Beats by Apple, свежая кровь: зачем Apple понадобился производитель наушников?
Новость о том, что Apple собирается приобрести известного производителя наушников Beats за 3 млрд долларов звучала просто нелепо. Это было похоже, скорее, на шутку, ведь компания, хоть она и располагает десятками миллиардов свободных средств, неоднократно устами своих руководителей утверждала, что будет очень взвешенно подходить к их использованию и пойдет на их трату только в том случае, если будет абсолютно уверена в эффективности вложения. В случае с Beats эта самая эффективность была настолько неочевидной, что поставила в тупик практически всех экспертов.
Теперь вместе. Руководители Beats и Apple в одной команде «Мы тщетно пытаемся разглядеть рациональное зерно в возможной сделке, — писал аналитик компании Piper Jaffray Джин Мюнстер (Gene Munster). — Конечно, приобретение Beats принесет Apple торговую марку мирового уровня, однако у Apple есть собственная торговая марка мирового уровня, и компания никогда ранее не делала приобретений ради получения популярных марок». Мюнстер отмечал, что Apple лучше бы тратила свои средства на расширение своего присутствия на рынке интернет-сервисов, приобретя Yelp, Twitter или даже Yahoo.
Известный обозреватель Джон Грабер (John Gruber) также отметил, что Apple не продает собственные продукты под чужими торговыми марками, за исключением СУБД FileMaker, но это делается согласно контракту, заключенному в прошлом веке и является лишь исключением, которое подтверждает правило. «Если Apple хочет продавать дорогие наушники, ей не нужно тратить для этого 3 млрд долларов», — написал Грабер.
Другие эксперты видели целью возможного поглощения не наушники Beats by Dr. Dre, а потоковый музыкальный сервис Beats Music, отмечали стремление Apple тратить свободные средства на увеличение прибыльности. Версий и комментариев было настолько много, что, по словам одного из экспертов, вся блогосфера тогда превратилась в эксперта по гениальности/идиотизму этого поглощения.
Тем не менее слухи оказались достоверными, сделка состоялась, и у экспертов появились мотивация, время и новый материал для осознания причин, побудивших Apple к заключению неоднозначной сделки. Громкий успех наушников Beats by Dr. Dre сыграл злую шутку с экспертами, которые за ним не смогли сразу рассмотреть заинтересованность Apple в ключевых персонах приобретаемой компании и потенциале ее музыкального сервиса.
Beats Electronics Компания Beats Electronics была основана в 2006 году двумя «тяжеловесами» музыкальной индустрии — продюсером Джимми Айовином (Jimmi Iovine) и известным исполнителем хип-хопа и продюсером Андре Янгом (Andre Young), более известным под сценическим псевдонимом Dr. Dre. По словам Айовина, ему улыбнулась удача осознать большую проблему в музыкальной индустрии, которую он мог бы попробовать решить, — деградация качества звука из-за низкого качества пластиковых наушников, продаваемых Apple в комплекте с iPod, который в то время был устройством №1 для прослушивания музыки. «Apple продавала iPod за 400 долл., комплектуя его наушниками за 1 доллар», — сказал Айэвин в одном из интервью. В те времена Янг имел другую претензию к Apple: широкое распространение цифровых плееров помогло существенно поднять продажи музыки в цифровом виде, однако одновременно поспособствовало распространению пиратства, чем нанесло фатальный удар по продажам CD. Айовина это волновало не меньше. Однажды он сказал Дугу Моррису (Doug Morris), в то время главе Universal Music, что он желает выпускать аппаратные продукты, подобно его другу Стиву Джобсу, который продает устройства, используя качественные программные продукты: «Я больше не хочу продавать компакт-диски, потому что я не хочу быть тем человеком, который продаст последний компакт-диск. Я просто не такой». Случайно столкнувшись с Янгом на пляже во время пробежки, он узнал, что тот, по совету его управляющего делами, намеревается выпустить собственную линию кроссовок. «Дре, никого во всем мире не волнует во что ты одеваешься и какие кроссовки носишь. Ты должен продавать не сникеры, а спикеры (игра слов: англ. sneakers — кроссовки, speakers — акустические системы)». «И мы можем это сделать?», — спросил Янг. «Да!», — ответил Айовин, который, по его собственному признанию, в тот момент увидел полную захватывающую картину, элементами которой являлись Стив Джобс, рекординговая индустрия, iPod и Янг.
