Алексей Петунин, SAP: Компьютерное зрение и искусственный интеллект стали для бизнеса повседневностью
09.12.2019, Пн, 13:07, Мск , Текст: Дмитрий Гапотченко
Многие компании продолжают воспринимать цифровизацию как хайп. Но именно они и проиграют в итоге в конкурентной борьбе своим более инновационным соперникам. Это актуально и для корпоративного сегмента, и для предприятий малого и среднего бизнеса. И, конечно, для быстрорастущих компаний, которым необходимо постоянно адаптировать свои ИТ-системы к «текущему» размеру бизнеса. О том, какие решения наиболее актуальны для СМБ-сектора и для быстрорастущих предприятий, а также о работе с российскими партнерами, создающими решения на платформе SAP, в том числе — для этих категорий заказчиков, о том, какие технологии можно назвать наиболее перспективными, в интервью CNews рассказал директор подразделения по работе с партнерами, средним и малым бизнесом SAP CIS Алексей Петунин.
CNews: Понятие «средний бизнес» в разных странах означает разное, какого размера компании относятся к вашей сфере ответственности? Зависит ли этот размер от того, столичная это компания, или нет?
Алексей Петунин: На самом деле, мы чаще используем термин «быстрорастущие компании». Почему? Потому что компании с годовым оборотом до миллиарда евро, которые принято относить к малому и среднему бизнесу в SAP, в России — достаточно крупные организации. Быстрорастущие компании активно развиваются как с точки зрения своей географии и продуктовых линеек, так и с точки зрения численности и величины оборота. Как правило, они демонстрируют двухзначный рост выручки год к году на протяжении последних трех лет. Именно они активно захватывают рынок или выходят на него с какими-то новыми продуктами и предложениями. Такие компании являются для нас фокусными, потому что зачастую именно они определяют тренды развития во многих индустриях. Кроме того, это одни из наиболее активных потребителей ИТ. Порядка 80% клиентов SAP во всем мире являются компании среднего и малого бизнеса, быстрорастущие компании.
CNews: Сколько компаний в зоне вашей ответственности?
Алексей Петунин: В России — порядка 20 тыс. При этом важно отметить, что мы работаем как с предприятиями, чья годовая выручка близка к миллиарду евро, так и с небольшими компания, у которых численность штата составляет порядка 100–300 человек. Среди наших клиентов, например, есть ресторанная группа Dreamteam, куда входит 9 заведений. Или стоматологическая клиника с нескольким филиалами. Эти компании используют разные модули нашего решения SAP SuccessFactors для развития талантов, постановки целей или оценки эффективности, оптимизации HR-процессов наряду с такими крупными работодателями как «Русагро», SPLAT, Декатлон. В производстве можно назвать такие масштабные проекты как роботизированный завод «Черкизово», цифровая трансформация с компаниями «Русполимет», ОВК, Алкогольная сибирская группа. При этом у нас есть решение SAP Business One, ERP-система для малого и среднего бизнеса, которое успешно работает в компаниях «Полимер Системс» (разработчик и производитель реагентов для очистки воды), «Интелион» (разработчик и производитель инновационного энергетического оборудования), Omnicomm (разработчик и производитель решений для спутникового мониторинга транспорта) и многих других.
CNews: Что SAP предлагает таким компаниям? В чем уникальность вашего предложения в сравнении с международными и локальными конкурентами?
Алексей Петунин: Мы — единственный международный вендор, у которого есть свой центр обработки данных, расположенный в России — в Москве. Клиенты могут размещать в нем данные, что полностью соответствует законодательству России. А так как рост популярности облачных решений носит взрывной характер, то это критически важно для предприятий малого и среднего бизнеса, быстрорастущих компаний. Они хотят использовать облака, чтобы не думать об инфраструктуре, техподдержке, кадрах, не тратить многие месяцы или даже годы на внедрение. Результаты нужны им прямо здесь и сейчас, чтобы оптимизировать бизнес- процессы и использовать лучшие бизнес-практики, накопленные и отработанные нами не только на глобальном уровне, но и в России. Все эти факторы вместе и формируют наше уникальное предложение.
Если говорить о конкретных решениях, то я бы выделил четыре популярных направления с точки зрения востребованности технологий среди быстрорастущих компаний. Первое — это, конечно, цифровое ядро и все, что связано с построением технологической основы для роста компании. В этом году мы запустили наше флагманское решение SAP S/4HANA в российском облаке, что позволяет клиентам существенно снизить стоимость владения ERP-системой, которая, к тому же, может быть доступна для использования уже через 2–3 месяца после начала внедрения. В зависимости от масштабов проекта.
Алексей Петунин: Мы — единственный международный вендор, у которого есть свой центр обработки данных, расположенный в России
Второй блок — это решения, связанные с клиентским опытом. Сейчас все больше и больше заказчиков задумываются о том, как они выглядят в глазах потребителей. Поэтому для них особенно важны продукты, связанные с выстраиванием систем лояльности, управлением маркетингом и электронной коммерцией. Никто не хочет получать безликие рассылки или глупые звонки в формате: «А вот смотрите, что у нас есть…». Все хотят иметь персонифицированный подход, что определяет скорость роста популярности этого сегмента решений. Так, например, в букмекерской компании «Лига Ставок» после внедрения CRM-системы клиентская база выросла в три раза. А новая модель автомобиля Porche Macan вообще была спроектирована на основании детального анализа потребительских предпочтений. Сегодня даже те компании, которые, казалось бы, сотрудничают с B2B, на самом деле, все равно работают на конечного потребителя.
Третий блок — это все, что связано с управлением, развитием и удержанием «золотого» кадрового резерва. Или, как сейчас модно говорить, с управлением жизненным циклом сотрудников внутри организации. Хорошие специалисты — на вес золота, и так было всегда. Именно поэтому многие компании готовы тратить время, силы и ресурсы на работу со своими кадрами. Кстати, если вы посмотрите рейтинги лучших в мире CEO, то вы увидите, что среди них 86 из 100 выросли внутри компании.
И четвертый большой блок — это, конечно же, аналитика. Она была важна во все времена, а сейчас, в связи с тем, что рынок быстро меняется, а процессы ускоряются, аналитика необходима каждому руководителю. Актуальные данные должны быть всегда оперативно доступны и отражать реальную картину бизнеса. Ведь бизнес в сегменте быстрорастущих компаний не так устойчив, а ресурсы ограничены, поэтому для директоров так важна ежедневная отчетность, а еще лучше — отчетность в реальном времени, помогающая спрогнозировать показатели или выстроить их зависимость. Любое отклонение может привести к катастрофическим последствиям, ликвидировать которые будет непросто. И речь тут идет не только об аналитике, которая фиксирует то, уже что произошло, но и о предиктивной аналитике с элементами машинного обучения.
CNews: О решениях в области Robotic Process Automation (RPA) в России пока речь не идет?
Алексей Петунин: Почему же, идет. Мы в этом году вывели RPA на рынок, и у нас есть уже первые сделки. Это только зарождающийся тренд, о котором заговорили около года назад. При этом он обладает большим потенциалом. По подсчетам McKinsey, RPA-программы способны на 20–35% снизить затраты и на 50–60% уменьшить длительность самого процесса. А в комплексе с нашим цифровым ядром RPA-технологии могут значительно повысить эффективность работы, объединить множество разрозненных систем и создать общий сквозной процесс в компании. Один из наших клиентов приводил пример, как он заменил роботом шесть сотрудников , которые выполняли рутинную работу. Сотрудники, что важно, по-прежнему работаю в компании, но занимаются теперь более интеллектуальными задачами, на которые у них теперь есть время.
CNews: Какова общая картина текущего состояния информатизации в малых, средних и быстрорастущих компаниях в тот момент, когда вы к ним приходите? Что принципиально нового вы можете им предложить?
Алексей Петунин: Знаете, как говорят, все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая — несчастлива по-своему. Нельзя, наверное, сказать, что есть какая-то общая тенденция. Почему я так считаю? Недавно банк «Открытие» представил индекс цифровизации малого и среднего бизнеса, проведя соответствующее исследование с помощью Аналитического центра НАФИ. Так вот, общая оценка — 45 баллов из 100. Это говорит о том, что мы еще даже не в середине пути.
На сегодняшний момент в портфеле SAP представлено порядка 2 тыс. продуктов. И для каждого заказчика мы можем подобрать что-то уникальное. Это зависит от его потребностей, задач, которые он перед собой ставит, планов на будущее. Помимо четырех направлений, о которых мы говорили выше, я бы еще отметил новые цифровые технологии: машинное обучение, компьютерное зрение, искусственный интеллект. Это технологии, о которых 2–3 года назад много говорили, но редко применяли. Сейчас они становятся для бизнеса повседневностью. Тем не менее, нет волшебной пилюли, которая может решить все проблемы. Это всегда «курс лечения», который начинать надо с основы, платформы, которая и станет ядром изменений. Знаете, у средних и небольших предприятий нет больших отделов и, следовательно, времени писать процессы. Поэтому я очень часто слышу — расскажите нам, как это сделать, какой должен быть процесс. И в связи с этим мы видим очень большой запрос на наши лучшие российские и зарубежные практики, которые у SAP есть во всех индустриях. Потому что для компаний в текущей ситуации нужны технологии, которые можно быстро внедрить и которые быстро окупятся.
CNews: А какие отрасли сейчас наиболее восприимчивы к новым технологиям?
Алексей Петунин: Судя по тому, что мы видим на рынке — это, в первую очередь, те области, которые напрямую работают с конечными заказчиками: ритейл, телеком, финансовые институты, особенно — банки. В этих сегментах технологии часто внедряют для того, чтобы управлять лояльностью огромной базы конечных потребителей и сделать процессы как можно более удобными и быстрыми для клиентов. Компании из этих секторов — флагманы цифровизации, но отнюдь не единственные, кто движется вперед.
Например, у нас есть интересные проекты, связанный с цифровизацией в сельском хозяйстве. Я думаю, что следующий цифровой прорыв стоит ждать именно в этой отрасли. Появление в сельском хозяйстве технологий, связанных с микробиологией, повышением уровня автоматизации средств механизации, встраивание туда инструментов по точному внесению — все это приводит к необходимости в технологическом прогрессе, поскольку новые технологии работают с цифровыми данными. Кроме того, если уж крупные металлургические гиганты идут в электронную коммерцию и продают трубы через интернет-магазин, то ничто не мешает агрохолдингам последовать их примеру.
CNews: Какие из новых решений SAP вызывают наибольший интерес у российского малого и среднего бизнеса?
Алексей Петунин: Я думаю, если говорить именно о новых решениях, то это, конечно, решение Qualtrics, которое мы приобрели в прошлом году. Qualtrics позволяет собирать обратную связь, в том числе — непосредственно от конечных потребителей, и соединять ее с теми данными, которые есть в компании. Потому что, как оказалось, разрыв между тем, что думают компании и их клиенты — огромен. Согласно опросам, 80% CEO уверены, что потребители продуктов или услуг их компаний получают лучший клиентский сервис. И только 8% самих потребителей подтверждают это.
Кроме того, в этом году мы локализовали решение для интеграции с системой «Честный знак» (единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров) для всех товарных категорий, подлежащих маркировке: лекарств, молочной продукции, обуви, шин и т.д. Локализация сделана на основе решения SAP АТТP (Advanced Track&Trace for Pharmaceutical). Так что в теме track&trace я также вижу хорошие перспективы, поскольку государство активно двигается в этом направлении.
CNews: У Qualtrics же есть модули и для сотрудников?
Алексей Петунин: Да, и на рынке как раз зарождается новый тренд: бизнесу интересно, как сотрудник чувствует себя внутри компании, как он к ней относится, что ему необходимо. И решения SAP SuccessFactors и Qualtrics как раз позволяют получать постоянную обратную связь от сотрудников, что помогает развивать и удерживать их. У нас есть примеры внедрений SAP SuccessFactors, после которых руководители и их подчиненные заново начинают слышать и понимать друг друга, хотя до этого считали, что и так находятся в постоянном взаимодействии и разговаривают на одном языке. В результате повышается эффективность и качество выполнения бизнес-задач. А самое главное — вы получаете единую информационную среду, которая охватывает все HR-процессы. Это, в свою очередь, позволяет вашему сотруднику, если он вдруг решил попробовать себя в новой роли, узнать, какие еще интересные задачи есть в компании, а не искать их на стороне, у других работодателей.
CNews: Чувствуете ли вы влияние нацпрограммы «Цифровая экономика»? Если да — то в каких отраслях в наибольшей степени?
Алексей Петунин: Невозможно выделить влияние на какую-то отдельную отрасль. Чувствуется общее влияние цифровизации, которая поддерживается многими игроками: и государством, и крупным бизнесом, и средними, и малыми предприятиями. И этот синергетический эффект распространяется на весь рынок в целом, он стимулирует компании задумываться об изменениях. Недостаточно уже просто автоматизировать процессы, заменив одни системы на другие, или просто хранить терабайты данных, никак их не анализируя. Мы все чаще говорим с клиентами об изменении бизнес-моделей, инновациях и о том, как быстро получать и обрабатывать информацию, чтобы оперативно реагировать на внешние изменения.
CNews: SAP уже несколько лет интенсивно работает с российскими разработчиками, которые дополняют своими решениями возможности продуктов SAP. Какие достижения вы можете отметить?
Алексей Петунин: Одно из самых больших достижений, на мой взгляд, заключается в том, что мы позволяем российским компаниям-разработчикам ПО получить доступ к глобальному рынку программного обеспечения. Для этого мы включаем их продукты в наш прайс-лист. Тут могу привести пример компании «ГИС-АСУПРОЕКТ», чье решение для нефтегазовой индустрии сегодня продается уже не только в России, но и по всему миру.
Кроме того, нашими партнерами в России на сегодняшний день разработано много решений, так или иначе расширяющих или дополняющих технологии SAP, и мы работаем над тем, чтобы помогать им их продавать. Разработки делаются на базе нашей SAP Cloud Platform преимущественно вокруг SAP SuccessFactors и портфолио решений SAP Customer Experience, что легко объяснить. Это облачные технологии и к ним можно очень быстро разработать дополнительный функционал. Кроме того, для этого не нужно знать ABAP, партнер может делать разработки на стандартных языках Java, Java Script, Python.
Большинству российских компаний, конечно же, интересен не только локальный рынок, но и международный. Так, некоторые российские партнеры — Masterdata, TeamIdea, Novardis, уже разместили свои решения в нашем маркетплейсе SAP App Center, и теперь они доступны более 437 тыс. заказчикам по всему миру. Всего в нашем глобальном SAP App Center сегодня доступно более 1800 партнерских решений со всего мира, охватывающих широкий спектр технологий и линий бизнеса SAP.
CNews: Отличается ли работа с разработчиками в России и других странах? Есть ли у SAP CIS какие-то ноу-хау в этой области?
Алексей Петунин: Конечно, везде есть локальная специфика, выражающаяся, например, в зрелости рынка или в его специализации. Например, Бангладеш и Индия в большей степени ориентируются на разработку решений для обеспечения деятельности call-центров глобальных корпораций. Выделить какую-то яркую специфику в нашем регионе я не могу, кроме, может, более персонифицированного подхода. Российский рынок не самый простой и тут необходимо работать плечом к плечу, помогая друг другу. Наша ключевая задача — развитие партнерства вместе с локальными компаниями, занимающимися внедрением и разработкой решений. У нас отличная партнерская команда, которая тесно сотрудничает с коллегам начиная от разработки идеи, когда наши эксперты могут подсказать, будет ли та или иная разработка воспринята рынком и стоит ли в это вкладываться, до поиска best practices и помощи партнерам в продаже этих решений.
CNews: Какие технологии больше всего интересуют разработчиков в России? Для каких отраслей они их чаще всего используют?
Алексей Петунин: Выделить какую-то одну отрасль невозможно. Есть партнеры, сфокусированные в нишевых отраслях. Они могут быть не очень большими с точки зрения масштаба, но зато досконально знают свою отрасль. Например, на мясоперерабатывающем предприятии есть конвейер, на котором укладывают продукцию в лотки, которые мы с вами потом покупаем в магазинах. И есть компании, которые с помощью машинного зрения в режиме реального времени следят за качеством укладки и за производительностью той или иной линии или даже отдельного сотрудника. Есть партнеры, которые предлагают решения, актуальные для нескольких отраслей.
Поэтому сложно говорить о специализации на той или иной индустрии, но приоритеты по технологиям можно обозначить. Это использование больших данных, компьютерного зрения, машинного обучения, вопросы, связанные с развитием искусственного интеллекта и RPA. Например, в рамках нашего цифрового ядра есть решение, которое позволяет соединять зачисленные на счет деньги со счетами, выставленными ранее. Казалось бы, простая операция, но автоматически система выполняет ее значительно точнее, чем человек. Оператору приходится подключаться только в 2% случаев, когда система не смогла что-то распознать. И поэтому мы видим большой запрос на RPA со стороны клиентов — это очень конкретная, прикладная вещь, с понятным функционалом. Заказчики готовы ее внедрять, а разработчики готовы работать в этом направлении, тем более, что, как я уже говорил, для этого достаточно знать стандартные языки программирования.
В целом компании, с которыми мы сотрудничаем, сами видят, где их ниша и где им хотелось бы развиваться. Главное для нас– чтобы они были экспертами в своем направлении.
CNews: Будут ли в ближайшее время какие-то новшества в работе с партнерами?
Алексей Петунин: Рынок быстро меняется, поэтому мы всегда придумываем что-то новое для работы как с нашими партнерами, так и с нашими заказчиками. За последние три года мы сделали значительный шаг в этом направлении и планируем также активно развивать нашу общую с партнерами и клиентами экосистему и дальше. Также в следующем году по-прежнему будем фокусироваться на помощи партнерам по созданию пакетированных решений на основе наших облачных продуктов, с фиксированной ценой и понятным сроком внедрения. Такие стандартные модули дают заказчику возможность быстро запуститься и начать получать прибыль, что как раз актуально для компаний малого и среднего бизнеса.
Ну и если в целом говорить о планах на следующий год, то продолжим рассказывать о преимуществах цифровизации. Некоторых отпугивает волна хайпа вокруг нее, они боятся делать первые шаги, идти экспериментировать. А ведь опыт показывает, что лучше сделать эти шаги и получить какие-то первые, пусть неудачные, результаты, чем долго размышлять, нужны ли компании технологические изменения. Те компании, которые обращают внимание на цифровые технологии, — создают фундамент для роста и оказываются впереди. Присоединяйтесь, будет интересно!
Полный текст статьи читайте на CNews