Больше не рекомендуем: как в России хотят ограничить алгоритмы соцсетей

Рекомендательные алгоритмы должны подвергаться аудиту и отключаться по запросу пользователей. Эту идею выдвинули специалисты Ассоциации юристов России в марте 2021 года. По их мнению, подобные технологии способны влиять на общественное мнение, тем самым провоцируя социальные конфликты.

В Госдуме предложение юристов превратилось в законопроект, на который уже обрушилась критика со стороны крупных ИТ-компаний. В июне 2022 года к ней присоединились и стартапы.

В чем суть законопроекта ?

Рекомендательные алгоритмы оценивают поведение пользователя на платформе и за ее пределами, а затем предлагают контент или товары на основе предпочтений человека. Такие системы встроены во множество современных сервисов, например, в TikTok, «Яндекс.Дзен» и Netflix.

С одной стороны, рекомендательные программы позволяют человеку быстрее найти нужный товар или интересный для него контент. Однако есть и обратная сторона: из-за алгоритмов пользователь живет в «информационном пузыре», зачастую негативно воспринимая информацию за его пределами. На это и указывают инициаторы законопроекта.

Они предложили дать пользователям возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. К тому же, чиновники хотят обязать компании доступно объяснять принципы работы систем, а сами программы подвергать аудиту.

Ожидается, что Роскомнадзор сможет направлять владельцам соцсетей, новостных и поисковых агрегаторов, а также онлайн-кинотеатрам и маркетплейсам запросы и требования о проверках рекомендательных систем. При этом по словам разработчика проекта зампреда комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Горелкина, закон не коснется таргетированной рекламы.

«В это мы лезть не планируем. Но там, где человек осуществляет поиск информации, здесь рекомендательная технология должна быть подвергнута регулированию, должна стать прозрачной. Нужно простым языком в пользовательском соглашении разъяснить человеку, как это работает, почему он получает конкретно эту информацию, этот продукт», — добавил Горелкин.

Рынок рекомендует воздержаться

На сегодняшний день законопроект находится на стадии обсуждения: его критикуют как крупные, так и начинающие игроки рынка. Так, против этой инициативы выступили VK и «Яндекс».

По словам руководителя корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергея Лучина, законодательные меры приведут к излишнему регулированию отрасли и нанесут ущерб всей цифровой экономике. Эксперты опасаются, что при возможности рекомендательные алгоритмы отключат треть пользователей, а, например, в «VK Клипах» на них приходится 97% просмотров.

К тому же, технически очень сложно обеспечить прозрачность алгоритмов: они являются коммерческой тайной компаний, их защищает гражданский кодекс. Об этом заявляет гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.

Помимо прочего, специалисты указывают на юридические недостатки законопроекта в его текущей версии. Во-первых, под него попадают сервисы, в которых пользователь сам просит разработать для него рекомендации, например, по выбору карьеры. Во-вторых, изначально депутаты планировали распространить закон только на крупные платформы, однако сейчас он затрагивает и небольшие сервисы. Законодатель обещал устранить все эти недостатки, однако вряд ли компании перестанут критиковать законопроект.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра