"Артхив" и сервис автоматизированной сборки мобильных приложений
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
«Артхив» — развивается с 2015 года и объединяет более 60 000 художников. Всего же аудитория проекта превышает миллион человек ежемесячно.
Глобальная цель «Артхива» — стать мировой платформой для цифровизации искусства.
Функциональность «Артхива»:
- Внутренняя wiki, включающая обширную базу произведений искусства, художников, галерей, выставок и экспозиций, а также стилей, жанров и техник работ.
- Социальная сеть с ролевой моделью, включающей художников, коллекционеров, представителей галерей и экспертов. В платформе доступна базовая функциональность — добавление в друзья, подписки, блогинг, комментирование, лайки, шеринг, а также внутренний мессенджер.
- Маркетплейс: возможность продавать, искать и покупать работы художников; виртуальная витрина для галерей, услуги экспертов для оценки подлинности и ценности произведений искусства.
- Интерактив для походов в музеи и на выставки: распознавание картин через камеру смартфона, аудиогиды.
Мобильные приложения — важная часть экосистемы «Артхива»!
Приложение для iOS
Приложение для Android
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Для сервиса важно, чтобы у художников и галерей была возможность создавать собственные мобильные приложения. Так они получат дополнительный инструмент для продвижения и продажи предметов искусства, а сам «Артхив» — дополнительную аудиторию.
Cоздать приложение самостоятельно — слишком сложная и дорогая задача, которая не под силу большинству галерей и художников. Отпугивают как сроки и стоимость разработки, так и сам процесс: сформулировать задачу, найти хорошего подрядчика, проконтролировать разработку, проверить результат, выложить приложение в магазины.
«Артхив» поставил перед нами задачу: сделать выпуск приложений для художников и галерей максимально простым и доступным — чтобы они могли за короткий срок и без профильных знаний выпустить качественный продукт.
Чтобы автоматизировать создание приложений, мы разработали функциональность и библиотеку элементов, из которых собирается финальный продукт. Декомпозировали структуру приложения и автоматизировали типовые операции по сборке и публикации. При разработке с нуля приходится каждый раз совершать действия и создавать артефакты, повторяющиеся от приложения к приложению: элементы дизайна, базовую функциональность. Мы же собираем приложения из готовых элементов.
Автоматическое создание приложений — нетиповая задача. По сути, нам нужно было создать своего рода конвейер.
Для этого мы проделали серьезную работу:
- Реализовали функциональный API.
- Унифицировали сборку приложений для платформ Android и iOS.
- Автоматизировали множество задач, среди которых: создание и обновление веток кода отдельных приложений, адаптация системы сборки GitLab под работу со множеством веток и собираемых артефактов, генерация данных для интеграции с соцсетями.
Несмотря на то, что создание приложений формализовано, они не копируют друг друга.
3. Результаты сотрудничества
Сборка приложения генерируется из базового шаблона с заменой типовых метаданных и артефактов на пользовательские, представленные в виде ZIP-архива.
Далее приложение отправляется на публикации в App Store и Google Play. Происходит вызов метода, который отправляет архив с артефактами приложения на внутреннюю валидацию. После успешного прохождения валидации происходит сборка для магазинов. Через несколько часов появляется в Google Play, через несколько дней — в App Store.
SDK сокращает сроки и стоимость разработки мобильных приложений, даже когда требуется реализовать дополнительную функциональность.
Чтобы обновить сразу все приложения «Артхива», нам достаточно внести изменения в SDK и отправить новую версию библиотеки на сервер. Далее от пользователя требуется лишь подтвердить обновление — оно автоматически скачивается, устанавливается и отправляется в магазины приложений.
Нам удалось изменить процесс создания приложений в сфере искусства. Раньше это была сложная задача, от которой многие отказывались из-за высоких требований технической экспертизе, долгих сроков и существенных финансовых вложений.
4. Заключение
Уже сейчас приложениями «Артхива» пользуется целый ряд российских организаций в сфере искусства — например, галерея Марата Гельмана. А одно из приложений, созданных на базе платформы, получило две награды «Рейтинга Рунета» в 2018 году.
В планах — выход на международный рынок: «Артхив» ведет переговоры с галереями в Париже, Лондоне и Роттердаме.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine