Агентство -> Продукт. Вступление. Как перестать услуживать и начать производить

От редакции


 

Это первая заметка Владимира Давыдова из цикла, посвященного тому, как из агентского/студийного бизнеса оказания услуг перейти к продуктовому бизнесу — бизнесу на основе производства и улучшения собственного продукта/товара/программы/приложения (электронного по модели SaaS или же реального вещественного).

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Продукт — это не услуги и не перепродажа чего-либо. Продукт — это, в первую очередь, производство (и это производство сильно отличается от заказной разработки). Со всей вытекающей инфраструктурой — от генерации продуктовых гипотез, до их тестирования на аудитории и непосредственного процесса воплощения лучших идей в жизнь (и получения за них денег от тысяч пользователей).

Когда-то очень давно, только создав Комплето — Системный Электронный Маркетинг, мы были совершенно уверены, что если будем помогать нашим клиентам зарабатывать больше, детально вникать в их бизнес, улучшать их маркетинг, системно строить продажи через интернет, то сможем превратить Комплето в великую компанию с оборотом хотя бы в несколько миллиардов рублей.

Так мы разработали наш до сих пор уникальный на рынке подход СЭМ (Системный Электронный Маркетинг), а также выбрали себе несколько агентств-конкурентов, с кем стали «сражаться» и за кем стали тянуться в развитии.

Прошли годы. Мы помогли сотням клиентов, догнали и перегнали практически всех конкурентов, с кем сражались (увы, части этих компаний больше нет на рынке), но смогли заработать не несколько миллиардов, а всего лишь несколько сотен миллионов рублей.

Стало понятно, что конкуренты, за кем мы гнались, с кем ругались, с кем соревновались и сражались, находятся вместе с нами в одной общей песочнице детского садика младшей группы

Вместо того, чтобы сразу же выйти за рамки бортиков игровой площадки и направиться хотя бы в начальные классы школы, мы упорно сражались со сверстниками из яслей. Кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше, но на нашем рынке все находятся в пределах одних и тех же денег (микро и малого бизнеса). 100–300–500–700 миллионов рублей в год (90% рынка болтается где-то на уровне 10–20–30 миллионов рублей в год). Осознание нами этого факта в 2016 году изменило всё.

Мы начали свой путь к созданию продуктов и в 2017 появились первые ласточки, а в 2018 и 2019 появилось уже более 10 продуктов от Комплето: цифровые и один реальный вещественный товар (мой личный проект).

По нашей изначальной задумке все эти продукты объединяет:

  1. Наличие производства — реального или цифрового — для воплощения в жизнь своих личных идей (кардинально отличается от формата заказной разработки)

  2. Потенциал огромного масштабирования на весь мир (все продукты изначально создавались под мир, а не только под Россию)

Второй пункт критически важен. Именно практически полная невозможность масштабирования (одновременно с падением прибыли при росте), делает невозможным рост любого российского агентства / студии / продакшена до хотя бы 30–50–70 млн $ в год.

Поэтому, даже при росте агентства до, например, 1 миллиарда рублей в год, норма прибыли будет в 2–3 раза ниже, чем у продукта / сервиса с аналогичным оборотом. Продукты создаются для масштаба, для мультиплицирования — при росте падают затраты, прибыль растёт. Услуги же всегда очень плохо переживают масштабирование — затраты сильно растут, прибыль падает.

Большая проблема агентского бизнеса (и других бизнесов услуг) в том, что он очень сильно затягивает в операционку. Находясь в таком операционном течении, мыслить стратегически, а уж тем более продуктово, крайне сложно. Предлагаю такую аналогию:

Асцидия пурпурная

Морское животное асцидия относится к хордовым. У нее имеются структуры головного мозга и спинной мозг. Головной мозг этого животного через спинной мозг отправляет сигналы к различным участкам ее тела и принимает от них ответные сигналы.
Как только она находит скалу, в которой чувствует себя в безопасности, где температура оптимальная и достаточное количество пищи, она останавливается. Асцидия — это оседлое животное, это значит, что, выбрав для себя оптимальный ареал обитания, она остается в нем, несмотря ни на что.
Первое, что делает асцидия на своем новом месте жительства, — съедает свой головной мозг. А почему нет? Жить и оставаться при этом асцидией можно и без головного мозга. Зачем его съедать? Скорее всего, для оптимизации энергопотребления организма. Асцидии больше не нужен мозг, поскольку она выбрала для себя оптимальное место для проживания и дальнейшее движение не входит в ее планы.
Наверняка, каждый из вас встречал людей-асцидий. Это такие особи, которые забравшись в уютное место, отключают мозг, перестают двигаться, развиваться и мыслить. Большинство их поступков совершается на автопилоте и не сильно вдумываясь, как бы по инерции.

Среднестатистический владелец агентства / студии / бюро часто напоминает мне человека-асцидию. Агентство выстроено, в нём комфортно, тепло и уютно ;)

Для вступления, пожалуй, достаточно :)

Дальше буду писать заметки про то, как подойти в разработке собственных продуктов, с чего начать в первую очередь, откуда брать идеи, как и кем разрабатывать, как масштабировать и при этом не умереть с голоду. Расскажу про все наши собственные продукты и сервисы, про успехи и неудачи. Расскажу (уже в следующей главе) о типовых ошибках практически всех владельцев агентств / студий, когда они начинают делать первые шаги на продуктовых рынках (как пытаются строить по привычке огромных коней, делая это очень медленно, как пытаются приспособить собственную разработку и в итоге проваливаются и многое другое).

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine