Бензиновая мотокоса Geos Max Premium 130 B: мощный, мобильный и экономичный помощник с быстрым стартом

В прошлом году мы изучили бензиновую газонокосилку Al-Ko Comfort 46.0 SP-B, теперь возьмемся за проект масштабом поменьше. Дело в том, что, удобная и легкая в управлении самоходная газонокосилка оказалась не в состоянии преодолеть бесчисленные горки, кочки и буераки, имеющиеся на немаленьком участке. Самоходкой нельзя скашивать осоку, растущую из заболоченной почвы. Наконец, само предназначение газонокосилки исходит из ее названия: стрижка газона. А что, если значительную площадь участка, за которой нужно следить, нельзя назвать газоном даже в первом приближении?

Например, в нашем случае — так исторически «повезло» — несколько неиспользуемых соток представляют собой вечное болотце с кочками, которое подсыхает в лучшем случае к августу. Если за этим участком не следить, то уже в июне здесь вовсю «заколосится» осока в человеческий рост. По фотографии этого не скажешь, но ведь снимок сделан в середине мая.

Здесь никак не обойтись без мощной, но ручной косы. Причем непременно автономной и умеющей работать долго. Конечно, можно использовать инструмент с сетевым электроприводом, что мы раньше и практиковали. Однако любой, кто эксплуатировал сетевые электромашины, знает не понаслышке, что половина времени уходит не на работу, а на перекидывание из стороны в сторону тянущегося за тобой электрокабеля.

И да, почему во вступлении мы использовали пример продукции Al-Ko? Ведь на тестировании у нас мотокоса Geos. Ответ очевиден: Geos — это Al-Ko после недавнего ребрендинга.

Характеристики

Производитель Geos
Модель Geos Max Premium 130 B
Тип ручная бензиновая мотокоса
Тип двигателя двигатель с предварительной продувкой камеры сгорания от отработанных газов чистым воздухом, 2-тактный с подачей воздуха, одноцилиндровый объемом 30 см³
Мощность двигателя 0,9 кВт (1,2 л. с.)
Кол-во оборотов 3200—12000 об/мин
Объем бензобака 0,65 л
Система среза
  • головка с автоподачей триммерного корда (лески), диаметр лески 2,5 мм
  • насадка с тремя стальными ножами
Ширина среза травы
  • катушка: 415 мм
  • нож: 250 мм
Размеры, вес 1850×290×290 мм, 6,4 кг
Прочие характеристики
  • система «Готов к запуску»
  • комплектная профессиональная система подвеса мотокосы с жестким каркасом и опорной площадкой
Рекомендованная цена 18 тысяч рублей на момент публикации обзора
Розничные предложения

Комплектация

Длина коробки, в которой поставляется мотокоса, достигает почти двух метров.

В комплекте с устройством имеются следующие детали и аксессуары:

  • защитный щит с лескообрезчиком
  • профессиональная система подвеса мотокосы с жестким каркасом и опорной площадкой
  • набор ключей для сборки мотокосы и монтажа насадок
  • шпулька с автоподачей триммерного корда (лески) с намотанным кордом
  • режущая насадка с тремя стальными ножами диаметром 255 мм
  • бутылка для подготовки топливной смеси с делениями для соблюдения различных пропорций
  • руководство пользователя

Конструкция, управление

Конструкция мотокосы Geos ничем не отличается от устройства всех подобных инструментов: верхнее расположение двигателя, велосипедная рукоять и рабочий орган с защитным щитком внизу (есть модели и без велосипедной рукояти, но с ручкой). Кстати, именно верхнее расположение нелегкого двигателя дает оптимальную развесовку для удобной работы. Бензиновый двигатель, даже работая на полной мощности, не создает риск для человеческого уха, поскольку при эксплуатации мотор находится за спиной оператора, чуть выше пояса.

Подробный обзор конструкции мотокосы следует начать именно с двигателя. Используемый в нашем инструменте мотор сконструирован и изготовлен по технологии, которая предусматривает предварительную продувку камеры сгорания от отработанных газов чистым воздухом. За продувку отвечает воздушная прослойка, которая за счет особого конструктивного решения создается между отработанными газами и новой порцией топлива. От традиционных двухтактных двигателей такие моторы отличаются повышенной экономией топлива и низким уровнем вредных выбросов.

Устройство двигателя великолепно продумано, благодаря чему он компактен и имеет минимальный набор внешних управляющих элементов. Их всего три: рукоять воздушной заслонки (в руководстве она называется рукояткой подсоса), насос подкачки топливной смеси и рукоять стартера.

Винт, которым фиксируется крышка воздушного фильтра, отворачивается против часовой стрелки, после чего крышку можно снять. Только ничего интересного под крышкой нет. Интересное находится на самой крышке, которую вы только что отвинтили. А именно — губчатый фильтр, за чистотой которого нужно регулярно следить и время от времени промывать с мылом.

Особое внимание следует обратить на крышку свечи зажигания: эта резиновая крышка всегда должна быть утоплена в корпус до упора. Крышка не только подает на свечу ток, но и обеспечивает герметичность.

Топливный бак имеет емкость 0,65 л. Правильнее его следует называть бачком для топливной смеси, поскольку в него заливается не чистый бензин, а бензин, смешанный с синтетическим маслом для двухтактных двигателей (в данном двигателе соотношение топлива к маслу составляет 50:1, то есть 50 частей бензина и одна часть масла). Крышка бачка снабжена внутренним фиксатором, это исключает риск ее потери.

Обслуживание двигателя — это, пожалуй, тема для отдельных материалов. Мы же рассматриваем инструмент с эксплуатационной точки зрения, поэтому внимание фокусируем только на органах управления и удобстве работы с ними.

Про удобство. Во многом его обеспечивает эргономичная рукоять велосипедного типа. Она закрепляется в муфте четырьмя болтами с помощью прилагаемого шестигранного ключа. Эти болты следует хорошенько затянуть, чтобы рукоять не проворачивалась во время активной работы. Кстати, муфту также можно переместить вниз или вверх по штанге, идеально подогнав косу под любой рост.

На правой ручке рукояти, сверху, расположен рычаг блокировки, он освобождает рычаг газа, находящийся снизу. Рычаг газа не только увеличивает подачу топливной смеси в двигатель. Этим рычагом задействуется еще и муфта, передающая вращение с двигателя на вал. Пока рычаг газа не нажат, двигатель тихонечко работает на малых оборотах, а вал не вращается.

Во время работы оба рычага естественным образом удерживаются нажатыми. Отметим, что рычаг газа имеет меньший размер и более активно подпружинен, чем рычаг блокировки. Из-за этого во время длительной работы разгибатели указательного и среднего пальцев могут «устать».

Также на правой ручке имеется кнопка, попадающая под большой палец. Этой кнопкой осуществляется остановка двигателя. Кнопка всегда находится в положении «включено». По сути, кнопка является размыкателем цепи, при ее нажатии прекращается подача тока на свечу. Отпустив рычаг газа и нажав эту кнопку, вы тем самым остановите двигатель. Для уверенности можно подержать кнопку нажатой несколько секунд до полной остановки режущего инструмента. Поскольку данная кнопка всегда находится во включенном положении, пользователю не нужно включать зажигание. Отсюда еще один плюс: свеча зажигания не заливается, что кратно облегчает эксплуатацию машины.

Наконец, спускаемся в самый низ мотокосы. Здесь находится очень интересный узел. Речь не об угловом редукторе, он имеется во всех аналогичных машинах. И даже не о защитном щитке, он также присутствует во всех триммерах. Разговор о конструкции головки, которая предусматривает использование двух типов насадок: режущего ножа и шпульки с леской.

Суть в том, что эти насадки крепятся по-разному. Так, установка ножа напоминает процесс крепления оснастки в болгарках и требует применения нескольких аксессуаров.

