Автомобиль Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI: тестируем полноприводный седан в премиальной комплектации

Осенью 2018 года в редакции iXBT.com в качестве подопытного «добровольца» оказался очередной представитель высокотехнологичного автомобильного племени — полноприводный седан Audi A4 Sport 45 TFSI quattro S tronic. Столь непростое и не слишком лаконичное название модели означает следующее: автомобиль семейства A4, в спортивной линии исполнения, оснащенный двухлитровым бензиновым мотором с турбокомпрессором (торговый индекс 45) и послойным впрыском топлива, обладающий трансмиссией с приводом на все 4 колеса (quattro) и преселективной коробкой передач (S tronic). Запомнить с первого раза сложновато, но название модели позволяет достаточно полно описать технические особенности автомобиля, о котором идет речь.

Автомобиль Audi A4 Limousine Sport quattro 2.0 TFSI Автомобиль Audi A4 Limousine Sport quattro 2.0 TFSI

Немного истории

Прежде чем углубиться в дебри описания нашего героя, вернемся на несколько десятилетий в прошлое, когда только зарождалась линейка автомобилей Audi 80, впоследствии трансформировавшаяся в семейство A4.

В 1972 году западногерманским концерном Audi AG, являвшимся к тому времени частью Volkswagen Group, на базе модели Audi F103 был выпущен автомобиль с торговым обозначением Audi 80. Первое поколение «восьмидесятки», выпускавшееся заводом до 1978 года, получило заводской индекс B1. В качестве силового агрегата четырехдверного седана использовались рядные бензиновые «четверки» в сочетании с механической или автоматической коробкой передач.

Audi F103Audi F103

Audi 80 выпускался в некоторых вариациях вплоть до 2000 года. За это время свет увидели 4 поколения модели: B1, B2, B3, B4. К гамме рядных бензиновых «четверок» добавились пяти- и шестицилиндровые двигатели, а также четырехцилиндровые моторы, работающие на дизельном топливе. Помимо автомобиля с кузовом седан, завод освоил производство универсалов (Avant в терминологии производителя), купе и кабриолета. Для некоторых типов двигателей стала доступна трансмиссия с постоянным полным приводом на 4 колеса, получившая фирменное обозначение quattro. Все автомобили семейства 80 отличало продольное расположение силового агрегата.

Audi 80 B1 Audi 80 B1 Audi 80 B2 Audi 80 B2 Audi 80 B3 Audi 80 B3 Audi 80 B4 Audi 80 B4

Производство автомобилей Audi A4 первого поколения (B5, заводской индекс Typ 8D) стартовало в ноябре 1994 года, они потесниои на рынке автомобили 80-го семейства. Платформа B5 (PL45) в дальнейшем стала общей для Audi A4 и Volkswagen Passat, хотя последний отличался поперечным расположением двигателя. Автомобили поколения B5 выпускались до 2001 года и только в кузовах седан и универсал.

Audi A4 B5 Audi A4 B5

С выходом в свет в 2000 году модели Audi A4 второго поколения (B6, заводской индекс Typ 8E/8H) широкое распространение получили бензиновые двигатели с турбонаддувом, бесступенчатая трансмиссия CVT и различные электронные системы безопасности, вошедшие в базовое оснащение модели. На автомобилях этого поколения дебютировали бензиновые двигатели с непосредственным послойным впрыском топлива в цилиндры (FSI). Дизельные двигатели прямого впрыска (TDI) использовали технологию насос-форсунок, не потерявшую актуальность и в наши дни.

Audi A4 B6 Audi A4 B6

В 2004 году глубоко модернизированное поколение B6 получило обозначение B7, а вместе с ним — характерную трапециевидную фальшрешетку радиатора. Были переработаны механизм рулевого управления и подвеска, расширена гамма силовых агрегатов, в том числе и за счет внедрения бензиновых моторов с турбонаддувом TFSI.

Audi a4 B7 Audi A4 B7

Автомобили Audi A4 поколения B8 (Typ 8K), являющегося на момент написания статьи предпоследним, были построены на новой модульной платформе концерна, носящей аббревиатуру MLB и позволившей увеличить колесную базу автомобиля без увеличения общей длины кузова. Автомобили данного поколения состояли в производстве с 2012 по 2016 год.

Audi A4 B8 Audi A4 B8

Наконец 9-е поколение (Typ 8W), представитель которого оказался в нашем распоряжении, имеет в основе усовершенствованную платформу MLBevo. Данная платформа «роднит» такие, казалось бы, непохожие автомобили, как Audi A4, A5, A6, A7, A8; Bentley Bentayga, Lamborghini Urus; Porsche Cayenne; Audi Q5, Q7, Q8.

Audi A4 B9 Audi A4 B9

Седан Audi A4 поколения B9 дебютировал на Франкфуртском автосалоне в Германии в сентябре 2015 года. На момент старта продаж автомобили Audi A4 предлагались с тремя бензиновыми двигателями TFSI и четырьмя дизельными TDI. Все они соответствовали требованиям экологического класса Евро 6. В европейских странах при выборе автомобиля были доступны 3 типа коробки передач: 6-ступенчатая механическая, 7-ступенчатая преселективная S tronic и классическая гидротрансформаторная 8-ступенчатая Tiptronic, сочетающаяся с наиболее мощными 6-цилиндровыми моторами TFSI и TDI.

Текущее поколение Audi A4: модели и технические особенности

На момент написания статьи гамма доступных силовых агрегатов автомобилей Audi A4 в России представлена тремя бензиновыми двигателями TFSI и двумя дизельными TDI. Независимо от выбранного мотора доступен единственный вариант коробки передач — 7-ступенчатая роботизированная S tronic с двумя сцеплениями. Отметим, что полным приводом quattro автомобиль можно оснастить только при выборе одного из двух самых мощных среди предлагаемых двигателей — 2.0 TFSI 249 л. с. либо 2.0 TDI 190 л. с.

Торговое обозначение модели Тип топлива Привод Раб. объем, см³ Макс. мощность, л. с. / при об/мин Разгон до 100 км/ч, с Макс. скорость Цена базовой комплектации, руб.
35 TFSI S tronic бензин передний 1395 150 / 5000—6000  8,5 210 2 080 000
Sport 35 TDI S tronic ДТ передний 1968 150 / 3250—4200 8,7 219 2 400 000
Sport 35 TFSI S tronic бензин передний 1395 150 / 5000—6000  8,5 210  2 260 000
Sport 40 TDI S tronic ДТ передний 1968 190 / 3800—4200 7,7 237 2 520 000
Sport 40 TDI quattro S tronic ДТ полный 1968 190 / 3800—4200 7,2 235 2 604 000
Sport 40 TFSI S tronic бензин передний 1984 190 / 4200—6000 7,3 240 2 415 000
Sport 45 TFSI S tronic бензин передний 1984 249 / 5000—6000  6,3 250 2 665 000
Sport 45 TFSI quattro S tronic бензин полный 1984 249 / 5000—6000  5,8 250 2 749 000
Design 35 TDI S tronic ДТ передний 1968 150 / 3250—4200 8,7 219 2 400 000
Design 35 TFSI S tronic бензин передний 1395 150 / 5000—6000  8,5 210 2 260 000
Design 40 TDI S tronic ДТ передний 1968 190 / 3800—4200 7,7 237 2 520 000
Design 40 TDI quattro S tronic ДТ полный 1968 190 / 3800—4200 7,2 235 2 604 000
Design 40 TFSI S tronic бензин передний 1984 190 / 4200—6000 7,3 240 2 415 000
Design 45 TFSI S tronic бензин передний 1984 249 / 5000—6000  6,3 250 2 665 000
Design 45 TFSI quattro S tronic бензин полный 1984 249 / 5000—6000  5,8 250 2 749 000

Доступные конфигурации автомобиля Audi A4 на российском рынке по состоянию на ноябрь 2018 г. Выделена конфигурация тестового автомобиля.

Как следует из приведенной выше таблицы, в распоряжении нашей редакции оказался один из наиболее мощных и дорогих автомобилей в линейке Audi A4. Базовая стоимость конфигурации Sport 45 TFSI quattro S tronic составляет 2,75 млн рублей. За эту цену производитель оснащает автомобиль двухлитровым бензиновым двигателем с турбонаддувом максимальной мощностью 249 л. с. и максимальным крутящим моментом 370 Н·м, доступным в диапазоне от 1600 до 4500 об/мин.  Двигатель работает в паре с 7-ступенчатой преселективной роботизированной коробкой передач S tronic, которая при помощи полного привода quattro передает крутящий момент на передние колеса, а при необходимости — и на заднюю ось.

Quattro и quattro с технологией ultra

Полный привод Audi quattro Полный привод Audi quattro

В 2016 году для полноприводных автомобилей Audi с 4-цилидровыми двигателями производитель запустил в производство новую версию полного привода quattro: quattro с технологией ultra. В отличие от давно знакомого потребителю полного привода quattro, реализованного с применением центрального дифференциала Torsen, в quattro ultra конструкторы использовали многодисковую муфту с электроприводом и электронным управлением в сочетании с кулачковой муфтой на задней правой полуоси. При такой схеме работы большую часть времени автомобиль осуществляет экономичную езду на моноприводе с неподвижным задним трансмиссионным валом. Сделано это было в угоду экономии топлива, снижению массы и вредных выбросов и, вероятно, удешевлению конструкции.

Система Audi quattro с технологией ultra: работа в режиме переднего привода Система Audi quattro с технологией ultra:
работа в режиме переднего привода
Система Audi quattro с технологией ultra: работа в режиме полного привода Система Audi quattro с технологией ultra:
работа в режиме полного привода

Предвосхищая голоса скептиков: «Ну вот, и Audi уже не те, что были раньше», — отметим, что аналогичная схема с многодисковой муфтой неплохо зарекомендовала себя в системах BMW xDrive.

Однако в соответствии с разъяснениями, которые сделало для нас представительство Audi в России, все предлагающиеся на российском рынке автомобили Audi A4 оснащены классическим полным приводом quattro, использующим центральный дифференциал с повышенным внутренним сопротивлением Torsen. Выяснить, каким именно типом привода quattro оснащен конкретный автомобиль, оказалось не так уж просто. Нигде в спецификациях в явном виде это не указано. Один из вариантов — проанализировать коды комплектации автомобиля, касающиеся коробки передач и трансмиссии. В нашем случае это были коды RZV и TBQ. По комментариям в каталоге деталей видно, какому типу привода они соответствуют.

7-ступенчатая КПП S tronic, оснащенная центральным дифференциалом 7-ступенчатая КПП S tronic, оснащенная центральным дифференциалом

Что же касается наших впечатлений — в условиях даже мокрого асфальта нам не удалось сорвать автомобиль в занос, не рискуя угодить в ДТП. Разумеется, полноценный тест системы полного привода правильнее проводить в условиях зимнего трека, но у нас такой возможности не было.

Двигатель

Остановимся чуть подробнее на особенностях двигателя нашего тестового автомобиля. Двухлитровый четырехцилиндровый бензиновый турбомотор с электронным терморегулированием оснащен двумя распредвалами с регуляторами фаз в алюминиевой головке блока цилиндров, 4 клапанами на цилиндр, цепным приводом ГРМ и маслонасоса и системой изменения высоты подъема выпускных клапанов. Контроллер SIMOS 18 управляет системой зажигания двигателя, а также системой последовательного (двойного) непосредственного впрыска FSI и распределенного впрыска MPI.

Двигатель носит заводской индекс CYRC и является представителем 3-го поколения MLBevo популярного семейства двигателей EA888, выпускающихся с 2007 года. Его предшественником является известный по автомобилям Audi A4 предыдущего поколения (8K) двигатель с индексом CNCB и максимальной мощностью 165 кВт. При разработке конструкторы учли возросшую мощность и, как следствие повышенную термическую нагрузку на узлы двигателя. Были внесены изменения в целый ряд узлов двигателя, систему управления, питания и смазки. Основной идеей при разработке двигателя нового поколения стала стратегия снижения выбросов CO2 и частиц сажи при увеличении топливной эффективности.

