Антон Тумаков, ЕДИНЫЙ ЦУПИС: «В нашей компании роботизация приносит пользу сотрудникам большинства департаментов»
Маркет
В 2022 г. ООО НКО «Мобильная карта» (работает под брендом ЕДИНЫЙ ЦУПИС) после нескольких лет пользования западным решением частично завершила процесс миграции на российскую RPA-платформу Primo RPA. О подробностях проекта читателям CNews рассказал Антон Тумаков, менеджер проектов роботизации RPA ЕДИНОГО ЦУПИС.
Внедрение роботизации
Market.CNews: С чего начиналась роботизация процессов в вашей компании?
Антон Тумаков: К необходимости роботизации процессов наша компания пришла в 2018 году. Был создан собственный центр компетенций, и для создания технологической основы роботизации был привлечен мировой лидер в этой области — компания UiPath. К 2022 году технологии RPA в той или иной степени обеспечивали работу большинства подразделений компании.
Одним из драйверов процесса в нашей компании выступило руководство. Поначалу роботизации подлежали выборочные процессы, а когда появились первые результаты, и цифры подтвердили экономию и высвобождение человеческого ресурса, темпы внедрения RPA заметно возросли.
Market.CNews: Какие задачи вы ставили перед собой?
Антон Тумаков: Их было несколько, но особо выделю следующие:
- снижение числа рутинных операций, выполняемых людьми,
- высвобождение времени сотрудников для решения более интеллектуальных задач,
- снижение количества ошибок, связанных с человеческим фактором,
- сокращение времени на выполнение бизнес-операций,
- увеличение количества высвобожденного FTE за счет роботизации.
В первую очередь роботы выполняют рутинную работу, но освободить от нее они могут всех — и линейных сотрудников, и руководителей. Если привлечение сотрудника предполагается только для выполнения рутинной работы, то стоит задуматься о том, что робот сделает эту работу лучше, качественнее, быстрее. Если же в рутине погрязли специалисты высокого уровня, то благодаря RPA их можно освободить от нее, вернув к решению более важных задач.
Выбор российской платформы RPA
Market.CNews: Как вы выбирали вендора?
Антон Тумаков: Изначально у нас было реализовано решение от UiPath. Год назад встал вопрос импортозамещения, и мы начали изучать российский рынок, посмотрели несколько платформ. При этом опирались на следующие критерии:
- отзывы от коллег, которые уже имеют положительный опыт работы на платформе,
- сложность переобучения разработчиков в случае перехода,
- соотношение цена-функциональность.
Market.CNews: Как мы знаем, вы выбрали решение Primo RPA. Чем оно оказалось лучше конкурентов?
Антон Тумаков: Оно имело выигрышные позиции по большинству параметров. Лицензионная политика Primo RPA очень похожа на лицензионную политику UiPath. У обоих вендоров есть годовые лицензии, причем у российского вендора стоимость оказалась ниже.
Подход к разработке роботов на Primo RPA также оказался схож. Напомню, мы уже несколько лет работали с роботами, то есть привыкли к определенному интерфейсу и не хотели переучиваться. В результате миграция получилась удобной: нашим разработчикам потребовалось не очень много времени для того, чтобы адаптироваться к интерфейсу и особенностям Primo RPA.
Коллеги из Primo RPA согласились сделать доработку платформы под нас. Это разработка отдельной активности для взаимодейтсвия с одной из информационных систем, в которой мы работаем, но изначально платформой роботизации она не поддерживалась. В дальнейшем мы смогли разработать собственную активность на ее базе, которая показала более надежную и быструю работу.
В процессе запуска большего количества роботов мы периодически сталкивались с различными трудностями в работе платформы Primo RPA. Постепенно все они решались, в том числе благодаря слаженной работе техподдержки и возможности обращения по разным каналам связи. Не обязательно общаться только в системе учета тикетов или по электронной почте. Многие вопросы можно быстро решить, организовав видеоконференцию или в Telegram.
Миграция на Primo RPA
Market.CNews: Как проходила подготовка к роботизации? Сложно ли адаптировать бизнес-процессы под робота?
Антон Тумаков: Адаптация процессов под роботизацию не составила большого труда, так как мы уже четыре года работали с RPA и, собственно, большая часть процессов уже была адаптирована и предусматривала четкий алгоритм роботизации.
Тем не менее, для полноценной работы требуется выполнить миграцию с одной платформы на другую. Схожесть архитектуры Primo RPA и UiPath довольно большая, по оценке выше, чем у других вендоров.
