Я отлично помню те времена, когда было невероятно модно ненавидеть заказчиков
Автор: Максим Бурцев, Arriba (Креативный директор)
Я отлично помню те времена, когда было невероятно модно ненавидеть заказчиков. Ну, вы знаете. «Мудаки, ни хрена не шарят!», «Мы им Канны, а они нам хрен», «Да кто они такие, чтобы рассказывать нам что такое хорошая реклама». На крайняк — простое и лаконичное «Долбоебы». Мода эта была поголовной, начиная от дизайнеров-стажеров, заканчивая владельцами студий и агентств. К этой моде был причастен и я. Добрая половина наших заказчиков была закоренелыми мудаками и ничего-не-смыслящими-в-рекламе-дегенератами. И мы теряли заказчиков один за одним, что лишь являлось для нас очередным доказательством их дегенеративности. И мы были уверены, что «ничего, они еще одумаются, поймут как им без нас хреново и вернутся». Но заказчики так и не возвращались.
Прошло много времени прежде, чем я понял, что единственным мудаком и дегенератом в большинстве случаев был именно я. Потому что я не понимал трех самых главных фактов о заказчиках:
1. Заказчик действительно в большинстве случаев ни черта не понимает в рекламе, иначе он бы не обратился в агентство за помощью. Но этот факт означает лишь то, что агентство должно не только выполнять свою работу, но и обучать заказчика, рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо, рассказывать о принципах и механизмах рекламы. Я очень хорошо понял сторону заказчика, попав однажды на операцию. Тогда я совершенно ни хрена не понимал — ни диагнозы, ни причины, ни последствия. Все, что я знал — что у меня болит и мне нужно это вылечить. И врач не назвал меня дегенератом. Он спокойно объяснил мне все, что я хотел знать и даже чуть больше.
2. Заказчик — человек, который гораздо лучше разбирается в своем бизнесе. Вне зависимости от того, какого вы мнения о собственных умственных способностях и знании всех на свете рынков, заказчик все равно будет умнее. Потому что он — человек, который работает на своем рынке каждый чертов день, 24/7, много месяцев/лет подряд.
3. Заказчик — человек, который смог не только создать компанию, но и сделать ее прибыльной, поднять на ноги (иначе как бы он обратился в агентство?). Он пришел к вам, чтобы отдать заработанные своим «дегенеративным» путем деньги.
Да, переход на новую модель отношения к заказчику был болезненным. До сих пор, нет-нет да срывается злобное «Вот мудаки!», но это уже скорее по инерции. Но как только я уразумел три этих простых факта, произошло две главные в нашей работе вещи.
Во-первых, мы начали обучать наших заказчиков. Везде и всеми возможными способами. Мы делали специальный пятничный формат «Кофебрейк», на котором мы беседовали с заказчиками на разные темы, связанные с рекламой, дизайном, брендингом, мы проводили лекции, мастер-классы и Кинобагажи для клиентов, мы тратили долгие часы на поиск крутых рекламных проектов и объяснения чем они круты, и даже дарили клиентам книги.
А во-вторых, мы начали больше разговаривать с заказчиками, задавать вопросы и слушать их ответы. Теперь для меня нет лучшего способа понять продукт и создать идею для его продвижения, чем хороший двух-трехчасовой разговор с клиентом. Попробуйте как-нибудь, обычный разговор — отличная штука.
Здорово, что в последнее время мода на «Заказчики — мудаки» постепенно проходит. Или я просто перестал обращать внимание на подобные выпады со стороны коллег по цеху. В любом случае стоит не уподобляться, уважать и прислушиваться к своим клиентам — зачастую они говорят полезные вещи, просто не тем языком, к которому привыкли вы.
P.S. Все это, однако, никак не отменяет наличие мудаков среди заказчиков, описанных раннее. Так что сильно расслабляться все же не стоит.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine