Анатолий Вершинин, «АТБ Электроника»: Есть ли перспективы у российских процессорных модулей?
На мировом рынке Россию обычно не рассматривают как значимого производителя электроники. Однако в стране имеются предприятия, не только собирающие вычислительную технику и электронные устройства из готовых узлов, но компании с полным циклом производства, включая проектирование изделий. Одна из них — предприятие «АТБ Электроника», располагающее собственным центром R&D и производством с четырьмя линиями в Москве, на которых выпускается самая разнообразная электронная аппаратура.
В числе примеров — мини-компьютеры и процессорные модули на процессорах x86 и ARM, которые на мировом рынке называются System on Module (SOM).
Помимо вычислительных модулей, компания разрабатывает и производит оборудование для промышленного интернета вещей (IOT), решения для АСУ ТП, мини-компьютеры для применения в критической информационной инфраструктуре. Компания работает по ОЕМ/ODM модели, то есть может как произвести изделие по четкому техническому заданию заказчика, так и разработать с нуля или кастомизировать уже готовые разработки компании. При этом «АТБ Электроника» не занимается разработкой программного обеспечения верхнего уровня, поэтому ориентируется на интеграторов и вендоров, которые могут помочь интегрировать оборудование в готовые программно-аппаратные комплексы. «АТБ Электроника» — российская компания, производство которой прошло аудит торгово-промышленной палаты РФ, то есть может совместно с заказчиком вносить свое «железо» в реестр российской радиоэлектронной продукции, что является одним из требований для российских программно-аппаратных комплексов, где отечественное происхождение подтверждено не только у программной части.
Электронная промышленность в современной России переживает непростые времена. Директор центра разработки «АТБ Электроника» Анатолий Вершинин рассказал в интервью CNews, с какими проблемами сталкивается компания, которая сильно зависит от иностранных поставок комплектующих, как «АТБ Электроника» их решает и что может предложить заказчикам.
CNews: Какие архитектуры процессоров используются в вычислительных модулях? В чем их отличие?
Анатолий Вершинин: Мы работаем с архитектурами x86, ARM и MIPS, однако последняя используется ограниченно, поэтому основные направления — это x86 и ARM (Cortex M в микроконтроллерах и Cortex A в микропроцессорах). Преимущества RISC-систем на ARM — низкая стоимость и высокая энергоэффективность при тех же технологических нормах, что и в х86. Эти процессоры широко используются в мобильных устройствах и даже в некоторых моделях ноутбуков, в то время как архитектура x86 остается лидером в высокопроизводительных системах и серверном сегменте. Мы ведем разработки на х86 в тех случаях, когда нужна большая вычислительная мощность. Эта архитектура дороже, к тому же крупных успешных производителей таких процессоров немного — Intelи AMD. Мы пока что работаем в основном с Intel.
CNews: Как вы сейчас решаете проблему с поставками? Работаете на запасах?
Анатолий Вершинин: Такая проблема действительно есть. В условиях сегодняшней внешнеэкономической ситуации архитектура х86 несет максимальные риски, поскольку оба крупных производителя прекратили поставки в РФ своей продукции. Мы диверсифицируем логистику и производство, а также в части производительных систем мы спешно разворачиваемся в сторону ARM-архитектуры, где много производителей, в том числе китайских. Запущено несколько разработок. В лидерах такие производители как RockChip, Allwinner (микропроцессоры), GigaDevice, Artery, Goodix (микроконтроллеры) и другие. Параллельно с этим мы не хотим отказываться от уже имеющихся наработок, так что можно сказать, откладываем их в стол до лучших времен.
CNews: В каких областях и отраслях применяются процессорные модули? Какие стандарты (форм-факторы) вы используете? На кого они ориентированы? Кто заказчики данных изделий? Вы работаете исключительно на внутренний рынок?
«Мы используем ODM+OEM модель на рынке B2B и не являемся «классическим» вендором»
Анатолий Вершинин: В основном вычислительные модули (SOM) применяются во встраиваемых системах, потому что они компактны и их применение значительно облегчает и ускоряет разработку систем для встроенных приложений. SOM представляют собой готовые стандартизированные изделия в компактном форм-факторе, уже содержащие процессор, память, порты вв
ода/вывода, набор периферийных интерфейсов, дисплейные и мультимедийные интерфейсы. Мы проектируем SOM в форм-факторах SMARC, Q7, SODIMM, Com Express. Модули одного стандарта взаимозаменяемы, таким образом решается задача вариативности по вычислительной мощности, архитектуре и производителю процессора.
SOM стандарта COM Express в силу своего размера обладают максимальной вычислительной мощностью, SOM стандартов SMARC и Q7 обладают средней вычислительной мощностью и богатым набором интерфейсов, а SOM в формате SODIMM в силу небольшого размера обычно используют для энергоэффективных и низкопроизводительных вычислительных систем.
SOM могут использоваться на транспорте, в системах защиты информации и в телекоме, в мультимедийных системах, в системах промышленной автоматизации, энергетике, в медицинской технике, такой как томографы и рентгеновские аппараты, в системах передачи данных, банковских терминалах. Очень часто эти модули применяются в приборостроении, когда требуется компактное вычислительное устройство. Они могут также использоваться в системах интернета вещей на уровне шлюзов и Edge-контроллеров.
Сейчас мы работаем на внутренний рынок, но в ближайшем будущем планируем выходить и на мировой.
CNews: Какова модель вашего бизнеса?
Анатолий Вершинин: Мы используем ODM+OEM модель на рынке B2B и не являемся «классическим» вендором. Наша компания создает решение под конкретную задачу заказчика или продает аппаратные решения своей разработки для бизнес-партнеров. В роли заказчика обычно выступает системный интегратор или вендор. Мы расширяем их линейку продуктов, предоставляем аппаратное обеспечение, которое они далее используют в своем решении. Поэтому мы не конкурируем с такими вендорами как Moxa, Advantech, Seco, вместо этого мы создаем процессорные модули с заданными характеристиками под заказ. Кроме того, все
наши модули обеспечивают доверенную загрузку для критической инфраструктуры согласно государственным требованиям. В этом наше основное отличие от зарубежных производителей, которые не могут предоставить такую возможность.
CNews: Ваши изделия считаются российской продукцией? Они включены в реестры Минпромторга?
Анатолий Вершинин: Часть наших изделий включена в реестр Минпромторга России в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 719, 878 и приказом Минпромторга № 2775. Есть определенные требования включения в реестр, и это не только отечественная элементная база. В первую очередь требуется отечественная разработка как аппаратной, так и программной части устройства, а также производство на территории России. Мы соответствуем этим требованиям. В то же время мы занимаемся выпуском модулей на российских процессорах «Байкал», «Эльбрус», «Скиф». Такие модули уже есть, но их судьба под вопросом, потому что выпуск приостановлен тайваньским производителем TSMC из-за санкций.
CNews: Получаете ли вы, как частная компания, какую-то поддержку от государства?
Анатолий Вершинин: Мы имеем такой опыт: наша компания получила целевую субсидию на разработку одноплатных компьютеров. Можем сказать, что в целом, опыт был положительным. Это помогло компании нарастить компетенции в разработке вычислительной техники. Но вся остальная деятельность, в том числе и текущая по разработке процессорных модулей, вед
ется на собственные средства компании.
CNews: Как вы считаете, каковы перспективы развития российской элементной базы?
Анатолий Вершинин: Если говорить о микроконтроллерах и микропроцессорах, то в сегменте низкопроизводительных микроконтроллеров перспективы хорошие. Есть отечественные мощности для производства кремниевых пластин, корпусирования микросхем. Выпускаются даже микросхемы для космической техники, выдерживающие повышенный уровень радиации. Гораздо хуже обстоят дела с микропроцессорами большой вычислительной мощности и микросхемами высокоскоростных интерфейсов, для создания и выпуска которых требуются высокотехнологичные производства. На данный момент ни одна страна не может в одиночку серийно создавать такие микросхемы, для этого нужна международная кооперация, позволяющая целиком организовать данный цикл. Поэтому мы очень надеемся на стабилизацию международных отношений.
«Любые разработки — это опыт, который может пригодиться в любой момент»
CNews: Сталкиваетесь ли вы с проблемами ухода с российского рынка ряда производителей программного обеспечения, в частности — САПР, которые используются для проектирования изделий электроники?
