Активная акустика JBL 104-BT: компактные мониторы с опцией Bluetooth-подключения
Маленькие и сравнительно недорогие студийные мониторы с Bluetooth-подключением — многое в этом предложении звучит как минимум непривычно. Тем не менее, производитель позиционирует свои JBL 104-BT именно как референсные мониторы, рассчитанные на работу со звуком музыкантами, продюсерами, подкастерами и прочими производителями контента. В компактном корпусе колонок разместились коаксиальный НЧ-динамик диаметром 118 мм и ВЧ-динамик с мягким куполом диаметром 19 мм, за работу которых отвечает усилитель класса D мощностью 60 Вт.
Помимо уже упомянутого Bluetooth присутствуют еще три набора входов и выход на наушники, заявленные параметры тоже впечатляют, особенно с учетом габаритов. При этом акустика займет минимум места на столе в домашней студии или даже где-то на выездных сессиях — размеры JBL 104-BT вполне позволяют при необходимости брать ее с собой. Благодаря элегантному дизайну она прекрасно впишется в практически любое пространство, что для многих пользователей тоже является немаловажным фактором. В общем, потенциально устройство очень интересное — посмотрим, на что оно способно.
Технические характеристики
Коаксиальный динамик | ВЧ: 19 мм, мягкий тканевый купол НЧ: 118 мм, бумажный диффузор |
---|---|
Заявленный частотный диапазон | 60 Гц — 20 кГц |
Кроссовер | 1725 Гц, 1-го порядка |
Усилитель мощности | 60 Вт (30 Вт на каждый динамик), класс D |
Чувствительность | 87 дБ SPL при 1 м с −10 дБВ на входе Aux (при макс. громкости) |
Максимальный непрерывный SPL | 89 дБ |
Пиковый SPL | 102 дБ (розовый шум, коэффициент амплитуды 12 дБ) |
Максимальный SPL (моментальный пик) | 104 дБ |
Номинальное сопротивление | 8 Ом |
Частота настройки фазоинвертора | 72 Гц |
Гармонические искажения | 0,2% |
Сигнал/шум | 75 дБА |
Подключение |
|
Поддерживаемые Bluetooth-кодеки | SBC |
Габариты одной колонки (В×Ш×Г) | 247×153×124 мм |
Масса | активная колонка: 2,06 кг пассивная колонка: 1,73 кг |
Розничные предложения |
Упаковка и комплектация
Приехала к нам акустика аж сразу в двух коробках. Верхняя — из неокрашенного картона, на стенки которой нанесена базовая информация: лого производителя, название и краткие характеристики модели, да правила транспортировки.
Ну, а внутренняя коробка оформлена поинтереснее. Тут и большое изображение колонок, и описание, и логотипы использованных технологий… Внутри все аккуратно разложено по пакетам и удерживается ложементами — за сохранность при перевозке можно не переживать.
В комплект поставки входят сами колонки, двужильный кабель для их соединения, шнуры питания, кабель RCA—миниджек и документация.
Дизайн
Акустика JBL 104-BT выпускается в двух цветах — черном и белом, у нас на тестировании был второй. Оформление минималистичное, но при этом смотрятся колонки эффектно.
Еще раз нельзя не сказать про габариты. Колонки по-настоящему компактные, даже маленькие. Размер каждой составляет 247×153×124 мм, масса активной — 2,06 кг, пассивной — 1,73 кг. На столе много места не займут, ну и их действительно можно закинуть в рюкзак и взять с собой, чтобы поработать где-нибудь на даче, в отпуске и так далее.
На задних стенках размещены панели подключения. У колонки, в которой находится усилитель, разъемов предсказуемо больше — к ним мы еще вернемся. Пассивная же оснащена только клеммами для подключения к активной.
Над панелями видны небольшие отверстия фазоинверторов. Настроены они, по заявлению производителя, на частоту 72 Гц.
Спереди размещена металлическая сетка, за которой скрываются коаксиальные динамики. У активной колонки также имеется небольшая панель управления/подключения в нижней части.
В районе верхней части динамиков размещены маленькие логотипы производителя с гордой надписью «Professional» — собственно, это единственный декоративный элемент, если не считать таковыми блестящие ручки регулировки.
Боковые стенки округлые, без каких-либо декоративных элементов. Корпус выполнен из матового пластика, устойчивого к появлению пятен от прикосновений.
На верхней панели тоже ничего особо выдающегося. В хорошем студийном свете стык между половинами корпуса кажется очень заметным, на деле он не так бросается в глаза.
На дне колонок размещены силиконовые накладки, которые не дают им скользить по столу и поглощают небольшую часть вибраций.
На активной колонке внутри накладки размещены едва читаемая служебная информация и наклейка с серийным номером.
Конструкция
Конечно, мы не могли не разобрать активную колонку. Первым делом снимаем металлическую сетку, закрепленную с помощью защелок. Под ней видим коаксиальный динамик, являющийся одной из основных «фишек» устройства. Особенность его конструкции в том, что высокочастотный твитер размещен в центре НЧ-динамика. Это помогает улучшить фазовые характеристики и заметно уменьшить размеры корпуса. В данном случае мы имеем НЧ-динамик с бумажным диффузором диаметром 118 мм, плюс ВЧ-излучатель тканевым куполом диаметром 19 мм.
Разделяем половинки корпуса. В одной мы видим расположенных друг над другом две платы, на другой — динамик. Внутреннее отверстие трубы фазоинвертора закрыто мягким материалом, удерживаемым с помощью сетки — довольно оригинальное решение.
В другой половине у нас остаются динамик и передняя панель. Маркировка на излучателе сохранена, но не слишком-то информативна.
Блок питания вынесен на отдельную плату, которую придется снять для доступа к расположенной под ней основной.
Усилитель работает в классе D и построен на основе микросхемы STA350BW (STMicroelectronics). Она скрыта за собственным радиатором и хорошо покрыта термопастой — качество сборки у акустики, кстати, предсказуемо высокое.
Модуль беспроводной связи скромно прикрыт наклеечкой, которую нам ничего не мешает удалить и выяснить, что построен он на далеко не самом «продвинутом» BES2000 (Cypress Semiconductor). Как мы еще увидим ниже, связь посредством Bluetooth добавлена в акустику как «очень дополнительная» функция.
Подключение и управление
Первым делом соединяем колонки с помощью идущего в комплекте кабеля, который зажимаем в клеммы, соблюдая полярность. Далее присоединяем кабель питания к активной колонке, остается подключить источник звука. Для этого на задней панели есть RCA-входы, а в комплекте — кабель RCA—миниджек. Собственно, ими и стоит воспользоваться в подавляющем большинстве случаев. Если есть такое желание, можно предпочесть TRS-разъемы для балансного подключения, но кабель придется докупать отдельно.
Далее нажимаем на кнопку питания, также вынесенную на заднюю панель — и готово, можно пользоваться. Но на этом варианты подключения не заканчиваются — как минимум, есть еще Bluetooth. Активируем его с помощью кнопки выбора источника на передней панели — удерживаем ее, пока не начнет мигать синий индикатор. Находим JBL 104-BT в соответствующем меню гаджета и завершаем подключение. После удачного соединения синий индикатор перестанет мигать и будет гореть непрерывно.
Полный список поддерживаемых кодеков и их режимов мы традиционно получили с помощью утилиты Bluetooth Tweaker. Ну то есть список — это громко сказано, кодек-то всего один. Акустика поддерживает только базовый SBC, даже AAC нет. Как уже упоминалось выше, поддержка беспроводного подключения явно рассматривалась разработчиками как дополнительная функция, но не более того.
Если колонки будут использоваться не только для работы, но и в повседневной жизни, эта опция может пригодиться — например, чтобы быстро включить фоновую музыку или подкаст. Ну или если вам очень нужно бывает послушать, как подготовленный материал звучит именно при передаче посредством Bluetooth — допустим, что такой вариант использования тоже существует. В остальных же случаях более логичным кажется предпочесть модификацию JBL 104 — без букв BT и поддержки беспроводного подключения соответственно.
На передней панели мы видим еще два разъема для подключения — миниджеки 3,5 мм. Левый служит для наушников, при подключении которых звук в колонках отключается. Ну, а правый — это еще один вход. Между разъемами находится уже упомянутый выше индикатор Bluetooth-подключения.
Регулятор громкости с приятной круговой подсветкой находится слева, вращается он с ощутимым усилием и очень приятным кликом, имеет ограничение угла вращения. Всего позиций 20 — громкость изменяется довольно плавно. Справа расположена кнопка выбора входа, вокруг которой размещены маленькие индикаторы активированного на данный момент варианта. Нажимается кнопка легко, но переключение происходит с ощутимой задержкой. Отдельно нужно отметить наличие опции ALL, при активации которой звук воспроизводится из всех источников одновременно — иногда это бывает просто очень удобно.
Звук и измерения АЧХ
От мониторной акустики мы в первую очередь ждем «честного» звука, то есть ровной АЧХ. Описанные выше коаксиальные динамики с задачей вполне справляются, да еще и звучат при этом довольно громко — непрерывное звуковое давление заявлено на уровне 89 дБ, а пиковое — так и вовсе до 104 дБ. Для таких малышек это очень и очень неплохо.
Что же касается «ровности» графика — да, в серьезных профессиональных решениях мы видели и поровнее, но с учетом цены и форм-фактора в данном случае сложно быть слишком требовательными. Полноценные студийные мониторы JBL 104-BT, конечно же, не заменит — вряд ли кто-то ждал от нее подобного. Но звучит она достаточно нейтрально, разборчиво и с хорошим уровнем детализации, чтобы позволить решать огромную долю базовых задач по работе со звуком.
Порадовало, что корпус колонок не склонен к лишним резонансам и «гудению», что прекрасно видно по графику кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall). Баса, конечно, немного — взяться ему неоткуда. Но тот, что есть, подается с отличной атакой и без намека на «бубнение».
И вот тут надо отметить, что отверстия фазоинверторов выведены назад, а измерения мы традиционно проводим, расположив микрофон на оси динамика. На деле низкочастотный диапазон подается полнее, особенно если за фазоинвертором есть поверхность, способная отражать звук. Следующий важный момент — JBL 104-BT очень чувствительны к размещению. Попробуем немного покрутить колонки и снять графики при расположении их под разным углом к микрофону. Становится очевидно, что направлять тестируемые мониторы следует прямо на слушателя — как и любые другие компактные колонки.
Но самое интересное не в этом. На изображениях во всех маркетинговых материалах от производителя JBL 104-BT стоит на столе, а голова довольного слушателя расположена выше, причем основательно — сантиметров на 50, а то и больше. Следующие графики наглядно демонстрируют, что это далеко не лучшая идея. Хорошее качество звука достигается исключительно в случае, если акустика расположена на уровне головы слушателя. Подставки, специальные стойки, полки, да хоть стопка книг — можно использовать что угодно, лишь бы добиться нужного расположения.
Ну и, наконец, сравним АЧХ при использовании проводного и беспроводного подключения. Различия есть, они заметны, но общая форма графиков остается неизменной.
Итоги
JBL 104-BT — это действительно маленькие и сравнительно недорогие, но вполне пригодные для решения базовых профессиональных задач мониторы, которые пригодятся в домашней студии или при работе на выездных сессиях. Ну и, конечно, их можно использовать в качестве колонок для повседневных задач: прослушивания музыки, просмотра кино, игр и так далее. Дизайн при этом приятный и универсальный, управление удобное, возможности подключения разнообразные — даже Bluetooth есть, хоть мы и склонны рассматривать его как дополнительную опцию, к которой не стоит относиться слишком серьезно. А вот к чему стоит отнестись серьезно, так это к правильному размещению колонок — только тогда они полностью раскроют свой потенциал.
Полный текст статьи читайте на iXBT