Беззеркальная камера Nikon Z fc с сенсором APS-C: возвращение к истокам

Перед нами второй (хронологически) беззеркальный аппарат системы Nikon Z с сенсором DX (APS-C). Первым, напомним, был Nikon Z50.

Главное

  • Байонет Nikon Z
  • КМОП-сенсор 21 Мп типоразмера DX (APS-C) c коэффициентом масштабирования 1,5
  • Гибридная автофокусировка с 209 фазовыми датчиками
  • Процессор обработки изображений Expeed 6
  • Эквивалентная светочувствительность ISO 100 — 51 200 (расширение до ISO 204 800)
  • Максимальная скорострельность 11 кадров/с
  • Сенсорный дисплей, подвижный во всех плоскостях
  • Электронный видоискатель с разрешением 2,36 Мп
  • Съемка видео UHD 4K 30 кадров/с
  • Один слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC (UHS-I)

Постараемся получить более полные сведения о новинке и перейдем к изучению спецификаций, представленных производителем.

Технические характеристики

Модель Nikon Z fc
Байонет Nikon Z
Сенсор КМОП (CMOS), 23,5×15,7 мм
Разрешение сенсора 20,9 млн эффективных пикселей1 (5568×3712)
Процессор Expeed 6
Формат записи фотоснимков JPEG (Exif 2.3), RAW (RAF 12/14 бит);
DX (24×16 мм): 5568×3712 (20,7 Мп), 4176×2784 (11,6 Мп), 2784×1856 (5,2 Мп);
1:1 (16×16 мм): 3712×3712 (13,8 Мп), 2784×2784 (7,8 Мп), 1856×1856 (3,4 Мп);
16:9 (24×14 мм): 5568×3128 (17,4 Мп), 4176×2344 (9,8 Мп), 2784×1560 (4,3 Мп)
Форматы записи видео UHD 4K: 3840×2160 при 30/25/24p;
Full HD: 1920×1080 при 120/100/60/50/30/25/24p;
1920×1080 (замедленная съемка) при 30p (×4), 25p (×4) или 24p (×5)2
Формат файлов видео MOV, MPEG-4 (H.264), звук Linear PCM стерео 24 бит/48 кГц
Эффекты изображения (Picture Control) «Авто», «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж» и «Равномерный», творческие режимы Picture Control («Сон», «Утро», «Поп», «Воскресенье», «Мрачность», «Драматичность», «Тишина», «Выбеливание», «Меланхолия», «Чистота», «Деним», «Игрушка», «Сепия», «Синий», «Красный», «Розовый», «Уголь», «Графит», «Сажа»)
Active D-Lighting (расширение динамического диапазона) авто, сверхусиленный, усиленный, нормальный, умеренный, выключено
Цветовые пространства sRGB (sYCC); Adobe RGB
Баланс белого авто (3 типа), авто для естественного освещения, солнечный свет, облачно, в тени, лампы накаливания, лампы дневного света (7 типов), вспышка, выбор цветовой температуры (2500 — 10 000 К), ручная установка (6 значений)3
Автофокусировка (АФ) гибридная (комбинированная) фазовая и контрастная, 209 фазовых датчиков
Зоны АФ точечная, одноточечная, динамическая (в режиме фотосъемки); широкая (S и L); автовыбор
Диапазон срабатывания АФ от −4 до +19 EV (от −3 до +19 EV при слабой освещенности)4
Режимы фокусировки однокадровая следящая (AF-S), непрерывная следящая (AF-C), автоматическое переключение от однокадровой к следящей (AF-A), постоянная (AF-F, только при съемке видео), прогнозирующая следящая, ручная (M)
Автоэкспонометрия (АЭ) TTL; матричная, центровзвешенная, точечная, по зоне максимальной яркости
Рабочий диапазон АЭ от −4 до +17 EV4
Экспозиционные режимы Программный автоматический с гибкой программой (P), автоматический с приоритетом выдержки (S),
автоматический с приоритетом диафрагмы (A), ручной (M);
сюжетные («Портрет», «Пейзаж», «Ребенок», «Спорт», «Макро», «Ночной портрет», «Ночной пейзаж», «Праздник/в помещении», «Пляж/снег», «Закат», «Сумерки/рассвет», «Портрет питомца», «Свет от свечи», «Цветение», «Краски осени», «Еда»); режимы спецэффектов («Ночное видение», «Суперъяркие», «Поп», «Фотоиллюстрация», «Эффект игрушечной камеры», «Эффект миниатюры», «Выборочный цвет», «Силуэт», «Высокий ключ», «Низкий ключ»); пользовательские настройки (U1 и U2)
Экспокоррекция ±5 EV с шагом ⅓ или ½ EV, доступна в режимах P, S, A, M
Автобрекетинг по экспозиции, по Active D-Lighting, по балансу белого
Эквивалентная светочувствительность ISO 100 — 51 200, расширение до ISO 204 800
Затвор шторно-щелевой вертикального хода с электронным управлением
Скорость затвора 30—1/4000 с, bulb (выдержка от руки), time (экспозиция по времени)
Выдержка X-синхронизации 1/200 с или медленнее
Автоспуск 20, 10, 5 или 2 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалами 0,5, 1, 2 или 3 с
Скорость съемки серией (емкость буфера) низкоскоростная — 1—4 кадров/с;
высокоскоростная — 6 кадров/с;
высокоскоростная (повышенная) — 11 кадров/с
Стабилизация изображения в камере — нет
Видоискатель OLED 0,99 см по диагонали, 2,36 Мп; охват 100%; увеличение 1× при фокусном расстоянии 50 мм, фокусировке на бесконечность и −1 дптр; вынос точки фокуса 19,5 мм; коррекция от −3 до +3 дптр
Дисплей 3,2″ TFT, откидной, сенсорный, разрешение 2,1 Мп, охват ≈100%, угол зрения до 170°
Встроенная вспышка TTL (i-TTL), ведущее число 7,7 (м, ISO 100); коррекция от −3 до +1 EV с шагом ⅓ или ½ EV;
режимы: заполняющая, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, авто, автоматическая медленная синхронизация, автоматическая медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», выкл.
Интерфейсы USB 3.2 Gen1 (Type C), HDMI (Type D), вход микрофона, «горячий башмак» (ISO 518)
Беспроводная связь Wi-Fi 5 (IEEE 802.11b/g/n/a/ac), Bluetooth 4.2
Карты памяти один слот для SD/SDHC/SDXC (UHS-I)
Защита от пыли и влаги нет
Батарея литий-ионный аккумулятор EN-EL25, ресурс 300 кадров по методике CIPA
Размеры 135×94×44 мм
Вес (с батареей и картой памяти) 450 г

1 Арифметически 5568×3712 = 20 668 416; у производителя — 20,9 Мп.
2 Фактическая частота кадров при 120p, 100p, 60p, 50p, 30p, 25p и 24p составляет 119,88p, 100p, 59,94p, 50p, 29,97p, 25p, 23,976 p. Выбор качества изображения поддерживается для всех размеров за исключением 3840×2160, 1920×1080 120/100p и 1920×1080 (замедленная съемка), при которых устанавливается «высокое» качество.
3 Для всех режимов (кроме прямой установки цветовой температуры) возможна тонкая настройка.
4 При ISO 100, раскрытии диафрагмы объектива f/2,0 и температуре окружающей среды +20 °C.

В Центре загрузок Nikon можно найти руководство по эксплуатации камеры и справочник по ее устройству и работе.

Если сравнить новинку Nikon Z fc с Nikon Z50, можно заметить, что сенсор, процессор, механический затвор, видоискатель и батарея унаследованы целиком; рабочий и расширенный диапазоны эквивалентной светочувствительности и скорострельность не изменились. Слот для карт SDXC по-прежнему один и поддерживает лишь носители низкоскоростного стандарта UHS-I. Главные приобретения продиктованы редизайном облика новинки, который напоминает старые пленочные фотоаппараты производителя, особенно, как отмечают некоторые аналитики, легендарную Nikon FM2, выпускавшуюся с 1982 по 2001 г. С принципиальной точки зрения это выразилось трояко:

  1. Появились отдельные механические селекторы значений выдержки, ISO (и экспокоррекции).
  2. Из конструкции псевдопентапризмы была изъята встроенная вспышка с автоподъемом.
  3. Исчезла профилированная рукоятка для удержания камеры правой рукой.

Есть и другие, менее значительные следствия редизайна, и о них мы упомянем позже. Два других принципиальных новшества не связаны с возвращением к истокам в стиле «ретро», а наоборот, демонстрируют лучшие достижения современности:

  1. Экран приобрел подвижность во всех плоскостях (ранее он лишь отклонялся вверх и вниз).
  2. Порт USB 2.0 уступил место высокоскоростному USB 3.2 Gen1.

Аппарат в комплекте с объективом Nikkor Z 28mm F2.8 SE упакован в коробку с лаконичным, но приятным глазу оформлением.

Комплект поставки (представлены два варианта объективов, в набор входит лишь один)

Помимо обещанного на лицевой стороне упаковки, внутри коробки обнаруживаются также фирменный шейный ремень, батарея, зарядное устройство и сопроводительные документы. На фото, приведенном выше, справа от камеры показаны два штатных объектива: Nikkor Z DX 16–50mm F3.5–6.3 VR (серебристый) и Nikkor Z 28mm F2.8 SE (черный), анонсированный за месяц до героини обзора. В наш комплект был включен второй, 28-миллиметровый объектив. Подробнее мы расскажем о нем в следующих разделах материала.

Особенности конструкции

Nikon Z fc заключена в корпус из металлических и поликарбонатных компонентов (цельнолитой оболочки нет). Камера отличается не только от предшественниц в модельном ряду производителя, но и от большинства других цифровых беззеркальных камер прежде всего компоновкой, не характерной для современных цифровых аппаратов, а имитирующей пленочные механические модели 80-х годов XX в.

Nikon Z fc. Вид спереди

Спереди наиболее заметным узлом является, естественно, байонетное крепление. Справа от него расположена кнопка разблокировки объектива, а слева — одна функциональная кнопка (у Nikon Z50 их было две).

Слева — Nikon Z50, справа — героиня обзора

Ретро-дизайн затронул и другие детали конструкции.

Nikon Z fc. Вид сзади

Сзади виден окуляр видоискателя с большим круглым наглазником, вращающийся по всем осям дисплей, пятипозиционный селектор с центральной кнопкой подтверждения.

Слева — Nikon Z50, справа — героиня обзора

Сенсорные кнопки, появившиеся было у Nikon Z50, заменены механическими органами управления. Размер экрана уменьшился, а верхняя часть аппарата увеличилась в высоту.

Nikon Z50. Вид сверху

Nikon Z fc. Вид сверху

При взгляде сверху можно видеть наиболее существенные перемены в облике новинки: слева появилось колесо установки значений светочувствительности, а обнимающий его селектор позволяет выбирать режим съемки: P (Program) — программный; S (Shutter) — приоритет выдержки; A (Aperture) — приоритет диафрагмы; M (Manual) — ручной. Далее видна имитация пентапризмы (или пентазеркала) пленочной зеркальной камеры с установленным над ней полнофункциональным «горячим башмаком». Справа от псевдопентапризмы имеется колесо установки выдержки с подлежащим рычажком переключения фото- и видеосъемки. Затем следуют выключатель питания с центральной кнопкой спуска затора, под ним — утопленный в корпус диск главного селектора, кнопка активации записи видео, колесо экспокоррекции и утопленный диск вспомогательного селектора, а слева от последнего колеса — минидисплей, указывающий текущее значение диафрагмы.

Nikon Z fc. Вид снизу

Снизу имеется штативное крепление со стандартной резьбой, крышка батарейного отсека, снабженная замком, и неприметное отверстие для направляющей вертикальной ручки (приобретается отдельно).

Внутри батарейного отсека виден желтый рычажок, удерживающий аккумулятор внутри и предотвращающий его случайное выпадение, а также щель слота для карт памяти.

Напомним, что совмещение карты памяти и батареи в одном отсеке есть признак любительской ориентации камеры; в профессиональных моделях такого не бывает.

Nikon Z fc. Вид справа

Справа под резиновыми заглушками выведены разъемы проводных интерфейсов: вход для внешнего микрофона, а выше — разъемы USB3 Type C и HDMI.

К сожалению, отдельного аналогового выхода на наушники нет.

Nikon Z fc. Вид слева

С левой стороны, где у полноформатных беззеркалок Nikon Z находится крышка отсека для карт памяти, у нашей сегодняшней героини нет совершенно никаких важных деталей, кроме привычной петли для шейного ремня.

Nikon Z fc. Дисплей повернут вперед для съемки селфи

Дисплей, обладающий максимальной подвижностью, можно развернуть к себе для съемки селфи. Это полезно в блогерской и влогерской практике.

Nikon Z fc. Дисплей откинут в сторону

При развороте в другую сторону дисплей позволяет в буквальном смысле фотографировать из-за угла, что очень выручает при съемке, как говорили раньше, «скрытой камерой».

Nikon Z fc. Дисплей для сохранности закрыт

Для обеспечения сохранности экрана его можно развернуть тыльной стороной к себе и снимать, пользуясь визированием только по видоискателю.

Аккумуляторная батарея EN-EL25

Для питания камеры используется та же литий-ионная батарея EN-EL25, что и у Nikon Z50.

Аккумуляторная батарея EN-EL25

Ранее нам не доводилось видеть на батареях столь интересного уведомления: «Сделано в Китае, затем обработано на Тайване».

Зарядное устройство для аккумуляторной батареи EN-EL25

Зарядное устройство для батареи должно, вероятно, снабжаться сменными модулями с американскими, британскими и китайскими вилками, но в нашем случае имеется лишь евростандарт.

Сенсор

Nikon Z fc оснащена той же матрицей, что и Nikon Z50, и такой же (или почти такой же), как зеркалка Nikon D7500 (см. наш обзор от 27 октября 2017 г.): у всех одинаковый размер кадра в миллиметрах (23,5×15,7) и пикселях (5568×3712).

Сенсор лишен какого бы то ни было механизма очистки от пыли, и к этому можно относиться по-разному. Впрочем, заметим, что «пылетрясы» всех камер, побывавших в наших руках, не демонстрировали сколько-нибудь заметной эффективности в плане очистки сенсоров и от необходимости соответствующих затратных ручных операций не избавляли.

Процессор

Nikon Z fc оснащена процессором обработки изображений Expeed 6.

Процессор Expeed 6 (фото производителя)

Впервые этот чип был анонсирован в полнокадровых камерах Nikon Z7 и Z6 в августе 2018 г. Он обеспечивает высокую скорость считывания информации, позволяет повысить скорострельность камеры и снимать видео в стандарте 4K.

Меню

Меню, как всегда у Nikon, организовано логично, хорошо структурировано и удобно при навигации. Ниже мы приводим большинство его позиций для первоначального ознакомления.

Конкуренты

Главными критериями подбора для группы сравнения были: типоразмер сенсора APS-C (коэффициент масштабирования изображения 1,5—1,6), любительская ориентация моделей и их относительная новизна. Остальные черты, общие для участниц соревнования, унаследованы типичным образом: бесшумная съемка, минимальная выдержка 1/4000 с, наличие встроенных модулей Wi-Fi и Bluetooth.

  Canon EOS M50 Fujifilm X-T30 II Nikon Z fc Sony ZV-E10
Дата анонса 14 октября 2020 г. 2 сентября 2021 г. 29 июня 2021 г. 27 июля 2021 г.
Вид спереди
Байонет Canon EF-M Fujifilm X Nikon Z Sony E
Корпус композит металл металл композит
Разрешение, Мп 24 26* 21 24
Размер кадра, мм (пикселей) 22,3×14,9 мм
(6000×4000)
23,5×15,6 мм
(6240×4160)
23,5×15,7 мм
(5568×3712)
23,5×15,6 мм
(6000×4000)
Тип сенсора CMOS BSI-CMOS CMOS CMOS
Коэффициент масштабирования 1,6× 1,5× 1,5× 1,5×
Процессор Digic 8 X Processor 4 Expeed 6 Bionz X
Диапазон ISO
(расширение)
100 — 25 600
(51 200)
100 — 12 800
(80 — 51 200)
100 — 51 200
(100 — 204 800)
100 — 32 000
(50 — 51 200)
Внутрикамерная стабилизация изображения нет нет нет нет
Формат записи фото JPEG (Exif v2.31)
RAW (14 бит CR3)
JPEG (Exif v2.3),
RAW (14 бит RAF)
JPEG (Exif v2.31),
RAW (12/14 бит NEF)
JPEG (Exif v2.31)
RAW (14 бит ARW)
Автофокус (АФ) фазовый
и контрастный
фазовый
и контрастный
фазовый
и контрастный
фазовый
и контрастный
Число зон фазового АФ 143 425 209 425
Дисплей подвижный во всех плоскостях, сенсорный откидной, сенсорный подвижный во всех плоскостях, сенсорный подвижный во всех плоскостях, сенсорный
Размер экрана 3″ 3″ 3″ 3″
Разрешение экрана, Мп 1,04 1,04 1,04 0,92
Видоискатель электронный, 2,36 Мп,
покрытие поля зрения 100%, увеличение 0,96×
электронный, 2,36 Мп,
покрытие поля зрения 100%, увеличение 0,93×
электронный, 2,36 Мп,
покрытие поля зрения 100%, увеличение 1,02×
электронный, 1,44 Мп,
покрытие поля зрения 100%, увеличение 1,07×
Диапазон выдержек, с 30—1/4000 90—1/4000
с электронным затвором — 1/32000
30—1/4000 30—1/4000
Экспокоррекция ±3 с шагом ⅓ ±5 с шагом ⅓ ±5 с шагом ⅓ или ½ ±5 с шагом ⅓ или ½
Встроенная вспышка есть, 5 м есть, 5 м нет нет
Выдержка X-синхронизации, с 1/200 1/180 1/200 1/160
Максимальная скорость съемки, кадров/с 10 30 11 11
Режим бесшумной съемки есть есть есть есть
Максимальное разрешение видео 3840×2160 120p 4098×2160 30p 3840×2160 30p 3840×2160 30p
Карты памяти SD/SDHC/SDXC (UHS-I) SD/SDHC/SDXC (UHS-I) SD/SDHC/SDXC (UHS-I) SD/SDHC/SDXC (UHS-I)
Интерфейс связи с компьютером USB 2.0 USB 3.2 Gen1 USB 3.2 Gen1 USB 3.2 Gen1
Вход для микрофона есть есть есть есть
Выход на наушники нет нет нет есть
Беспроводные интерфейсы Wi-Fi + Bluetooth Wi-Fi + Bluetooth Wi-Fi + Bluetooth Wi-Fi + Bluetooth + NFC
Дистанционное управление есть есть есть есть
Емкость батареи (по методике CIPA) 305 380 300 440
Размеры, мм 116×88×59 118×83×47 135×94×44 115×64×45
Вес (с батареей), г 387 383 445 343
Цена в России, руб. 42 тысячи 71 тысяча 80 тысяч 57 тысяч

* Превосходство в показателях и опциях здесь и далее выделено полужирным шрифтом.

Среди конкурентов наиболее выигрышно выглядит Fujifilm X-T30: у нее самое высокое разрешение (26 Мп) и наиболее совершенная архитектура сенсора (BSI, Backside Sensor Illumination, то есть с обратной подсветкой фотодетекторов), теоретически позволяющая получать на снимках более широкий динамический диапазон и меньший уровень шумов при высоких ISO. Но в отличие от остальных конкурентов, эта камера не имеет односистемной полноформатной «родственницы», поскольку таковых вообще нет в семействе Fujifilm X. А Nikon Z fc и Sony ZV-E10 обладают совместимостью с полнокадровыми моделями, что подразумевает совместимость с имеющейся оптикой и открывает перспективу профессионального роста.

Самой компактной и легкой является Sony ZV-E10, которая оказывается в группе сравнения еще и рекордсменом по ресурсу батареи. Однако эта камера ориентирована на влогеров, а не фотолюбителей, и потому лишена видоискателя, что сильно снижает ее привлекательность для многих.