Анатолий Вершинин: Конечно, такие проблемы существуют. Хорошо, что в свое время мы купили так называемые «вечные» лицензии, которые не нужно продлевать, но ни обучение, ни поддержка теперь недоступны. Это большая проблема. Сейчас мы рассматриваем различные варианты отечественных САПР, в том числе для разработки электрических схем, и топологии печатных плат. Здесь импортозамещение имеет перспективы, и уже есть определенные результаты.
CNews: Видимо, аналогичные проблемы возникают с производственными линиями, ведь со временем оборудование устаревает и требует ремонта или замены, а также с оборудованием для тестирования электронных компонентов?
Анатолий Вершинин: Да, контрольно-измерительная аппаратура и производственные мощности действительно под большим риском. Я думаю, что в части производственных линий будет найден какой-то вариант, а что касается контрольно-измерительной аппаратуры, то проблема остается, поскольку лидеры рынка на данный момент прекратили поставки КИА. Здесь тоже есть альтернативы из КНР, но их еще предстоит протестировать.
CNews: Объемы выпуска продукции сейчас упали или, напротив, выросли? Как меняется спрос?
Анатолий Вершинин: У нас достаточно диверсифицированная линейка продукции. Если говорить о процессорных модулях, то у заказчика просто идет переход с одних процессоров на другие. Учитывая, что импорт большого количества электронных изделий приостановлен, спрос только вырос, однако, из-за проблем с компонентами удовлетворить его пока сложно. В связи с этим мы разрабатываем дополнительную линейку на доступных процессорах с архитектурой ARM, а в планах разработка на доступных процессорах x86.
«Как правило, молодых специалистов без опыта работы приходится дополнительно обучать, так как они сильно оторваны от реалий рынка»
CNews: Есть ли у вас конкуренты на российском рынке? Какие направления вам кажутся наиболее перспективными? Как вы решаете проблему с кадрами?
Анатолий Вершинин: Конечно, конкуренты есть, но в сегменте процессорных модулей рынок был очень плотно занят импортной продукцией. Ряд отечественных компаний выпускают процессорные модули малой мощности, в основном для транспортных систем и программируемых логических контроллеров.
Мы постоянно рассматриваем различные направления, поскольку рынок меняется. На данный момент мы серьезно прорабатываем направление промышленной автоматизации — использование параметризируемых и программируемых логических контроллеров. С уходом иностранных вендоров эта ниша практически полностью освободилась. Также мы считаем перспективным направление интернета вещей и продуктов для автомобильной отрасли — блоков управления и головных устройств.
В линейке IoT мы перешли на китайские микроконтроллеры без потери качества, активно предлагаем всю линейку оборудования для передачи данных, есть опыт интеграции с решениями других вендоров.
Что касается кадровой проблемы, то она существовала всегда. Мы сейчас сотрудничаем с вузами, предоставляя студентам места для стажировки, растим специалистов.
Как правило, молодых специалистов без опыта работы приходится дополнительно обучать, так как они сильно оторваны от реалий рынка.
«Приземление» вчерашнего выпускника довольно длительный процесс, так как нужен опыт работы с определенным оборудованием и ПО, с которыми мало кто работает в процессе обучения. И мы видим, что вузам необходимы практические лаборатории с современным оборудованием и ПО. Ну, а пока мы закрываем этот «пробел» самостоятельно.
CNews: Какие современные проблемы вы считаете сейчас самыми серьезными?
Анатолий Вершинин: Самая серьезная проблема — санкционные риски, невозможность получения «проектных» цен на комплектацию, недоступность комплектации, поддержки от ведущих вендоров и как следствие невозможность реализации последующих проектов на базе их комплектации. Мы очень надеемся, что эти проблемы будут решены на государственном уровне.
При этом мы уже видим, что проблемы постепенно решаются, например, некоторые компании, ранее производившие контроллеры в Тайване, объявили о переносе производства в Китай. Надеемся, что и остальные проблемы со временем решатся.
Мы придерживаемся простой позиции: любые разработки — это опыт, который может пригодиться в любой момент. Сейчас мы творчески подходим к редизайну изделий с проблемной комплектацией, оптимизируем линейку оборудования, открываем новые направления на освободившихся рынках. Это интересная задача, и мы к ней готовы.
Полный текст статьи читайте на CNews