Aндре Янг (Dr. Dre) и Джимми Айовин. «Стив Джобс был первым, кто соединил технологии с поп-культурой, — говорит Айовин. — И я подумал, что технологии — это новый артист! Apple производит прекрасную белую штуку, внутри которой вся музыка мира. Я собираюсь выпустить великолепную черную штуку, которая сможет эту музыку воспроизводить. Мы с Dre решили продюсировать и продвигать этот продукт так же, как если бы это были Tupac, U2 или Guns N«Roses». Айовин был в восторге от iPod и iTunes, однако он понимал, что частью успеха устройства была и его собственная работа в музыкальной индустрии. Он чувствовал, что должен участвовать в развитии нового явления.
Первая модель наушников Beats by Dr. Dre Studio, выпущенная в конце 2008 года, получила изрядную порцию критики от аудиофилов за то, что она, в отличие от других моделей уровня hi-end, не была настроена для равномерной передачи спектра. По словам Айовина, целью было не создание «правильного» звучания, а выразительность воспроизводимой музыки: «Мы хотели повторить волнительный восторг, который бывает в студии. Вот почему люди слушают музыку в этих наушниках». Скептики сомневались в необходимости платить 200 долл. за наушники, если в комплекте с плеером есть бесплатные. Партнеров это не остановило: «Если ты веришь во что-то, то вряд ли стоит говорить себе, что раз никто этого не делает, то, наверное, есть какая-то веская причина для этого», — говорит Айовин.
Beats by Dr. Dre Studio. Дебютная модель Во время разработки первой модели наушников Айовин проводил опрос среди знаменитостей, посещавших его офис. «Когда M.I. A, Фаррелл Уильямс, Гвен Стефани или will.i.am приходили ко мне, я спрашивал их, что они думают об этой штуке. И дело было не в количестве отзывов, а в том, что я спрашивал людей с прекрасным вкусом». Когда к выпуску готовилась финальная версия, Янг отправил одну пару еще одной знаменитости — баскетболисту ЛеБрону Джеймсу. Тот сказал, что ему нужно 15 пар. Айовин отправил их, и на Олимпиаде-2008 в Шанхае они были на ушах у всей сборной США по баскетболу.
Андре Янг и ЛеБрон Джеймс Именно талант продюсеров, их маркетинговый опыт и связи стали главным двигателем компании на пути к успеху. Рекламные ролики с участием знаменитостей, внедрение компонентов под маркой Beats в различные устройства сторонних производителей — от ноутбуков HP до автомобилей Chrysler — прекрасно дополнили востребованные пользователями особенности продуктов компании. Первоначально продукты компании производились в сотрудничестве с Monster, известным производителем кабелей и других аксессуаров для аудио-видеотехники, и продавались через каналы последней. В 2011 году 50,1% акций Beats приобрела компания HTC и в 2012 году было принято решение не продлевать контракт с Monster. Наушники Beats Executive и акустическая система Beats Pill стали первыми продуктами, выпущенными без участия Monster. В июле 2012 года компания выкупила половину доли HTC за 150 млн. долл., а спустя год HTС продала Beats и остаток своей доли, сумма этой сделки составила 265 млн. долл. В 2012 году Beats за 10 млн. долл. приобрела компанию MOG, обладающую собственным музыкальным потоковым сервисом, который и стал основой для будущего Beats Music.
Джимми Айовин Прежде чем стать продюсером, Айовин в течение многих лет работал звукорежиссером и имел опыт сотрудничества с многими звездами первой величины, такими как Джон Леннон, Патти Смит, Брюс Спрингстин и др.
Джимми Айовин и Джон Леннон в студии. 1974 год. В 1990 Айовин основал звукозаписывающую компанию Interscope Records, которая стала домашней для многих знаменитых музыкантов, таких как 50 Cent, No Doubt, Dr. Dre, Леди Гага, Эминем, Nine Inch Nails и др.
«Джимми не боится сказать, что ему нравится, а что — нет, — сказала певица Мэри Джей Блидж во время церемонии вручения «Грэмми». — Он не боится быть честным. Он — музыкант до мозга костей».
«Если вы посмотрите на объем работы, который он проделал в качестве инженера и продюсера, на его вклад в успех множества лейблов, на исполнителей, которых он раскрыл, воспитал и помог развиться, а теперь он еще выступает и в качестве предпринимателя, сконцентрировавшись на достижении звукового совершенства, то вы поймете, что перед нами действительно очень особенный человек», — сказал президент Национальной академии звукозаписывающего искусства и науки Нил Портноу (Neil Portnow).
Музыканты Гэвин Россдейл и Гвен Стефани, Стив Джобс и Джимми Айовин. Айовин сотрудничал с Apple в течение многих лет и являлся личным другом Стива Джобса, который однажды назвал его «чуть ли не единственным человеком, который, начав с создания интеллектуального продукта, позже смог выпустить успешный аппаратный продукт». Айовин приложил руку к выпуску iPod U2 — специальной версии музыкального плеера, выпущенной в 2004 году. «Я знаю, вы не занимаетесь рекламой, — сказал тогда Айовин участникам коллектива. — Но iPod — это музыкальный инструмент». По собственному признанию Айовина, он всегда находился в орбите Apple, и стремился если не работать в компании, то, по крайней мере, используя свой опыт, повлиять на ее продукты и сервисы.
Джимми Айовин, Стив Джобс и U2 представляют iPod U2 «Я проводил встречи с Apple, где обсуждалась подписочная модель iTunes, с 2004 года, — вспоминает Айовин. — Каждые два месяца. Я понимал, что Apple — невероятная компания, но я хотел, чтобы они сделали подписку. Я полагал, они имеют платформу для этого. Они имели 400 млн. пользователей с кредитными картами, пользователей, которые любят музыку. И у них был iTunes». Стив Джобс, в свою очередь, был уверен, что пользователям хочется покупать музыкальные композиции и всегда иметь их в своем распоряжении вместо того, чтобы получать права на их прослушивание за абонентскую плату.
По словам Айовина, он два года ждал, пока Apple скажет Beats «да»: «Я уверял их, что они должны купить эту компанию. Я говорил им, что не хочу работать ни на кого другого. Я хотел работать в Apple. Я знаю, чего я могу достичь в Apple. Я хотел прийти сюда, в компанию Стива. Я знаю вас, друзья, я знаю, на что вы способны, я знаю ваше место в популярной культуре. Я знаю, у вас дыра в музыке, позвольте мне ее закупорить».
Dr. Dre В то время как основную массу комментариев для прессы, касающихся Beats, генерировал Джимми Айовин, роль Андре Янга в становлении и развитии компании была нисколько не меньшей. Приоритетным направлением Янга, предпочитающего доверять собственному чутью больше, чем маркетинговым исследованиям, было совершенствование звучания high-end наушников компании, его слово было решающим во всех основных вопросах — от рекламных роликов и фирменных шрифтов до стиля описаний в Beats Music. The Wall Street Journal приводит слова одного из коллег Янга, который охарактеризовал его как «барометр» Beats, который показывает, что есть «круто». При этом принцип оценки остается загадкой: по словам коллег, Янг молниеносно дает оценки, особо не вдаваясь в подробности и сопровождая коротким резюме вроде «отвратительно» или «я не чувствую этого». По словам Айовина, такой стиль подтверждает качество Янга как «крутометра»: «Как только вы попытаетесь объяснить, почему это «круто», вы сразу направитесь в направлении «не круто». Об этом просто нельзя говорить вообще».
Dr. Dre в начале сольной карьеры Янг был сооснователем рекординговой компании Death Row Records, когда ему было чуть больше двадцати, и в 1992 году он выпустил там первый сольный альбом The Chronic. Различные музыкальные эксперты советовали ему внести существенные коррективы в материал, однако Янг и до сих пор известен тем, что он готов поставить на кон все ради того, чтобы сделать все так, как он считает правильным. Альбом имел большой успех, в США было продано около 8 млн копий. Второй альбом Dr. Dre был выпущен спустя девять лет, в 2001-ом, а третий не выпущен и до сих пор, несмотря на то, что первые синглы из него попали в ротацию в 2010 и 2011 годах. По словам менеджера Эминема Пола Розенберга (Paul Rosenberg), Янг является перфекционистом и мало значения придает назначенным срокам завершения проекта, поэтому дискография Dr. Dre не обладает большим объемом, несмотря на то, что он является трудоголиком.
Приглашение в «ультра-положительную» Apple пионера гангста-рэпа, чьи композиции изобилуют полукриминальной тематикой и ненормативной лексикой, — смелый шаг для компании. Впрочем, успех Dr. Dre в качестве маркетингового материала наушников Beats демонстрирует, что положительная слава Янга, перфекциониста-трудоголика, помешанного на фитнесе, затмевает его гангста-альтер-эго.
Beats Music Несмотря на то, что на рынке потоковой музыки уже присутствовали несколько заметных игроков, среди которых выделялись Pandora, Spotify, Songza, Rdio и iTunes Radio, в Beats были уверены в том, что смогут предложить публике сервис, который сможет быть успешным — даже несмотря на то, что ни один из названных сервисов не был прибыльным.
Все эти сервисы позволяют прослушивать музыку с мобильных устройств и обладают фонотеками, способными удовлетворить запросы подавляющего большинства потенциальных пользователей. Однако в Beats решили, что всем им не хватает одного важного элемента — человеческого фактора, способного оживить музыкальный поток. Современные потоковые сервисы предоставляют пользователям функции «радио» и поиска новой музыки на основе их предпочтений, однако в отсутствие помощи диджеев компьютерным алгоритмам не удается предоставить слушателям удовлетворительные результаты. В условиях, когда музыкальные сервисы насчитывают по несколько миллионов композиций, ошибки в тегах описаний или огромное количество псевдорелевантных результатов нередко приносят разочарование слушателям. В Beats решили преодолеть этот недостаток с помощью кураторов — артистов, которые составляют списки воспроизведения и предлагают пользователям подсказки. По словам Айовина, в те времена, когда музыка продавалась на грампластинках, исполнители и продюсеры тщательно продумывали порядок композиций, так как это влияет на восприятие музыки. Beats Music возвращает управление плейлистами в руки артистов.
«В условиях, когда вас атакует огромный объем информации, должны быть фильтры, которым можно доверить выделение действительно важных вещей», — говорит Трент Резнор, фронтмен Nine Inch Nails и творческий директор Beats Music, работающий сейчас в Apple над новым секретным проектом, связанным с музыкой. По его словам, Beats Music предоставляет пользователю ощущение, что у него есть собственный живой гид в музыкальном магазине, который не только знает его вкусы, но и способен посоветовать новый материал, который наверняка ему понравится.
Президент Beats Electronics Люк Вуд (Luke Wood), руководители Beats Music Трент Резнор и Айан Роджерс После четырех месяцев работы Beats Music, «первого музыкального сервис, который понимает слушателей», по словам Айовина, его подписчиками стали 250 тыс. любителей музыки, которые платят за это 10 долл. в месяц.
Возглавляет Beats Music Айан Роджерс (Ian Rogers), начавший свою «музыкальную» карьеру в 1993 году с создания неофициального фан-сайта Beastie Boys, который так понравился музыкантом группы, что они взяли его с собой в турне и в конце концов наняли в качестве своего штатного веб-мастера. Развитие карьеры привело его в кресло главы Yahoo Music, которое, впрочем, ему не казалось комфортным из-за постоянной необходимости бороться с руководителями за права на аудио- видеопродукцию. Четыре года спустя, в 2008-ом, Роджерс стал главой Topspin — платформы, призванной объединить музыкантов и их поклонников. В январе 2013 года Роджерс присоединился к Beats Music, а в начале текущего года Topspin была приобретена Beats.
«Первое, что замечаешь в сервисе — аккуратность каталога. Мы не представляем музыку в качестве базы данных. Мы преподносим ее в качестве дискографий, описания карьеры исполнителя, рассказываем о его истории. Мы показываем его работу в нескольких представлениях: в хронологическом порядке, список избранных композиций и др.», — говорит Роджерс.
Именно радио Beats Music сыграло решающую роль в принятии решения о поглощении Beats. «Джимми Айовин рассказал мне, как это великолепно, — говорит Тим Кук. — Однажды вечером я сидел и слушал их радио, сравнивая с другими, и постепенно для меня стало проясняться, что, слушая их радио, я чувствую себя совсем иначе. И причина в том, что они осознали, что участие человека в работе потокового сервиса действительно важно. Последовательность услышанных песен влияет на то, что ты чувствуешь. Это трудно описать, но вы поймете, если почувствуете это. И в эту ночь — я не мог заснуть! — я подумал, что мы должны сделать это».
iTunes Radio Дебют iTunes Radio смело можно назвать провалом, сравнимым с неудачей iTunes Ping — музыкальной социальной сети, встроенной в iTunes и свернутой Apple в 2012 году. По некоторым сведениям, сервис iTunes Radio настолько не нравится даже инженерам, его создавшим, что некоторые из них предпочитают использовать «враждебные» Pandora и Spotify. «Все говорят, что это потому, что мы все работаем над iTunes, поэтому программу нужно перезапускать после каждого изменения кода. Но на самом деле это потому, что Spotify предоставляет бесплатно всю музыку и имеет настоящую социальную платформу», — приводит слова инсайдера BuzzFeed.
iTunes Ping Ping был запущен в 2010 году. Появление сервиса было встречено пользователями с энтузиазмом, однако сколько-нибудь заметного следа она не оставил. Ping не соответствовал ожиданиям пользователей, которые вместо музыкальной социальной сети для рекомендаций и обмена плейлистами, увидели перед собой инструмент Apple, призванный побудить их к покупке новых композиций.
Самоуверенность команды разработчиков iTunes, не пожелавшей тщательно изучить условия рынка и запросы клиентов, стала главной причиной неудачи и Ping, и iTunes Radio, говорит источник BuzzFeed. По его словам, некоторые руководители среднего звена в команде iTunes отказывались даже запускать Spotify, другие не знали, что этот сервис предоставляет музыку по запросу, а не просто потоковое радио. В результате iTunes Radio существенно уступает конкурентам как в функциональности, так и в качестве подбора материала. Например, создав радиостанцию iTunes на основе группы, популярной в 80—90-х годах прошлого века, пользователь может услышать музыкальную композицию другого исполнителя из нынешних чартов — только потому, что у титульной группы есть композиция с таким же названием. Использование списков покупок композиций в iTunes для составления плейлистов iTunes Radio — также не лучшая идея, так как покупка может быть случайной или эмоциональной, трек может потерять расположение пользователя довольно быстро, а iTunes Radio тем временем продолжит его ротацию.
Будущий успех iTunes Radio зависит от того, сможет ли его команда устранить недостатки. Армии пользователей iTunes и других продуктов Apple действительно не хватает подобного сервиса, глубоко интегрированного в экосистему. Даже в нынешнем состоянии за первые полгода своей работы сервис iTunes Radio, по словам старшего вице-президента Apple Эдди Кью, собрал 40 млн пользователей. Можно надеяться, что команда Beats Music поможет им использовать сервис Apple, как минимум не проигрывая пользователям Spotify или Pandora.
Beats by Apple. Или Apple by Beats? Итак, в момент появления первых слухов эксперты и наблюдатели недоумевали: как Apple может заплатить астрономическую сумму — более 3 млрд. долларов — за компанию, которая не имеет ни сколько-нибудь стоящей интеллектуальной собственности, ни технологий, которые могли бы принести Apple такой доход, который бы покрыл столь высокие затраты. До поглощения Beats крупнейшей подобной сделкой для Apple оставалось приобретение NeXT в 1996 году, вернувшее в родную компанию ее основателя Стива Джобса. Сумма той сделки составила 450 млн долларов (650 млн по нынешним меркам с учетом инфляции). Однако несмотря на то, что эта сумма впятеро ниже стоимости Beats, глава Apple тех времен Джил Эмелио рисковал куда больше, чем Тим Кук с приобретением компании Айовина и Янга. Положение компании в 1996 году было настолько плачевным, что сделка такого масштаба (15% от рыночной капитализации убыточной Apple) была фактически игрой ва-банк: если бы ставка Эмелио не сработала, Apple почти наверняка прекратила бы свое существование.
Сумма сделок по поглощению NeXT и Beats по сравнению с капитализацией Apple Стоит также вспомнить, что потенциальная польза от той сделки была далеко не очевидна: тогда Apple приобретала компанию NeXT для воскрешения компьютеров Macintosh, хотя сама NeXT за десять лет своего существования «съела» сотни миллионов долларов инвестиций, но ее ПК в итоге потерпели неудачу. И это ведь была не единственная неудача Стива Джобса на рынке компьютеров: никого не смогла заинтересовать своим оборудованием и компания Pixar, после чего ей пришлось самой превратиться в анимационную студию и использовать свои технологии самостоятельно. Эмелио рискнул, через полгода потерял работу, но навсегда остался человеком, который спас Apple, приобретя для компании ее основателя Стива Джобса «за последние деньги». История с NeXT приведена неслучайно: поглощение Beats также может повлиять на Apple существенно. И, судя по сумме сделки, не просто может, а этого от него ждут.
Айовин и Янг станут первыми участниками руководства Apple, приглашенными не Стивом Джобсом. Спустя три года после его ухода, компания все еще продолжает доказывать свою способность поддерживать темп развития, заданный в прошлом десятилетии. Джобс говорил, что главным его достижением в компании является не Mac и не iPhone, а сама Apple. До сих пор все ключевые посты в Apple занимали протеже Джобса, и если компания работает так, как он планировал, то Айовин и Янг должны принести Apple новые успехи. Влить в жилы компании свежую кровь. «У них проблемы с привлечением младших поколений потребителей, — сказал бывший работник Apple в интервью BuzzFeed. — «Крутость» Apple, похоже, сходит на нет».
«В котором часу мне приходить на работу?» — спросил Янг вице-президента Apple Крейга Федериги в публичном разговоре по телефону, когда последний демонстрировал OS X Yosemite на сцене конференции WWDC в июне этого года. Тогда сделка была еще не завершена, так как компаниям требовалось получить разрешения регуляторов. По словам Айовина, его и Янга их должности в Apple называются «Джимми и Dre», то есть они — «свободные художники». В статусе руководящих сотрудников, конечно.
Тиму Куку не занимать репутации прекрасного операционного директора, однако совершенно очевидно, что для замены Стива Джобса этого недостаточно. После ухода Джобса роль творческого руководителя Apple прочили Скотту Форстоллу, однако тот, лишившись покровительства Джобса, вынужден был компанию покинуть. Индустрия информационных технологий развивается и изменяется стремительно, и насколько хорошей не была бы модель компании, выстроенная несколько лет назад, ей нужны изменения. Музыка и другой медиаконтент, а также средства доступа к нему являются главным двигателем продаж устройств Apple — основного бизнеса компании. В настоящее время IT-устройства в своем большинстве являются терминалами для потребления медиаконтента, и в перспективе эта тенденция лишь усилится. В условиях все усиливающегося застоя в iTunes компании был очень необходим свой человек, который сможет развить, а то и создать заново стратегию Apple в отношении медиаконтента, а значит — и всей деятельности компании. Айовин известен в первую очередь как продюсер, однако он еще и умеет смотреть в будущее: не стоит забывать, что ему удалось найти на тесном рынке нишу, которая позволила ему создать с нуля компанию, которая шесть лет спустя была продана за 3 млрд долларов. Возможно, Айовин не сможет быть для Apple настолько же важным проводником в будущее, каким был Джобс, однако в том, что он способен дать компании ощутимый толчок, сомнений нет.
Очевидно, для Айовина, по крайней мере, на первом этапе, главным полем деятельности в Apple станет iTunes. С самого запуска iTunes Айовин был его поклонником, он убеждал исполнителей, в большинстве своем опасавшихся пиратства, размещать свою музыку в сервисе Apple. Иметь своего агента с авторитетом Айовина в музыкальной индустрии — большая удача для Apple. «iTunes был великолепен, однако сейчас ему нужно сделать шаг вперед, — говорил Айовин год назад. — Большинство IT-компаний слишком далеки от культуры. Они никогда не смогут правильно управлять музыкой». Айан Роджерс теперь совмещает должность главы Beats Music с руководством iTunes Radio.
Apple опровергла слухи о скором закрытии Beats Music, однако этот сервис может претерпеть существенные изменения, включая изменение названия. Вряд ли Apple будет предлагать два радио-сервиса одновременно. Вполне возможно, Beats Music заменит iTunes Radio, получив какое-нибудь название вроде iTunes Beats.
Гораздо серьезнее выглядит проблема перехода от продажи музыкальных треков к подписочной модели. По данным Nielsen & Billboard, в прошлом году в США продажи загружаемой музыки упали на 6%, и это первое падение в истории индустрии. Количество композиций, воспроизведенных потоковыми сервисами за это же время выросло на 32%. Направление движения рынка очевидно, однако Apple вряд ли одномоментно откажется от старой модели. 1,3 млрд проданных в 2013 году треков принесли музыкальной индустрии существенный доход, и, вероятнее всего, обе модели распространения музыки будут сосуществовать.
Однако переход от потрековой продажи музыки к подписочной модели вряд ли является той задачей, к решению которой целесообразно было бы привлекать Айовина, Янга-Dre и Трента Резнора. По некоторой информации, в 2015 году Apple сделает большой музыкальный анонс, и, вероятнее всего, именно над ним и работают в Apple представители музыкальной индустрии.
В ноябре этого года Тэйлор Свифт, одна из самых популярных певиц нынешнего времени, отказалась от сотрудничества со Spotify, назвав в качестве причины неуважение к ее работе со стороны этой компании. По ее мнению, возможность бесплатного прослушивания ее песен в Spotify снижает ценность ее творчества и мешает продажам в iTunes. Демарш Свифт продемонстрировал, что баланс интересов потребителей и исполнителей, существовавший во времена грампластинок и компакт-дисков, в условиях потокового цифрового звука пока не найден.
iTunes создавался как цифровой аналог музыкального магазина. Пользователи могут просматривать каталоги по жанрам, читать биографию артистов, слушать отзывы меломанов и получать рекомендации. Но весь этот инструментарий в iTunes работает только в одном направлении — от музыки к слушателям. Вполне можно предположить, что представители музыкальной индустрии в Apple призваны сделать сервис iTunes интересным не только для потребителей, но и для исполнителей, предоставив им большие возможности в управлении продаваемым контентом. Предоставить возможность не просто продавать треки, а создавать готовый цельный цифровой продукт, который может быть монетизирован различными методами. Это может быть не только продажа музыки. Например, музыка со страницы артиста может быть воспроизведена бесплатно, однако исполнитель сможет получить доход от рекламы, спонсоров, продажи сувениров. На странице может происходить и другая активность исполнителей — общение с поклонниками, продажа билетов, бронирование отелей в турах и др. Более того, такой подход предоставит начинающим исполнителям инди-лейблов доступ ко всей армии iTunes в полмиллиарда привязанных кредитных карт, и они смогут начать монетизировать свое творчество немедленно. В данный момент подобного предложения на рынке нет, да и вряд ли сейчас это можно сделать успешно где-то, помимо iTunes.
А что же наушники? По данным NPD, Beats занимала 60% рынка высокоуровневых наушников, который в 2013 году имел емкость около 1 млрд. долларов. Возможности Apple наверняка позволят наушникам Beats свою долю увеличить еще больше. Учитывая высокий уровень валовой прибыли наушников Beats, можно предположить, что в течение нескольких лет Apple возместит свои затраты на приобретение компании. В ноябре был выпущен беспроводной вариант наушников Solo2 под маркой Beats, что может говорить о том, что Apple пока не планирует проводить ребрендинг. Вполне возможно, бывшая Beats Electronics получила неформальную автономию — по крайней мере до тех пор, пока Apple наушники Beats особо не интересны. Разве же в них дело?
Полный текст статьи читайте на iXBT