Антон Циварев, FS Labs: В новых экономических условиях супераппы могут спасти бизнес

11 Июля 2022 10:1411 Июл 2022 10:14 |
Поделиться

После 24 февраля российский бизнес оказался в новой реальности: невозможность привычной оплаты банковскими картами, проблемы с продвижением в соцсетях группы Meta (запрещена в России) и нестабильно работающие AppStore и GooglePlay. В турбулентных условиях на помощь пришли российские суперприложения, которые способны решить если не все, то многие проблемы бизнеса.

Чем российские супераппы отличаются от зарубежных и какую пользу могут принести бизнесу? Об этом в интервью CNews рассказал Антон Циварев, старший партнер венчурной студии FS Labs, экс-директор по развитию суперприложения ВКонтакте.

«Пользователи в России куда более требовательные, чем в Азии»

CNews: Расскажите, в чем отличие SuperApp от экосистемы? Или это синонимы?

Антон Циварев: Понятие «экосистема» шире, чем понятие «суперапп». Экосистема — это набор приложений, компаний, которые находятся в синергии друг с другом. К примеру, у меня есть сервис такси, но я могу использовать его инфраструктуру для сервиса доставки. Суперапп же больше про объединение всех сервисов в одном интерфейсе, на одной платформе. Когда пользователю не нужно работать с разными приложениями, и количество шагов для получения той или иной услуги сведено к минимуму.

CNews: В чем удобство супераппов — как для материнской компании, так и для бизнеса с его клиентами?

Антон Циварев: Для пользователей это, конечно, единая авторизация — достаточно зарегистрироваться в одном аккаунте, чтобы использовать через него различные сервисы. Также есть единая система лояльности и понятная история с системой оплаты — я один раз привязал карту к аккаунту и теперь могу расплачиваться ей во всех проектах компании. В один клик можно получить все, что тебе нужно.

Так как супераппы чаще создаются на основе какого-то сервиса — например, банковского, доставки еды, такси или мессенджера, сторонний бизнес через него может получить доступ к большой аудитории. Сама же материнская компания, позволяя другим пользоваться своей платформой, получает новый Use Case, с помощью которого закрывает различные сценарии взаимодействия пользователей со своим приложением.

CNews: Можно ли сравнивать российские супераппы с зарубежными, типа китайского WeChat?

Антон Циварев: Супераппы — уже широко известная тема, и на российском рынке много игроков. Вообще есть несколько сценариев развития супераппов. Например, WeChat выстроен вокруг социального общения, это, в первую очередь, мессенджер. Суперприложение ВКонтакте строится по тому же сценарию.

Есть суперприложение малазийской компании Grab, которое начиналось как сервис заказа такси или ее аналог — индонезийский Gojek. На них похож Яндекс.Go. Суперприложение «Тинькофф» строится вокруг финансового сервиса. В качестве зарубежных аналогов тут можно выделить Revolut и AliPay.

Однако нельзя утверждать, что российские супераппы бездумно скопированы с зарубежных — всегда необходимо учитывать специфику рынка и вырабатывать свой подход. Так, в Китае, к примеру, рынок сильно зарегулирован, и там не так сильно, как в России, развита банковская инфраструктура. У нас же до недавнего времени был открытый рынок, много игроков. А люди — избалованы огромным количеством сервисов, высоким качеством приложений и удобными финтех-инструментами.

CNews: Получается, при разработке супераппов нужно учитывать привычки пользователей в конкретной стране.

Антон Циварев: Да, например, если посмотреть на популярные азиатские сервисы глазами российского пользователя, можно прийти в ужас — все это выглядит страшно, ничего непонятно. Мы привыкли к удобным, простым и красивым приложениям.

В Китае же планка ниже, и WeChat в этом смысле проще — бизнес может тратить меньше времени на разработку красивого интерфейса, быстрее запустить продукт и продать услуги. Конкурентов у этой платформы в Китае тоже особо нет, и люди не видят альтернативы. В России же много всего, как мессенджеров, так и различных финансовых сервисов, и люди, конечно, сравнивают.

«Супераппы сейчас во многом спасают бизнес»

CNews: Как создавалось суперприложение «Вконтакте»? Когда возникла идея и понимание, что оно необходимо?

Антон Циварев: Нужно понимать, что супераппы не появляются из ниоткуда: сама структура «ВКонтакте» немного напоминает суперприложение — есть своя музыка, видео, мессенджер. У компании были хорошие наработки по игровой платформе на заре соцсети. В 2017 г. мы начали думать, как переосмыслить эту историю, так как платформа начала морально устаревать. В том же году WeChat объявил о том, что запускает Mini Programs и разрешает сторонним компаниям интегрироваться в эту платформу. Затем он бодро и быстро рос несколько лет подряд.

Мы решили, что нам тоже необходим перезапуск платформы, чтобы люди покупали товары и заказывали услуги, не покидая ВКонтакте.

Так появилась платформа VK Mini Apps, над которой работала команда из двух-трех человек. Это была абсолютно новая концепция для России, и мы относились к происходящему, как к эксперименту. Помню, лично созванивался с каждым партнером, рассказывал, как создавать у нас приложения.

В 2018 г. у нас было около десяти партнерских сервисов, компании только нащупывали, как все работает. Затем мы начали добавлять новые сценария взаимодействия пользователей с приложениями, например, они смогли публиковать истории. От квартала к кварталу при минимальных вливаниях в маркетинг платформа уверенно росла, поэтому в 2020 г. мы решили сделать из нее основу для нашего супераппа. К слову, и конкуренты тогда активизировались: «Тинькофф» объявил про создание перевого супераппа, «Яндекс» взял курс на «Яндекс Go».

Сейчас платформой VK Mini Apps пользуется более 40 млн человек в месяц, создано около 40 тыс. активных приложений. Их можно условно разделить на три категории: развлекательные и информационные сервисы, маркетинговые инструменты и полноценные приложения, типа «Еда ВКонтакте», «Здоровье ВКонтакте», «Знакомства ВКонтакте».

CNews: Расскажите, как изменилась ситуация с супераппами после 24 февраля?

Антон Циварев: Сейчас на рынке четыре главных игрока — ВКонтакте, «Тинькофф», «Яндекс Go», еще, пожалуй, можно назвать «Сбер». Другим компаниям, чтобы запрыгнуть в этот поезд, нужно много инвестировать в развитие, инфраструктуру. В то же время мы видим, что после недавних событий у российского бизнеса пропала возможность использовать рекламу в некоторых соцсетях, и приходится перестраиваться, чтобы не терять свою аудиторию.

Кроме того, есть угроза того, что российские бизнес-приложения будут удалять из AppStore и GooglePlay, и нужно решить, как взаимодействовать с клиентами в новой реальности.

Третий момент — отключение банковских карт, а с ними и ряда привычных платежных инструментов. Со всеми этими проблемами могут работать суперприложения со своей экосистемой и аудиторией. Я вижу новую волну интереса со стороны бизнеса к таким инструментам в условиях, когда старые перестают работать.

В общем, супераппы спасают, и для них повторяется китайская история — здорово быть WeChat, когда у тебя все заблокировано.

CNews: Получается, перспективы у SuperApp в России самые радужные? Как думаете, в каком направлении будут развиваться суперприложения?

Антон Циварев: Экономическая и политическая ситуация явно повлияет на инфраструктуру супераппов, они начнут предоставлять все больше инструментов бизнесу и пользователям. Подход у разработчиков суперприложений уже более осознанный и рациональный, хотя еще два года назад работа в этом направлении больше напоминала прыжок веры и носила хайповый характер. Сейчас уже все игроки на рынке протестировали механику и поняли, в какую сторону двигуться.

Думаю, те игроки, что заняли свои ниши, продолжат успешно работать, и у них не будет большого количества конкурентов.

Полный текст статьи читайте на CNews