Двигатель CYRB/CYRC Двигатель CYRB/CYRC

Любопытно, что в Европе аналогичный двигатель носит индекс CYRB и поступает в продажу с максимальной заявленной мощностью 252 л. с. (185 кВт), что крайне невыгодно с точки зрения налогообложения в РФ. В компании Audi пошли навстречу «пожеланиям трудящихся», и мощность двигателя для продающихся в РФ автомобилей была снижена до «гуманных» 249 л. с.

Диаграмма мощности и крутящего момента двигателя двигателя CYRBДиаграмма мощности и крутящего момента двигателя двигателя CYRB

Стоит отметить, что младший брат нашего двигателя, мотор того же объема с индексом CVKB, устанавливаемый на автомобилях с торговым обозначением 40 TFSI, не является «программно задушенной» версией мотора 45 TFSI, а имеет существенные различия в газообмене и способе сжигания смеси и, как следствие, отличается в механической части и системе управления. Если коротко, то двигатель CVKB получил гораздо больше изменений относительно своего предшественника, чем наш CYRC, чем и заслужил в свое время пристальное внимание инженерного сообщества и автомобильной прессы.

Двигатель CVKB Двигатель CVKB

Резюмируя технические особенности двигателя нашего автомобиля, можно сказать, что он получился высокотехнологичным, экономичным и весьма интересным с точки зрения динамики. Что касается надежности и ремонтопригодности — на этот вопрос можно будет ответить лишь после нескольких лет эксплуатации, желательно за пределами гарантийного срока, «но это уже совсем другая история». Рискнем предположить, что ремонт двигателя, который, возможно, настигнет третьего или четвертого владельца аналогичного авто, дешевым не будет.

Положение на рынке

Прямым конкурентом тестового Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI в рамках «большой тройки» может выступать только автомобиль BMW 330 xDrive в уходящем кузове F30. У Mercedes-Benz в данном классе на российском рынке отсутствует модель, сопоставимая по мощности двигателя и типу привода. К слову, и в Европе сравнимой мощностью обладает только дизельная модификация Ц-шки с приводом 4Matic.

BMW 330i xDrive M Sport BMW 330i xDrive M Sport

Трешка BMW оснащена двухлитровым бензиновым двигателем с турбонаддувом и максимальной мощностью те же 249 л. с. В базовой конфигурации ее стоимость незначительно разнится с базовой стоимостью героя нашего обзора и составляет 2,7 млн рублей. Судя по ценам на модели BMW 3-й серии в новом кузове G20, которые на момент написания статьи уже появились в российском конфигураторе, обновленная модель 330 xDrive при ее выходе на рынок существенно превзойдет в стоимости своего конкурента из стана Audi. Также в пассив новой модели BMW следует записать выход «за границы разумного» на несущественные с точки зрения динамики (но существенные с точки зрения налогообложения!) 8 л. с.

Основываясь на субъективных ощущениях, автор рискнет сделать вывод, что салон Audi A4 несколько просторнее салона BMW F30. Помимо этого к плюсам Audi стоит отнести более тщательное исполнение деталей интерьера. Основное различие между Audi и BMW составляет особенность реализации полного привода. Сильной стороной привода quattro, имеющего целую армию ценителей по всему миру, выступает классический центральный дифференциал Torsen — полностью «железное» механическое устройство, безо всякой электронной обвязки и зачастую не слишком надежных исполнительных механизмов.

Практическое знакомство: первые впечатления

Итак, теплым осенним вечером в распоряжении редакции iXBT.com оказался на тестировании автомобиль Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI в благородном красном цвете Matador red и с отрезвляющей рекомендованной розничной стоимостью 4,38 млн рублей. Как же удалось увеличить цену более чем в полтора раза относительно базовой и что потенциальный покупатель получит взамен — постараемся разобраться в нашей статье.