Nikon Z fc впору дать специальный приз за внешнее оформление: это единственная участница наших соревнований, оформленная в ретростиле и при этом обладающая пятью селекторами для гибкости ручных настроек. Вдобавок у нее наиболее широкий в группе сравнения рабочий диапазон ISO. Правда, при этом разрешение сенсора наименьшее, 21 Мп, в большей мере соответствующее стандартам системы Микро 4/3 (20 Мп), нежели APS-C (24—26 Мп).

Объектив Nikkor Z 28mm F2.8 SE

Фокусное расстояние 28 мм в системах с коэффициентом масштабирования 1,5 эквивалентно 42 мм, поэтому этот объектив обеспечивает угол обзора несколько больше, чем положено нормальному эквиваленту 50 мм. На момент написания этого обзора объектив не поставляется в Россию отдельно от камеры, поэтому его цену мы указать не можем.

Технические характеристики

Приводим данные производителя:

Полное наименование Nikkor Z 28mm f/2.8 Special Edition
Байонет Nikon Z
Дата анонса 29 июня 2021 г.
Фокусное расстояние (формат FX, полный кадр) 28 мм
Фокусное расстояние для формата DX (APS-C) 42 мм
Максимальное раскрытие диафрагмы F2,8
Минимальное значение диафрагмы F16
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные)
Оптическая схема 9 элементов в 8 группах, включая 2 асферические линзы
Минимальная дистанция фокусировки 19 см
Углы обзора по диагонали полный кадр — 75°; формат DX (APS-C) — 53°
Максимальное увеличение 0,2×
Привод автофокуса импульсный шаговый двигатель
Оптическая стабилизация нет
Диаметр светофильтров ∅52 мм
Защита от пыли и влаги нет
Размеры (диаметр/длина) ∅71,5/43 мм
Вес 160 г

Главными достоинствами нового оптического инструмента, на наш взгляд, являются относительно высокая для явно любительского объектива светосила, легкость и компактность.

Конструкция

Nikkor Z 28mm f/2.8 SE заключен в поликарбонатный, а не металлический корпус. Впрочем, многие современные объективы собираются в таких тубусах, что отнюдь не подразумевает существенного ущерба их солидности, но позволяет значительно выиграть в весе и цене конечного изделия.

В отличие от более функционально продвинутых моделей Nikkor Z серии S, наш герой имеет довольно бедное оснащение. Единственный орган управления на тубусе — кольцо ручного наведения на резкость. Оно широкое и расположено ближе к оправе передней линзы. Остальные кольцевые элементы с рифлением в виде призм и пирамид не несут функциональной нагрузки — это муляж некогда полезных органов управления у старых объективов Nikkor для пленочных зеркальных камер.

Байонетное крепление объектива, как и его корпус, изготовлены из полимерных материалов. Несмотря на скругленные ламели механизма, диафрагменное кольцо при диафрагмировании до F5,6 уже не образует правильный круг, а представляет собой неправильный гептагон (семиугольник), стороны которого имеют разную длину. Передний элемент невелик по диаметру и отличается от аналогов не выпуклой, а вогнутой поверхностью.

Оптическая схема

Объектив обладает довольно сложной оптической структурой, состоящей из 9 элементов, объединенных в 8 групп.

Оптическая схема Nikkor Z 28mm f/2.8 SE

Среди стекол выделяются два асферических элемента (помечены голубым). Напомним, что асферика компенсирует неравномерности рефракции объектива в поле его зрения, тем самым нивелируя проявление сферических аберраций и увеличивая резкость получаемой картинки. А вот модных линз из сверхнизкодисперсионного стекла (для борьбы с хроматическими аберрациями) в составе нашего героя нет.

Частотно-контрастная характеристика

Кривые ЧКХ (Modular Transfer Function, MTF) на приведенной ниже диаграмме маркированы красным для 10 линий/мм, голубым — для 30 линий/мм; сплошные линии — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных. В идеале все они должны располагаться максимально высоко по оси коэффициента контрастности, быть параллельными оси расстояний от центра кадра и не содержать завалов.

ЧКХ Nikkor Z 28mm f/2.8 SE

Как видно из рисунка, при отображении 30 линий на дюйм в центре кадра следует ожидать довольно хорошей детализации, а вот на максимальном удалении от него происходит падение резкости почти вдвое. Впрочем, нельзя ждать от бюджетной оптики того же, чего мы ожидаем от профессиональной.

Лабораторные испытания

Разрешающая способность при разной светочувствительности

Тестирование камеры в лаборатории проводилось в связке с объективом Nikkor Z 28mm f/2.8 SE по нашей методике.

RAW в целом получается лучше JPEG в обеих сценах, что говорит о не очень хорошей внутрикамерной обработке. До ISO 3200 практически все кривые держатся стабильно: RAW — на уровне 85%, JPEG — на уровне 77%. С дальнейшим увеличением светочувствительности разрешающая способность начинает достаточно быстро падать.

В расширенном диапазоне светочувствительности относительно рабочим остается лишь RAW в светлой сцене до ISO 25600. Дальнейшие значения светочувствительности можно использовать только в случае крайней необходимости. При этом снимать следует исключительно в RAW, потому что JPEG уже на ISO 25600 практически нерабочий.

Цветопередача заметно ухудшается на высоких ISO начиная с 6400 во всех сценах.

Автофокус

Автофокус Nikon Z fc по точности практически не уступает топовым камерам, что уже давно стало нормой, а по скорости находится на уровне Canon EOS R и при этом чуть проигрывает Nikon Z50.

Скорость съемки

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась.

Режим Первая скорость Предел первой скорости Вторая скорость
JPEG Low 3,0 к/с
JPEG High 10,8 к/с
RAW Low 3,0 к/с 15,0 с 1,3 к/с
RAW High 9,2 к/с 3,6 с 1,3 к/с

Заявленным характеристикам по скорости съемки камера почти соответствует. В случае скоростной съемки она выдает до 9 к/с в RAW и до 11 к/с в JPEG, причем при записи в RAW буфера хватает на 33 кадра или на 45 при медленной съемке. При записи только в JPEG буфер успевает освобождаться в процессе съемки и не требует перерывов.

Разрешающая способность при диафрагмировании, аберрации

Разрешающая способность достаточно стабильная, разброс между центром и краем кадра небольшой — в среднем 87% в центре и 80% на краю. Учитывая, что объектив почти портретный, показатели не слишком высокие. Хроматические аберрации не выявляются, но небольшая бочкообразная дисторсия заметна.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Реальная фотосъемка

Практической фотосъемке камерой Nikon Z fc в связке с объективом Nikkor Z 28mm F2.8 Special Edition будет посвящен отдельный материал (фотопрактикум). Здесь же мы вкратце расскажем о традиционных сторонах новинки, для фотографирования с помощью которой мы выбрали типичные параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая или следящая автоматическая фокусировка (в зависимости от динамики сцены),
  • одноточечная фокусировка,
  • автоматический баланс белого (АББ)

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить характер экспозамера, а также ввести экспокоррекцию. Для сохранения фото и видео мы использовали карту памяти SanDisk Extreme Pro (скорость записи 95 МБ/с) емкостью 128 ГБ. Фотоснимки записывались одновременно в несжатом формате RAW (14-битный NEF) и в JPEG. Далее в статье, если не оговорено иное, представлены JPEG из камеры без какой-либо постобработки.

Качество изображения

F8; 1/2000 c; ISO 400

Nikon Z fc позволяет получать изображения с весьма высокой детализацией (во всяком случае, в тех пределах разрешающей способности, которая характерна для используемой оптики.

F2,8; 1/50 c; ISO 3600

В большинстве ситуаций АББ работает уверенно и оперирует цветностью достаточно правильно, поэтому дополнительного вмешательства в ходе постобработки, как правило, не требуется.

F2,8; 1/50 c; ISO 900

Цвета на снимках сочные и живые, с достаточной насыщенностью, что полностью исключает необходимость их усиления в ходе постобработки.

F2,8; 1/250 c; ISO 100

Отчетливо воспроизводятся все детали изображения вплоть до мельчайших подробностей. Это особенно ярко иллюстрируется примером со съемкой птиц.

F2,8; 1/50 c; ISO 160

Тональные градации изображения сенсор воспроизводит во всем богатстве их тонких переходов между светами к теням.

F6,3; 1/500 c; ISO 100

Сенсор камеры вполне правильно передает колористическую специфику оттенков кожи человека, поэтому его с успехом можно использовать при портретной съемке и репортаже.

F2,8; 1/80 c; ISO 100

Высокая светочувствительность

Для исследования того, как меняется качество картинки при повышении усиления сигнала с сенсора (это эквивалент подъема светочувствительности традиционных фотоматериалов) мы предприняли съемку двух сцен, повышая ISO на одну ступень от кадра к кадру:

  1. Естественное освещение, значительный разбег в дистанциях между ближним и дальним планами, фокусировка на бесконечность.
  2. Искусственное освещение 20-ваттным светодиодным прожектором (цветовая температура 4500 K) с фокусировкой на логотипе Shure на расстоянии около 30 см.

Повторим, что все снимки, представленные ниже, представляют собой JPEG из камеры без какой-либо обработки.

Первые признаки появления шумовых артефактов выявляются уже при ISO 400. Впрочем, благодаря своей негрубой структуре они неплохо переносятся и при ISO 800, хотя на облаках все-таки заставляют думать о необходимости дополнительного смягчения. ISO 1600 является, пожалуй, точкой перегиба, на которой от шумов начинает заметно страдать детализация и контурная резкость объектов. ISO 3200 использовать, конечно, можно, но в этом случае уже не обойтись без применения шумоподавления. А значения ISO 6400 и выше ничего хорошего не сулят.

Теперь от ландшафта с его мелкими объектами и деталями перейдем к предметной съемке с высококонтрастным освещением и более крупным масштабом объектов.

Вплоть до ISO 800 структура изображения почти не меняется, и шумовые артефакты либо не определяются вообще, либо не ухудшают структуры изображения. При ISO 1600 шум становится заметным, но все еще терпимым. При ISO 3200 картинка начинает заметно страдать, а при ISO 6400 структура изображения уже заметно деградирует. Однако типичная флоккуляция (слияние шумовых артефактов в разнофигурные пятна) и значительное снижение детализации происходят лишь при ISO 12800.

Автофокусировка

Однокадровый АФ отрабатывает уверенно и достаточно точно. При съемке с раздельным наведением и перефокусировкой можно рассчитывать на хорошие результаты в подавляющем большинстве случаев. Однако и при съемке сериями камера остается на высоте. Сюжет ниже мы снимали в океанариуме Крокус-Сити (Мякинино, Москва) при F2,8; 1/50 c; ISO 900.

Как видим, камера не допускает появления брака даже в условиях явной нехватки освещения.

Галерея

Снимки, сделанные нами в ходе практического тестирования, мы собрали в галерее без дополнительных комментариев и подписей. Данные Exif сохранены; доступ к ним можно получить при загрузке фотографий по отдельности.

Видеосъемка

Камера дает возможность снимать видео в стандарте UHD 4K с разрешением 3840×2160 при 30 кадрах/с.

В ходе съемки можно задействовать электронную стабилизацию изображения. При этом (естественно) происходит небольшая обрезка (масштабирование) картинки. Стабилизация достаточно эффективная и дает возможность снимать с рук, компенсируя неизбежно возникающее дрожание изображения.

Автофокусировка при съемке видео работает уверенно, удерживая объекты в назначенной зоне. В целом, возможности видеосъемки соответствуют любительским потребностям.

Авторский альбом фотографий, снятых при помощи камеры Nikon Z fc, можно полистать на ixbt.photo.

Итог

Новая беззеркальная камера Nikon Z fc с сенсором DX (типоразмер APS-C) разительно отличается от других аппаратов производителя и от большинства конкурирующих моделей своим внешним видом и органами управления. Ее облик в стиле «ретро» более всего напоминает пленочные механические камеры Nikon 70-х годов XX в. Это единственная беззеркальная камера производителя, которая оснащается дисплеем, подвижным по всем осям. Однако в угоду ретро-дизайну и упрощению модели исчезли ручка для удержания аппарата правой рукой и встроенная вспышка.

Новинка обладает довольно высокой скоростью серийной съемки (до 11 кадров/с), быстрой и точно работающей автоматикой фокусировки и позволяет получать 21-мегапиксельные изображения высок

Полный текст статьи читайте на iXBT