а год-полтора, и на что-нибудь помпезное создателям не хватило времени.
Но при всех своих недостатках это по-прежнему безоговорочный лидер жанра. Только Gearbox понимают, что суть игр с «цветной» добычей не в сухих цифрах, а в тяге получить что-то особое, из ряда вон выходящее, что откроет новые возможности, а не просто сделает вас на 1.27% эффективнее. Так что готовьтесь, не самые расторопные из оставшихся искателей — ваша весна 2020 года будет жаркой.
Оценка: 8.3 («Отлично»).
Выражаем благодарность:
Полный текст статьи читайте на overclockers.ru