Комплектация тестового автомобиля Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI

Первое впечатление: автомобиль большой. Непосвященному человеку его будет сложно отличить от более крупного A6. Никакого ощущения компактности, когда стоишь рядом с Audi A4 последнего поколения или садишься в его салон, не возникает. Субъективно автомобиль кажется одного размера с Mercedes-Benz E-класса поколения W212, но сухие цифры спецификаций говорят, что в действительности это не совсем так: Audi A4 примерно на 14 см короче и на 1 см у́же. Посадка довольно низкая, но не настолько, как в BMW 3-й серии. Салон встречает нас приятной бело-голубой подсветкой, светящимися надписями «S» на алюминиевых накладках порогов и шикарной кожаной обивкой Milano светло-бежевого цвета, носящего фирменное название Atlas Beige. Следующее, на что падает взгляд — это полностью цифровая панель приборов, представляющая собой ЖК дисплей, на который выводятся изображения классических стрелочных индикаторов и масса другой полезной информации. Также внимание привлекает трехспицевый спортивный руль со скошенной нижней частью — смотрится современно и дерзко. Нажимаем кнопку запуска, и приборная панель оживает. Именно приборная панель. Понять, что двигатель заведен, в условиях городской суматохи почти невозможно. В салоне на холостом ходу никаких шумов и вибраций. Какими бы ни были тихими и уравновешенными современные дизельные моторы, но бензиновый двигатель TFSI легко может дать им фору в вопросах акустического и вибрационного комфорта.

Что не понравилось сразу: передние двери требуют значительного усилия при закрывании. Зачастую захлопнуть дверь удавалось только со второй или даже с третьей попытки. Возможно, дело в неотрегулированных замках — во всяком случае, хотелось бы в это верить.

Первые пройденные километры вызывают глубокое удовлетворение работой подвески. Мягко, тихо, и при этом без излишней вальяжности. Реакции автомобиля собранные и по делу. Работа коробки S troniс превосходная — никаких задержек или рывков при переключениях. Все это были впечатления, которые можно охарактеризовать словом «положительные». Но полностью автомобиль раскрывается, когда у водителя появляется возможность выжать педаль акселератора. После секундной задумчивости автомобиль ясно дает понять, что конкурентов на дороге у него не так уж много, и 5,8 секунд до сотни — не пустые слова в спецификации.

Тем не менее, человек быстро привыкает ко всему хорошему, и в оставшееся время тестирования постараемся оценить автомобиль и его системы более критическим и беспристрастным взглядом.

Двигатель и ходовая часть

Как мы уже отмечали выше, нам достался тестовый автомобиль с самым мощным из доступных в линейке двигателей и полным приводом. По результатам недельной эксплуатации, о мощности двигателя можно с уверенностью сказать, что для большинства городских водителей она будет избыточна. Ее попросту негде использовать — пробки, камеры, светофоры и пешеходные переходы успешно нивелируют разгонную динамику вашего Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI в сравнении с другими, менее «заряженными» автомобилями в городском потоке. Разумеется, мы не рассматриваем ситуации, связанные с нарушениями ПДД. Несколько иначе дело обстоит с приемистостью автомобиля: пересев с дизельного седана, автор испытывал определенный дискомфорт от потери быстрого отклика на педаль газа с низких оборотов, возможности энергично встроиться в соседний ряд, не создавая помех другим участникам движения. Хотя спустя секунду (а может, и ее доли) Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI с лихвой наверстывает упущенное и в движении эта особенность дискомфорта водителю не доставляет, мнение автора таково: для движения в городском потоке лучше подходит автомобиль, под капотом которого «тарахтит и воняет» двигатель, работающий на тяжелом топливе, пусть и меньшей мощности.

Лишь с выездом на хорошую загородную трассу приходит полное осознание того, насколько хорош этот автомобиль. Двигатель полностью раскрывает свои возможности лишь достигнув 4000–4500 об/мин. Динамика разгона заставляет сердце учащенно биться, работа 7-ступенчатой КПП S tronic вызывает исключительно положительные эмоции и чувство уважения к ее создателям. За все время тестовой эксплуатации не было ни единого случая, когда коробка сработала бы грубо, задумчиво или неадекватно. Ускорения на скоростях свыше 120 км/ч — вот тот самый туз в рукаве красного Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI.

Селектор коробки передач представляет собой одновременно опору для запястья либо кисти правой руки, как бы являясь продолжением подлокотника. Благодаря такому решению переключение АКПП между режимами D и S, которое выполняется оттягиванием рычага селектора назад, в процессе движения можно осуществлять очень быстро.

Селектор преселективной КПП S tronic Селектор преселективной КПП S tronic

В Audi A4 поколения B9 конструкторы применили пятирычажную подвеску, которая по конструкции и принципам действия идентична подвеске вседорожника Audi Q7. Рычаги передней и часть рычагов задней подвески выполнены из алюминиевого сплава. Допускается ремонтная замена одного из четырех шаровых шарниров и всех сайлентблоков рычагов передней подвески. Единственным вариантом ремонта рычагов задней подвески является их замена.

Передняя подвеска Audi A4 8W Передняя подвеска Audi A4 8W
Задняя подвеска Audi A4 8W quattro Задняя подвеска Audi A4 8W quattro

Отдельной похвалы заслуживает опция 1BL — Комфортная подвеска с электронным управлением жесткостью амортизаторов: ее стоимость составляет существенные 69 тысяч рублей, но ощущения от вождения стоят того. Отличная управляемость при движении по шоссе (особенно хорошо это чувствуется в режиме Dynamic системы Drive Select) сочетается с комфортным прохождением на скорости стыков, ям и неровностей дорожного полотна. В городском режиме эта опция позволяет автомобилю в большинстве ситуаций незаметно проглатывать различные неровности, такие как лежачие полицейские, люки и трещины. Даже колеса с низкопрофильной резиной размерности 245/40 R18 на 18-дюймовых легкосплавных дисках — казалось бы, вопреки всему — не позволяют усомниться в премиальном характере автомобиля.

Система электронного регулирования жесткости амортизаторов Система электронного регулирования жесткости амортизаторов

Вместе с тем, несколько раз возникала ситуация, связанная с неприятными ударами в подвеске при проезде на небольшой скорости выбоин в асфальте. Причем выбоины, расположенные вслед за первой, проходятся с гораздо бо́льшим комфортом. Видимо, системе управления жесткостью амортизаторов требуется «инициализирующая» выбоина, чтобы перенастроить режим работы подвески.

В процессе эксплуатации Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI продемонстрировал плавность хода, достойную представителей более высокого класса. Автомобиль, оснащенный опция «Комфортная подвеска с электронным управлением жесткостью амортизаторов» имеет занижение 10 мм относительно базовой динамической подвески и предоставляет владельцу разумный баланс между комфортом и спортивной составляющей.

Рулевое управление

Автомобили Audi A4 поколения 8W оснащаются реечным рулевым механизмом в сочетании с электромеханическим усилителем, имеющим параллельно-осевой привод. Данный тип усилителя в Audi A4 функционирует с помощью передачи винт — шариковая гайка, привод которой осуществляется зубчатым ремнем от электродвигателя, расположенного параллельно зубчатой рейке. Параллельно-осевая схема расположения привода была выбрана конструкторами преимущественно из соображений уменьшения высоты рулевого механизма.

Динамическое рулевое управление Динамическое рулевое управление

В качестве опции за 70 тысяч рублей будущий владелец Audi А4 может заказать систему динамического рулевого управления, которая позволяет менять передаточное отношение рулевого механизма (не усилие на рулевом колесе!) в зависимости от скорости движения автомобиля и угла поворота рулевого колеса.

В автомобилях Audi A4 электромеханический усилитель рулевого управления устанавливается в двух разных вариантах, различающихся передаточным отношением. У автомобилей с динамическим рулевым управлением передаточное отношение рулевого механизма меньше, так что управление более «прямое».

Рулевой редуктор с электромеханическим усилителемРулевой редуктор с электромеханическим усилителем

Во время движении по шоссе нам несколько не хватало четкости рулевого управления в положениях, близких к прямолинейному движению. Ощущения напоминают те, что испытывает водитель, управляя автомобилем на высокопрофильной резине либо с классическим редуктором гайка—шестерня. С более значительным отклонением рулевого колеса данный эффект перестает ощущаться.

На парковке угол поворота рулевого колеса от крайнего левого до крайнего правого положения составляет примерно 810 градусов. То есть чуть больше полного оборота от положения прямолинейного движения до положения «вывернуто до упора».

Опция динамическое рулевое управление позволяет изменять настройки рулевого управления в зависимости от выбранного режима Drive Select, выбирая две кривые изменения передаточного отношения — комфортную и спортивную.

Динамическое рулевое управление Исполнительный механизм динамического рулевого управления

Изменение передаточного отношения возложено на дополнительный электромеханический привод вала-шестерни рулевого механизма, который преобразовывает заданный водителем угол поворота рулевого вала. Упрощенно, рулевой вал в месте входа в рулевую рейку может поворачиваться совсем не на тот же угол, что и рулевое колесо. Данная особенность позволяет реализовать дополнительную коррекцию направления движения автомобиля при срабатывании системы курсовой устойчивости, а следовательно, повысить уровень активной безопасности.

На наш взгляд, «Динамическое рулевое управление» — весьма полезная опция хотя бы из-за повышения безопасности вождения. Во время парковки рулевое колесо вращается с минимальным усилием, повороты происходят на относительно небольшие углы. Полноценно оценить преимущества динамического рулевого управления можно, лишь сопоставив реакции двух одинаковых автомобилей, с данной опцией и без. К сожалению, в нашем распоряжении был только один.

Тестовый автомобиль был оснащен опциональным спортивным трехспицевым рулевым колесом со скошенным нижним сегментом. Руль обладает толстым ободом и приливами в районе хвата руками. Несколько затруднено быстрое пользование звуковым сигналом — требуется снимать руку с рулевого колеса, но это касается всех доступных для данного автомобиля вариантов. Главный и, на наш взгляд, существенный минус такого рулевого колеса: оно не комплектуется подогревом обода. Жертвовать подогревом в угоду нижней скошенной части или нет — решать потенциальному покупателю. Наше мнение: в условиях российской зимы подогрев крайне желателен.

Рулевая колонка тестового Audi A4 имеет механическую регулировку по длине и высоте, что в контексте автомобиля стоимостью больше 4 миллионов рублей смотрится незатейливо и даже диковато. Судя по информации из конфигуратора на сайте производителя, такой опции, как рулевая колонка с электроприводом, а следовательно, и памятью положения, для Audi A4 не существует в принципе.

Тормозная система

Наш тестовый A4 был оснащен усиленной тормозной системой, доступной на российском рынке только в сочетании с самым мощным двигателем 45 TFSI. Передние тормоза — производства ContiTech, с вентилируемыми дисками диаметром 338 мм и неподвижными двухпоршневыми суппортами. Задние — производства TRW, с вентилируемыми дисками диаметром 330 мм и плавающими однопоршневыми суппортами.

Передний тормозной механизмПередний тормозной механизм Задний тормозной механизмЗадний тормозной механизм

В процессе тестирования тормозная система нашего A4 подтвердила свои высокие характеристики, заложенные разработчиками. Действие тормозов прогнозируемое, с понятной модуляцией. Замедление даже с высоких скоростей происходило с неизменно превосходным результатом. Большого различия в работе тормозов в зависимости от выбранного режима Drive Select мы не заметили. Единственной ложкой дегтя (да и то с большой натяжкой) можно считать нередко возникавший при торможении свист тормозных колодок передней оси, который исчез после прошедшего дождя и впоследствии не появлялся. Интересная особенность: тормоза свистели при работе активного круиз-контроля, что мозгом человека воспринимается неожиданно и непривычно — ведь педаль тормоза мы при этом не нажимали!

На фото виден двухпоршневой суппорт переднего тормозного механизма На фото виден двухпоршневой суппорт переднего тормозного механизма

К сожалению, возможности заказать автомобиль с усиленными тормозами и более скромным мотором нет. Автомобили с двигателями, отличными от 45 TFSI, комплектуются передними тормозами уже с плавающим однопоршневым суппортом и вентилируемым тормозным диском меньшего диаметра. Задние тормоза таких моделей обладают тормозным диском сплошной конструкции и уменьшенного диаметра.

Техника и безопасность

Audi drive select c режимом efficiency

Система регулирования динамики движения Audi drive select входит в серийное оснащение всех Audi A4, за исключением моделей с двигателями 1.4TFSI 110kW и 2.0TDI 110kW.

Audi drive select позволяет централизованно изменять настройки различных систем автомобиля, выбирая наиболее подходящий водителю в конкретный момент профиль:

  • efficiency
  • comfort
  • auto
  • dynamic
  • individual
Кнопка выбора режима движения Audi drive select Кнопка выбора режима движения Audi drive select

Выбор профиля возможен при помощи кнопки на приборной панели (наиболее удобно), через меню информационно-развлекательной системы и с помощью кнопок многофункционального рулевого колеса. Активный профиль отображается на приборной панели и дисплее информационно-развлекательной системы.

Audi drive select способна воздействовать на работу следующих систем:

  • Двигатель и коробка передач: изменяется характер реакции на нажатие педали газа
  • Рулевое управление: меняется характер усиления
  • Динамическое рулевое управление: меняется кривая изменения передаточного числа
  • Система регулирования жесткости амортизаторов: меняется кривая демпфирования
  • Адаптивное освещение: изменяется характеристика поворота светового пучка и характер освещения
  • Климатическая установка: в режиме efficiency кондиционер работает в экономичном режиме
  • Круиз-контроль: в режиме efficiency снижается интенсивность ускорений и повышается роль наката
  • Адаптивный круиз-контроль: меняется характер ускорений и реакции на впереди идущие автомобили

По нашему мнению, характеру Audi A4 Sport quattro 2.0 TFSI наиболее соответствует профиль Dynamic. Управление автомобилем в этом режиме доставляет истинное наслаждение, при этом нельзя сказать, что сколько-нибудь значительно страдает комфортная составляющая. В режиме Comfort педаль газа становится слишком задемпфированной, реакции автомобиля на ее нажатие, особенно с низких оборотов, становятся несколько вялыми. Профиль efficiency стоит использовать, если стоит задача доехать до заправки в условиях острой нехватки топлива в баке. Профиль Auto, по замыслу конструкторов, должен автоматизировать выбор настроек в зависимости от стиля вождения, но вследствие нехватки времени нам не удалось прочувствовать особенности его воздействия на поведение автомобиля. Профиль Individual позволяет настроить водителю автомобиль «под себя», но нам вполне хватало того, что предоставляет Dynamic:)

Подушки безопасности

Все Audi A4 в своем базовом оснащении содержат 7 подушек безопасности для водителя и переднего пассажира. За 25 тысяч рублей можно заказать опциональные боковые подушки безопасности для задних пассажиров.

Подушки безопасности Подушки безопасности

Система аварийного вызова

В стандартное оснащение автомобилей на российском рынке входит система экстренного вызова ЭРА-Глонасс, с кнопкой вызова на потолочной консоли.

Экстерьер

В этом месте хочется вспомнить недобрым словом набравшие в последнее время в автомобильном дизайне тенденции стандартизации и унификации. Весьма интересные с технической точки зрения автомобили теряют свою индивидуальность, свое лицо, если так можно выразиться. Наш тестовый Audi A4, увы, не исключение. Разумеется, энтузиаст или владелец Audi A4 вряд ли спутает его с седаном A3, A6 или, чего хуже, с A8 того же поколения. Однако для «среднестатистического» гражданина данные автомобили будут различаться, только если их припарковать друг рядом с другом, и то преимущественно габаритами и внешними световыми приборами. Но ничего не поделаешь, эпоха массовых автомобилей с крыльями-плавниками и белыми покрышками осталась далеко в прошлом, и, покупая Audi A4, в сухом остатке мы имеем современный динамичный, экономичный и безопасный автомобиль с низким коэффициентом аэродинамического сопротивления (Сх = 0,23) без особых претензий на индивидуальность. Нужна ли она потенциальному покупателю — предоставим право решать ему лично.

В числе достоинств нашего экземпляра отметим дово

Полный текст статьи читайте на iXBT