Market.CNews: А сколько их всего? Как проходила миграция?
Антон Тумаков: В процессе миграции иногда возникали трудности с работой высоконагруженных роботов. Они зависали и отключались. Проблемы были решены благодаря оперативной доработке функционала платформы и помощи со стороны вендора в корректной настройке.
Часть роботов помогли перенести внешние специалисты из компании-партнера Primo RPA. В принципе, мы могли бы сделать сами и эту миграцию, но для ускорения переноса привлекли партнера — аутсорсинговое подразделение Primo RPA.
Примеры роботизации и вопросы адаптации
Market.CNews: Антон, какие процессы у вас роботизированы? Можно ли пример конкретного робота — что он делает и как помогает экономить ресурсы?
Антон Тумаков: Большая часть роботизированных процессов — это процессы, где используются повторяющиеся рутинные операции. Как правило, это обработка больших массивов данных и проведение различных операций с ними, таких как:
Напомню, что роботизация у нас уже проникла в основные департаменты компании, и с этой технологией так или иначе знакомы большинство наших сотрудников.
Вот, например, робот одного из отделов получает большое количество запросов на сверку различных данных. Ручная сверка человеком одного такого запроса в среднем занимает 3 минуты, и для ежедневной сверки всех запросов нам пришлось бы создать целое подразделение в несколько десятков человек. Вместо этого все задачи успешно выполняет робот.
Market.CNews: При внедрении роботизации многие компании опасаются ошибок, которые может совершить робот — нажать не ту кнопку, отправить данные не на тот адрес. Как вы решали эти вопросы?
Антон Тумаков: Вопросы безопасности действительно очень важны, но на этапе миграции они практически не возникали, так как все подобные сценарии работы робота мы отработали раньше на стадии внедрения RPA.
Что касается работы над ошибками, то она должна проводиться в тестовой среде под контролем человека. При этом инициируются различные сценарии и отслеживается поведение робота, после чего вносятся коррективы в алгоритм его работы.
Если же возникает состояние, что робот «не знает», что делать, то он должен остановиться и привлечь человека, а не «фантазировать». Такое бывает, например, при изменении дизайна сайта, когда в новой версии нет какого-либо поля или кнопки. Такие ситуации отрабатываются в ручном режиме по мере их появления.
Market.CNews: Сложно ли было людям адаптироваться к работе с роботами? Как упростить адаптацию?
Антон Тумаков: Наши сотрудники во всех подразделениях изначально понимали, что робот избавит их от рутины. После внедрения системы убедились в этом. В такой ситуации никакой особой адаптации и не потребовалось.
Сейчас они заинтересованы роботизировать максимальное количество операций, чтобы избавить себя от малоприятной работы и повысить комплексную эффективность бизнес-процессов.
Market.CNews: Как вы определяете, какие еще процессы можно роботизировать?
Антон Тумаков: Чтобы эффективно внедрять технологии роботизации, должно быть выполнено два условия: есть подробное описание бизнес-процессов и есть специалист, который способен проанализировать текущие бизнес-процессы, выявить рутинные операции и обновить схему процесса с учетом роботизации. В нашем случае эти условия были выполнены еще на стадии внедрения RPA в 2018 году.
Предположу, что в ближайшие годы темпы запуска новых роботов ускорятся, так как в настоящий момент часть ресурсов направлена на миграцию. Когда она завершится, и мы полностью перейдем на Primo RPA, сможем больше времени уделять созданию новых роботов.
При выборе процессов для роботизации обязательно определяем экономию FTE — штатной численности сотрудников в эквиваленте полной занятости.
Перспективы роботизации
Market.CNews: В заключении хотелось бы узнать о перспективах роботизации. Как вы их видите?
Антон Тумаков: В этом году у нас запланировано провести глубинный анализ бизнес-процессов с помощью технологии Process Mining. Она позволяет восстановить реальное течение процессов и найти в них отклонения на основе построения специальной модели данных.
Также предполагается внедрение других технологий, как Task Mining и OCR. Все вместе, полагаю, позволит нам найти множество процессов для роботизации и существенно повысить эффективность работы компании в целом.
■ Токен: Pb3XmBtzt1aPdfuEZbGzY3roEpmjfojvKuEYbLLРекламодатель: ООО «Рондем»ИНН/ОГРН: 7716862744/ 1177746642743Сайт: https://primo-rpa.ru/
Полный текст статьи читайте на CNews