Чтобы закрепить трехлезвийный нож, требуется надеть опорный диск на направляющий стержень приводного вала (назовем его шпинделем). После этого следует уложить нож на опорный диск, накрыть его фланцем, повернув к ножу его плоскую сторону, и накрыть защитной крышкой-куполом. Фиксация получившейся конструкции производится гайкой, под которую подкладывается стопорная шайба, препятствующая самопроизвольному отвинчиванию гайки.

Чтобы во время завинчивания гайки головка не вращалась, нужно вставить в стопорное отверстие отвертку или один из прилагаемых шестигранных ключей. Отверстие это находится не сбоку, как указывается в руководстве, а в верхней части головки.

Для пущей надежности весь узел фиксируется шплинтом, который продевается сквозь отверстие в кончике шпинделя и загибается плоскогубцами.

Как видим, процесс этот небыстрый, трудоемкий и довольно сложный. Если мотокосой пользуешься редко, нетрудно забыть всю последовательность.

К счастью, ножами пользуются редко, в особо запущенных случаях. При скашивании обычно эксплуатируют шпульку с леской, которую часто называют катушкой. Чтобы закрепить ее, понадобится надеть на шпиндель один лишь опорный диск, после чего катушку можно навинчивать на резьбу шпинделя. Да, обратите внимание: резьба у шпинделя обратная!

А вот саму катушку требуется описать отдельно, ее конструкция этого достойна. Во-первых, катушка является неразборной. Точнее, разобрать ее теоретически можно, если применить специальные инструменты. Два боковых зажима, фиксирующие крышку, слишком тугие, пальцами их не вжать до нужной глубины, чтобы отсоединить крышку.

Хотя делать этого в будущем не потребуется. Секрет в том, что внутренняя конструкция шпульки и поворотной кнопки предусматривает сквозное продевание лески через канал изогнутой формы. Чтобы намотать леску на катушку, прежде всего следует приготовить отрезок лески длиной 5–6 метров (комплектная катушка была снабжена 5-метровой леской). Далее операция производится в три этапа:

  1. Повернуть металлическую кнопку, совместив концы продольного ромбовидного углубления со стрелками на корпусе катушки.
  2. Продеть леску сквозь катушку так, чтобы длина лески была одинаковой с обоих концов.
  3. Поворачивать металлическую кнопку по часовой стрелке, наматывая леску на катушку, до тех пор, пока режущая леска не будет выступать примерно на 10 см с обеих сторон режущей головки.

Всё, катушка заправлена и готова к работе. Кстати, шпулька, на которую наматывается леска, внутри поделена на два отделения. Умная система распределения заставляет леску равномерно наматываться в два этих лотка.

Отдельно отметим прочный пластик и двойные стенки катушки, а также тот факт, что поворотная кнопка выполнена из металлического сплава. Это огромный плюс, поскольку во время работы именно эта кнопка подвергается наибольшему износу, ударяясь о поверхность земли.

В заключение стоит рассказать о крепежном ремне, входящем в комплект. Только никакой это не ремень, а профессиональная система подвеса. Жесткий пластиковый спинной каркас и отходящие от него полужесткие лямки создают впечатление мотоциклетной защиты. Без этой системы работа не представляется возможной из-за больших габаритов и веса инструмента.

На первый взгляд, надеть эту конструкцию — дело непростое. Иллюстрации, приведенные в руководстве, слишком мелкие и не содержат деталей. Да и вообще, похоже, относятся к другой модели подвесной системы.

Но одна-две неудачные попытки — и вот он, правильный способ надевания. Хитрость заключается в том, что дополнительная жесткая лямка, идущая наискось слева-сверху-вниз, должна располагаться под мышкой, а не на плече. Правильно надетая система фиксируется двумя защелками, на уровне груди и на уровне пояса. Длина каждого ремня регулируется по отдельности, и подогнать крепеж точно по фигуре несложно.

Один из главных узлов системы подвеса — это жесткая площадка, расположенная справа внизу. Она защищает боковую часть бедра от ударов и натирания об штангу косы во время работы. Расположенный на площадке крюк с фиксатором предназначен для подвешивания мотокосы. Тут все просто: высокий человек прицепит косу к нижнему отверстию, невысокий — к верхнему. Ведь длина штанги косы никак не регулируется, а работать вприсядку или стоя на табуретке — не наш вариант.

В заключение отметим еще несколько важных особенностей мотокосы. Первая: необслуживаемый редуктор. Обычно слово «необслуживаемый» несет негативный оттенок. Дескать, сломается — не обслужишь. В данном случае это слово нужно рассматривать строго с положительной стороны. Благодаря конструкции, редуктор полностью герметичен, попадание влаги внутрь исключено. Более того, о смазке редуктора думать тоже не требуется: необходимое количество смазки уже заложено при изготовлении. Вторая особенность — система передачи вращения с двигателя на насадку. В нашей мотокосе используется кованый жесткий стальной вал диаметром 8 мм, выдерживающий большие нагрузки. Вал установлен на двух надежных опорных подшипниках, благодаря чему вибрации и износ уменьшаются, а крутящий момент и общий моторесурс увеличиваются.

Эксплуатация

Не заправишь — не поедешь. Подготовка топливной смеси производится в прилагаемой пластиковой бутылке. Прежде всего требуется залить в нее бензин (мы использовали АИ 92, бензин с бо́льшим октановым числом здесь противопоказан). Теперь следует добавить масло для двухтактных двигателей. Такое масло не перепутаешь с другим благодаря вполне конкретной маркировке.

При добавлении масла нужно помнить правильную пропорцию. В случае с нашим двигателем такая пропорция — это 50 частей бензина на одну часть масла. Нанесенные на бока бутылки деления показывают разные пропорции, нам требуется только одна шкала, которая так и обозначена — 50:1. Для упрощения процесса мы обвели эту нужную шкалу черным маркером. Вот теперь не ошибешься.

Чтобы масло перемешалось с топливом, наполненную бутылку нужно немного потрясти, после чего получившийся коктейль можно заливать в бачок мотокосы. Всё, инструмент полностью оснащен и готов к работе.

Из приведенного выше описания можно понять, что управление триммером — дело простецкое. В принципе, так оно и есть. А при наличии хорошего двигателя это управление становится столь же несложным, как эксплуатация электрического инструмента.

Вот как раз о двигателе хочется сказать несколько теплых слов. Не имея должного опыта эксплуатации таких «продвинутых» двигателей, мы поначалу допустили несколько ошибок. Например, слепо пытались во всем следовать руководству пользователя, и в первый раз заводили двигатель с перекрытой воздушной заслонкой, подкачав топлива кнопкой подсоса. Ну, чтоб было всё «как положено». Одна попытка, две, три… Ни в какую. Мотор даже не «чихнул». Подумалось:, а что если стартовать, открыв воздушную заслонку? Вопреки инструкции. О чудо, первый же рывок стартера — и двигатель заработал ровно, без сбоев. Наверное, был согрет теплым солнышком. И заработал, кстати, на удивление тихо. Впоследствии мы вообще не прикасались к заслонке, мотор заводится даже слабым полурывком рукояти стартера. А если немного наловчиться, то завести двигатель можно, даже не снимая косу с крепежной системы. Хоть это и неудобно с точки зрения анатомии. Кстати, крепежная система позволяет быстро отсоединить косу, для этого нужно дернуть за флажок фиксатора и вытащить его из петли. Процесс запуска двигателя и его остановка показаны в следующем коротком ролике.

И лишь многократное использование машины, а также подсказка более опытных товарищей позволили вывести правильный алгоритм работы. Оказывается, благодаря наличию системы быстрого старта двигатель нашей мотокосы обычно заводится с половины хода стартера. Упрощенная система запуска и начала работы состоит всего из четырех пунктов:

  • подкачать топливо праймером
  • закрыть воздушную заслонку
  • легко потянуть ручку стартера EasyStart, после чего двигатель запустится и станет работать на повышенных оборотах
  • нажать курок и приступить к работе

То есть для запуска двигателя не требуется отчаянно рвать на себя тросик стартера, как с большинством обычных двигателей. Тросик нужно всего лишь неспешно потянуть, в результате чего сожмется дополнительная пружина, расположенная между стартером и коленвалом. Эта пружина значительно уменьшает требуемую силу рывка.

Несколько слов о быстром старте мотора. Действительно, это довольно редкая функция, как и выключатель двигателя, находящийся в положении «всегда готов». Как оказалось, подобной функцией оснащены лишь модели мототриммеров среднего ценового сегмента Geos: Max Premium 130 B и Max Premium 126 B. Что интересно, быстрого запуска как функции нет в более мощных и дорогих моделях мотокос Geos.

Пора за работу. Но прежде нужно определиться, какая насадка применяется в тех или иных ситуациях. С катушкой всё понятно: это универсальное решение для большинства ситуаций. Из минусов катушки можно отметить слабую способность лески рубить волокнистые растения. Высокая крапива, осока или мягкие побеги так и норовят намотаться на катушку. Чтобы этого избежать, окашивание начинают сверху. Но это означает двойную-тройную работу. Плюс катушки с кордом заключается в том, что леска не боится препятствий и попадающихся твердых предметов. Максимум, что может произойти — это обрыв лески или порча того самого препятствия.

С ножами всё иначе: косить ножом следует только в тех местах, где гарантированно не встречаются камни, железки, ограды и т. д. Ножи, в отличие от лески, рубят даже мелкие ветки. Но увлекаться этим не следует, к тому же разные ножевые насадки предназначены для разных же операций. Например, двухлопастные ножи подходят для мягкой одинаковой травы, они максимально измельчают ее и отбрасывают в сторону. Трехлопастные ножи хорошо справляются с высокими сорняками, в том числе волокнистыми. А если нож имеет четыре или более лопастей — перед вами насадка для заготовки сена, поскольку такие ножи срезают траву, а не перемалывают.

Кстати, прилагаемый к мотокосе трехлопастной нож Geos изготовлен из прочной закаленной стали большой толщины (2,8 мм) и рассчитан на экстремальные нагрузки. Специальная заточка ножей напоминает заточку лезвия топора и позволяет рубить даже мелкий кустарник.

Минус у ножевой насадки тоже имеется: небольшая ширина среза в сравнении с леской. Если при работе с катушкой в траве прорезается тропа шириной 415 мм, то диаметр ножевой насадки почти вдвое меньше, всего 250 мм. Снова двойная работа получается. Ну, а что поделаешь.

Следующее правило справедливо в отношении как ножевых насадок, так и катушки с леской: во время работы желательно удерживать насадку параллельно земле. Если попалась горка или кочка — косу нужно наклонить/приподнять/опустить так, чтобы режущий расходник всегда оставался на одной линии с обрабатываемой поверхностью.

Подготовка обзора велась в середине мая, когда трава еще не успела вырасти так, чтобы продемонстрировать весь потенциал мотокосы. Ведь в триммере важна не только скорость вращения насадки, но и мощность. Некоторые типы растительности, несмотря на малый рост, могут доставить немало проблем при кошении. Речь о сырых зарослях и вообще о болотном типе растительности, включая один из самых «вредных» — осоку. Она просто обожает наматываться на катушку, если пытаться скашивать ее обычным слабеньким триммером. Но с рассматриваемой косой такого не происходит.

Главное же преимущество данной мотокосы (повторим в который раз) — это ее полная автономность и возможность скашивать сырую растительность (после дождя, например) либо растущую в болотистой местности. В таких условиях нельзя работать электрическим триммером с нижним расположением двигателя. Не получится использовать и газонокосилку, поскольку а) вода через приводной ремень может попасть в редуктор и б) тяжелая газонокосилка просто не пройдет по болоту, будь она трижды самоходная. Более того, триммером без труда обработаешь любые неровности, кочки и ямки. И конечно же, только мотокоса поможет в стесненных условиях, при окашивании узких проходов между грядками и деревьями, под кустами, вокруг качелей, лавочек и прочей садовой недвижимости.

Конечно, существуют электрические сетевые триммеры, обладающие похожей мощностью. Но их минусы кратно усложняют процесс эксплуатации. Так, аккумуляторные косы способны работать не более 10–15 минут, а время зарядки опустошенных аккумуляторов измеряется часами. Про электротриммеры с питанием от сети даже вспоминать не хочется после того, как познакомишься с мотокосой. Надоедает эта постоянная привязанность к проводу, который то и дело цепляется за препятствия и норовит попасть в зону окашивания. Наклоняться и убирать/подматывать провод, когда тяжелое электрооборудование прицеплено к шее — это крайне неудобно и непрактично. С помощником дело пойдет быстрее, но где его взять, помощника?

Нужно отметить, что при кошении леской трава рубится до состояния мульчи. В отличие от лески, ножи работают иначе. Нож однократно срезает травинку, которая остается лежать на земле и повторно под ножи попадает крайне редко. Кстати, чем больше лезвий у ножевой насадки, тем целее остается срезанная трава.

Это, пожалуй, нужно запомнить. Почему бы не сделать приятное соседу-птицезаводчику, чьи питомцы обожают свежую траву? Конечно, при условии, что сосед соберет нарезанную траву самостоятельно.

Что касается расхода топлива во время работы — этот параметр измерить крайне затруднительно. На холостом ходу двигатель тратит мизерное количество бензина, а при кошении расход кратно возрастает, причем он не остается одинаковым, а изменяется в зависимости от сопротивления вала. К тому же, окашивание — это не работа на конвейере. Оператор то и дело перемещается, поправляет косу, протирает защитный щиток или очки (кстати, эти средства защиты просто необходимы), останавливает и вновь запускает двигатель. За время нашей тестовой эксплуатации удалось сделать лишь усредненный вывод: одной заправки Geos Max Premium 130 B хватает примерно на час работы средней интенсивности. Про обработанную площадь тоже говорить некорректно, этот показатель сильно зависит не только от типа поверхности и окашиваемой травы, но и от навыков оператора. Неопытный косарь будет час возиться с одной соткой, в то время как профессионал за полчаса очистит пять соток.

Уход

После каждого сеанса работы косу желательно очистить от загрязнений. Обычная трава после засыхания приклеивается к любым поверхностям так, что отмыть ее становится сложно даже с применением воды. Особое внимание нужно уделить травяной кашице, которая налипает на внутреннюю поверхность защитного кожуха, на ножи и катушку. Эта кашица со временем превращается в твердое засохшее покрытие, почти окаменевает. Такие загрязнения желательно удалять сразу после работы, пока кашица влажная и податливая.

Хранить инструмент в межсезонье требуется в сухом непромерзающем месте, накрыв от пыли дышащей тканью. И не нужно оставлять в бачке топливную смесь. Застарелый бензин вперемешку с маслом — не лучший способ запитать двигатель.

Выводы

Мотокоса Geos Max Premium 130 B — это мощный, мобильный и экономичный помощник. И помощник не только садовый. Удалить заросли травы и высокой крапивы с полянки, на которой намечается пикник? Нет ничего проще. Правда, для перевозки длинной мотокосы понадобится автомобиль с кузовом подлиннее. Ведь длина штанги инструмента не изменяется как, например, у пылесоса. Это невозможно осуществить конструктивно из-за вала, который находится внутри полой штанги. Но кто же ездит в походы на городской микролитражке?

Длительная часовая работа от одной заправки топливом позволяет говорить о высокой экономичности мотокосы, безотказный двигатель освобождает от постоянного ухода за ним, а система быстрого старта делает управление похожим на работу с электротриммером.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор мотокосы Geos Max Premium 130 B:

Полный текст статьи читайте на iXBT