Акустика Martin Logan Impression ESL 11A: впечатляющие «электростаты» с регулируемым басом
Продолжаем наше знакомство с акустикой Martin Logan, оснащенной электростатическими излучателями. Начали мы с ElectroMotion ESL — «младшего», но уже обладающего всеми основными особенностями и преимуществами устройства во всем семействе. Следующей на очереди была акустика покрупнее и помощнее — ElectroMotion ESL-X. Потом добрались и до более «продвинутой» серии Classic, начав с базовой ее модели ElectroMotion Classic ESL 9.
Героиню сегодняшнего теста разработчики назвали Martin Logan Impression ElectroMotion ESL 11A. Производить впечатление (impression — англ. «впечатление») акустика действительно умеет, у нее для этого есть много всего интересного: 11-дюймовый электростатический преобразователь XStat, два 8-дюймовых сабвуфера PoweredForce Forward, работающих от двух 275-ваттных (!) усилителей класса D и управляемые 24-битным процессором Vojtko, система автокоррекции под помещение… В общем, действительно впечатляющие колонки — тут никаких сомнений. А вот насколько и чем именно — будем разбираться.
Технические характеристики
Модель | Impression ESL 11A |
---|---|
Заявленный частотный диапазон (±3 дБ) | 29 Гц — 23 кГц |
Чувствительность | 91 дБ (2,83 В@1 м) |
Горизонтальная дисперсия | 30° |
ВЧ+СЧ-излучатель | электростатический излучатель XStat CLS размером 112×28 см |
НЧ-излучатели | 2 динамических, ∅20,3 см |
Частота разделения полос | 300 Гц |
Номинальное сопротивление | 4 Ом |
Рекомендуемая мощность усилителя | 20—550 Вт |
Размеры | 54,3×30,2×69,6 см |
Масса | 40,9 кг (каждой) |
Стоимость на момент тестирования | 1 450 000 ₽ |
Розничные предложения |
Конструкция и дизайн
Чуть ли не каждый разговор про электростаты мы начинаем с того, что ключевым элементом и ее внешнего вида, и конструкции является непосредственно электростатический излучатель, который сразу привлекает к себе максимум внимания и надежно обеспечивает «вау-эффект» у пока не знакомого с такой акустикой пользователя. Поставляется Impression ESL 11A в четырех вариантах оформления: глянцевый черный и белый, орех и темная вишня. Плюс под заказ производитель предлагает «премиальные» варианты оформления: семь цветов от серебристого до темно-синего.
Об истории создания и конструкции электростатических излучателей Martin Logan мы подобно поговорили в обзоре ElectroMotion ESL, потому сегодня просто вкратце упомянем ключевые моменты. Начнем с технологии CLS (Curvilinear Line Source) — изогнутой формы драйверов, позволяющей расширить диаграмму направленности. У рассматриваемых колонок фирменный излучатель XStat CLS вырос до солидных размеров — 112×28 см. Для сравнения, у базовой модели линейки ElectroMotion ESL размер драйвера составляет 86×22 см.
Оформление у колонок традиционно строгое и элегантное, они будут отлично смотреться в любом интерьере — от лофта до арт-деко, в этом легко убедиться, просмотрев наши прошлые обзоры, ссылки на которые есть выше. Драйверы слегка наклонены назад, что помогает предотвратить появление нежелательных отражений от пола.
Также стоит упомянуть AirFrame Blade — методику изготовления удерживающих мембрану элементов из алюминиевого сплава, обеспечивающую максимальную жесткость конструкции и минимизирующую таким образом искажения, вызванные вибрацией и нежелательными резонансами. Точный уровень натяжения мембраны поддерживает усиленная панель с жесткими проставками ClearSpar.
Даже перфорация на статорах выполнены не просто так, а по собственной технологии MicroPerf. Которая, по замыслу ее авторов, позволяет почти вдвое увеличить площадь воздействия электростатической диафрагмы по сравнению с традиционной панелью того же размера.
В нижней части колонок размещены низкочастотные динамики. И вот тут нас ждет много всего интересного. Начнем с того, что динамика два. Первый смотрит на слушателя и закрыт съемной металлической решеткой с логотипом производителя.
Логотип маленький, скромный и совсем не привлекает к себе лишнего внимания. А других заметных декоративных элементов на колонках и вовсе нет — все очень минималистично.
Нередко без защитных сеток колонки выглядят интереснее, чем с ними. В данном случае это не работает, сетка прекрасно сочетается с перфорированной панелью электростатического драйвера, без нее акустика выглядит как-то менее эффектно. Хотя тут дело вкуса, конечно.
Второй динамик выведен на заднюю стенку и тоже прикрыт съемной сеткой. Ниже мы видим панель для подключения и настройки колонок, о которой еще непременно поговорим отдельно — там много всего интересного: от обновленных разъемов до регуляторов уровня НЧ-диапазона.
Оба динамика имеют диаметр 20,3 см. Но все самое интересное кроется не в размерах, а в расположении. Как мы уже выяснили выше, смотрят они в противоположные стороны.
При этом размещены они не зеркально, а на разных осях — таким образом снижаются вибрация и «гудение» корпуса. Производитель называет такую технологию размещения динамиков PoweredForce Forward.
Низкочастотная секция является активной и оснащена двойными 275-ваттными усилителями класса D, управляемыми 24-битным процессором Vojtko DSP, с помощью которого производится настройка уровня низких частот и обеспечивается работа функции ARC — автоматической подстройки под параметры помещения.
Кроссоверы тоже называются Vojtko — по имени разработчика, о чем мы уже неоднократно говорили. Частота разделения полос — 300 Гц.
Дно колонок выполнено из металла и выглядит просто крайне солидно, в передней и задней части видна перфорация для охлаждения расположенного внутри усилителя.
Крепление ножек резьбовое, они легко демонтируются. В комплекте есть как сферические ножки, так и шипы — в зависимости от покрытия пола и собственных предпочтений пользователь может выбрать любой из вариантов.
Подключение
Производитель указывает, что акустика готова работать с усилителями мощностью от 20 до 550 Вт. Нижняя граница в очередной раз вызывает некоторые сомнения — играть-то колонки будут, конечно, а вот раскроют ли полностью свой потенциал… Но так или иначе, диапазон крайне обширный — выбрать усилитель будет не очень сложно. Что же касается размещения акустики, тот тут, как всегда, нужно помнить про две ключевые особенности электростатов.
Во-первых, про ограниченную горизонтальную дисперсию звука — изогнутая форма электростатических панелей делает ее более высокой, но все же она заметно меньше, чем у колонок с динамическими излучателями. Ну и во-вторых, про звучание в обе стороны от поверхности, причем в противофазе. Ставить колонки вплотную к стенам не стоит, так как теоретически звуковые волны могут отражаться от них, встречаться у поверхности излучателя и взаимно нейтрализоваться. А в данном случае у нас еще и один из басовых динамиков выведен на заднюю панель.
К счастью, производитель дает крайне четкие рекомендации по размещению колонок — на первом этапе можно воспользоваться ими, а далее перемещать их в поисках наиболее комфортного звучания. Отдельно отметим метод подбора угла поворота акустики с помощью фонарика, луч от которого должен освещать ближайшую к пользователю треть изогнутого драйвера.
Как и обещали, вернемся к панели для подключения. В правом нижнем углу видим разъем для сетевого кабеля — усилители низкочастотной части требуют питания. К внешнему усилителю колонки подключаются с помощью крепежных стоек WBT Binding Posts с соединительными пластиками из чистой меди, защитой от ударов и вибраций… Подключение возможно как с помощью клемм, так и посредством разъемов Banana.
Также на панели расположены два регулятора, являющихся одной из важнейших отличительных черт Martin Logan Impression ESL 11A. Поворотная ручка справа позволяет регулировать частоты ниже примерно 75 Гц, а выключатель левее добавляет или убирает акцент на мидбасе в районе 200 Гц. Вместе они позволяют подстроить звучание акустики как под помещение, так и под вкусы слушателя.
Возможна и автоматическая подстройка работы низкочастотной секции под помещение с помощью технологии Anthem Room Correction (ARC). Для этого потребуется размещенное на сайте специальное ПО и одноименный комплект оборудования, разъемы для подключения которого мы видим в левой части панели. У нас его под рукой не оказалось — пришлось ориентироваться на собственный слух и имеющиеся измерительные приборы, о чем мы еще поговорим ниже.
Традиционно при рассказе о пассивной акустике мы перечисляем все оборудование, использовавшееся при прослушивании. В этот раз выбор пал на следующие устройства:
- сетевой аудиопроигрыватель Aurender A30
- два монофонических усилителя Mark Levinson No. 53
Плеер Aurender A30 был выбран как заведомо высококачественный источник с удобным управлением через ПО Aurender Conductor, позволяющий комфортно находить нужные треки и переключаться между ними. Что же касается Mark Levinson No. 53 «аудиофильской дочки» в составе корпорации Harman International Industries, то тут прибор выбран, что называется, с запасом — и по мощности, и по качеству. Он способен выдавать до 1000 Вт на 4 Омах, чего в данном случае более чем достаточно. Ну в плане качества… Рассказ обо всем, что сделали разработчики этого референсного и крайне дорогого усилителя, займет несколько абзацев. Не будем даже и пытаться уместить его в несколько фраз, лучше когда-нибудь посвятим ему отдельный обзор.
Звук и измерения АЧХ
В прошлых обзорах разговор о звуке мы начали с субъективных впечатлений от прослушивания, а потом переходили к измерениям и графикам АЧХ. Сегодня же поступим иначе — сначала графики, так как у колонок есть опция настройки баланса частот, работу которой лучше продемонстрировать заранее. Ну и в очередной раз подчеркнем, что тестирование проводится в специально подготовленном помещении — не в том, где сделаны фотографии. Первым делом посмотрим на график АЧХ, полученный в нейтральном положении всех регуляторов при размещении измерительного микрофона на расстоянии одного метра от плоскости излучателя.
Обращаем внимание читателей, что все графики приводятся исключительно как иллюстрации — по ним не стоит судить о качестве тестируемой акустики. Результаты измерений могут существенно меняться в зависимости от положения микрофона, используемых компонентов звукового тракта, параметров комнаты для прослушивания и так далее.
Первым обращает на себя внимание, конечно, впечатляющий объем «глубокого баса», да еще и с выраженным акцентом на нем. Нечто подобное мы видели у ElectroMotion Classic ESL 9. Интересна чуть «поддутая» нижняя середина и ровная подача среднечастотного диапазона и ВЧ-регистра — электростатические драйверы тут выше всяких похвал. Как уже упоминалось, производитель приложил максимум усилий для того, чтобы избежать лишних резонансов корпуса НЧ-секции. Но полностью избавиться от них, конечно, не удалось — такова плата за объемный бас. Это прекрасно видно по графику кумулятивного затухания спектра (он же «водопад», или waterfall).
При этом протяженность пиков намного меньше, чем у уже упомянутой выше Classic ESL 9 — отказ от фазоинвертора в пользу закрытой конструкции явно приносит плоды. Самое же интересное, что в ESL 11 акцент на «глубоком басе» можно настраивать с помощью поворотного регулятора на задней панели. Посмотрим на графики в крайних его положениях.
Как видно, работает регулятор очень эффективно, басовую составляющую можно основательно увести назад, подчеркнув тем самым средние частоты и избавившись от лишнего «гудения», если таковое присутствует. Плюс к этому колонки оборудованы переключателем, регулирующим акцент на мидбасе в пределах ±2 дБ — тоже весьма полезная опция, позволяющая подчеркнуть диапазон, который изначально чуть уведен назад.
Ну и в конце традиционно продемонстрируем, что горизонтальная дисперсия у «электростатов» не очень велика — стоит сдвинуть микрофон в сторону, как качество передачи среднечастотного диапазона резко падает. Потому к их размещению стоит подойти со всей ответственностью.
На этом хватит графиков — перейдем к впечатлениям от прослушивания. После того, как система была настроена, совершенно случайно заиграла композиция Стинга «Shape Of My Heart». Остановить ее мы, конечно, уже не смогли. И дело тут не только в том, что песня прекрасна сама по себе, но и в подаче ее ESL 11 — с отличным уровнем детализации каждого звука, несмотря на явный акцент на НЧ-регистре, который тут пришелся вполне кстати.
Но начать в этот раз мы все же планировали с классики, чтобы сразу прочувствовать умение колонок создавать так называемую «виртуальную сцену» и выдерживать баланс в звучании большого количества инструментов. Потому продолжили мы симфонией соль-минор (KV Molto Allergro) Вольфганга Амадея Моцарта. И услышали все, на что рассчитывали — идеальный баланс, позволяющий закрыть глаза и представить себя сидящим перед оркестром. За это мы и любим электростаты. На солирующие инструменты при этом можно легко показать пальцем, а переходы от более тихих моментов к громким оказывают нужное эмоциональное воздействие — динамику колонки обеспечивают потрясающую.
И как всегда — из крайности в крайность: от классики к Drum&Bass. Трек Dying Light английского продюсера Тома Манделла aka Metrik показал нам, насколько потрясающий суббас могут выдавать ESL 11, особенно — если немного приподнять громкость: жесткий, качающий и при этом с отличной атакой. И вот на этом фоне особенно остро ощущается остающийся абсолютно читаемым среднечастотный диапазон — прекрасно слышны и вокал, и синтезаторы, и различные атмосферные звуки. Электростаты считаются немного «эстетской» акустикой — для джаза, блюза и так далее. Так вот нет, танцевальную музыку ESL 11 воспроизводят просто отлично.
Следующим зазвучал трек Cannonball американской инди-рок-группы Wild Belle, состоящей из двух участников — брата и сестры Эллиота и Натали Бергман. Довольно-таки «грязная» гитара, перегруженные духовые, масса фоновых звуков — весьма плотный микс, в котором легко потерять вокал. Но электростатический излучатель традиционно не даст нам это сделать, все-таки женский вокал такая акустика всегда подает отлично, даже столь своеобразный, как у Натали.
Больше вокала, еще больше вокала. Мэшап из Despacito и Shape of You поющей, а капелла группы Pentatonix. Разные типы голосов, но каждый — на своем месте. Очень сбалансированное и четкое звучание, позволяющее полностью оценить элегантность аранжировки, что крайне важно для жанра. В общем, материал для ESL 11 практически идеальный.
Но пора «врубить рок», ну и в целом — задать тестируемой акустике задачку посложнее. В фолк-рок-группе Paddy and the Rats помимо традиционных гитар и барабанов есть еще скрипка с аккордеоном, которые периодически солируют. Плюс вокал Пэдди О«Рейли, естественно. Все это очень легко смешать в единую «кашу», но тестируемая акустика вновь радует детализацией — в шанти Drunken Sailor все инструменты звучат строго на своих позициях и что называется «в кассу».
Но акцент на низкочастотной составляющей тут показался нам излишним, потому мы немного снизили его с помощью соответствующего регулятора, а заодно подчеркнули мидбас. И стало вот совсем хорошо. Но еще раз отметим, что универсальных рецептов тут нет — нужно экспериментировать, ориентируясь на особенности помещения и собственный вкус.
I Was Made for Lovin» You легендарных глэм-рокеров Kiss мы послушали больше ради собственного удовольствия, чем ради выяснения каких-то деталей работы акустики. Но заодно проверили, насколько комфортным стал уровень баса после регулировки. Оказалось, что вполне — он есть, его достаточно, с атакой все стало даже лучше, на большой громкости он по-прежнему может «пинать в грудь», но при этом чуть меньше гудит и давит. В общем, нам понравилось, возможность регулировки — это здорово.
Старые-добрые джазовые записи — отличный способ посмотреть, как акустика справляется с воспроизведением хорошей музыки, записанной по современным меркам не очень хорошо. В этом качестве выступила Chattanooga Choo Choo в исполнении оркестра Глена Миллера. Записана она, кстати, в голливудской студии RCA Victor — то бишь чуть ли не на максимуме существовавших тогда возможностей. Просто было это очень давно — 7 мая 1941 года. ESL 11 прекрасно подали эту запись за счет ровной середины и чуть приподнятого нами ранее мидбаса — получилось эффектно и с сохранением присущей записям того времени окраски, но при этом хорошо читаемо.
Нас тут как-то критиковали за то, что мы тестируем «продвинутую» акустику на хип-хопе. Но если вы хотите оценить артикуляцию на фоне плотного суббаса — лучше варианта не найти. В треке Дрейка «Fair Trade» бас очень основательно гудит где-то там внизу, но при этом каждое слово можно расслышать кристально четко — респект и звукоинженерам записи, и тестируемой акустике.
Ну, а мы продолжаем подбирать сложные для воспроизведения треки. В композиции From The Veil Of Grace английских металлистов Cradle Of Filth чего только нет: хор, скриминг, перегруженные гитары… И записан он при этом, мягко говоря, плотно — на плохой акустике такое быстро превращается в невнятное гудение. Здесь ничего подобного предсказуемо не было. Раньше нам казалось, что бочка в треке прописана как-то совсем уж деликатно, ее бы чуть вперед… И вот в тестируемом сетапе она вдруг зазвучала так, как всегда хотелось — будто бы Адриан Эрландссон передвинул установку на метр ближе. А еще впервые удалось по-настоящему оценить вокализ на фоне, который раньше немного терялся. В общем, при прослушивании вживую или на хорошей акустике даже столь экстремальные жанры оказываются сложнее, чем принято о них думать.
Ну, а мы снова в другую крайность — куда же мы без поп-музыки. Чарли Пут и Селена Гомес поют нам композицию We Don«t Talk Anymore. Легкий трек с хорошей басовой поддержкой — возможно, даже слишком хорошей. Вот они — издержки «мастеринга под бумбоксы». Но в целом трек приятный, да и подан был замечательно за счет все той же проработанной середины и прекрасно звучащего вокала. Но возможности еще немного прибрать бас мы в очередной раз порадовались. Правда каждый раз бегать крутить ручки на задней панели — удовольствие ниже среднего, но опыт подсказывает: рано или поздно найдется положение, в котором подавляющее большинство треков будет звучать комфортно.
Закончить мы решили на каком-нибудь проверенном по-настоящему танцевальном треке. YMCA (Village People) отлично подходит под это описание. Заодно можно еще раз немного приподнять громкость и посмотреть, что станет с детализацией. Выяснилось, что никуда она не исчезает даже при уровне громкости на грани некомфортно высокого — есть там такие высокие колокольчики-бубенчики, которые на протяжении всего трека очень атмосферно звенят. Так вот их слышно даже тогда, когда басовая линия начинает воздействовать не только на уши, но и на прочие части тела.
Итоги
Martin Logan Impression ESL 11A — действительно впечатляющая акустика, в этом нет никаких сомнений. Своего характера она не лишена, особенно если говорить про низкочастотный диапазон. Но благодаря возможности настройки НЧ-секции характер этот очень покладистый — колонки можно легко настроить и под помещение, и под свои вкусы. Остальная же часть диапазона подается ровно и максимально детально — как и положено электростатам. Оформление, оригинальность конструкции и качество сборки у всех колонок Martin Logan радует, тестируемая — предсказуемо не исключение. «Акустикой в каждый дом» Impression ESL 11A, конечно, вряд ли станет из-за довольно высокой цены, но свою аудиторию из поклонников по-настоящему хорошего звука однозначно найдет.
Полный текст статьи читайте на iXBT