Активная акустика Swan D1100: маленькие «полочники» с приятным звуком

Акустика под брендом Swan не очень хорошо известна на российском рынке, а вот за его пределами успела завоевать солидную репутацию. Началось всё в 1994 году в Торонто, где была основана компания Swans-Speaker Systems, одним из главных подразделений которой стала собственная научно-исследовательская лаборатория. Уже тогда появились первые интересные продукты, но еще одно ключевое событие было впереди — спустя 3 года компания объединилась с одним из крупнейших азиатских производителей акустических систем HiVi.

Вновь сформированное предприятие получило все наработки Swans и ее «лучших умов», включая основателя Фрэнка Хейла, который занял должность менеджера по разработке акустических систем. Плюс технологии, инженеров, а главное — производственную базу HiVi. В итоге Swans/HiVi стала одним из крупнейших поставщиков как собственной акустики, так и высококлассных излучателей — в частности, ей принадлежат патенты на изодинамические ленточные твитеры, многие из которых используются ныне всемирно известными брендами. Выступает Swans/HiVi и как OEM-производитель, целый ряд «компаний с именем» заказывает у нее производство динамиков, корпусов и прочих частей — как отдельно, так и в сборе.

Ну и, конечно, есть у нее продукты под собственной торговой маркой Swan, в том числе высококлассные «аудиофильские». О них мы, вполне вероятно, когда-нибудь еще поговорим. Но начнем знакомство с маленьких и сравнительно доступных широкому кругу пользователей колонок Swan D1100, которые на момент тестирования можно было найти в российской рознице за 14–15 тысяч рублей. За эту стоимость нам предлагают компактные размеры, различные варианты подключения, а главное — потенциально очень неплохое звучание и авторитет разработчика.

Заявленные технические характеристики

Динамики
  • ВЧ: купольный твитер ∅20 мм
  • СЧ/НЧ: ∅101 мм
Частотный диапазон (± 3 дБ) 60 Гц — 20 кГц
Частота активного фильтра DSP 4 кГц
Выходная мощность 62 Вт (RMS)
Регулировка тембра есть, ВЧ и НЧ (±3 дБ)
Входы
  • аналоговый: 2×RCA
  • цифровые: Optical, Coaxial
  • беспроводной: Bluetooth
Поддерживаемые кодеки SBC
Габариты одной колонки (В×Ш×Г) 155×216×215 мм
Масса
  • активная — 2,41 кг
  • пассивная — 2,15 кг
Розничные предложения

Упаковка и комплектация

Пришла к нам акустика сразу в двух коробках. Первая — транспортировочная из неокрашенного картона, на который нанесены краткие характеристики устройства, логотип производителя и слоган «Услышь разницу».

Ну, а вторая — «парадная», выглядит она посимпатичнее за счет черной окраски и полноцветного изображения устройства. Для переноски предусмотрена пластиковая ручка, внутри колонки и аксессуары надежно удерживаются с помощью пенопластовых ложементов.

В комплект поставки входят сама акустика, кабели для подключения к источнику звука и активной колонки к пассивной, пульт дистанционного управления, документация.

ПДУ работает от двух элементов питания AAA, отсек для которых расположен на задней панели — к разговору о нем мы еще вернемся в соответствующем разделе обзора. Батарейки для пульта идут в комплекте, но у нашего тестового экземпляра их не оказалось — потому и на фото выше они не попали.

Зато кабели — просто замечательные. Солидного сечения, но при этом гибкие, с приятной на ощупь оплеткой и хорошим качеством исполнения. Даже фирменные стяжки в комплекте есть. Длина аудиокабеля миниджек—RCA для подключения к источнику звука — 2 метра.

Для подключения пассивной колонки к активной используется кабель с двумя четырехконтактными разъемами. Его длина — 3 метра, этого однозначно хватит, чтобы широко расставить колонки для достижения выраженного стереоэффекта.

Внешний вид

Внешне Swan D1100 выглядит симпатично, но при этом выполнена без лишних декоративных деталей — в интерьер она впишется хорошо. Немного жаль лишь, что цветовое исполнение только одно — корпус из MDF с внешней стороны аккуратно оклеен коричневой виниловой пленкой с текстурой «под дерево».

Решетки на передней панели обтянуты черной звукопроницаемой тканью, внизу размещен небольшой логотип производителя.

Решетки удерживаются четырьмя штифтами, они легко снимаются и ставятся обратно. Крепления пластиковые и довольно тонкие — больших сомнений в их надежности нет, но часто снимать и ставить обратно решетку всё же не стоит. К счастью, необходимости в этом в ходе повседневной эксплуатации и нет.

Со снятыми решетками акустика выглядит несколько более эффектно — становится видна черная матовая передняя панель со своеобразными изгибами. Если колонкам не угрожают дети, домашние животные или прочие опасности — есть смысл эксплуатировать их в таком виде. Хотя, как всегда, это дело вкуса.

Еще одна выгода от снятия «грилей» — становится заметнее светодиодный индикатор на передней панели активной колонки. Заметен он и через ткань решетки, но иногда не так хорошо, как хотелось бы.

Индикатор разноцветный и сообщает пользователю о том, какой вход активен, а также о достижении предельного уровня громкости. Нижний динамик имеет диаметр 10 см и обеспечивает воспроизведение средних и низких частот.

Ответственный за ВЧ-диапазон твитер с шелковым куполом диаметром 20 мм размещен внутри небольшого рупора.

Все стенки акустики аккуратно обтянуты виниловой пленкой, которая вполне устойчива к появлению загрязнений и пятен от прикосновений, а при необходимости легко очищается.

На правой боковой панели активной колонки размещены ручки управления громкостью и работой темброблока, плюс двухпозиционный выключатель питания.

На задней стенке колонок расположились порты фазоинверторов, а также две панели. На активной панель содержит несколько портов для подключения источников и несъемный кабель питания длиной 1,5 метра; на пассивной — разъем для соединения с активной.

Фазоинвертор имеет довольно необычную конструкцию с щелевидным внешним портом. Производитель называет это «Double Diffusio rectangular inverting tube», что можно перевести как «прямоугольная инвертирующая трубка с двойной диффузией».

Ножки у Swan D1100 неожиданно основательные для столь компактных колонок. Их диаметр — 20 мм, удерживаются они с помощью винтов, а не клея. С задачей обеспечить устойчивое положение акустики на горизонтальной поверхности они точно справятся, да и некоторую часть нежелательных вибраций поглотят.

Конструкция

Металлическая панель на задней стенке активной колонки легко снимается, чем мы и воспользовались, чтобы заглянуть внутрь устройства. Первое, что сразу бросается в глаза — наличие демпфирующего материала внутри. Он почему-то никак не закреплен, но неплохо удерживается за счет собственного объема. В любом случае хорошо, что он есть — в последнее время производители нередко игнорируют необходимость как-то бороться с нежелательными резонансами внутри корпуса колонок.

На динамиках нет никакой маркировки, произведены они, вероятнее всего, HiVi — со стороны разработчика было бы странно использовать сторонние комплектующие при наличии собственных. Блок питания размещен на одной плате со всем остальным и практически никак не экранирован — компактной бюджетной акустике придется это простить.

В качестве ЦАПа/DSP/усилителя выступает ESMT AD82584F — решение «самого начального» уровня, но, опять-таки, и колонки далеко не самые дорогие. Вот только максимально в монорежиме оно способно обеспечивать до 50 Вт мощности, а надпись на задней стенке панели подключения подсказывает, что и блок питания выдает лишь 40 Вт. Соответственно, возникает вопрос, откуда берутся заявленные в спецификациях 62 Вт. К сожалению, традиция завышать мощность, указывая какую-нибудь «самую пиковую», появилась очень давно. И тут у любого производителя два варианта: либо делать то же самое, либо заведомо проигрывать в «противоборстве циферок на коробке». Это, безусловно, очень и очень плохо. Но таковы уж реалии конкурентной борьбы. Возможно, когда-нибудь производители примут какую-нибудь «хартию честной мощности» и даже будут выполнять накладываемые ею обязательства. Но случится это явно не завтра.

За поддержку Bluetooth-подключения отвечает ставший классикой MVSilicon BP1048B2, встречающийся в большинстве бюджетных устройств и даже в некоторых совсем не бюджетных, где беспроводное подключение не является основной функцией. В качестве преобразователя напряжения выступает Techcode TD1509PR.

Подключение

Для подключения активной колонки к пассивной предусмотрен комплектный кабель, о котором мы говорили выше. Здесь всё просто: один конец — в разъем активной колонки, другой — пассивной. Ошибиться практически нереально.

Для присоединения источников звука предназначены разъемы на задней панели активной колонки, кабель для аналогового подключения есть в комплекте, а вот цифровые (коаксиальный либо оптический) придется докупить. Немного жаль, что нет отдельного разъема для сабвуфера, хотя в данном случае его необходимость — вопрос спорный. Всё же одно из основных преимуществ Swan D1100 — компактные размеры, вряд ли ее аудитория готова дополнять систему сабвуфером, даже если будет возможность спрятать его куда-нибудь под стол. Но если бы выход был, было бы очень неплохо.

Коннекторы удобно размещаются в разъемах, не мешают друг другу и легко доступны. Близко к стенам и другим препятствиям колонки ставить не стоит, так как порт фазоинвертора выведен назад. Выступающие над поверхностью задней стенки коннекторы как раз и не дадут этого сделать.

Выключатель питания механический и работает с приятным «аналоговым» щелчком, по которому мы стали немного скучать во времена сенсорного управления, встречающегося ныне везде — вне зависимости от его уместности и удобства.

После активации Bluetooth-подключения колонка некоторое время пытается найти «знакомые» устройства, если не получается — запускает режим сопряжения. Дальше всё как всегда: находим акустику в соответствующем меню и подключаем.

Мультипойнт Swan D1100 не поддерживает, с помощью утилиты Bluetooth Tweaker традиционно был получен полный список поддерживаемых кодеков и их режимов.

Кодек только один — SBC, при этом максимум параметра Bitpool выставлен на уровне 250 — намного больше, чем в рекомендованном профиле High Quality, который подразумевает значение 51. Потому работать он будет на максимуме своих возможностей, которых достаточно для прослушивания музыки в фоновом режиме.

Управление и эксплуатация

Всеми базовыми параметрами акустики можно управлять с помощью регуляторов на боковой стенке активной колонки. Самый верхний отвечает за громкость, и вот как раз он вызывает очень много вопросов. Это валкодер без ограничения угла вращения, соответственно, его положение никак не может являться показателем выставленного уровня. При этом хотя бы маленького экрана, демонстрирующего уровень громкости нет, светодиодный индикатор сигнализирует только о достижении максимального значения.

Зато на ручке зачем-то есть абсолютно неинформативная риска, способная окончательно запутать пользователя. Ничего не мешает ему убавить громкость до минимума, потом еще немного прокрутить регулятор в ту же сторону — и вот уже положение метки совершенно не соответствует реальному выставленному уровню. Самое интересное, что это уже не первая встреченная нами акустика с такими «особенностями» — видимо, ныне это становится распространенной практикой. Очень надеемся, что в итоге она не приживется и не станет общеупотребимой, потому как сложно придумать что-то более неудобное.

Нажатием на регулятор можно переключать активные входы, с этим всё хорошо — нажатие происходит с приятным небольшим усилием и мягким кликом. С регуляторами НЧ и ВЧ тоже всё замечательно, это потенциометры с ограничением угла вращения, плавным ходом и фиксацией в среднем положении.

Индикатор на передней панели достаточно яркий, чтобы быть заметным даже при дневном освещении, если передние решетки сняты. Через ткань решеток он тоже довольно хорошо виден, но если вокруг совсем светло — иногда придется чуть приглядеться. С помощью смены цветов он сообщает пользователю о том, какой вход выбран, включен ли режим отключения звука, а также о достижении предельного уровня громкости. Не можем в очередной раз не заметить, что даже просто пара семисегментных индикаторов справилась бы с задачей намного лучше.

Пульт управления компактный, кнопки нажимаются легко и с приятным кликом. Еще одно «веяние времени» — вынос выбора активного входа на «кольцо» в верхней части, где мы больше привыкли видеть регулировки громкости и тонального баланса. В целом, так тоже удобно с учетом того, что клавиши громкости размещены в самой нижней части ПДУ, сделаны достаточно крупными и легко находятся на ощупь.

Звук и измерения АЧХ

Разговор о звуке, как ни странно, надо начинать с размеров колонок. 155×216×215 мм — это очень немного, колонки не совсем маленькие, но крайне компактные. При этом они готовы выдавать вполне полноценный бас от 60 Гц, ровно как и заявлено в описании. А главное — обеспечивать «ровную» и сбалансированно звучащую середину, на которую неспособны даже некоторые «бюджетные мониторы».

Высокочастотный диапазон лишен характерных для него недостатков — никакого «песка», проблем с сибилянтами и прочего. Конечно, ожидать от Swan D1100 идеально детализированного и объемного звука не стоит, но по меркам компактных мультимедийных колонок звучат они просто замечательно, что прекрасно видно по графику АЧХ, полученному традиционным для наших обзоров способом — при размещении измерительного микрофона в метре от акустики на оси высокочастотных динамиков.

Бас заметно «гудит» на частоте настройки фазоинвертора, давая выраженные пики на графике кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall). Но делает он это неожиданно сдержанно, видимо сказывается оригинальная конструкция резонатора. Ну и сам по себе факт наличия НЧ-диапазона у настолько небольших колонок — уже достижение.

Мы неоднократно демонстрировали, что АЧХ мало зависит от использованного входа, но иногда встроенные DSP подкидывают странные сюрпризы. На этот раз обошлось без них — еще одна хорошая новость.

Темброблок работает деликатно, но в целом эффективно. Регулятор баса заметно затрагивает СЧ-диапазон, не давая сделать на нем значимый акцент. В данном случае это вполне понятно и объяснимо — «выжать» еще больше низких частот из такого объема корпуса и размера НЧ-динамика, не получив при этом неприемлемые уровни искажений и «гулкости» будет сложновато.

Уровень горизонтальной дисперсии предсказуемо не очень хорош, поэтому Swan D1100, как и любую компактную настольную акустику, стоит направлять непосредственно на голову слушателя.

А особенно трепетно нужно следить за вертикальным расположением колонок, что очень многие пользователи игнорируют. Между тем подъем измерительного микрофона даже на 20 см уже приводит к крайне заметным и неприятным результатам: «верхняя середина» становится практически нечитаемой. Потому при прослушивании в ближнем поле колонки крайне важно размещать на уровне головы слушателя. Для этого есть специальные подставки, можно использовать полки, если под рукой нет ничего более подходящего — какие-нибудь коробки или стопки книг. В крайнем случае можно просто наклонить корпус колонок назад — что угодно, лишь бы направить динамики в сторону головы, а не груди слушателя.

Итоги

Главное достоинство Swan D1100 — это сочетание компактных размеров с по-настоящему хорошим для мультимедийной акустики звучанием и сравнительно небольшой стоимостью. Да, без спорных нюансов не обошлось — в частности, управление явно могло бы быть намного более удобным. Но если слегка привыкнуть и больше пользоваться ПДУ, это со временем можно перестать замечать. В остальном с учетом цены и размеров колонки получились крайне интересными. Если перед вами стоит задача сэкономить пространство и деньги, получив при этом приемлемый звук, к этой модели явно есть смысл присмотреться.

Полный текст статьи читайте на iXBT